Колдуй баба, колдуй дед

Жила на свете одна хорошая женщина-педагог, назовем ее Варварой Андреевной. С мужем она развелась и в одиночку воспитывала сына Петю. Хлопот с мальчиком особых не было: не хулиган, не драчун, учился на твердые четверки, маму слушался.
Петя вырос, закончил школу, отслужил в армии и поступил в политехнический институт, где и познакомился со своей будущей женой. Альбина сразу приглянулась Варваре Андреевне. Девушка неглупая, рассудительная, в домашнем хозяйстве толк понимает: и обед не раз помогала сготовить, и кофточки модные вязала будущей свекрови. А самое главное – вежливая, никогда слова поперек не скажет. Вот что значит сызмальства привитое в семье уважение к старшим…
Около года Петя с Альбиной жили в так называемым гражданском браке, а когда у Альбины начал заметно округляться животик, подали заявление в загс. Свадьбу сыграли по-тихому, в узком кругу. Спустя три месяца появился на свет Антошка. Его мама-третьекурсница взяла академический отпуск на год, а Петя перешел на заочное и устроился на работу в одно конструкторское бюро.
Не успел закончиться отпуск у Альбины, как ее опять потянуло на солёненькое. Экстрасенсы и астрологи по каким-то особым приметам определили, что должна быть девочка, поэтому на аборт Альбина не пошла, решила рожать. И в положенный срок обзавелся Антошка младшим братиком, которого назвали Андрюшей.
Какая уж тут учеба, с двумя-то малышами? Альбина уже готова была забрать из института документы, но Варвара Андреевна воспротивилась:

- Ну как это ты без диплома останешься? Иди, Алечка, учись, а я пойду на пенсию по выслуге лет и буду внуков нянчить.

Это был идеальный вариант. Особенно если учесть, что вторая бабушка, Альбинина мама, жила в райцентре и постоянно присматривать за внуками не могла – по причине удаленности от Волгограда, наличия младших детей и обширного хозяйства.

В семье царили полный мир и лад. Утром Петя на работу, Аля на лекции, а Варвара Андреевна – на кухню: варить кашку для Антошки и разогревать молочные смеси для Андрюшечки.
Покормит бабушка малышей – и на прогулку с ними, воздухом дышать. Заодно и по магазинам пробежится: вдруг «выбросят» чего-нибудь без талонов. Время тогда было голодное – закат горбачевской перестройки, по 200 граммов сливочного масла в одни руки давали, по полкило сахарного песку… За колбасой – давка, о приличном мясе и не мечтай… Однако выкручивались, экономили, чтобы мальчишкам почаще вкусненькое из коопторга перепадало.
Вечером возвращается Петя, приезжает Альбина из института, а дома ужин приготовлен, стол накрыт, пеленки с ползунками в ванной развешаны, Антошка и Андрюшка сухонькие-сытенькие, сопят себе каждый в две дырочки да улыбаются во сне.
Аля – прямиком в детскую:
- У-тю-тю, мои сладкие!..

А свекровь ей:
- Тише, не буди!..

Зато ночью, если, на дай Бог, Андрюша завозится и начнет хныкать, бабушка тут как тут. Перепеленает малыша и баюкает:
- Спи, Андрюшечка, не плачь, подарю футбольный мяч. Дай-ка в носик поцелую… Мама пишет курсовую… Ты маме не мешай, у нее скоро экзамены…

Благодаря Варваре Андреевне Петя и Аля спокойно закончили институт, получили дпиломы, и Альбина тоже начала работать по специальности. Антон к тому времени достиг обязательного для детсада трехлетнего возраста. Андрюше было еще только полтора года. Бабушка, поразмыслив, предложила сыну и снохе:
- Может, не стоит Антошу в садик отдавать? Какая мне разница – с одним сидеть или с двумя? Вот подрастет Андрюша, тогда обоих и отведем.
- Мамочка, вы у нас просто золото! – Альбина бросилась на шею свекрови.

Бабушка терпеливо учила Антона буквам и цифрам, так что мальчик вскоре уже умел читать по складам и решать несложные примеры. Подрос и Андрюша, теперь его могли зачислить в младшую группу детского сада.
В стране потихонечку начал развиваться, «накопитализм» (это слово Варвара Андреевна сама придумала), появились места, где можно иметь неплохие доходы. Нашли такое местечко для себя и Петя с Альбиной. Чем занималась фирма с мудреным названием, точно сказать невозможно. В основном, торговала бытовой техникой: телевизоры, холодильники, компьютеры… Петя часто ездил в командировки, Альбина пропадала в офисе допоздна, с детьми родители общались только по выходным.
Варвара Андреевна не роптала: работа есть работа. Внуков она по-прежнему обожала, но то, что они растут исключительно «под бабушкиной юбкой», считала не совсем правильным. Мальчикам необходимо общение со сверстниками, они ведь потом в школу пойдут, надо будет как-то адаптироваться в коллективе… Да и самой ей уже скучновато дома сидеть.
Варвара Андреевна робко заикнулась, что хотела бы вернуться на работу: учителя из школы бегут из-за низкой зарплаты, и ей предложили недавно занять освободившуюся вакантную должность преподавателя географии. А почему бы не согласиться, если силы пока есть, здоровье позволяет, да плюс еще какая-никакая прибавка к пенсии?
Лица сына и невестки разочарованно вытянулись.

- Мам, - смущенно начал Петя, глядя куда-то в пол, - ты знаешь, сколько сейчас надо за хороший садик платить? Твоей зарплаты не хватит…
- А вы разве не добавите? Вы же теперь в фирме работает, по пятьсот долларов огребаете каждый месяц…
- А мы, мамочка, решили на квартиру копить, - вставила Аля. – Не век же нам впятером в этой хрущевке ютиться. Вам тоже на старости лет покой нужен.
- Бросить меня хотите? Я вам только в качестве няньки нужна? – обиделась Варвара Андреевна.
- Мама, ну зачем так реагировать? Во-первых, мы переедем не завтра и не послезавтра. Дай Бог, года через два только. И потом – мы же в гости будем ходить друг к другу. Разве плохо?

Короче говоря, сидела бабушка со своими внуками дома до тех пор, пока они в школу не пошли. Сперва Антоша, а потом и Андрюшечка. Всю программу детского сада Варвара Андреевна с мальчиками проштудировала, научила обоих читать и писать, считать научила. Даже о географии ребята уже имели кое-какое представление: могли на карте мира любую страну показать. Вот где, например, находится государство Науру? Не знаете? Я тоже не знаю. А внуки Варвары Андреевны – знали.
Новая квартира к тому времени была уже куплена, переезд завершен, вакансия, которую предлагали деятельной пенсионерке, занята, и Варвара Андреевна затосковал. Одна, как перст, осталась в двухкомнатной «хрущобе», превращенной перегородками в трехкомнатную… Только и радости, если внуки после школы забегут. Бабушка им супчику нальет, рыбки жареной или тефтелей с подливкой положит, а с собой еще пирожков домашних насует: «Ешьте, ребятки, да маму с папой не забудьте угостить!»

Антон учился уже в седьмом классе, а Андрюша в пятом, когда их мама начала прихварывать. То сердце заколет ни с того ни с сего, то печень заноет, то головушка заболит и закружится. Пошла Альбина по врачам — проверяться. Ничего у нее страшного эскулапы не нашли, хотя обследовали добросовестно. Вердикт вынесли в конце концов: неврастения. Прописали лекарства, физиотерапию, витамины, свежий воздух. Походила Альбина на процедуры, попила таблетки — все равно плохо. И присоветовал ей кто-то на работе обратиться к так называемым народным целителям. Нетрадиционная медицина, она, дескать, много чего уме¬ет... И адресок дали одной тетеньки, в глухом хуторе живущей.
Отправилась Альбина к незнакомой знахарке. Тетенька руками над ее головой поводила, пошептала чего-то, а потом и говорит: «Сглазили тебя, моя милая, порчу навели. Я могу порчу снять, но это дорого стоит. У тебя деньги есть?..»
 Альбина, недолго думая, вытащила половину своей месячной зарплаты. Знахарка предложила ей выпить какой-то «заряженной воды», после чего пациентку стало клонить в сон. Какой уж там колдовской обряд проводила «ценительница», пока Альбина спала, никому не известно. Но проснулась женщина через час в отличном расположении пуха. Голова не болела, сердце не кололо, даже ощущался прилив сил. Подействовало!
 Теперь оставалось выяснить, кто навел на Альбину «порчу». Имя злодея или злодейки колдунья обещала назвать, если получит сумму вдвое больше той, что уже была ей вручена. У Альбины с собой таких денег не было, и она пообещала принести их на следующей неделе.
К назначенному дню Альбина снова чувствовала себя неважнецки. В поликлинику на процедуры она ходить перестала, уповала теперь только на ворожбу. Захватила с собой деньги на вторичный обряд "снятия порчи" и плату за «ценную информацию».
 Стаканчик непонятного зелья и часок сна опять вернули Альбине хорошее самочувствие. Настал ответственный момент. Колдунья раскинула карты... В центре легли пиковая дама и червонный король.
 —Это твой муж, а это его мать, — уверенно заявила «ценительница». —Она своего сына, поди, в одиночку растила? И сам он у нее один, так?
 —Да, все правда, — кивнула Альбина.
 —Ясное дело, из ревности она на тебя порчу навела. Знаешь, какие мамаши бывают? Никому своего сыночка не отдадут, даже законной жене…

...Мальчики что-то перестали бывать у бабушки в гостях. Прокисал супчик, плесенью покрывались невостребованные лишние котлеты, черствели пирожки... Варвара Андреевна звонила, спрашивала, в чем дело, ребята отнекивались, ссылались на какие-то дела, на загруженность учебой...
Подошел день рождения Ванечки. Бабушка купила ему в подарок игрушечного робота-трансформера на батарейках и коробку «Птичьего молока». Приехала порадовать младшего внучонка.
 —Убирайтесь отсюда! У вас душа черная! И не сманивайте больше моих детей!
Варвара Андреевна не верила своим ушам.
 — Алечка, за что?..
 — Уходите! Я всё знаю! Из-за вас у меня опять голова болит! Ведьма!..

 Выйдя из подъезда на ватных ногах, Варвара Андреевна увидела лежащую на асфальте нераспечатанную коробку конфет. Неподалеку валялся скособоченный робот-трансформер. Ее подарки внуку...

На другой день зашел Петя. Соседи ему сообщили, что к матери ночью приезжала «скорая»: давление подскочило. Сын стыдливо прятал глаза, извинялся за свою вздорную женушку и обещал, что обязательно поговорит с ней. Он пересказал Варваре Андреевне все диалоги Альбины со знахаркой, сообщил, сколько денег супруга потратила на «всю эту чертовщину». Однако убежденности в его голосе было маловато:
—Я, конечно, материалист, но ведь помогло все-таки...
— Петя, о чем ты говоришь?! Это же обыкновенный гипноз! Она просто мошенница!
В конце концов мать и сын сошлись на том, что с Альбиной необходимо провести воспитательную работу. Кое-какие плоды эта работа принесла. Альбина объявила мужу, что намерена «простить» свою свекровь, но с условием, что та больше не будет ей вредить своими ведьминскими штучками.
Внуки, между тем, бабушкин дом продолжали обходить стороной. В телефонном разговоре Андрейка однажды признался:
-- Мы по тебе скучаем… Только мама не разрешает к тебе ходить. Узнает – ругаться будет…
— Андрюша, но ты же умный маль¬чик, неужели ты тоже веришь в такую чушь?
— Не знаю... Я сейчас книжку читаю про колдунов. Там много всяких случа¬ев...
— Что за книжка? «Гарри Поттер», что ли?
— Не-а. «Практическая магия». Я там заклинания нашел, которые удачу приносят. Они действуют.
— И как же они действуют?
— Ну вот я, допустим, уроки не выучил, так меня в этот день не спрашивают.
— Ой, Андрюшечка, лучше бы ты учебники почаще открывал...

-----------------------------
Сейчас Андрюша заканчивает девятый класс. Его старший брат Антон — одиннадцатый. С бабушкой они почти не общаются. Альбина… То она вдруг смилостивится, а то закатывает свекрови новый скандал, обвиняя ее в «наведении порчи». У Альбины и подруги теперь — сплошь маги да экстрасенсы. Говорят, и в себе она открыла какие-то «паранормальные способности». Петр изучает гороскопы и восточные календари. Считает, что его мать отстала от жизни, что «совковое» воспитание и «совковая» зашоренность мешают ей понять «нетрадиционную науку».
— Боже мой, они совсем потеряли разум! — плачет в телефонную трубку Варвара Андреевна. — Они погубят детей...

2004 г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.