Югорские волки говорящие с небом

Рекомендуется читать под DEAD CAN DANCE 90-х (например, альбом Into the Labyrinth)

Волки воют – говорят с небо
Волки напали – это желание Неба,
А от Судьбы никуда не уйдешь… Судьба.
 ЮВАН
Зимний пейзаж. Небо. День.
Какие-то благостные зарисовки.
Человек. Его кто-то об дерево, бросок его в снег. Он летит. Снег. Кровь.
Он встает. Делает шаги, оставляя кровавый след. Панорама сверху.
Снег в красных пятнах, следах. Черным пятном фигура человека, распластованная на снегу.
Другая фигура двигается по этому полю на лыжах к лежащему. Его лицо, силуэт, выстрелы из ружья вверх.

Вечер. Вытоптанная площадка. Хворост, дрова. На них лежит убитый. Живой пьет из фляжки что-то спиртное. В руках палка с обмотанной на конце кровавой тряпкой. Он выливает на нее спиртное из фляжки. Поджигает тряпку, бросает палку с горящей тряпкой в груду хвороста. Костер вспыхивает. От него загорается хворост, разложенный по кругу на поляне.
Человек внутри горящего круга.

День. Этот же человек. Охотничья изба. Стол. Фляжки. Очень много. Он перед столом. Волчья шкура с головой привязана на веревке. Он что-то медленно говорит и наматывает веревку на руку. Шкура по снегу ползет к столу. Забирается на стол. Он приближается к столу и вонзает охотничий нож в шкуру. Люди в белых масхалатах (видны только глаза), а точнее некая белая масса приближается к столу. После того, как она распадается на отдельные белые фигуры, виден стол. На нем нет фляжек. Только волчья шкура, приколоченная к столу ножом.

Стая волков. Из-под снега возникают белые фигуры стрелков (видны только глаза) и стреляют в волков. Люди стреляют и по направлению друг к другу, но выстрелы настигают только волков. Каждый выстрел – убитый волк, катающийся в судорогах на снегу.

Небо. В нем кружатся черные птицы.
Человек с фляжкой. Пьет. Его глаза пусты. Ничего не значащий взгляд. Он осматривается вокруг. На деревьях висят трупы волков.
Поднимается ветер. Снег с земли заворачивается вихрем, хаотичное движение снежинок. Герой разворачивается и уходит в лес. Виден его силуэт со спины, пока не скрывается в снежном тумане среди чернеющих стволов деревьев.
Из снежной мглы возникают силуэты белых волков.

 ТИТРЫ

Солнце необычайного цвета. Облака разных фигур. Верхушки сосен, елей. Все ниже. Лес. Проход по лесу. Снег сыплется сверху. Герой идет на лыжах. Впереди собака. Внезапно она бросается куда-то вперед. Герой останавливается. Вслушивается и всматривается в ту сторону. На его лице появляется недоумение (лай собаки внезапно оборвался). Он двинется в ту сторону. Видит оторванную собачью голову. И кровь вокруг. Немного крови. Тела нет. Следов никаких нет. Чистый, нетронутый снег. Герой осматривается. Никого нет. Стреляет в воздух из ружья. Снег падает с деревьев на землю. Он оборачивается, чтобы уйти. Перед ним медведь – шатун. Они смотрят друг другу в глаза. В ружье патронов нет. Проходит много времени. Медведь встает на задние лапы и поднимает передние (все это замедленно). Герой бросает ружье, выхватывает нож и пронзает ему сердце. Медведь валится на героя, они оба падают в снег.

Вечер. На небе луна. Тучи разных фигур.
Герой встает из снега. Медведя нет. Герой идет куда глаза глядят. Очень скоро выходит к избушке. В ней виден свет. Герой заходит в избу. Одежда его разорвана, на лице следы борьбы. Кровь.
У очага сидит шаман. Курит трубку. Рядом бубен. Нас столе лежит окровавленное сердце медведя. Герой бросается к сердцу и пожирает его. Шаман берет бубен, начинает общение с духами. Герой поедает сердце, опустившись на колени.
Костер то ярко вспыхивает, то угасает. И шаман и герой малоподвижны, но в комнате происходит танец теней.
Наконец, горой подходит к стене, берет ружье, разворачивается с ним наперевес к шаману. Там никого нет. Только дымящаяся трубка. Герой откладывает ружье. Берет трубку. Курит. Закрывает глаза.
Его видения.

Утро. Полосы света падают в оконный проем. Герой просыпается. Очаг потушен. Трубки нет. Следов вчерашнего шамана нет. Однако его одежда так же разорвана, на лице запекшаяся кровь. Герой умывается. Брызги воды разлетаются по ярко освещенной комнате. Герой выходит из избы. Достает фляжку. Делает глоток. Видит рядом с избой упряжь без оленей. На ней волк. В зубах у него запеленнованный ребенок. Волк выпрыгивает из упряжки и медленно бежит в лес. Ребенок в его зубах. Герой бросается в избу, хватает ружье. Надевает лыжи. Бросается в погоню по следам. Через некоторое время он находит ребенка. Он подходит к нему. Глаза его закрыты. Он берет его на руки. Ребенок открывает глаза. Волк воет. Герой оглядывается. Отправляется обратно.

Около избы собираются волки. В лунном свете их шерсть серебрится. Их цвет постоянно меняется. То они белые, то они серые. Они собираются вместе и начинают выть на луну – разговаривать с небом. Утро. Одетый мальчик будит героя. Выходит наружу (дверь уже почему-то не заперта).
Около героя нет ружья. Вместо него – лук и колчан со стрелами. Герой просыпается. Выходит наружу. Упряжь на месте. Около нее ходит олень. Мальчик сидит в нартах. Герой подходит к ним. Олень отходит. Герой берет аркан и пытается заарканить оленя. Но это ему после многих попыток не удается. Он смотрит в нарты, мальчика там нет. Он осматривается вокруг и видит как олень медленно идет к мальчику. Послушно около него останавливается. Мальчик уже 6-7 лет. Он гладит оленя, тот склонил к нему голову. Из леса выходят еще олени. Они идут к мальчику. Послушно пасутся около него. Время для комлания настало. Панорама сверху.

Катпос. Герой рубит дрова. Он видит в лесу деревья, отмеченные знаком, дотоле ему не знакомым. Мальчик ему помогает. Герой свозит дрова к избушке. Выкладывает их полукругом по направлению к лесу.

Ночью он поддерживает огонь. Олени жмутся к избушке.

Утром мальчик просыпается в избе. Выходит наружу. От прогоревших дров поднимается дым. Олени настороженно смотрят в сторону двух силуэтов волков. Мальчик подходит к герою. Тот спит. Мальчик поднимает лук со стрелами. И направляется в сторону волков. Те исчезают в лесу. Фигура мальчика становится все меньше и меньше. Олени расходятся, щиплют мох, раскапывая его в снегу.

Герой просыпается. Идет в избу. Мальчика нет. Лука со стрелами нет. Выходит наружу. Из леса выходит мальчик. В руках у него убитый заяц. Мальчику лет 12. Он подходит к герою. Бросает на снег зайца и направляется к избе. Герой берет нож, вырезает сердце и капающей кровью чертит на снегу тот знак, что был на деревьях, берет зайца и направляется в избу.
Олени расходятся в разные стороны. Остаются только те, которые около нарт.

Герой и мальчик едят мясо. Герой пьют. Склоняет голову на стол и засыпает. Мальчик выходит наружу. Заводит оленей в избу. Те покорно заходят. Потом возвращается, ложится в нарты, закрывается шкурами. Смотрит в небо.
На небе разыгрывается Югорская легенда.

Мальчик спит. Ночь. Герой спит. На крыше избы волк, воющий на луну.

Герой просыпается. Он моложе. Выводит оленей. Запрягает их в нарты. Выносит из избы нужные вещи. Мальчик спит.
Герой и мальчик отправляются в путь. Через какое-то время из леса к избушке выбегает лайка, ложится у входа. Затем еще одна. Потом еще. И еще. Теперь их много. Они стерегут избу.

Оленья упряжка мчится по лесу. Мальчик спит. Герой управляет. Вот герой оглядывается на мальчика. Его нет. Он останавливает нарты. Роется в шкурах. Мальчика нет. Недалеко позади нарт на дороге появляется волк. Герой берет лук. Кладет стрелу на тетиву. Появляется еще один волк. Герой смотрит по сторонам. Потом берет хорей и пускает оленей в бег. Как только нарты двинулись с места, волки, а их уже больше трех, бросились вдогонку. Нарты мчаться, волки не отстают.
Через какое-то время в поле зрения появляется фигура мальчика. Он стоит на дороге. Герой останавливает перед ним нарты. Оглядывается назад. Волков нет.

Мальчику лет 16. В руках у него невод. Он садиться в нарты. Через какое-то время герой и мальчик выезжают к реке. На берегу изба и лодка.
Герой и мальчик садятся в лодку. Отправляются на рыбалку. Ловят сетью рыбу. Возвращаются. Олени мертвые. Растерзанные. Вокруг кровь.
Герой берет лук и стрелы. Отправляется в лес. Никого не находит. Возвращается к реке. Около лодки медведь пожирает рыбу. Мальчика нигде не видно.
Герой смотрит на медведя. Медведь на героя. Медведь спускает лодку на воду. Садится и уплывает. Герой идет в избу. Там мальчик с приготовленным оленьим мясом. Трапеза. Мальчик берет бубен и уходит в ночь . Герой выходит наружу. Прислушивается. Идет в определенную сторону. Видит отсвет огня. Выходит к кладбищу. В центре костер, вокруг которого повзрослевший мальчик исполняет шаманские танцы.
Герой к нему присоединяется. На их танец смотрят волки.

Утром они просыпаются и видят оленей. Они запрягают их в нарты и продолжают путь. Мимо проплывают пейзажи (в замедленном движении). Герой и мальчик выезжают на стойбище, где только один чум. Мальчик указывает герою знаком на чум.
Герой заходит в чум. Там сидит девочка. Она подает герою чашу. Тот смотрит в отражение воды и видит что помолодел. Пьет. Отдает чашу. Это уже девушка. Она обнаженная. Герой замечает, что он тоже обнажен. Она занимает место на ложе. Он к ней присоединяется. Это уже женщина лет 30. Идет любовная игра. Затем герой овладевает ей. Видно, что это женщина 40. Герою лет 20. Герой одевается, когда он оборачивается, перед ним женщина лет 50.
В чум входит мальчик, которому лет 40. жестом зовет за собою, герой оборачивается на женщину, ее нет.
Герой выходит наружу. Вокруг много чумов. Вокруг них люди. Невдалеке олени.
Мальчик садится в нарты. Герой за ним. Они едут. Вокруг встречаются приметы цивилизации. Остатки упавшего вертолета. Столб электролинии с оборванными проводами. И другие. Они выезжают на поляну. Мальчик, который старик, бросает герою ружье и уезжает.

Герою 10 лет. Он проверяет ружье. Из-под снега поднимаются фигуры в белом. Видны только глаза. Герой стреляет в них. Стреляет без остановки. Не перезаряжая ружье. Каждый выстрел находит цель. Фигуры в белом, испуская брызги крови, падают в снег.

Общая панорама. Герой 10 лет и лежащие в крови белые фигуры (видна в основном кровь). Герой бросает ружье на снег и уходит вдаль. Теперь это мальчик лет 5. идет снег. За ним вдаль уходит волки.

Ружье лежит в снегу. Его поднимает рука. Это мужчина. Он на лыжах. Поляна пустая (нет никаких тел и крови). Он двигается по направлении к поселку.
Заходит в комнату. В ней его жена с ребенком. Показывает ему ребенка. Он голый. Это мальчик.


Избранное из книги ЮВАН. НОЧЬ НА СНЕГУ.
(перевод с манси автора)

ТАЙГА…
Тайга… День идешь – конца не видно, год идешь – конца не видно. Только кедры стоят как завороженные , жмутся к земле карликовые сосенки, смотрят в небо лиственницы. Снег слепит глаза. Снег, снег, снег…
 И словно все здесь омертвело, ничего живого нет и никогда не было, даже человека! Стоят одни деревья, да над ними небо, да вечно сият снег. И некого спросить и не о сем вспомнить. Снег, снег, снег…
Нет! Это только кажется… Вот стоит обыкновенная лиственница, запорошенная снегом лиственница. Можно проехать мимо и ничего не заметить.
А если остановишься, пристальнее взглянешь на толстый, стройный ствол – многое узнаешь.
Все это на дереве написано. И писали не лось рогатый, и не медведь косматый, и не злобная росомаха, а человек, убивший их.
На стволе фигура зверя: голова, круглая, как луна, короткая шея, туловище и шесть ног. Это медведь. Он хозяин. И все враги удирают от него, как на шести ногах.
Над замеской пять зарубок – значит, было пять охотников. А внизу семь косых зарубок – семь собак было с ними. А разные метки, что стоят в центре, это кАптос – личные подписи охотников.
И можно прочитать, где убит лось, а где росомаха, где было пиршество, где постигло людей горе…
Край наш не без истории. Только надо смотреть, только надо слушать…
Ты слышал, как шелестит кедр зелеными иголками, когда играет ветер? Ты слышал хоть раз таежную музыку? Знаешь ли ты хоть что-нибудь об оленеводах?
Олень… Словно дерево ветвистое растет у него на голове. Глаза его смолистые, ласковые, как у доброго человека. В них нет ни высокомерия, ни лжи, ни укора. Свет их теплый и ясный. Они греют оленевода в пургу. Дают ему крылья, а он летит на своей нарте, словно вьюга.
Оленеводы бывают разные. Одни мужественные, как сказочные герои, другие трусливые, как слабые плотвички – мелкие рыбешки. Таких мало, потому что каслание – кочевье оленеводов – дорога длинная, трудная…
Я знаю: ты мечтатель!

А ТАЙН НА ЗЕМЛЕ ТАК МНОГО…
А на берегу речки – кладбище. Когда-то тут жили манси. Они или вымерли, или ушли. Осталось только кладбище. Оно тоже много расскажет. Ведь на кладбище все так же, как и в деревне у живых. Могилы стоят рядами. В середине площадка для разжигания костра, для пиршеств и плачей. В могиле, небольшом деревянном срубе, - лодка. Это гроб. Ведь душа будет плыть. Отбудет свой срок в могиле и поплывет за море, в новое царство. Потому покойников хоронили в лодке и ставили в деревянный сруб, похожий на домик. Сверху засыпали землей, чтобы вода стекала в обе стороны. У изголовья маленькое окошечко. В него можно просунуть руку и положить табачку – если человек курил, покрошить рыбки. Словом, приносили во время поминок и плачей все, что человек любил.

 


Рецензии