Прогулки по Витебску

С тех пор , как я переехал в Витебск – я его возненавидел. Перемена места жительства всегда пугала меня, как человека совершенно не приспособленного к жизни, и однажды мой страх взял и материализовался. Прошло время, у меня появилось сознание, мысли, память , даже друзья. Проснулись инстинкты, о существовании которых я даже не подозревал. Инстинкты следопыта, охотника, философа улиц. Стремление к постижению опасности, угрозы, экстрима. Для этого есть только один возраст , и через это проходят все. Я знал это , разглядывая надписи на стенах: “Здесь был я”,” Единство славянских народов”,” Satan home”, “Кино” ,”Цой жив!”, и не смущался своей неоригинальности.
Заброшенное здание. Кирпичные стены рушатся на глазах. И не знаешь кто их так - человек или время. Здание не начало свою миссию служения людям. Люди его не достроили, и этим превратили в романтические руины. С трудом туда пробравшись, попадаешь в храм тишины. Бетон всегда молчит. Сначала мы боялись лезть туда, потому что не знали , как вылезем, но все как обычно произошло наоборот. Мы были там и в темноте, и на свету. В темноте - со мной действительно гулял страх. Ручной фонарь, как обычно, оказался игрушкой. А день - лишь показал крыши и то , что раньше , пока здание не запечатали и не повесили табличку ”опасная зона”, это местечко было людно. Там и наркоманы, и токсикоманы, и грязь, и мусор строительный, и пьянки, и , конечно, дерьмо!... Ну, никто и не сомневался.
 Достаточно весело ходить там вечером, утолять любопытство, заглядывать в каждый бетонный колодец с замерзшей водой в поисках трупов, которых там, конечно, не было.
Что еще сказать про Витебск? Тусовки - гниль. Надо быть самому по себе.
Побродить по оврагам вдоль Двины. Смотреть на старые здания, долго, воображая себя человеком с наметанным архитектурным глазом, говорить умные фразы: “Скорее всего это классика, а это готика. Да-да, это точно готика…”
Неимоверными путями вдоль деревянного забора, каким обычно огораживают строительство, проберетесь к кресту Ефросиньи Полоцкой. Идти, прижимаясь к забору, ведь это склон, это гора, тут скользко, и железные прутья торчат, один неудачный шаг - и ты катишься вниз, к Двине. Это крест тоже внушает что-то. Я знаю , меня не поймут. Но все же , глядя оттуда , с высоты на Витебск, на старый мост , на театр Якуба Колоса, на старый завод на противоположном берегу, на Двину, на деревянный дом с палисадником прямо внизу…ты оборачиваешься , видишь распятье из Рио-де-Жанейро. Да, я буду смеяться в лицо тому, кто осудит это сравнение.
Точно так же круто спустишься вниз. Гуляешь по кирпичным стенам, которые остались тут от нкогда. Пытаешься определить их возраст.
 Мост, мы называли его Пушкинским. Возначаливают с обеих сторон его огромные каменные шары. Когда мы спустились , а мы еле-еле спустились, подъехали машины. Это свадебные машины, в тот день очередные два человека соединились во браке. А кто знает, может, они будут счастливы!? Шумная толпа вывалила наружу. Меня это здорово взбесило. Но все оказалось не так примитивно, эти двое пытались поддержать традицию. Жених хитрый- выбрал самый маленький мост в городе и под шумные ободряющие вопли, гордыми шагами перенес на руках свою невесту через мост. Злость почти покинула меня: я люблю, когда люди соблюдают традиции.
Наслаждайтесь массивными колоннами театра Я. Колоса.
А потом, постояв возле, нынче закрытого Кировского моста, двигайтесь вдоль Двины, по улице, которая параллельна главной , но нелюдная, нешумная, чуть-темная , спокойная и какая-то задумчивая. Идя по ней , я вспоминаю свои рассуждения о смысле жизни, о жизни после смерти, о философии и мифологии. А главное не было разговоров о неустроенном быте. Эх , как же все-таки человек может устать от быта и от разговоров о нем.
Пройдя этот отрезок , вы увидите знаменитые три штыка. Посмотрите на них по-новому, не односторонне. Посмотрел я на него однажды , не как на памятник героизму, самопожертвованию, а на место , которое манит бомжей и беспризорников огнем, памятник смерти, где цветы появляются только 9 мая , 23 февраля и каждую субботу, когда кто-то женится, отдавая традиционную дань.
 У каждого предмета есть две стороны , ничто не приносит только хорошее или только плохое. О великий синтез, ты повсюду!
Три штыка, раздробленные ступеньки и долгожданный привал.
Вы - под мостом Блохина. Милое местечко, погуляйте под мостом и над Двиной одновременно. Почитайте сексуальные фантазии 12-16 летних подростков. Спуститесь на опоры, поговорите с ветром, посмотрите на воду и на людей, которые мирно распивают что-либо вдоль берега.
 Здесь время проходит мимо, его дофига, чтобы думать и думать. А потом вернитесь на землю и продолжайте путь.
Перешли мост и спустились вниз. Вот он, заброшенный старый театр. Он манил нас. Окна не заколочены, двери не закрыты. Ты заходишь и видишь следы людей, бывавших тут давно до тебя. Тут праздновали хелоуин. Крыша старая, опасная. И как везде много дерьма. Умиротворенным это место не назовешь. Мы гуляли по подвалу, но далеко зайти не хватило храбрости. Ощущение того, что это бывшее обиталище сатанистов не давало покоя.
Далеко не плавно перемещаемся ближе к “Ледовому дворцу”. Когда-то это была огромная пустошь, слабо напоминала степь , низкие скудные кусты и водоем. И гора.
Сейчас там дворец, гору на треть сровняли и приаккуратили водоем. К этой витебской горе я отношусь особенно , тепло, вспоминается довольно холодная осенняя суббота, холодный ветер вокруг тебя на этой горе, ты в нем , как в воде и книга по философии под рукой. Не смотря на людей , ты чувствуешь себя счастливым одиноким. Вот там ты любуешься небом, землей , ветром, травой , и готов постичь просветление. Вот оно- отрешение, умиротворение, спокойствие и безмятежность.
Витебск для каждого свой, и любить его можно по-разному
GreenDream


Рецензии