А этот выпал из гнезда
All good children go to heaven,
One flew east, one flew west,
One flew over the cuckoo's nest.
Год 1962. Америка. В 27 лет Кен Кизи написал роман, которому суждено было стать Библией 60-х. Назывался этот роман "One flew over the cuckoo's nest".
Во время создания романа Кизи принимал участие в государственых экспериментах по изменению сознания под действием ЛСД, мескалина и псилобицина, а само произведение являлось домашним заданием Кизи на курсах Стэнфордоского университета. Роман стал безумно популярным, только в США его тираж превышал 10 млн экземпляров, Кизи получил славу и богатство, но так и остался в истории автором одной книги. Весьма неплохой, впрочем, надо заметить: роман, стал классикой мировой литературы, издается и читается и по сей день.
Название романа имеет два варианта перевода: "Над кукушкиным гнездом" и "Пролетая над гнездом кукушки", и, несмотря на бОльшую поэтичность и изящность второго варианта, сайт Lost in Translation(http://quiz.film.ru/tolk/Default.asp?expID=34) утверждает, что первый правильнее. Вообще, название романа в русском варианте несколько бессмысленно, непонятно и никак не привязано к содержанию. Все дело в том, что "кукушкино гнездо" на английском сленге означает еще и презрительное название психиатрической лечебницы, что-то вроде нашего "психушка", "дурдом", "дом хихи" и т.д. Песенка, которую пела Вождю его бабушка вынесенна в эпиграф образует связующую часть между одержанием и названием романа.
Год 1975. Америка. Второе дыхание и вторую волну популярности роман получил после одноименной экранизации Милоша Формана. Великолепный фильм, где в одной сцене ты смеешься, а уже через минуту на глазах выступают слезы. Игра актеров изумительна, Джек Николсона - на грани нереального. Фильм снимался в настоящей лечебнице с настоящими врачами и душевнобольными, поэтому атмосфера весьма реалистичная и угнетающая. Фильм получил 5 Оскаров (полный список наград - здесь (http://www.imdb.com/title/tt0073486/awards)), из которых мне не совсем непонятен Оскар за главную женскую роль, доставшийся Луизе Флетчер. По-моему, любой женщине сыграть стерву - раз плюнуть, а уж у Флетчер рука на этом набитая - достаточно вспомнить ее роль в фильме "Цветы на чердаке". Ну признайтесь, ведь вам хотелось, чтоб МакМёрфи все-таки додушил ее в конце? У меня всегда в этот момент чешутся руки: так мне хочется, чтоб это случилось, хотя и я знаю наизусть, что будет все наоборот. Система не может сломаться сама, но она может переломать каждого, кто восстанет против нее. Жаль, что не дали Оскара за музыку - она чудесная. Самобытная и оригинальная.
Год 2005. Россия. Москва. "Ленком". "Затмение" по роману Кена Кизи "Пролетая над гнездом кукушки". Рабочее название "А этот выпал из гнезда". Премьера 27 декабря 2005. В ролях: Александр Абдулов/Александр Лазарев, Елена Шанина, Сергей Фролов, Анна Большова, Сергей Степанченко, Андрей Леонов и другие.
О спектакле:
Культура-Портал: Казалось бы, после знаменитой картины Формана "Полет над гнездом кукушки", после Николсона в роли Макмэрфи трудно сделать что-либо не только конгениальное, а вообще впечатляющее по звучанию. И тем не менее спектакль "Затмение", кажется, обречен на прочный зрительский успех
Коммерсант: А в "Ленкоме" есть кому играть. еатральный смотритель: спектакль "Затмение" стал одной из самых ярких премьер
Радио Свобода: И теперь, вновь встретившись со смешным и одновременно трагическим текстом, понимаешь, что по сути дела ничего не изменилось.
Я:
Скажу вам честно, это фантастика! Ни в коем случае не претендуя на роль Заглавного Театрального Критика поставлю спектаклю все 10 из 10 и за декорации, и за костюмы, и за музыкальное оформление, и за постановку, и, конечно, за игру. Спектакль, безусловно, вторичен - он очень похож на фильм. Но это ничуть его не портит. Все 3 часа сидишь, не отрываясь. Все настолько талантливо, настолько правдиво, что кажется, будто видишь что-то новое и неизведанное, хотя на самом деле каждое действие, практически каждая фраза заучена наизусть. Абдулов(нам очень повезло: мы попали на состав Абдулов-Шанина-Фролов) своей энергетикой ведет весь спектакль. Потрясающее вживание в роль у Сергея Фролова, очень хорош Андрей Леонов, Вождь в исполнении Степанченко, несмотря на отведенную ему второстепенную роль, колоритен и ярок. Шаниной, на мой взгляд не удалось дотянуться до уровня стервозности Флетчер, ее я не ненавидела так, как ненавидела ту, но, безусловно, ее сестра Рэчид проявляет все те свои черты, которые ей свойственны. Эпизодичекие роли сыгранны блистательно. Перед нами на сцене настоящая психушка с белыми кафельными полами, блестящими железками и сумасшедшими людьми в халатах. Перед нами на сцене настоящая жизнь, где, как и прежде, смеешься там, где через минуту можешь заплакать. Перед нами - Драма бунтаря, драма по-настоящему свободного человека, который пошел против системы. Очень грустно, потому что по-прежнему актуально.
...кто из дому, кто в дом,
кто над кукушкиным гнездом.
летят туда, летят сюда,
а этот выпал из гнезда...
Свидетельство о публикации №206061400041