Трудное счастье 14-17главы

Глава-14

 Школа-интернат, образованная из бывшего Детского дома, состояла из двух спальных корпусов, медпункта и здания школы. В первый учебный год в ней насчитывалось чуть больше двухсот воспитанников, половину из которых составляли бывшие детдомовцы, которые должны были помочь адаптироваться в новой обстановке вновь прибывшим.
 Пятиклассников построили во дворе. Некоторые пришли с родственниками. Воспитательница Надежда Владимировна подходила к каждому и спрашивала размер одежды и обуви. Вот она подошла к высокому мальчишке, который стоял в конце строя.
 -Как тебя зовут? -спросила воспитательница.
 -Женя Маслов, -ответил мальчик.
 -Ты знаешь свой размер обуви?
 -Ноженька? Сорок первый, -ответила за внука бабушка Жени. Все дружно засмеялись, а Женька хохотал громче всех. Не смеялась только Люся, стоявшая рядом с Женькой. Она тоже была намного выше своих сверстников и почти не уступала Женьке в размере обуви. И, конечно, этого она стыдилась.
 До обеда ребята устанавливали кровати в спальных комнатах, получали постели, наводили порядок в корпусе. В комнате, где должна жить Нина, поставили двадцать две кровати: по одну сторону для пятиклассниц, по другую-для третьеклассниц. Занимаясь уборкой, Нина постоянно ощущала на себе взгляды девчонок и только потом поняла, что так привлекало их внимание. Её косы, длинные и толстые, они спускались до самого пояса. К ней подошла стриженая девочка из третьего класса.
 -Ух, какие косы! -восхищённо воскликнула девочка.
 -Нам бы их в кукольный кружок! -подхватила девчонка постарше, -сколько кукол были бы с волосами, да ещё с настоящими!
 -Ничего, не долго ей носить эти косы,-ехидно произнесла одна из бывших детдомовцев.
 Только спустя некоторое время Нина поняла, что имела в виду эта девочка.
 Нелегко было Нине привыкать к новой жизни. Детдомовцы первое время держались обособленно и не подпускали «домашних» (так называли тех, кто пришёл в интернат из дому) в свой мир. Сближение происходило постепенно: совместные дежурства, уборка помещений, самоподготовка после уроков и, наконец, общение вечерами.
 Время между ужином и сном было самым любимым для воспитанников: можно почитать, поболтать с девчонками. Вечерами девочки любили по очереди рассказывать разные страшные истории и смешные анекдоты. Рассказы были читаные, услышанные и сочинённые. Особенно интересно рассказывала третьеклассница Зоинька Олькина. Рассказывала она артистично, «в лицах». Зоя мечтала стать артисткой, и все верили, что так оно и будет. Любили девочки слушать и Нину. Её часто просили что-нибудь рассказать, нарушая очерёдность. Рассказывала Нина плавно, будто читала. В основном, рассказывала то, что слышала от отца или прочитала.
 После первых дней учёбы интернатовцы поехали в свой летний лагерь, где было большое подсобное хозяйство. Вокруг лагеря раскинулись огромные поля с картофелем и другими овощами. Учащиеся собирали урожай. С непривычки ныла поясница, болели руки, кружилась голова. Детдомовцы работали легко, со сноровкой. Видно было, что для них такая работа привычна. Они старались, как могли, помочь своим новым товарищам, и это сблизило ребят ещё больше. Когда пришло время вернуться в город, детдомовцы и «домашние» стали одним сплочённым коллективом, в котором Нине предстояло прожить пять лет. Эти годы были самыми счастливыми в её жизни.
 Вместе с детдомовцами в интернат пришли и некоторые их воспитатели. Они резко отличались от вновь пришедших педагогов. Видимо, безнаказанность за грубое отношение к детям-сиротам сделала их безжалостными, чуждыми к доброте, которую проявляли к воспитанникам новые педагоги. Наверное, поэтому детдомовцы были упрямы, ершисты, старались при случае показать свою независимость от других. Все они были переростками, на год-два старше одноклассников, пришедших из дома. Они были очень изобретательны в шалостях и прозвищах, которые давали воспитателям и учителям. Надежду Владимировну за высокий рост назвали Цаплей. Ребята рассказывали, что когда учились в младших классах, она наказывала их таким способом: раздевала провинившегося до гола, чтобы он не мог выйти из помещения, и оставляла так на целыйй день. Сейчас же Цапля «заигрывала» с детдомовцами, проявляя о них показную заботу, но дети не верили ей. Воспитательница всегда подслушивала разговоры воспитанниц, внезапно входила в комнату, заставая их врасплох, открывала индивидуальные тумбочки и выбрасывала оттуда всё содержимое. В тумбочке она разрешила держать только зубную пасту со щёткой.
 Воспитанники дружно ненавидели Цаплю. Кроме воспитательницы в пятом классе был ещё и классный руководитель Александра Ефремовна, учительница русского языка и литературы. Внешне строгая, она была очень доброй. Александра Ефремовна была одинока и все своё время отдавала ученикам. С ней всегда было интересно. Учительница готовила с ребятами различные праздники, дни рождения, всегда придумывала то, что было для детей впервые, а потому и интересно. Лишь одно не нравилось в учительнице её ученикам: Александра Ефремовна читала воспитанникам нотации-долгие и скучные. Из-за этого и она удостоилась клички: детдомовцы прозвали классного руководителя Жучкой. Правда, кличка не надолго прилипла к учительнице, но зато изобретательные детдомовцы старались извлечь из её привычки читать нотации выгоду для себя.
 Как и в любом другом классе, в 5-ом всегда кто-то был не готов к уроку. Если ребята знали, что этого ученика сегодня должны спросить по литературе или русскому языку, или же кто-то в срок не написал сочинение, класс приходил к единому решению: сорвать урок. Обычно срывал урок кто-нибудь из детдомовцев, а чаще всего Валерка Нижегородов, любимец класса. Происходило это так.
 После звонка Александра Ефремовна разрешала ученикам сесть. Валерка продолжал стоять. И тут начинался, примерно, такой диалог.
 -Нижегородов, ты почему не садишься?
 -У меня есть имя,-не отвечая на вопрос учительницы, заявляет ученик.
 -Валерий, я тебя спрашиваю, почему ты стоишь?
 -Хочу и стою.
 Другой учитель, может быть, в данной ситуации сделал бы вид, что соглашается с упрямцем, но не Александра Ефремовна.
 -Сядь на место! -приказывает она.
 -Не хочу.
 -Ты решил постоять?
 -Итак, постоять.
 -Валерий, ты хочешь сорвать урок?
 -Итак сорвать урок.
 -И долго ты будешь стоять?
 -Итак, сколько захочу, столько и буду.
 Это дурацкое слово «итак» было в активном словаре всех детдомовцев. Оно характеризовало их непробиваемое упрямство. Это слово особенно выводило из себя учителей. Неизвестно, сколько бы еще продолжалась эта перепалка, если бы учительница не перешла на монолог. Нотация продолжалась до самого звонка с урока. Цель была достигнута. Валерка незаметно для всех сел и продолжал слушать учительницу уже сидя.
 И всё-таки Александру Ефремовну любили. Нина всегда ждала уроков литературы. Слушая учительницу, она наблюдала за её манерами. Девочке нравилось даже, как одевается учительница.
 -Вырасту, тоже стану учительницей и одеваться буду, как Александра Ефремовна, -думала про себя Нина.
 Конечно, она любила и других своих учителей, независимо от отношения в их предмету. И вообще, ей нравилось жить и учиться в школе-интернате. И если в трудовую жизнь Нина втягивалась тяжело, в школе ей всё давалось легко.

 
Глава 15


 Спустя некоторое время после начала занятий, во время осмотра, у девочек обнаружили форму 20, т.е. вши. Что тут началось! Особенно напуганы этим были "домашние" дети. Детдомовцы к появлению у них вшей отнеслись спокойно: видно было, что у них это не впервые.
 Вечером ночная няня тётя Стеша принесла в комнату ртутную мазь и велела всем вымазать ею голову. Она сказала, что ночью придёт будить их мыться.. Девчонки дружно стали мазаться. В комнате стоял противный запах, но выйти оттуда, значит, показаться мальчишкам. И тут, как назло, без стука зачем-то вошел Коля Веденко, добродушный, спокойный мальчик, которого уважали все девчонки не только его класса, но и всего интерната. При виде непрошенного гостя девчонки завизжали и бросились прятаться кто куда: одни рванули в шкаф, другие- под кровати. Увидев у девчонок завязанные головы, Коля жалостливо воскликнул:
 -Ой, девочки! Вам больно?
 -Уходи, дурак! -раздавались голоса из-под кроватей. -Кто тебя звал сюда? Убирайся!
 Коля не ожидал такого приёма и прямо остолбенел от удивления. Девчонки продолжали орать на него, не вылезая из своих убежищ. Первой пришла в себя Люся Масличенко Она вылезла из шкафа, спокойно подошла к Коле, молча повернула его к двери и, открыв её, вытолкнула мальчишку из комнаты.
 Борьба со вшами велась почти ежедневно. Трудней всех пришлось Нине с её длинными волосами. Вот тут-то она и вспомнила слова, которые услышала в первый день: "не долго ей носить эти косы". Но если в интернате в таком положении были все девочки, то дома неприятности только начались.
 В субботу интернатовцев отпускали на выходной день домой. Вечером Таня вымыла девочке голову и, расчесывая спутанные за неделю волосы, в ужасе закричала:
 -Нина, у тебя полная голова вшей! Ты же всех нас заразишь! Я так и знала, что до этого дойдёт! Мало того, что я каждую неделю распутываю целые клубки волос, так ещё должна ей и вши вычесывать! –Эти упрёки скорее относились к мужу, чем к Нине.
 Борух отложил книгу, которую в это время читал, взял у жены гребешок и молча стал расчесывать волосы дочери, деля их на мелкие пряди.
 -Папа, отрежь мне косы, -попросила Нина, -я же не успеваю по утрам расчесываться. У нас все девчонки с короткими волосами.
 -Почему ты должна быть, как все? -спросил Борух. -Волосы красят девочку, особенно такие длинные, как у тебя.
 -Но ты ведь видишь, что случилось?
 -Ничего. Сейчас вычистим тебе голову, а косы оставим, -успокаивал Борух дочь. До полуночи отец чистил голову дочери. Наконец, облегчённо вздохнул:
 -Вот и всё, а ты беспокоилась. Иди спать.
 Через неделю всё повторилось снова.
 -Папа, я тебя очень прошу: отрежь мне косы, -снова просила Нина. Борух с сожалением посмотрел на длинные косы девочки, которыми так гордился, взял ножницы… и косы полетели на пол.
 В воскресение вечером Цивилия Федоровна, руководитель кукольного кружка, увидев Нину без кос, ахнула:
 -Где же твои косы, девочка?
 -Папа отрезал, -ответила Нина.
 -Жаль, что твои косы не достались нашим куклам, -с досадой сказала воспитательница.
 -Мне тоже жаль.
 В интернате был банный день. В комнате девочки меняли постельное бельё, обсуждая пройденный учебный день.
 -Девчонки, а Клара-то какая сегодня пришла: вся чёрно-жёлтая! -вспомнила Светка Фурсеева.
 Клара Семёновна - учительница математики. Все вспомнили, как уже после звонка она вбежала в класс запыхавшись. На учительнице было узкое ярко-жёлтое платье с большими чёрными пуговицами, которое сильно удлиняло её тощую фигуру, и новая причёска: мелко завитые короткие волосы. Её появление вызвало дружный смех учащихся. И сейчас девчонки, вспомнив это, захохотали. А Светка походкой манекенщицы прошлась по узкому проходу между двумя рядами кроватей, делая вид, что поправляет причёску, и голосом Клары Семёновны воскликнула:
 -Ой, ребята! Чуть не опоздала! Я прямо из парикмахерской!
 Девчонки захохотали ещё громче. Потом вспоминали, как учительница долго не могла успокоить класс и, наконец, рассердившись, ушла с урока. А затем Александра Ефремовна читала им очередную нотацию и заставила извиниться перед математичкой.
 -Галка, а как на тебя Женька смотрел! Прямо чуть не съел своими глазищами! -переключилась на Галю Шишкину Зоя Жилякова.
 -Ну тебя, Зойка! Все ты выдумываешь! Что бы он на меня смотрел? -возмутилась Галя.
 -Не отпирайся! Я наблюдала за вами. Женька смотрит на тебя, а ты… зырк на него и вся покраснела, -продолжала Зойка дразнить подругу.
 Галя не выдержала и бросила в Зойку подушку. Та отправила подушку обратно. Незаметно в потасовку включились другие девочки, и начался подушечный бой. Перья летели по всей комнате. Одна подушка полетела к двери, которая в этот момент открылась. На пороге появился заведующий интернатом Матвей Соломонович. Его воспитанники боялись и не любили. При каждом очередном разносе он повторял: "А ещё пионэры!», произнося "э" вместо "е". Красный от возмущения заведующий закричал:
 -Что здесь происходит? Что вы тут устроили?! А ещё пионэры!
 Все сразу успокоились, стали поправлять постели, убирать разбросанный от подушек пух.
 -Я к вам новенькую привёл, -сказал Матвей Соломонович.
 Рядом с заведующим стояла девочка. Она была худенькая, в плюшевом коротком пальтишке и такая беленькая, что казалось: стоит к ней прикоснуться и на девочке останутся грязные пятна. Матвей Соломонович, будто догадался, о чём в этот момент думали девчонки. Он сказал:
 -Смотрите, не заразите девочку вшами. Видите, какая она чистенькая.
 Девочки , обступившие, было, новенькую, сразу отошли от неё к своим кроватям и, не обращая внимания на стоящую у порога девочку, стали заниматься своими делами. Во взгляде каждой было столько презрения, будто не они могли заразить новенькую, а она их. А девочка стояла и растерянно смотрела на всех. Глаза её блестели от выступивших слёз. Нине стало жалко новенькую и она подошла к девочке.
 -Тебя как зовут?
 -Тося. Тося Ткачук.
 -Пойдём. Рядом со мной есть свободная кровать. Будешь на ней спать.
 На уроках новенькая удивила всех. Она проявляла необычную для своих новых одноклассников активность, но ещё больше поражала ребят громкими и чёткими ответами. В классе все учились неплохо, но привычка детдомовцев к излишней "скромности" на уроках передалась уже и "домашним". И вот в классе появилась "белая ворона", не такая , как все, а это не прощается. Тося сразу почувствовала неприязнь одноклассников.
 Вечером, уединившись, Нина с Тосей долго тихо разговаривали
-У вас большая семья? -спросила Нина у новой подруги.
 -Нет. У меня есть старшая сестра. Она замужем и у неё маленькая дочь.
 -И всё? -удивилась Нина. Тося какую-то секунду подумала и затем сказала:
 -Есть ещё брат, на год младше меня, Саша.
 -А отец есть?
 -Отца нет. Он нас давно бросил . Я его не помню.
 -Где работает твоя мама? -продолжала спрашивать Нина.
 -Мама работает а Облисполкоме. Только я тебя очень прошу: не говори об этом никому, -попросила Тося. -Меня итак почему-то здесь не взлюбили.
 -Не переживай, не скажу. Только я не понимаю, почему твоя мама отдала тебя в интернат?
 -Мама часто уезжает в командировки, и меня не с кем оставлять, а одну - боится.
 -А как же Саша?
 -Он будет оставаться у бабушки, -как-то очень быстро ответила Тося.
 -Везет же некоторым, -подумала Нина. -И брат есть, и бабушка, а тут одни девчонки и бабушки нет, -Нина тяжело вздохнула, но вслух ничего не сказала.
 -Ладно, давай дружить.
 -Давай, -обрадовалась новенькая.
 С тех пор девочек всегда видели вместе. Совсем разные по характеру и темпераменту, они обе были неподрожаемыми фантазёрками, особенно, Тося.
 Весной учащихся стали вывозить на подсобное хозяйство, в летний лагерь, который располагался в 13 километрах от города. Лагерь стоял на возвышенности, внизу протекала горная речка Бира, а вокруг был лес. В свободное время девочки убегали туда. В лесу они построили шалаш и сносили туда еду - остатки от обедов. Для чего они это делали - сами не знали, но в своём общем дневнике девочки так описывали «случавшиеся» с ними приключения, что иногда сами начинали в это верить. Кое-что из дневника подруги рассказывали вечерами девочкам. А те только посмеивались над фантазёрками и, когда хотели поразвлечься, просили:
-Точка (так называли Тосю одноклассники), расскажи, как вы с Нинкой встретили медведя.
 -Не медведя, а дикую козу, -поправила их Тося. -Не хочу. Вы всё равно не верите.
 -Ну как же? Ты же сама рассказывала, что вы из лука чуть не подстрелили медведя, -смеялась Пуртова. -Я даже его шкуру в вашей хижине видела.
 Все засмеялись, а Тося с Ниной переглянулись: значит, Пуртова их выследила и побывала в шалаше. Так вот почему исчезла еда, а они думали, что кто-то из зверей всё съел.
 Никаких зверей девочки в лесу не встречали, да их там и не было, но фантазии требовали выхода, поэтому и придумывали всё это.
 -Слушайте вы, храбрячки, ну, допустим, вы всё это выдумываете, -сказала вдруг Валя Нестеренко, -а вот на кладбище ночью вы бы пошли?
 -А кого там бояться? -спросила Нина. -Мертвых? Что они могут сделать?
 -Ну да! Говорят, ночью покойники встают, -сказал кто-то тихо.
 -Дуры вы! Хотите, я пойду туда, когда стемнеет? -спросила Нина.
 -Хотим! -ответили хором девочки -Только как ты докажешь, что была там?
 -Вы видели на одном кресте старую белую шаль? Так я принесу от неё кусок.
 -Нинка, ты что, с ума сошла?-шепнула ей Тося.
 -Ничего не сошла. Сказала, что пойду, так пойду!
 Кладбище находилось недалеко от лагеря. Там уже почти не хоронили. Могилы были заброшены. Кое-где ещё стояли покосившиеся столбики и кресты. Там часто бродили интернатовцы, пытаясь прочитать стёртые временем надписи. Вот туда и отправилась Нина, когда все в лагере уснули.
 Она шла, стараясь не прислушиваться к шорохам и ночным звукам. Вдруг где-то треснула ветка. Девочка вздрогнула и остановилась. Потом пошла дальше. Через некоторое время, уже возле кладбища, Нина услышала стон. Ужас охватил её. Хотелось вернуться, но Нина была уже у цели. Она вспомнила вечерний спор и пошла дальше. Нина не знала, что за ней на некотором расстоянии крадутся девчонки: Нестеренко с Пуртовой и Тося как свидетель. Это они ломали ветки и стонали. Нина боялась, но шла, внушая себе, что это все ей кажется. Мёртвые не могут стонать. Папа говорил, что через несколько лет от покойников ничего уже не остаётся, а этому кладбищу очень много лет.
 Вот и крест с белой шалью. Нина подошла, быстро сорвала кусок уже ветхой материи и побежала в лагерь. Бежала, не оглядываясь, слыша за собой топот чьих-то ног.
 Когда девочка вошла в комнату с белым лоскутом в руках, все приподнялись на своих кроватях и посмотрели туда, где пустовали постели. Нина увидела, что Тоси тоже нет.
 -Предательница, -подумала девочка, уже догадавшись, кто бежал за ней в лесу. -Ну, ладно, они, но Тося? Её лучшая подруга?
 -Как ты могла? -набросилась Нина на вошедшую в комнату подругу. -Ты ведь предала меня!
 -Извини. Я не хотела. Это девчонки меня заставили, чтобы я сама увидела, как ты испугаешься и не пойдёшь дальше. Тебе, правда, не страшно было?
 -Было страшно, -тихо ответила Нина, легла на свою кровать и отвернулась.


Глава 16


 Однажды в субботу вечером Таня тихо, как бы по секрету, сказала Нине, что та останется с сестрёнками дома, так как они с папой идут знакомиться с родителями жениха старшей сестры.
 -Жених? Какой жених? -удивилась Нина.
 -Как какой? Боря, -ответила мать.
 -Боря? Она что, с ума сошла? -возмутилась девочка.
 Когда пришла Софа, Нина спросила у неё:
 -Это правда? Ты выходишь замуж за Борю?
 -Правда.
 -Ты, наверное, того? -повертела пальцем у виска Нина. -Посмотри на него внимательно: он же такой страшный! Не выходи за него! Ну, пожалуйста! -взмолилась Нина. -Подожди Юру. Ему уже не много осталось служить. Ведь ты его любишь!
 -Любишь! Любишь! Что ты понимаешь в любви? Что Юра? Служит, потом пойдёт учиться, а я так и буду его ждать? Да я так и в старых девах могу остаться, -оправдывалась сестра.
 -Ты и в старых девах? -широко раскрыв от удивления глаза, протянула Нина. -Вокруг тебя вьётся столько женихов, и ты останешься старой девой? Софа, ты же такая красивая! Мне бы твою внешность, -с сожалением вздохнула девочка. -Не выходи за Борю. Я очень тебя прошу! -ещё раз Нина попыталась уговорить сестру.
 -Отстань! Боря - хороший парень, из порядочной семьи. Даже отцу он понравился.
 Нина больше ничего не сказала сестре, поняв, что слова здесь бесполезны.
 Софа, взрослея, становилась всё краше. Кавалеры увивались вокруг неё, и Боруху это очень не нравилось, особенно, когда видел среди её поклонников русских ребят. Одним из них был сосед Толик Ермоленко. Невзрачный, спокойный, почти молчаливый, Толя и не надеялся на взаимность, но соседство позволяло юноше быть всегда рядом с девушкой. Он часами просиживал в квартире Малкеров, ходил за Софой повсюду, выполняя все её просьбы, которых было немало. Толя очень хорошо рисовал, а Софа, работая в школе пионервожатой, беззастенчиво использовала в своих целях его способности. Их дружбой были недовольны обе семьи: Борух не хотел русского зятя, а Ермоленко –невестку-еврейку.
 Как-то однажды Нина проходила мимо квартиры Ермоленко и услышала доносившийся оттуда громкий разговор.
 -Что ты увиваешься вокруг этой еврейки? -кричала Дуся, мать Толика. -Чем это она тебя приворожила? Что, мало русских девчонок?
 -Толик, неужели ты женишься на этой жидовочке? -ехидно спросила брата его сестра Клава.
 -Женюсь, если она этого захочет, -спокойно ответил Толик. -Только я-то ей совсем не нужен.
 -Как же не нужен! -снова закричала Дуся. -Что же она не прогонит тебя?
 Нина быстро миновала двери Ермоленко, чтобы её не увидели и не подумали, что она подслушивала. Об этом девочка рассказала сестре. Софа только усмехнулась:
 -Нужен он мне.
 -Зачем же ты с ним встречаешься? -спросила Нина.
 -Так просто. От скуки.
 А однажды у них в доме появился бывший Софин одноклассник, Юра Щукин. Он закончил техникум, и его забирали в армию. Нина не видела Юру с тех пор, как Малкеры переехали на другую квартиру. Юра возмужал и стал ещё симпатичней. Девочка хорошо помнила его и обрадовалась за сестру. Поздно вечером Софа показала Нине ручные часики-подарок Юры. Это были первые в жизни девушки часы. Вскоре она их потеряла. А через некоторое время Софа стала встречаться с Борей.
 -Боря, действительно, неплохой человек, -думала Нина. -Но почему все-таки он, а не Юра? -не могла смириться она с выбором старшей сестры.
 В интернате, спрятавшись от всех под кровать (это было любимое место подружек), подложив под головы мешочки со спортивной формой, Нина с Тосей Ткачук делились впечатлениями о прошедшем выходном. Нина рассказала подруге о предстоящем замужестве сестры.
 -И что она нашла в этом Борьке? -возмущалась Нина. -Ты даже не представляешь, Тося, сколько у неё женихов! А она выбрала этого.
 -А их не поймешь, этих взрослых,-ответила Тоня.-Людка моя тоже выскочила замуж (Тося, явно, повторяла слова матери), теперь возится с Инночкой. Я только приду к ней, а она:
 -Тося, покачай Инночку! Тося, погуляй с Инночкой!
 -Тося, а я сегодня была у вас дома, -вдруг перебила подругу Нина.
 -Когда?
 -Когда в интернат возвращалась. Думала, что ты ещё не ушла. Где ты была?
 -У бабушки, -ответила Тося.
 -Нет у тебя никакой бабушки. И брата нет, -со злостью сказала Нина. -Зачем ты всё время врёшь? -спросила она.
 -Не знаю, -ответила Тося и молча вылезла из-под кровати.
…Свадьба сестры была немноголюдной, но весёлой. Жених сиял от счастья, а невеста была просто восхитительна. Вдруг в самый разгар свадьбы появился Юра Щукин. Он приехал из армии в отпуск и не застал своей матери дома. Узнав от соседей, где его мать, пришёл на свадьбу своей бывшей невесты. Казалось, что ничего не изменилось с его приходом, но наблюдательная Нина заметила, как покраснела сестра, а в глазах Юры блестели слёзы. Юру посадили рядом с невестой и женихом. Гость чувствовал себя неловко и вскоре ушёл. На свадьбе по-прежнему было весело, только лицо невесты стало почему-то грустным.


Глава 17


 Идет урок. Нина невольно часто бросает взгляд на первую парту соседнего ряда. Там сидит Коля Веденко. Девочка влюблена в него, но этого никто не знает, даже Тося Ткачук - её лучшая подруга. Нина влюбилась впервые. Юра Щукин не в счёт. Он взрослый и был влюблён в её сестру, а Коля - одноклассник, хотя немного старше её. Коля - круглый сирота. Он пришёл в интернат из Детского дома. Девчонки не выделяли его среди других мальчишек. Коля невысокий, коренастый и ходит как-то по-медвежьи. Другое дело - Женька Маслов или Валерка Нижегородов! В них влюблены почти все девчонки в классе. А Нина выбрала этого, совсем невзрачного мальчишку. Но Коля не замечал её. Он был весь погружён в свою работу. Коля не только, как все, учится, но ещё и работает в интернате свинарём. Это общественное поручение, но Коля относится к нему со всей серьёзностью и ответственностью.
 В интернате большое хозяйство, с которым летом справляются сами воспитанники, а зимой там работают взрослые. Но свиней осенью привозят в город, и о них продолжает заботиться Коля. Сразу после уроков он бежит на ферму.
 Сегодня Коля дежурный в классе. Он попросил свою соседку по парте, Нину Руденко, отпустить его на ферму.
 -Вот ещё! Что я одна буду класс убирать? -возмутилась Руденко.
 -Ну пойми: мне свиней кормить нужно, -убеждал девочку Коля.
 -Ну и что? Свиньи всегда есть хотят. Что же из-за этого я всегда должна убирать класс одна? -не сдавалась Руденко. -Подождут, не сдохнут.
 -Сама-то ты ешь вовремя, а свиньям что, есть не надо? -продолжал убеждать несговорчивую соседку Коля. И тут Нина, задержавшаяся в классе, предложила:
 -Ладно, Коля, иди в свой свинарник. Я за тебя останусь мыть класс.
 -Правда? -обрадовался Коля.
 -Конечно. Иди, иди, -торопила она товарища.
 -Спасибо. Я за тебя потом подежурю, -пообещал Коля.
 -Иди. Потом видно будет. Отправляйся скорее. Коля ушёл, а Руденко спросила:
 -И что это ты так за него стараешься?
 -А что, уже и помочь нельзя?-ответила вопросом на вопрос Нина.
 -Ну почему же? Конечно, можно. А мне бы ты тоже помогла?-спросила Руденко ехидно.
 -Тебе бы не помогла. Давай мыть пол.
 В класс вбежала Тося Ткачук. Она искала подругу.
 -Нина, разве ты сегодня дежуришь? -удивлённо спросила она.
 -Нет. Это она Веденко выручает. Он к своим свиньям побежал, -ответила за Нину Руденко.
 -Тебе что, больше всех надо? -спросила Тося.
 -Не твоё дело. Хочу и мою.
 -Ладно, не обижайся. Я подожду тебя.
 Спустя несколько дней Тося вдруг догадалась, что её подруга влюбилась. А случилось это так.
 Их класс дежурил в столовой. Вечером девочки убирали со столов остатки от ужина и сливали их в вёдра, которые затем Коля забирал на ферму. И тут Нина вспомнила про черновик заявления, которое Веденко написал директору школы. Это заявление Нина нашла, когда убирала классную комнату. Оно было такого содержания:
 "… Вера Яковлевна, я очень прошу Вас сказать всем ребятам, чтобы ели поменьше, а то ничего не остаётся свиньям. Свиньи тоже есть хотят.
Веденко Коля."
 Нина тогда показала этот листок Тосе, и они долго смеялись, но никому ничего не стали рассказывать. И вот сейчас она снова вспомнила то смешное послание директору интерната.
 Нина быстро стала сбрасывать в вёдра даже не тронутые кусочки хлеба и сливочное масло, которого тоже осталось немало. Вёдра быстро наполнились. Когда Коля пришёл за ними, он удовлетворённо улыбнулся.
 -Ого сколько! Вот молодцы! Сегодня уж мои чушечки наедятся, -сказал мальчик и унёс объедки из столовой.
Нина, довольная, что сумела так угодить товарищу, напевая, продолжала убирать посуду. Но вскоре хорошему настроению суждено было испортиться. Девочки уже домывали пол, когда в столовую ворвался разъярённый Веденко.
 -Кто набросал в вёдра сливочное масло? У меня все свиньи заболели! -кричал Коля.-Что мне теперь с ними делать? У них же у всех понос!
 Нина побледнела. Она заплакала и, дрожа от страха, еле проговорила:
-Я хотела, как лучше. Ты же сам жаловался Вере Яковлевне, что свиньи не наедаются.-Девочка плакала уже громко, никого не стесняясь. Коля, который, сжав кулаки, сначала бросился на неё, как-то сразу успокоился и стал утешать Нину.
 -Ладно, не плачь. Извини меня. Ты же не хотела навредить им. Так получилось.
 -Конечно, не хотела, -продолжала всхлипывать Нина. -Я только хотела тебе помочь.
И тут Тося, присутствующая во время этой сцены, вдруг поняла:
 -Да ведь Нинка влюбилась в Веденко! Вот почему она тогда мыла за него класс, -подумала подруга, -а мне ничего не сказала.
 Когда девочки остались одни, Тося обиженно выговорила Нине:
 -А еще лучшей подругой считаешься. Влюбилась в Веденко и молчишь. Ведь влюбилась, правда? Скажи, -допытывалась Тося.
 -Влюбилась, -вздохнув, ответила Нина.

 Наступило второе интернатовское лето. Нина была счастлива. Постепенно исчез тот комплекс неполноценности, который она ощущала, живя дома. Появилась уверенность в себе... Нина многому научилась в интернате и, хотя она не отличалась крепким здоровьем, старалась везде и во всем поспевать за одноклассниками.
 Учащихся вывезли в летний лагерь. Утром они работали на подсобном хозяйстве, после обеда отдыхали. В поле, на прополке картофеля, Нине было особенно тяжело: казалось, что рядок никогда не закончится. И тут Нина заметила, что кто-то с другого конца ряда идёт ей навстречу.
 -Это же Женька Маслов, -подумала Нина.
 Женька был в классе самый большой и работал играючи. Он раньше других закончил свою работу, но, как всегда, не ушёл с поля, а остался помогать тем, кто отстал. Да не только он всегда помогал более слабым: на помощь готов был придти любой.
 Нине очень нравилось в лагере, но иногда хотелось хоть на денёк съездить домой: она скучала по своей семье.
 -Приедет Вера Яковлевна, отпрошусь на выходной домой, -решила Нина. -Всё равно в воскресенье мы не работаем.
 В субботу в лагерь приехала директор школы. Нина, увидев Веру Яковлевну, направилась к ней, но женщина уже шла навстречу девочке.
 -Вера Яковлевна, можно, я на выходной съезжу домой? Только на один денёчек? -спросила Нина.
 -Обязательно поедешь и сейчас же, -ответила директор школы. -И не на один день. Твои родители уже несколько месяцев не платят за интернат. Пока они на погасят задолженность, я тебя обратно принять не смогу.
Девочка побледнела.
 -Как? Я останусь дома? -спросила она. -Но я не хочу жить дома. Я здесь хочу жить. Вера Яковлевна, пожалуйста, оставьте меня в интернате! -жалобно просила Нина.
 -Я не могу. Это зависит не от меня. Поезжай домой. Если твой отец внесёт плату за всё время, вернёшься в интернат, -ответила Вера Яковлевна.
 Нина со слезами на глазах направилась к машине, которая должна была увезти её в город.
 Дома девочка поняла, что долг интернату составляет такую большую сумму, которую отец никогда не сможет уплатить. Борух уже несколько месяцев не работал и получал небольшую пенсию по инвалидности. Хотя плата за интернат была небольшая, он не мог выделить эти деньги из своей мизерной пенсии. Нина горько заплакала от безысходности.
 -Снова слышать придирки матери и видеть бесконечные ссоры родителей,-думала она. -Что делать? Как снова вернуться в интернат?
Борух тоже задумался.
 -Что же делать? Закончится лето, девочке нужно в школу. Где взять деньги на учебники, одежду? Надо написать письма в горздрав и горОНО, -решил он, -Мне должны помочь.
О своём решении Борух сказал дочери.
 -Вот только пока эти письма туда придут, да пока что-то решат, ты, дочка, поживёшь дома, -сказал он.
 -Куда ты напишешь? В горОНО? -спросила Нина. Она на минуту задумалась и вдруг сказала:
 -Я знаю, что надо сделать. Дома я не останусь.
 В понедельник утром, никому ничего не сказав, Нина пошла в горОНО, туда, где два года назад оставила своё заявление с просьбой принять её в школу-интернат. В Приёмной девочка сказала секретарю:
 -Я - воспитанница школы –интернат. Мне нужно срочно к заведующей горОНО.
Женщина, сидевшая в Приёмной, удивлённо посмотрела на девочку.
 -Зачем тебе заведующая? -спросила она.
 -Я же сказала, что нужно, -ответила Нина.
 -А если она занята? -усмехнулась женщина.
 -Тогда я подожду. -Нина присела на стул.
 -Хорошо, я сейчас доложу о тебе, -сказала секретарь и вошла в кабинет заведующей. Через минуту она разрешила девочке войти.
 Когда Нина вошла в кабинет и увидела заведующую горОНО, которая часто бывала у них в интернате, она сначала испугалась, не зная, с чего начать, но потом собралась духом и выпалила:
 -Меня выгнали из интерната, но дома я жить не хочу.
 -Подожди, подожди. Присядь и расскажи все попорядку, -попросила заведующая.
 Нина рассказала о себе, о том, как она сама поступила в школу-интернат и как ей там было хорошо.
 -Но теперь всё кончилось. Мой отец задолжал интернату много денег, и меня оттуда выгнали, -сказала она.
 Женщина слушала девочку, не перебивая. Когда та закончила говорить, она сказала:
 -Понимаешь, Нина, деньги, которые платят родители за своих детей, идут на нужды интерната: на одежду, учебники, еду и на всё остальное. Если все ваши родители откажутся платить, то тех денег, которые даёт школе государство, не хватит.
 -А кто платит за детдомовцев? -спросила Нина.
 -У них нет родителей, и их полностью содержит государство,-ответила женщина.-Кроме того в интернате есть подсобное хозяйство, которое кормит воспитанников. Но и там работают взрослые, которым нужно платить за работу. Вот видишь: без родительской платы интернату никак не обойтись.
 Нина заплакала и упрямо сказала:
 -Я отсюда никуда не уйду. Делайте со мной, что хотите. Домой я не пойду.
 Заведующая горОНО задумалась.
 -А в Детский дом пойдёшь? -вдруг спросила она.
 -Нет. Я хочу в школу-интернат, -ответила Нина.
 -Ну, хотя бы временно?
 -Как временно? -в голосе девочки прозвучало недоверие.
 -Пока не решится вопрос о плате твоих родителей за интернат.
 -Если временно, то пойду, -согласилась Нина.
 -Ну вот и хорошо. Я сейчас дам тебе направление в Валдгеимский Детский дом, и завтра ты поедешь туда.
 -Только напишите "временно", -попросила Нина.
 -Я напишу: "до 30 августа", -ответила женщина.
 Выйдя из горОНО, Нина решила зайти в школу-интернат и рассказать обо всём Вере Яковлевне.
 -Ты правильно сделала, что согласилась пойти в Детский дом, -сказала Вера Яковлевна. - За это время я сделаю всё, чтобы с твоего отца списали долг и сняли плату за интернат. Вернувшись из Детского дома, ты будешь жить в интернате на тех же правах, что и все бывшие детдомовцы.


Рецензии
Когда про косы читала, мысль мне пришла, что девочки ночью тайком отрежут косы. Но вот ведь, как обошлось.
Продолжает быть очень интересно.
Спасибо, Нина, замечательно читается.
Удачи и хорошего настроения.
С теплом

Илана Арад   18.09.2008 08:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Илана, за отзыв. Очень признательна, что читаете мою повесть. Удачи Вам. Обнимаю

Нина Петлярская   20.09.2008 22:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.