Быть ею...

То, что Смерть ходит в саване и с косой - неверное убеждение. Она всего лишь неприятный курьер – приходит, забирает и удаляется в неизвестность. Всю работу за нее делает Время. И ходит оно за вами всю жизнь. С косой. Вжик, и на свет появился младенец, назвали Верой. Вжик острым лезвием, и семилетняя девочка бегает по полю босиком, смеется. Вжик, и Вера влюбляется первый раз и кажется ей, что это на всю жизнь. Время делает еще одно размашистое движение, и Вера учится на третьем курсе технологического университета, слегка подумывает о карьере инженера, она уже взрослая и понимает, что все когда-либо заканчивается, и все уходят, как ушла когда-то бабушка, а недавно мать. Вжик. Вжик. Вжик. И ей уже под сорок, а за спиной неудачные роды в студенческой юности, кризис 98-го года, провальная карьера, и так казалось, что судьба к ней неблагосклонна, но Время все может исправить, если захочет, ведь у нее есть на это право. Еще один взмах, и Вера выходит за любящего человека, рождается сын, получает место в общежитии и устраивается работать посудомойкой…
Закусочная располагалась на окраине города, правда, не то, чтобы до нее было долго добираться, но почему-то этот район, где был построен тракторный завод, несколько жилых домов и эта «забегаловка», относили к задворкам. Так что персонал местного общепита жил лишь на средства рабочих того самого завода, что приходили поесть в обеденный перерыв. Редко, но метко заходила сюда местная пьянь. Хоть и называли данное заведение «забегаловкой», но блюдам, которые подавались здесь, могло позавидовать хорошее кафе. Сегодняшний день, по посещению отъявленных субъектов, был приятным исключением, в закусочную зашел немолодой мужчина в твидовом пиджаке, с черным дипломатом. Устроился за столиком напротив кассы, где скучала Надька, и заказал стакан чаю. Надька, баба в теле, неохотно пробила цену, недодала сдачу три рубля, но чаю заварила по все правилам: стакан промыла, достала новый пакетик, насыпала ложечку сахара и в качестве бонуса – размешала. Решив не уходить на кухню, встала обратно за кассу и стала, как и было сказано, скучать. Мужчина листал журнал, с обнаженными молодыми телами, периодически поднимал взгляд на Надьку, и говорил:
- Мда…
Потом снова рассматривал формы модели на страницах, сравнивая с реальность за кассой, и опять произносил:
- Мда, - но уже восхищенно в сторону Надьки.
Надька не могла терпеть соперничество с какой-то там глянцевой шалавой и настроение у нее портилось. Не дожидаясь, на ком же остановит свой выбор мужчина, Надя показал посетителю средний палец, означающий непристойное выражение, и победную капитуляцию женщины.
- Еще чаю принесите, - попросил мужчина и отложил журнал.
Надька отправилась на кухню.
Вера привычно стояла за раковиной, молодой повар Николай, сидел на табурете в углу и курил.
- Налей чаю, - Надька обратилась к Николаю, взглядом сравнивая этого тощего выпускника ПТУ с мужчиной в пиджаке.
- Подождет, - ответил Николай.
- Не поняла…
- Я курю.
- Чай! – гаркнула Надька.
Николай лениво поднялся, налил кипятка в стакан и протянул Надьке:
- Сама что ли не можешь.
- Молчи, щенок. Сахар забыл.
- Сахар толстит.
- Я так и передам.
Николай махнул рукой, мол, хрен с тобой. Надька пробурчала в ответ что-то невнятное, но точно обидное и скрылась. Вера погрозила пальцем парню:
- Ох, и допрыгаешься ты. Пойди, девок позови, а то скоро начнется.
- Сама зови, - огрызнулся Николай.
- Свинья ты, - Вера открыла дверь, ведущую с кухни на задний двор, и вышла.
Захаровна, стояла, облокотившись на стену, Нина и Варя сидели на лавке. Каждая думала о своем, лишь Нина лузгала семечки.
- Ты под ноги то не плюй, - заметила Захаровна, - мне ж подметать добро это.
- Привычка, - ответила Нина и очередной раз сплюнула.
- Вот сама и уберешь.
- Мое дело столы протирать.
- Ничего, я тебя и метлой работать научу.
Мимо прошла девушка лет двадцати в короткой юбочке, модной в этом сезоне, приятно сочетавшейся с белой, обтягивающей стройную талию, футболкой. Труженицы общепита проводили девушку взором знатоков последней моды. Варя повернулась к Захаровне:
- Чего скажешь?
- Цыпа пошла, - Захаровна улыбнулась.
- Юбку то нацепила, - вставила Нина.
- Ты скажешь, такую не носила? – жестко спросила Захаровна.
- Ты, Захаровна, носила, небось.
- Носила и целовалась в подъезде, и домой поздно приходила...Танцплощадка там...Все как у всех.
- И за пьянь потом вышла, - закончила за Захаровну Варя.
- Любила…А ты до сих пор на лавке сидишь.
- Зато она дебила не родила, - заступилась за подругу Нина.
Вошла Вера:
- Пойдемте, девки, скоро начнется.
Женщины кивнули, но уходить не собирались.
- Я была замужем, - холодно произнесла Варя, - И тоже любила. И все шло нормально. Потом он себе стерву малолетнюю нашел.
- Может, и не стерва, - предположила Нина.
- Ты то почем знаешь?! – взорвалась Варя.
- Может любовь там.
- Ты много в любви понимаешь, етить твою… И этот, кобель, за молодкой погнался! А че она может? Марафет наводить, да шляться. И на его денежки-то. Она как королева, а я тут подносы таскай!
Варя кипела, как чайник, была красной, как рак, и делала такие движения руками, будто рубила капусту. Сразу видно, всю жизнь в общепите.
- Вер, а если б твой ушел, к девочке двадцатилетней, чтоб ты сделала? – обратилась она к Вере.
- Не уйдет, - твердо ответила та.
- Любит тебя что ли, так?
- Да.
- Знаешь, это дело такое, - уже спокойным голосом проговорила Варя, - мой мне тоже по ночам всякую чушь шептал.
- А мой дед не шептал, - разрядила обстановку Захаровна.
Женщины резко замолчали.
- Почему? – спросила робко Нина.
- Потому что мы спим в разным комнатах, - Захаровна засмеялась и сплюнула под ноги.
- Если мужчина уходит к молодой, - вернулась к теме Вера, - значит в женщине проблема, я так думаю.
Варя вздохнула и закатила глаза:
- Стирать, жрать готовить, мыть, в постель ложится – это пожалуйста! А как к шалаве,
тут в нас вся беда оказывается.
Вера пожала плечами и ушла на кухню.
- Сына родила, теперь думает, все, захомутала мужика, - раздраженно проворчала Варя,- Никуда не денется. А завтра какая-нибудь бывшая школьница придет, задом вильнет, и побежит он, не глянет, что сын тут, и жена работящая...
Захаровна и Нина, не обращая на причитания подруги, отправились готовиться к предстоящей работе.
Время бежит неумолимо – еще одно неверное убеждение. На самом деле оно уверенно чеканит шаг. Это мы не можем себе признаться, что не успели все вовремя сделать, и все сваливаем на время, забывая, что у нее есть тяжелый аргумент – коса. Вжик, и часы, что висят на стене в закусочной, показывают 14:00. Вжик, и гул сирены, оповещающий конец дневной смены на заводе, заглушил все звуки в округе. Вжик, и толпа мужчин словно ворвалась в двери общепита. И началось: кому-то кефир и беляш, одному пиво и селедку под шубой, другому картофельное пюре, десятому просто сок. И тишина в стенах закусочной куда-то исчезла, на смену ей пришли, беспорядочное чавканье, суматоха и шумные разговоры. А в раковине тонули тарелки, плавали остатки еду, вода затянулась жировой пленкой, и Вера механически терла посуду, отключившись от мира. Лишь видела она свое отражение в тарелках. А там отражалась и семилетняя девочка, и привлекательная институтка, и зрелая девушка, и кто-то, в желтых резиновых перчатках, но еще не потерявшая веру, женщина. Вжик, и часы уже показывают конец рабочего дня, и уставшие женщины сидят за столом на кухне, и в центре стола стоит огромная кастрюля, с надписью «Отходы». Варя хлопнула в ладоши:
- Начнем, пожалуй.
- Деду моему чего-нибудь отложи, только не жирное, - предупредила Захаровна, - и цельные куски отбирай.
Нине достались салат овощной с мясом, сельдь с гарниром и ватрушки из пресного теста. Варя забрала макароны с мясом, сухари, шпинат, запеченный с яйцом и самбук из свежих слив. Деду Захаровна принесла перец, фаршированный овощами и паштет из фасоли. Николай ушел раньше. У сына Веры сегодня отмечали день рождение, поэтому для праздничного стола она взяла остатки курицы в майонезе, мясную запеканку и лимонное желе. Надька ничего не брала, брезгует.
- Слышь, девчонки, тут еще осталось, - сказал Варя, - Куда остальное – то?
- Ну, отдашь собакам. Они рады будут, - ответила Вера и стала красить губы.


P.S. Рассказ написан по мотивам сценария короткометражного фильма «Отходы» Дмитрия Лукьянчикова. Сценарий участвует в конкурсе кинолаборатории «Против Потока», учрежденной киноконцерном «Мосфильм» и кинокомпанией «СТВ».


Рецензии