Трудное счастье 5-7 главы

Глава-5
 
Утром, когда Таня собирала Нину в детский сад, она заметила, что девочка сегодня какая-то вялая, не хочет завтракать и постоянно морщится.
 -Наверное, не выспалась, -подумала Таня. Она заплела дочке косички, приколола к платьицу на груди девочки свежий носовой платочек и сказала:
 -Смотри, не потеряй. Видишь, какой красивый. Ни у кого такого нет.
 Действительно, Софа была мастерицей вышивать. Её вышитые работы украшали квартиру. Но особенно девушка любила вышивать платочки, которые охотно дарила своим подругам. Один такой платочек Нина видела даже у Юрки Щукина - одноклассника старшей сестры.
 В детском саду девочке совсем не хотелось играть. Во время обеда она сидела за столом, не прикасаясь к пище, а из глаз катились слезы. Подошла Елена Сергеевна.
 -Что с тобой, Ниночка? Почему ты не ешь?
 -Горло болит, -прошептала девочка.
 Ребёнка уложили в постель. Вечером за Ниной пришел соседский мальчик, Сашка Шпилер. Он учился уже в 1-м классе и, хотя успехов в учебе не делал, очень гордился перед малышнёй, что ходит в школу. Сашка покровительствовал младшей соседке и иногда охотно забирал её из садика. Вот и сегодня он появился во дворе и остановился у веранды, поджидая девочку.
 Нина вышла к нему в слезах: она где-то потеряла свой платочек и боялась встречи с мамой. Что она скажет дома? Ведь мама наказывала беречь платочек, не терять его. Девочка даже забыла о боли в горле, настолько вторая беда заслонила первую. Всю дорогу, несмотря на уговоры Сашки, она горько плакала, а в квартире уже заревела во весь голос. Таня никак не могла успокоить дочь, говоря, что не сердится за утерянный платочек. Вскоре из школы пришла сестра. Посмотрев на старшую сестру, Нина заплакала ещё громче. Софа сказала, что сделает новый, ещё лучше прежнего, но девочка не успокаивалась. Наконец, Таня не выдержала и закричала:
 -Да замолчишь ты в конце-концов?! Вон какая вся красная от слёз. Придёт папа, подумает, что тебя здесь избивают.
 Софа подошла к сестре, чтобы вытереть ей глаза, и притронулась к её щекам.
 -Мама, у Нины температура. У тебя что-нибудь болит? -спросила она у девочки.
 -Горло, -ответила Нина.
 Ночью девочка металась в жару. Во сне она искала утерянный платочек и плакала. Утром на теле ребёнка увидели сыпь. Вызвали врача.
 -У ребёнка скарлатина. Нужно положить девочку в больницу,-сказал врач. -Я пришлю карету «Скорой помощи». Собирайте дочку.
 Через полчаса Таня, закутав Нину в тёплое одеяло, понесла её в машину, которая увезла девочку в больницу.
 В больнице Нину переодевала пожилая санитарка. Она, глядя на девочку, говорила:
 -Сейчас переоденем тебя, срежем твои косички и пойдёшь в палату.
 -Срежите косички? -спросила Нина. -Это хорошо, а то они мне так надоели, -вздохнула девочка. -Всё время путаются, а расчесывать их так больно. Только бантик мне оставьте, хорошо? -попросила она.
 Нина завидовала девочкам, у которых была короткая стрижка, а на макушке красовался огромный бант. О таком бантике и мечтала она. У неё были очень длинные и густые волосы, которые ей всегда заплетали в косы, причиняя при этом постоянные неудобства. И вот сейчас, наконец-то её мучения закончатся: её ленточка переместится на макушку головы. Но нет. Мечта девочки не совсем сбылась. Ей отрезали косы и вместе с бантами отправили в горшок. На голове не оставили ни одной волосинки. Когда Нина посмотрела на себя в зеркало, висевшее в ванной комнате, она горько заплакала: из зеркала на неё смотрел мальчик в больничной пижаме, только глаза у него почему-то были её - Нинины.
 Пока девочка лечилась в больнице от скарлатины, дома произошли два события: во-первых, их дом поставили на ремонт и семья переселилась в небольшую квартиру соседнего дома, во-вторых, у нее появилась еще одна сестричка, Ривочка.
 Когда девочка вернулась домой, её неприятно поразило маленькое существо, похожее на куклу, завернутую в одеяльце. Эта живая кукла постоянно плакала и занимала всё время у мамы. Фанечки дома не было:она была в детском саду, и Нине стало скучно. К счастью, соседские девочки увели её на улицу поиграть.
 Была весна. На улице было грязно, но Таня, боясь, как бы дочь снова не заболела, надела ей новые зелёные валеночки, которые так и не пришлось поносить девочке. Таня не подумала, что в мае уже хорошо припекает солнышко, повсюду лужи, а Ниночка хоть и большая уже девочка, вынуждена подчиниться своим ножкам, давно не гулявшим, а потому нетерпеливо исследующим весь двор.
 …Таня с ужасом смотрела на стоящую у порога дочь в грязных валенках.
 -Боже мой! Нина, ты где так запачкала валенки? -закричала мать.
 -Мама, во дворе такие большие лужи, совсем негде гулять. Я лучше побуду дома, хорошо? -лукаво улыбнулась девочка.
 -Вот придёт папа, он тебе задаст лужи. Валенки испортила, ноги промочила.
 Папа - это уже серьёзно. Наказания Нине не избежать. Он всегда наказывает дочь, когда мама жалуется на неё. А жалуется, к сожалению, часто. И суровый отец никогда ничего не прощает девочке. А уж какая у отца тяжёлая рука! Вот и сегодня мама обязательно покажет отцу грязные валенки. Но это будет вечером, а пока Нина незаметно подошла к колыбели и уставилась на малютку.
 -Фу, какая она некрасивая, -подумала Нина, - и играть совсем не умеет. Маленькая, как кукла.
 Тут Ривочка сморщила носик и закричала.
 -Нина, покачай Ривочку! -крикнула из кухни Таня.
 Нина стала качать сестрёнку, но та и не собиралась умолкать.
 -Ну что ты кричишь? Я же качаю тебя. Тебе, наверное, жарко. Сейчас я тебя разверну.
 Нина стала разворачивать малютку. Та замолчала, уставившись на сестру голубыми глазками.
 -Ой, какие у тебя маленькие ручки и ножки, а пальчики совсем крошечные! -воскликнула девочка.
 В комнату вошла Таня.
 -Что ты делаешь? -закричала она. -Ты же простудишь ребёнка!
 -Но дома же нехолодно, -возразила Нина.
 -Ты большая, и тебе нехолодно, а Ривочка совсем маленькая и может заболеть. Вот придёт папа, я ему всё расскажу, -пригрозила мать.
 -Ну вот, снова папа. Что теперь будет? -подумала Нина. Она обиженно отвернулась от матери и стала смотреть в окно. Девочка думала о том, что её никто не любит. Все на неё кричат. Папа часто наказывает. И крупные слёзы потекли из глаз ребёнка.


Глава-6


 Осенью семья вернулась на прежнюю квартиру, и снова Сашка Шпилер стал встречать Нину из детского сада. Сашка уже второй год учился в 1-ом классе, но в учёбе нисколько не продвинулся. Он так и не научился читать, зато Нина своими успехами удивила не только родителей, но и свою воспитательницу. Как-то незаметно она стала читать.
 Борух получал две местные газеты. Внимание девочки привлекали в газетах крупные заголовки. «Биробиджанер штерн» на идиш читал только отец. А так как его дома почти никогда не было, Нине не у кого было спросить, какие там буквы. И она переключилась на «Биробиджанскую звезду». Вечером, когда старшая сестра садилась за уроки, младшая брала газету и с серьёзным видом обводила в ней крупные буквы или срисовывала их. Иногда она спрашивала у сестры:
 -Софа, какая это буква?
 Софа отвечала, но когда девочка очень ей надоедала, отмахивалась:
 -Не мешай мне. Видишь, я занята.
 Цепкая память быстро ухватывала названия букв, и часто Нина, как бы проверяя себя, снова спрашивала:
 -Это буква Б? Это И? -Она хитро поглядывала при этом на сестру, которая только утвердительно кивала головой.
 Вскоре девочка уже читала крупные заголовки в газете, а гуляя на улице, обращала внимание на вывески магазинов. Дома была большая потрёпанная книга В.Каверина «Два капитана». Она стала первой книгой девочки. Конечно, Нина ничего в этой книге не понимала, но ей нравился сам процесс чтения.
 В детском саду Нина с разрешения Елены Сергеевны брала с полки книжку и, собрав вокруг себя товарищей, читала им. Воспитательница знала, что у Нины очень хорошая память, и считала, что девочка рассказывает книжки наизусть.
 Однажды Елена Сергеевна принесла в группу новую книжку «Первоклассница» и прочитала её детям. Когда Нина уходила домой, она попросила у воспитательницы эту книжку, чтобы ещё раз её перечитать.
 -Возьми, только завтра обязательно принеси, -сказала Елена Сергеевна. -А кто тебе её будет читать? -вдруг спросила она. Воспитательница знала, что отец девочки много работает, а мать совсем безграмотная. Старшая сестра, как все старшие дети в семьях, не любит возиться с младшими.
 -Сама, -ответила Нина.
 -Как сама? Ты запомнила книгу наизусть?
 -Нет. Поэтому я и хочу её ещё раз прочитать. Я уже сама умею читать.
 -Умеешь читать? -удивилась воспитательница. -Кто же тебя научил?
 -Сама,-сказала девочка и протянула руку к книге.
 -Тогда тебе одного дня не хватит. Возьми книгу, и как только прочитаешь, принесёшь. Смотри, не запачкай её. Береги книгу от маленьких сестричек.
 Вернувшись с работы, Борух застал свою дочь за чтением книги и приятно удивился, узнав, что дочь читает.
 Прошёл ещё год. Нине исполнилось семь лет. Уже всех её подружек записали в школу. А её папе всё некогда.
 -Папа, когда мы пойдём записываться в школу? -спрашивала девочка.
 -Завтра постараюсь прийти с работы пораньше и пойдём,-отвечал отец.
 Но наступало завтра, а отец по-прежнему приходил домой поздно. Нина часто подходила к воротам школы и с завистью смотрела на выходивших из здания учеников. Все они были постарше девочки и ходили в школу не первый год. Но и она считала себя уже большой, почти школьницей. Вдруг девочка вошла во двор и направилась к крыльцу. Войдя в помещение, Нина стала читать таблички на дверях. На первом этаже нужной ей таблички не оказалось. Она поднялась на второй этаж и прочитала на одной из дверей: "Директор". Девочка постучалась и вошла в кабинет. Нина застыла на пороге:за столом сидела тётя Лена, её соседка по дому, мама Дины Вернер.
 -Ты кого-то ищешь, Нина? -спросила женщина.
 -Да. Мне нужен директор школы.Тётя Лена, вы не знаете, где он?
 -Знаю, -улыбнулась тётя Лена. -Я директор. Здесь все меня зовут Елена Аркадьевна. А зачем тебе директор?
 -Я хочу в школу записаться.
 -Почему же ты пришла одна, без родителей?
 -Папа всегда занят на работе, -тихо сказала девочка, и на глазах её появились слёзы. -Но ведь я уже большая и сама могу записаться.
 -Конечно, большая. Вот только плакать не надо. Сейчас я тебя запишу в 1-й класс, и учить тебя будет твоя знакомая - Роза Веньяминовна. Она тоже живёт в нашем доме.
 -Оли Эрлих мама? -спросила Нина. -Ой, как хорошо! -воскликнула девочка. -Я очень буду стараться хорошо учиться.
 -Вот и договорились. Вечером я зайду к вам и возьму твои документы. Вот тогда ты станешь по-настоящему ученицей школы 10, -улыбнувшись, сказала Елена Аркадьевна. Она проводила девочку к выходу.
 На следующий день Таня стала перешивать школьную форму старшей дочери для младшей.
 Наступил последний летний день 1952 года. Завтра Нина впервые пойдёт в школу, а сегодня она в который раз перебирает вещи в своем портфеле, подаренном в детском саду. Букварь, альбом для рисования, цветные карандаши, ещё чистые тетради…
 Утром в школе был «пробный день». Все будущие первоклассники пришли с родителями, а Нина - одна. Она ведь уже большая: даже в школу сама записалась. Ей мама так и сказала:
 -Ты уже большая и дорогу в школу сама знаешь.
 Даже знакомиться ни с кем не пришлось: все одноклассники Нине знакомы: они из одной группы. И учительницу свою она знает. И всё-таки девочка беспокоится, думая о завтрашнем дне.
 Утром Нина встала очень рано. Ещё раз проверила, всё ли в порядке: школьная форма, портфель. Жалко, Софа не видит её. Старшая сестра в этом году закончила семилетку и поступила на заочное отделение культпросветучилища. Сейчас она работает в сельской библиотеке. Это она подарила Нине Букварь. Девочка в тот же день прочитала свой первый в жизни учебник. Сейчас она знала его наизусть.
 -Все только начнут учиться читать Букварь, а я уже всё знаю, -хвастливо подумала она.
 Но в школе всё началось не так, как думала Нина. Не сразу начали учиться читать, а долго ещё писали палочки, крючки, кружочки и даже не ручкой, а карандашом. Это было нелегко. Рука совсем не слушалась, но ещё хуже стало при письме чернилами. Кляксы всюду преследовали первоклассницу. Уроки чистописания были просто мучением для неё. Но в остальном Нина училась легко и охотно. Её друг Сашка всё еще учился в 1-ом классе, и теперь она взяла шефство над мальчишкой. Нина делала уроки вместе с ним, заставляя горе-ученика по нескольку раз перечитывать одно и то же, приговаривая:
 -Ты у меня будешь учиться хорошо. Наконец-то ты перейдешь во 2-ой класс.
 Может быть, уже тогда у девочки стал проявляться педагогический дар. Сашка по-прежнему получал двойки, но иногда он приносил домой тройки и даже четвёрки. Ему было уже десять лет. И он возвышался над своими одноклассниками. Сидел Сашка за последней партой и все уроки рисовал. В этом он преуспел. У него по рисованию была «5». И еще по физкультуре и пению. Сашкина мама с возмущением жаловалась соседям:
 -Посмотрите на этого оболтуса! Он еще поёт! Получает одни двойки и поёт!
 Тетя Фира, Сашкина мама, просто обожала Нину.
 -Любонька моя, -говорила она, -помоги моему шалопаю, этому босяку. Сколько он ещё будет учиться в 1-ом классе? Даже ты уже догнала его. Ну что мне с ним делать? Учиться не хочет, работать ещё мал. Что из него выйдет?
 Нина терпеливо «тянула» своего товарища.
 Иногда вечерами к ним забегал Юра Щукин - школьный друг старшей сестры. Он был влюблён в Софу и сейчас скучал без неё. Юра учился в 8-ом классе. Он мечтал стать инженером и продолжал учиться в школе, чтобы затем поступить в институт. Он часто забегал и по утрам, чтобы идти в школу с Ниной. По дороге в школу парнишка всё время расспрашивал Нину о старшей сестре. Нина была немного влюблена в Юру и сожалела, что ещё такая маленькая. А Сашка зло косился на него, когда видел, как Юрка шёл рядом с его подружкой, держа её за руку, или переносил через лужи возле школы.
 Нине нравилось учиться в школе. Она настолько приохотилась к чтению, что читала всё, что попадалось под руку. На втором этаже находилась библиотека, но первоклашкам книги пока не давали, так как они ещё не закончили читать Букварь. Но ведь Нина прочитала Букварь давно, почему бы ей не заглянуть в библиотеку? Она так и манила девочку своей открытой дверью, через которую Нина видела столько книг, что аж дух захватывало.
 И вот однажды… Была большая перемена. Дверь библиотеки открыта. Девочка тихонько вошла, огляделась по сторонам. Библиотекарь за стойкой выдавала книги, кое-где за столиками сидели и читали старшеклассники. Нина взяла с полки журнал и устроилась за свободным столиком. Она читала громко, совершенно не понимая содержания. Это был журнал для детей старшего возраста. Своим громким чтением девочка привлекла к себе внимание всех присутствующих в библиотеке. Школьный библиотекарь Зинаида Петровна подошла к первокласснице, взяла у неё журнал и положила на полку.
 -Пойдём, я дам книжку, которая тебе понравится. Этот журнал не для тебя.
 С тех пор Нина регулярно брала книги в библиотеке. К сожалению, не всегда у девочки было время для любимого занятия. После школы она помогала по дому, ходила за покупками, забирала сестрёнку из детского сада, а потом делала уроки. Училась Нина почти на «отлично». И вдруг в её тетради по арифметике появилась «единица». Нине стало страшно: если папа увидит, наказания не избежать. Папа наказывает её часто, а уж за что-всегда найдётся. Вот и сейчас.. Что делать? Девочка долго смотрит на злополучные примеры со скобками: в них множество исправлений. Нина пересчитала примеры. Вроде, всё верно. Почему же «единица»?
 -Надо быстро спрятать тетрадку и сказать папе, что она закончилась, -решила девочка. -А вдруг он взамен чистой потребует старую? -подумала она. Но Борух в этот день был занят и тотчас дал дочери новую тетрадь. На следующий день снова «единица».
 -Но почему? -удивилась Нина. -Я же правильно решила.
 На уроке Роза Веньяминовна сердито сказала ученице:
 -Нина, ты много болтаешь на уроках. Придётся поговорить с твоим отцом.
 -Только этого не хватало, - с ужасом подумала девочка. Она настроилась слушать учительницу, но через несколько минут снова отвлеклась с соседкой по парте.
 В субботу у Боруха был выходной. Вечером он взял портфель дочери для проверки. По субботам, вечерами, он всегда делал «ревизию» в Нинином портфеле. Девочка замерла:
 -Что сейчас будет?!
 Борух открыл тетрадь по письму и довольно улыбнулся: в тетради четверки и пятёрки, больше пятёрок. Затем достал тетрадь по арифметике, в которой была только одна оценка - «единица». Это была та новая тетрадь, которую он дал дочери позавчера. Отец сердито посмотрел на дочь:
 -Где старая тетрадь?
 Девочка дрожала от страха. Она подала отцу ещё не законченную тетрадку. После четвёрок и пятёрок в тетради стали появляться тройки и вдруг - «единица». Борух с размаху ударил девочку по лицу. Из рассечённой губы закапала кровь.
 -Мерзавка! Ты не только скатилась в учёбе, но ещё и обманула меня!
 Он снова раскрыл тетрадь и посмотрел на неправильно решённые примеры.
 -Сядь за стол! -приказал отец всхлипывающей дочери. Положил перед ней чистую тетрадь и сказал:
 -Реши все эти примеры заново.
 Нина стала решать. И тут отец остановил её.
 -Ты же неправильно решаешь. Смотри, как нужно решать такие примеры. Теперь Нина уже знала, почему ей ставили единицы. В понедельник Борух отпросился с работы, чтобы сходить в школу.


Глава-7


 Март 1953 года обещал быть снежным. Огромные сугробы лежали даже на дорогах. Почти без перерыва работали снегоочистители, но транспорт передвигался с большим трудом.
 Рано утром родители уехали в город. Младшие сестрёнки были в детском саду. Нина делала уроки. Во втором полугодии она училась во вторую смену.. По радио почему-то играли траурную музыку. Музыка мешала сосредоточиться, и девочка выключила радио. В квартире стало очень тихо, и Нина снова склонилась над тетрадкой. Но тут она стала думать о том, что родители долго не возвращаются. Ей обещали купить сегодня новые туфли, и девочке не терпелось их увидеть.
 Вдруг в квартиру с громким плачем ворвалась Зина Шпилер, старшая сестра Сашки. Она училась в 3-ем классе, хотя должна была учиться в 5-ом. Зина, как и её брат, училась плохо. Девочка долго не могла сказать ни слова.
 -Зина, что с тобой? Почему ты плачешь? Мать побила? -спрашивала Нина.
 -Ты что, ничего не знаешь? Почему у вас молчит радио?
 Зина подошла к динамику и включила его. Комнату вновь заполнила траурная мелодия.
 -Что ты делаешь? Зачем включила радио? Оно мне мешает делать уроки, -сказала Нина.
 -Дура! Сталин умер, -ответила Зинка.
 -Сталин? Но ведь нам в школе сказали, что Сталину уже лучше и он поправляется. Что же теперь будет? Как же мы будем жить без нашего вождя? А вдруг снова будет война?-с тревогой спрашивала Нина. Зина посмотрела на иллюстрацию из «Огонька», висевшую на стене над столом, за которым сидела Нина. На иллюстрации за большим столом, на котором лежала карта, сидел Сталин и члены Политбюро.
 -Не знаю,-ответила Зина, -наверное, кто-нибудь из них будет, -кивнула девочка на иллюстрацию. -Только Сталина нам никто не заменит, -вздохнула она.
 Девочки ещё долго сидели, задавая себе бесконечные риторические вопросы и вздыхали. Через час нужно было идти в школу, а уроки ещё не сделаны.
 -Ой! Я же уроки не сделала! -воскликнула Нина.
 -Ну какая же ты, Нинка, дура! Уроки! Разве сегодня до уроков? Сталин умер. Такое горе у нас, а ты со своими уроками! Собирайся скорее в школу. Там, Фанька сказала, митинг будет. Фаня - старшая сестра Сашки и Зинки-семиклассница. Она училась в первую смену. Фаня давно вернулась из школы и первая сообщила сестре о смерти Сталина. Радио у Шпилеров не было.
 Нина стала собираться в школу, и тут из города вернулись родители.
 -Папа, мама! Что вы так долго? Сталин умер, -бросилась к ним дочь.
 -Знаем, -ответил Борух, -потому и задержались. В городе остановился весь транспорт: все слушали у кинотеатра радио, да и большие заносы снега на дорогах. Автобус еле шёл, -говорил отец, доставая из сумки покупки, среди которых были и туфли для Нины.
 -Это тебе, дочка подарок к 8 марта. Ты ведь уже взрослая, -сказал Борух. Но девочку сейчас интересовали не туфли, которые она так ждала, а другое.
 -Папа, а люди в городе плакали?
 -Кто как, -ответил отец.
 -А ты и мама? -допытывалась дочь.
 Борух сразу перевёл разговор:
 -Ты уроки сделала?
 -Папа, какие сегодня уроки, когда у нас такое горе? -повторила Нина слова подруги.
 -Но жизнь продолжается, -возразил отец, -и тебе нужно хорошо учиться. Нина укоризненно посмотрела на отца.
 Вчера учительница пришла в класс заплаканная и сказала:
 -Дети, заболел наш великий и дорогой вождь Сталин. Врачи говорят, что ему уже лучше. Сталин обязательно поправится. Вы сейчас пойдёте домой и успокоите своих родителей.
 Нина мчалась домой и думала, что папа, конечно, уже дома. Его отпустили, как и Нину, с работы. Он и мама, наверное, думают, что Сталин умрёт, и плачут. Но дома была только мама. Она равнодушно слушала девочку, не отрываясь от своих дел. И, конечно, не плакала. Когда отец пришёл с работы, дочь посмотрела на него, но у отца тоже не заметила слёз.
 -Он, наверное, не знает, что Сталин заболел, -подумала девочка. Но оказалось, что отец знает.
 -Почему же они не плачут? -возмутилась про себя Нина. -А если бы Сталин умер, тогда как?
 И вот сегодня она тоже не заметила, чтобы её родители горевали. Девочке стало стыдно за них, но она ничего не сказала и поспешила в школу.
 В Актовом зале собралась вся вторая смена. Елена Аркадьевна, директор школы, говорила о невосполнимой утрате, которую понесла страна, о скорби всего советского народа по дорогому вождю, товарищу Сталину, безвременно ушедшему из жизни. «Но горе не сломит наш народ, -говорила директор, -а еще больше сплотит.» Она призвала учащихся школы учиться еще лучше, чтобы вырасти достойными людьми своей Советской Родины.
 В зале было очень тихо, лишь иногда слышались чьи-то всхлипывания. Голос директора дрожал, постоянно прерывался, а в глазах стояли слёзы.
 После митинга школьников распустили по домам. В стране был объявлен всенародный траур.
 


Рецензии
Очень, Ниночка.
Но я письма не видела в ящике, может, попробовать ещё раз, если не трудно.
С теплом и признательностью.

Илана Арад   04.09.2008 12:08     Заявить о нарушении
Спасибо, что читаете повесть. Я снова написала Вам письмо. Обнимаю. С теплом

Нина Петлярская   04.09.2008 14:54   Заявить о нарушении