Писатели Приморья

 



 Книга «Писатели Приморья» вышла, к сожалению, после смерти её автора Сергея Филипповича Крившенко. За рукопись книги автор удостоен посмертно 1-й городской премии мэра Владивостока Владимира Николаева. Над этим материалом автор работал кропотливо и долго. Здесь представлен полный список писателей Приморья, живущих ныне и ушедших от нас, их биографии и творческое наследие И что примечательно, все перечисленные авторы создавали не вычурные однодневки, чтобы поскорее заскочить на литературный олимп, а глубокие произведения, заставляющие читателя задуматься о своей судьбе и судьбе государства. Мы ещё не раз вернёмся в нашем журнале к этой книге, и будем рассказывать о судьбах приморских писателей, печатать их произведения. А сегодня следует сказать доброе слово в адрес автора, кропотливо собиравшего материалы, чтобы оставить потомкам память. Думается, что эта книга станет хорошим помощником для преподавателей литературы в пропаганде творчества приморских литераторов.

 Автор — Сергей Филлипович Крившенко родился 6 октября 1930 года в селе Григорьевка Михайловского района Приморского края.
«Могу считать себя коренным Дальневосточником, - писал он в автобиографическом очерке. — Мой прадед по материнской линии переселился в Приморье морским путём в 1883 году— он прибыл на первом переселенческом пароходе Добровольного флота “Россия” 13 апреля 1883 года. Из Одессы пароход вышел 4 марта 1883 года и больше месяца находился в пути…
Детство писателя прошло в селе Григорьевка.
- Бегали на Утёсную, - вспоминал Сергей Филлипович, так называлась речка, даже с усечённым окончанием - Утесна. Ходили рыбачить на Чихезу, потом ставшую Абрамовкой. Григорьевка - село почти степное, «вольная степь», как говаривали в старину, открытая взору от сопки Третьячки до самых синих сопок на западной стороне, где заходило солнце. В центре села была старая церковь, которое превратили в одно время в школу, и рядом — другое здание школы. Здесь Сергей Филиппович окончил семь классов, и семья его переехала в районный центр Михайловку, где будущий писатель окончил десятилетку.

 Ещё будучи студентом Владивостокского педагогического института, он напечатал свои первые литературные рецензии, в частности, на книги Фёдора Гладкова о детстве и повесть Олега Щербановского «В море». Литературные способности привели его в литературный отдел газеты «Боевая вахта». В 1959 году Крившенко стал работать в молодёжной газете «Тихоокеанский комсомолец». Здесь мне и привелось познакомиться с этим удивительным человеком. Я тогда занимался в литературном объединении при Доме культуре моряков, занятия вёл замечательный писатель, открытой, доброй души человек—Василий Трофимович Кучерявенко. Мне было семнадцать лет. Я работал судосборщиком на «Дальзаводе», и всё ещё было впереди. Василий Трофимович и посоветовал мне отнести стихи в молодёжную газету.
С волнением поднимался я по крутым деревянным ступенькам на второй этаж редакции. Первым, кого я там увидел, был ответственный секретарь молодёжной газеты Лев Николаевич Князев. В то время мои стихи уже звучали по краевому радио, и вот мой приход в зету.
… Прошло более сорока лет, трудно вспомнить тот первый разговор с Сергеем Филипповичем и Львом Николаевичем. Но это был, как помнится тёплый приём, стихи были напечатаны, а уже через годы Сергей Филиппович Крившенко и Лев Николаевич Князев давали мне рекомендацию для вступления в члены Союза писателей России.

 «Оправдаю ли я их доверие, - крутились в голове мысли, - смогу ли сказать что-то свое?»
… Просматривая эту книгу, сохранившую память потомкам о 83 литераторах Приморья, я заново переосмысливаю титанический труд нашего уважаемого профессора (он долгие годы преподавал в Дальневосточной университете) и мы – литераторы, уважительно называли его «Наш профессор». Конечно, были у нас и недопонимания друг друга. В творчестве это так и должно быть. Но всегда после таких разговоров я задумывался и переосмысливал свою позицию, чтобы иди по жизни правильно.

 И всё же при всей расхожести мнений во время обсуждений тех или иных творческих вопросов мы уважали друг друга и старались поддержать товарища по перу, если он попадал в беду. Сергей Филиппович был человеком безотказным и бережно относился к творчеству любого литератора. Возможно, в нём и была струнка старого хитрого лиса, но он был, как говорят, дока в своём деле и, очевидно, здесь именно таким и нужно было быть.
 В Союз писателей Сергея Филипповича приняли 21 декабря 1978 года.
Им написано более 400 работ разного жанра—от газетных заметок до монографий и книг.
Трепетно и бережно относился он к истории литературы на Дальнем Востоке. Поднял целый исторический пласт судьбы первого поэта Владивостока Павла Гомзякова, первого мариниста Приморья Александра Максимова, много писал о поэтах, погибших во Второй Мировой Войне.

 Последние его книга «Плавать по морю необходимо». Это документально-исторические очерки о русских мореплавателях в жизни и литературе. И размышления о героическим и трагическом в романе Александра Фадеева «Разгром». Кстати, в этом году будет отмечаться 105-я годовщина со дня рождения Александра Александровича Фадеева. И вот последняя книга, вышедшая посмертно, «Приморские писатели». За неё автору присуждена посмертно первая премия, учреждённая мэром Владивостока в области литературы.
Тираж книги небольшой — всего 400 экземпляров. Тем важнее, чтобы она появилась в библиотеках края. Открыв её, читатель познакомится с теми, кто своим пером прославлял наш край и был его летописцем.
 
 В альманахе «Литературный Владивосток» за 2000год было опубликовано стихотворение Сергея Филипповича Крившенко «По духу брат нам океан». Чувствуется, что его душа тянулась к художественному осмыслению бытия и хотелось написать что-то в стихах или прозе, но он не отходил от предначертанного ему судьбой рассказывать о других, выводить на литературную тропу других, а сам как бы со стороны смотрел на литературный процесс и фиксировал его для нашей памяти, чтобы и мы не забывали тех, кто был до нас, что он оставил в литературном наследии Приморья.










 ПО ДУХУ БРАТ МНЕ ОКЕАН

Встречает солнечный рассвет
Моя родная сторона.
Дороже края в мире нет!
Шуми приморская волна.
По духу брат нам океан:
Он распахнул для нас Восток.
Морской характер жизнью дан
Тебе, родной Владивосток.

И здесь Россия, наша Русь.
Не говорим, что это рай.…
Тебя люблю, тобой горжусь,
Мой штормовой таёжный край!

Пришли на эти берега
Со всех российских мы широт.
Встречали сопки и тайга
Отважный русский наш народ.

А берег дик был и суров
И неизвестностью манил….
Сошёл с фрегата Комаров,
Арсеньев дебри здесь торил.

Здесь мой причал и отчий дом,
Здесь ждёт меня любовь моя.
Отсюда в плаванье идём
Мы в океаны и моря.

Привет, родная сторона!
Владивосток, встречай рассвет!
Шуми, Приморская волна,
Дороже в мире края нет.


Рецензии
Анатолий, с удовольствием прочитала Ваш очерк.
С Крившенко была знакома ещё в университетские времена.
Спасибо!

Елена Неменко   17.02.2007 09:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.