Пространство общения

Данная публикация содержит расширенную версию аналогичной моей публикации под тем же названием.


Пространство человеческого общения - путь к добру

"Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви могли постигнуть со всеми святыми, что ширина и долгота, и глубина и высота."
Послание к Ефесянам святого Апостола Павла 3:18



Добро - есть знание истины, сказал Сократ. Стремление к познанию истины подразумевает также стремление к добру.

Между людьми существует своего рода пространство человеческого общения, у которого, по аналогии с физическим пространством окружающего мира, есть свои три измерения, свои высота, длина и ширина.

Высота человеческого общения измеряется степенью невмешательства в дела другого, в его личную жизнь, общественную и производственную деятельность. Вмешательство, агресcия, психологическое давление, упреки и обиды, напротив, снижают высоту человеческого общения.

Общение расширяется (ширина), если активно выслушать собеседника, попытаться его понять, искренне посочувствовать и стараться посильно помочь.

Длина измеряется степенью открытости, сообщением о себе, своих мыслях, переживаниях, ожиданиях.

В тоталитарном обществе пространство человеческого общения деформируется. Вмешательство осуществляется в личную жизнь, общественную и производственную деятельность. Обычны стенды "Не проходите мимо." Высота стремится к нулю.

Что касается ширины, то в тоталитарном обществе обычна глухота к обращениям. Сочувствие рассматривается, как потакание. Стремление понять осуждается, как заведомое согласие. Библию, как и западную идеологию, критиковали, не читая ее. В итоге ширина сокращается до предела.

Длина, то есть открытость, отсутствует. Главный лозунг - враг подслушивает, приводит к осуждению "длинного языка" и сокращает общение до полной закрытости.

Таким образом, в тоталитарном обществе простанство человеческого общения по всем измерениям сокращается, человек превращается в точку, песчинку. Все общество превращается в песок, который легко пересыпать в нужном направлении.

Иначе строит общение с человеком Господь Бог.

Творец поистине высок. Более чем кто-либо он предоставляет свободу человеку и практически не вмешивается в его деятельность. Он создал этот мир и дал его человеку, дал человеку жизнь, разум, совесть и свободу воли. В сущности, источником многих несчастий у человека, является его собственное неправильное поведение, а не какое-то прямое вмешательство и ограничение со стороны Творца.
Творец терпеливо ожидает от человека правильного поведения и менее, чем кто бы то ни было, непосредственно вмешивается в его дела.

По ширине. Господь всегда готов нас выслушать, принять наши молитвы, понять, посочувствовать и посильно помочь.

По длине. Его открытость беспредельна, всем устройством мира и каждым днем и событием он открывает свою волю. Он дал нам Библию, пророков. И только потому, что мы сами ленивы и нелюбопытны, мы порой не исполняем его ожиданий.

Кроме общения человека с человеком, человека с Богом, можно рассмотреть также общение человека со своим внутренним миром, со своей душой.

На практике мы достаточно нечутки к своему внутреннему миру и своим побуждениям, среди которых немало благородных. Мы достаточно грубо подавляем свой внутренний мир, совесть, свое подсознание, сами себя разочаровываем, что ослабляет нас, приводит к заболеваниям и расстройствам. Мы ленимся дать своим побуждениям социальную форму выхода.

Нарушение общения со своим внутренним миром создает хронический внутренний конфликт, проявляющийся в физических и моральных страданиях. Налаживание же общения со своим внутренним миром, гармония души, совести делает человека сильнее, крепче, здоровее.

Представление о трехмерном пространстве общения может быть полезно для анализа взаимодействия самых разных систем, открытых и закрытых.

Днем, заглянув внутрь колодца, в его глубине мы можем увидеть отражения звезд. Так, заглянув в свою душу, мы можем увидеть в ней отражение неба.

Можно сказать, что Творец жизнь человеку дает в долг. Поэтому каждая индивидуальная жизнь имеет свой индивидуальный долг, свою цель жизни. Приходя в этот мир, младенец знает и чувствует свою цель. Затем, обучаясь ходить и говорить, приобретая множество навыков, он порой забывает главное, то, для чего пришел в этот мир. Забывает исполнять свой долг. В этом причина того, что он чувствует себя несчастным. Его тянет на место своего рождения и детства, чтобы вспомнить что-то главное, что-то важное для него.

Тяжкий грех убийства, вдвойне более тяжек при самоубийстве, потому, что мы дурно распоряжаемся тем, что нам не принадлежит, нашей и чужой жизнью, которая лишь находится в нашем пользовании, взята в долг.

Имея свободную волю, мы отвечаем за свои поcтупки, так как способны отличать добро от зла, выбирая добро и развитие, уходя от зла и невежества.

Натура человека двойственна. Он - это нечто целое, ограниченное. И одновременно он неполон, а поэтому является частью чего-то намного большего, чем он сам по себе. Сознавая и сохраняя себя, как целое, с детства он является эгоистом, смертным, боящимся умереть. Взрослея же, приобретает самосознание, то есть возможность и способность видеть себя со стороны, в ряду таких же людей, преодолевает свой эгоизм, научается заботиться о других, понимая, что он лишь часть бессмертного продолжающегося общего. Таким образом, живущее в душе каждого ощущение бессмертия, является не ошибкой восприятия мира, а интуитивным прозрением, обосновывающим альтруизм, стремление к добру и самоотверженность. Добродетель внутренне присуща человеку, однако, для осознания ее требуется определенная степень зрелости самого человека и зрелости его общения с другими людьми.

Кроме пространства человеческого общения существует также многомерное пространство человеческого счастья. Однако дорога туда идет именно через трехмерное пространство нормального человеческого общения.

                ************************************
Послесловие и комментарии -

Эту публикацию длительное время не замечали, думаю, прежде всего потому, что она просто тяжела для прочтения. Однако, в последнее время у нее появились читатели и ради них я счел необходимым дать некоторые пояснения.

Заранее извиняюсь, что пояснения будут не такими ясными, какими бы я хотел их сделать, причина банальна, я недостаточно владею компьютером, набираю текст "в живую", а это приводит, например, к тому, что как-то раз текст, набранный за полтора часа я сам же по неосторожности стер, нажав какую-то не ту кнопку.

Поэтому мысли буду излагать конспективно, определя себе на будущее разделы, которые может быть потом изложу более подробно.

Итак

Среди нескольких цивилизаций, которые сегодня сосуществуют на нашей планете, в глаза бросается различие цивилизаций, назовем их европейскими, у которых алфавит буквенный, а буквы в свою очередь шифруют звуки, и цивилизаций азиатских, имеющих алфавит иероглифический.

Буквы или иероглифы алфавитов можно считать своего рода генами культуры.

Там где генов мало, там высока изменчивость культуры, позволяющая ей приспосабливаться к меняющейся среде, но при этом, как в биологии лютиков цветов, повышенная изменчивость повышает также риск исчезновения видов вообще.

Там где генов много, там высока устойчивость, преемственность культуры. Для сравнения с биологическими объектами можно привести пример скорпионов, имеющих примерно в пять тысяч раз запас генетического материала больше, чем например человек. Поэтому скорпионы не меняются в течение миллионов лет.

Так и в китайской культуре события пятитысячелетней давности актуальны и сегодня, так как зафиксированы в генах китайской культуры, их иероглифах.

Последние достижения китайцев, корейцев и японцев оправдывают повышенное внимание к культуре этих народов, но я хочу остановиться только на одном обстоятельстве.

Если европейская культура, основанная на звуковом алфавите, вовлекает в мышление в первую очередь височные извилины, то есть мышление является скорее вербальным, и мы зачастую даже шевелим губами, когда продумываем ту или иную ситуацию, то культура, основанная на иероглифическом письме, задействует в первую очередь пространственное мышление.

Это именно та задача, которую ставит перед собой любой лектор, когда не только говорит, но и показывает слайды или плакаты, что задействовать как можно больше объема мозга у своих слущателей.

Вообще-то мы все используем не более трех процентов действительной мощности своего мозга в нашей жизни.

В редких случаях люди задействуют около пяти процентов объема мозга.

Вербальное мышление задействует височные извилины, мощность которых примерно раз в двадцать меньше, чем мощность участков, ответственных за пространственное мышление.

Простая аналогия с компьютером, насколько меньше бит информации необходимо для передачи текста и насколько больше для передачи картинки.

Если бы у нас была программа, которая бы позволяла, как своеобразный переходник, переводить гуманитарную информацию из вербальной области в области мозга, занятые простанственным мышлением, то мы сразу бы сделали этого человека в двадцать раз умнее при тех же самых ресурсах его мозга.

Именно таким переходником является представление о пространстве человеческого общения.

Попутно замечу, что если мы будеи рассматривать человеческий мозг как суперкомпьютер, то сон имеет функцию дефрагментации, "утро вечера мудренней", соответственно дефрагментация это сон компьютера.

Укладка информации в компьютере на жестком диске линейная, поэтому дефрагментация нужна одна. А в человеческом мозгу укладка информации не линейная, а соответствует архитектонике мозга, которая уже имеет три измерения, составляющие объем мозга, поэтому в течение ночи происходит не менее трех дефрагментаций, то есть снов, как бы сначала справа-налево, затем сверху-вниз, потом спереди-назад, а потом завершающая по спирали (шутка).

Перейду к примерам применения представления о пространстве человеческого общения на практике.

Пример первый.

Девушка подросток рассказывает мне о своей проблеме: "У меня есть парень. Он курит. Я ему говорю - не кури, а он обижается и у нас возникает конфликт. Но ведь я ему добра желаю."

Приходится объяснять. Говорю- "Вы когда гуляете вместе, у вас времени вагон. Ты могла бы ему тоже самое сказать, но немного иначе. Вы нечувствительны к ньюансам. Скажи ему например так - Я бы очень хотела, чтобы ты не курил.

В чем тут разница. Когда ты говоришь - Не кури, - ты приказываешь, вмешиваешься и тем самым опускаешь высоту, потолок общения. Когда же ты говоришь "-Я бы хотела", то ты не вмешиваешься прямо в его дела, но открыто сообщаешь о себе, ему остается лишь решить, что для него важнее - твои пожелания или свои удовольствия. Это и тебе позволяет лучше увидеть какой он, твой парень, на самом деле.

Пример второй.

У мамы есть сын школьник. Она советуется с подругами, как его воспитывать. Одни говорят ей - если будешь с ним сидеть и делать уроки, он у тебя никогда не будет самостоятельным. пусть делает уроки сам.

Другие, напротив, советуют постоянно сидеть с ним и делать уроки, ведь если он не будет делать уроки, то его выгонят из школы.

Мама в ужасе. И то, и то плохо, что ей делать она не знает.

Если же применить представление о пространстве человеческого общения, то возможен следующий вариант развития событий:

Мама приходит домой и видит, что сын делает уроки. Следовательно, согласно пространства человеческого общения надо не вмешиваться, пусть делает уроки. Но если он вдруг поднимет голову и скажет - Мама, я не могу решить задачу! - надо подойти и помочь решить задачу.

Не следует, зайдя с порога домой причитать и говорить, ты мне всю жизнь испоганил и в кого ты такой урод, и т.д. и т. п. Пространства человеческого общения такие причитания не создают.

Само по себе пространство человеческого общения, это только свободное пространство, которое можно заполнить, чем угодно. Но если пространство не создано, то  с него невозможно поместить никакое содержание.

Третий пример.

Вы находитесь в самолете, готовом к вылету, однако его только что захватили террористы. Рядом с вами стоит амбал в маске и с пулеметом, готовый стрелять. Вопрос - что вам делать?

Пройдемся мысленно по пространству человеческого общения, по его трем измерениям.

С точки зрения высоты, т.е. вмешательства, вмешательство как раз невозможно. Если вы будете кричать, вмешиваться, вас просто убъют. Поэтому Вы сидите и не вмешиваетесь.

По ширине. Понятно, что у Вас нет никакого желания выслушивать террориста, помогать ему.

Остается измерение длина. Она же открытость. Немецкие психологи советуют, учитывая то, что террористу рядом с Вами уже через десять минут будет скучно, Вы можете достать свой бумажник, из него фотографию своей семьи и показывать террористу - вот я, вот моя жена, вот мои дети Ганс и Грета и потихоньку рассказывать о себе - я работаю в магазине, продаю сосиски и колбасы и т.п.

Через пятнадцать минут такого общения с террористом Вы для него из сидячей мишени потихоньку превращаетесь в человека, в личность. Когда в самолет заскочат коммандос, ликвидирующие террористов, то у него в Вашем направлении на спусковом крючке будет секундная или полусекундная задержка. Именно эта задержка может спасти Вам жизнь.

Описывая применение пространства человеческого общения своим родным и близким я встретился с замечанием одного из родственников. "Гнилая твоя теория - сказал он мне.- Мужик бьет бабу, так что ж не вмешиваться?"

Пришлось объяснять, что в данном случае есть не один, а два человека. Один бьет, а другого бьют.

Я сказал своему родственнику: "С кем ты себя идентифицируешь, с тем ты и строишь общение. Если тебе нравится тот, кто бьет, то побитого ты видеть не будешь. А если избиваемую женщину ты воспринимаешь, как человека, то видя ее умоляющие глаза, ты понимаешь, что она просит о помощи и ты ей поможешь."

Интересно с точки зрения пространства человеческого общения анализировать ситуации в сериалах.

Все завязки построены именно на нарушении каких-нибудь координат. То кто-то куда-то вмешивается, куда его не просят.

То кто-то кого-то не хочет выслушать.

То кто-то кому-то чего-то недоговаривает.

Вообще пространство человеческого общения это хороший критерий проверки эффективности управления, поскольку управление это тоже общение.

Никто лучше самого работника не знает, как обстоят дела в том участке работы, который ему поручен.

Как только начальство начинает вмешиваться, оно все портит.

Умный начальник скажет подчиненному - я хотел бы того-то и того-то, а подчиненный, если он вообще на своем месте, сделает так, чтобы был наилучший результат.

Показателен случай, когда по телевизору показали довольного железнодорожного начальника, который сказал во всеуслышание - мы поставили громкую связи из моего кабинета ко всем подчиненным и теперь мы можем вмешиваться везде. Я тогда понял, что железнодорожные аварии участятся, так и произошло.

Представление о пространстве человеческого общения не является каким-либо предписанием или догмой.

Это просто возможность образно, пространственно представить себе, что происходит.

Конечно, из соображений, например, симметрии, следует столько же говорить, как и слушать.

Однако, это не всегда. Ведь лектор заведомо больше говорит, чем слушает.

Или представим себе ситуацию пожара.

Там просто некогда строить пространство человеческого общения.

Там надо хватать ведро с водой и лить в огонь.

В большинстве случаев обыденной жизни, где вы давно и хорошо знаете человека, с которым происходит общение, Вы можете просто предвидеть, как он отреагирует на те или иные Ваши слова или действия.

Однако, если происходит конфликт, то проанализировав его по трем координатам, Вы можете легче отыскать свою ошибку и исправить ее.
 
К одному видному психологу обратился успешный бизнесмен,который попросил дать ему совет, как улучшить качество его общения с окружающими.

Психолог попытался выяснить, какая у того проблема или трудность и с удивлением узнал, что никакой проблемы или трудности нет.

Нет ни фобий, ни комплексов, а просто бизнесмен хотел улучшить свое общение, в котором и так все было хорошо.

Консультант-психолог вынужден был отказать ему в помощи.

Он объяснил бизнесмену, что если бы у того был бы какой-то дефект, то он бы исправил этот дефект и общение улучшилось бы, а так как дефекта нет, то и исправлять нечего.

Схожий случай произошел с моим, ныне покойным братом-психиатром. К нему обратилась женщина с просьбой научить ее портить отношения с людьми.

Ей видишь ли мешала ее воспитанность, не позволявшая ей грубо разговаривать с соседками в доме и некоторыми коллегами по работе, которые в свою очередь грубо давили на нее и притесняли.

Брат не нашел ничего лучшего, как выгнал ее.

Когда мы обсуждали с ним впоследствии данную проблему, я, в качестве варианта, предложил ему попытаться рассказать такой скандальной даме о пространстве человеческого общения, и трех координатах, которые произвольно можно сужать до тоталитарного варианта, а также расширять до божественной бесконечности, портя и улучшая при необходимости отношения с людьми.

Я предположил, что такая скандальная дама, начав портить отношения с людьми, все равно, волей-неволей бы научилась формировать пространство человеческого общения и у нее отпала бы необходимость скандалить, так как скандал на самом деле не самоцель, а средство. Желая же достигать реальных целей она бы научилась вписывать свое общение в свою социальную среду обитания.

Разъясняя иным людям сущность представления о пространстве человеческого общения доводится порой растолковывать такие очевидные вещи, что в чистом виде сами по себе такие координаты как высота, длина и ширина не существуют, это только абстракция, способ понять внутренний механизм или архитектуру объема человеческого общения.

Это точно также, как не существует сама по себе высота стула или стола, отдельно от стула или стола.

Однако, нам понятно, что цифра, отражающая высоту стола или стула говорит нам что-то об их существенных параметрах.

В общении мы, к сожалению или к счастью, не можем себе таковые параметры пока что определить цифрой.

Тем не менее, полагаясь на внутренние ощущения, мы можем тех или иных людей, или же те или иные эпизоды общения расположить в своей памяти как бы по шкале больше-меньше.

Сам я себя не считаю большим специалистом в области человеческого общения, более того, именно здесь у меня всегда были почти непреодолимые трудности, которые именно и побуждали меня искать какой-нибудь выход из ситуации.

Когда же я натолкнулся на возможность представить себе человеческое общение в виде некоего пространства, то многие сложности не только разрешились сами собой, но и порой я чувствовал, что наступала своего рода мистика, когда это пространство начинало само вести меня так и туда, где это было нужно.

Особенно ценным я считаю то, что критерий пространства человеческого общения уводил меня от общения с людьми нехорошими, которые  могли мне или моим близким нанести вред, или же при помощи пространства человеческого общения в людях открывались их наилучшие стороны.

Нередка мне вспоминалось изречение какого-то ученого, что порой формулы бывают умнее самих их создателей.

Мое сумбурное изложение меня не устраивает самого, однако, чтобы причесать свои мысли, их приходится сначала излагать такими, какие они есть.

О долге.

Младенец знает свой долг, знает свою цель жизни, но это прекрасно иллюстрируется на примерах великих людей.

Иисус Христос с детства знал о том, что ему предстоит быть спасителем человечества, он не уклонялся от своего тернистого пути, недаром с него началась гуманизация человечества, преодоление эпохи варварства, новая эра со своим летоисчислением в котором мы с вами живем.

Не буду перечислять разнообразных религиозных деятелей, пророков, поскольку в религиозной литературе их подвиги достаточно описаны.

Приведу пример Де Голля. С молоду он знал, что ему предстоит спасти Францию на поле битвы, пошел учиться в военное училище, в первую мировую войну сидел в немецких концлагерях, почти рядом с Тухачевским и, в конечном итоге, спас Францию.

Индира Ганди с раннего детства интересовалась политикой и судьбой Индии и свою жизнь она с великой пользой посвятила Индии.

Человек по настоящему счастлив, когда он реализует себя, выполняет миссию, ради которой он пришел в этот мир, пусть он не всегда может изложить цель своей жизни словами, а инстинктивно ощущая правильность или ошибочность своих действий и их результатов.

Чувство исполненного долга порождает внутренний покой, что является одним из пяти обязательных условий счастья.

Любое явление, объект, система и в том числе человек в самом общем виде представлют собой, каждый по своему, узел причинно следственных связей, опирающийся на конус причин, уходящий в прощлое.

За пределами конуса находятся события, не влияющие на его настоящее состояние, а внутри конуса причины, влияющие.

Множество причин, имеющих самые разные свойства делают этот конус многослойным, но все равно, расширяющимся в прошлое.

В настоящем из вершины конуса уходят в будущее, как букет, самые различные вероятностные состояния из которых человек выбирает одно, которое реализует.

В самом примитивном изложении можно представить себе, что выйдя из дома, человек может пойти направо, или налево, или прямо, или останется стоять на месте.

Все эти возможности на самом деле являются параллельными мирами из которых человек выбирает тот в который хочет попасть.

Множество параллельных миров (или вероятностных состояний) равнозначны, однако есть и такие в котором человеку повезет, он будет счастлив или, напротив, его ожидает горе или бедствие.

Некоторые считают, что анатомически сердце человека является трехмерной проекцией четырехмерного органа, а, следовательно, сердце живет одновременно в настоящем, прошлом и будущем, что позволяет ему предчувствовать будущие события.

Все, что себе только может представить человек является реальностью, которая просто находится не здесь и не сейчас, просто такова способность мозга, сквозь пространство и время видеть нечто, как в телескоп, или микроскоп, или в кино.

Однако, увидев что-то среди вероятностных состояний, человек способен мыслью, как рыбак цепляет рыбу на крючок, схватившись за кусочек увиденного параллельного мира, вытащить его в свою реальность, реализовать желаемую возможность.

С этой точки зрения произведения искусства - стихи, проза, картины и т.п или просто дорогие сердцу вещицы, фотографии да и все, что угодно, являются окошками в параллельные счастливые миры, инструментами позволяющими нам пройти к счастью или, наоборот, счастью войти в наш мир.

История возникновения и продвижения идеи -
 - продолжение следует.


Рецензии