Мудрое дерево

МУДРОЕ ДЕРЕВО

Сегодняшний день так сильно похож на вчерашний. А вчерашний день уж больно сильно напоминает позавчерашний. И только едва уловимая ниточка, ведущая из прошлого в будущее, позволяет говорить о том, что мир не стоит на месте и находится в постоянном движении. Все это я понял благодаря накопленному жизненному опыту, который складывался из ежедневных терпеливых наблюдений. Если бы я имел возможность взять ручку и бумагу, то смог бы написать огромную книгу, которую не успел бы прочитать ни один человек за свою коротенькую жизнь. Увы, но судьба не предоставила мне такой счастливой возможности, и я вынужден довольствоваться бесконечными рассуждениями о смысле жизни наедине с самим собой. К сожалению, никто меня не понимает. Более того, никто даже и не подозревает, что я разумен. И что самое удивительное, в большинстве случаев гораздо более разумен тех, кто меня окружает. Но это знаю только я.
Вчера сюда снова приходила Мэри и опять со мной разговаривала. Она в который раз повторила мне историю всей своей жизни со всеми радостями и горестями. Я люблю ее слушать, не смотря на то, что уже успел выучить все ее рассказы наизусть. Она говорит очень искренне, и неудивительно, ведь она рассказывает про себя, про людей, которые были ей очень дороги и про события, которые она не в силах забыть даже в своем преклонном возрасте. Она нашла в моем лице идеального собеседника, ведь я всегда готов ее выслушать и поддержать шелестом своих листьев. В жаркий день я с удовольствием укрою ее от утомительных солнечных лучей, а в сырую погоду спасу от небольшого дождика. И если честно, я мог бы и сам рассказать про нее очень длинную и интересную историю, потому что ее жизнь проходила прямо на моих глазах. Да, да, я гораздо старше ее и помню эту женщину совсем еще ребенком.
 Когда Мэри было всего несколько лет, ее семья переехала к нам из очень далеких мест, которые совершенно не видны отсюда. Они поселилась в большом белом доме, который некогда принадлежал их богатым родственникам. Наше первое знакомство состоялось тогда, когда родители повели свою дочку гулять в летний сад. Мэри увидела меня и удивленно раскрыла глаза, возможно, она до этого никогда не видела таких больших деревьев. Девочка вытянула свою руку и стала показывать маме указательным пальчиком предмет своего удивления. С тех пор мы очень сильно подружились и встречались очень часто, особенно тогда, когда Мэри уже могла приходить самостоятельно без сопровождения своих родителей. Удивительно, но этот человек был, пожалуй, единственным, который относился ко мне очень тепло. В отличие от ее отца, которые видел во мне ни что иное, как дрова для растопки камина, Мэри любила меня своей преданной любовью. И это было для меня очень важным.
Когда девочка стала чуть постарше, она стала карабкаться своими цепкими руками по моим веткам, и однажды ей удалось забраться почти на самую верхушку. Вскоре это стало одним из ее самых любимых занятий. Если вы спросите меня, обижался ли я на нее за это, то я отвечу, что, конечно же, нет. Я стараюсь никогда не обижаться на людей, а тем более на своих друзей. Мэри часто пряталась в моей листве от своих родителей, а тем и в голову никак не могло прийти, что их дочка способна залезть на такое высокое дерево. Едва сдерживая смех, девочка с любопытством наблюдала за тем, как ее мама беспокойно бегает по саду и выкрикивает ее имя. Порой дети бывают не такими добрыми, как нам кажется.
Вот так беззаботно проходило детство Мэри. Многие об этом могли бы только мечтать. Но, как это ни странно, люди не умеют ценить то, что имеют. В их распоряжении имеется столько возможностей, способных сделать их жизнь более красочной, но все это остается невостребованным. Я много раз воображал себе, какие перспективы открылись бы мне, если бы я неожиданно стал человеком. Представленные картины так правдоподобны, что порой я забываю природу своего происхождения и путешествую по далеким мирам, которые рисует мое воображение. Как все-таки интересно посмотреть на то, что находится за пределами этого сада, может быть, там растут деревья, о которых я даже никогда не слышал. А может быть, там растет дерево, с которым я смогу о чем-нибудь поговорить. Мы бы болтали обо всем подряд долго-долго, прежде чем смогли бы наговориться. У меня накопилось столько всего внутри, что не хватит и нескольких лет, чтобы выплеснуть хотя бы небольшую часть своих мыслей наружу. Впрочем, это только мечты, а мы имеем реальную жизнь, которая диктует свои законы. И бессмысленно пытаться идти против течения, потому что однажды наших сил не хватит, чтобы противостоять обстоятельствам, и нас подхватит поток происходящих событий и унесет в противоположном направлении. Гораздо более важно уметь настроиться на одну волну с природой и двигаться по течению, используя естественную энергию жизни, умело лавируя в отведенных нам рамках свободы. Но эти истины приходят лишь только тогда, когда рамки свободы становятся слишком узкими.
Когда Мэри совсем повзрослела, она как будто стала забывать меня. Приходила совсем редко, казалось, что ее заботят какие-то важные проблемы, а я просто отходил на второй план. Источником ее глубоких раздумий оказался ее будущий муж. Однажды их свидание проходило как раз в этом саду, и я стал невольным свидетелем их разговора. Ничего особенного - самый обыкновенный диалог двух влюбленных ни о чем. Не понимаю, зачем в такие моменты вообще что-то говорить, если слова отвлекают от самого главного. А потом произошло самое страшное и неприятное для меня. Кавалер Мэри без капли сомнения вырезал на моем стволе знак в виде сердца и сказал, что это символ его вечной любви к ней. Не знаю, что было больнее для меня – ощущать прикосновение острого лезвия в своей плоти или наблюдать как Мэри, улыбаясь, позволяет уродовать мое тело. Эта памятная метка осталась и по сей день, а вот вечная любовь давно прошла, как будто ее никогда и не было. В тот день я плакал, до тех пор, пока раны не затянулись, но я ни на кого не обижался. Они ведь не знают, что я тоже умею чувствовать.
А потом Мэри совсем исчезла, потому что ей было совершенно некогда. Как я позже узнал, она вышла замуж и родила ребенка. Подумать только, еще недавно эта маленькая девочка беззаботно лазила по моим веткам, а теперь она стала матерью точно такого же беззаботного существа. Жизнь преподносит нам свои уроки только таким образом, заставляя играть самые различные роли в этом спектакле без видимого начала и конца. И только сменив сотни масок и костюмов, ты начинаешь немного понимать этот запутанный сюжет. Вот вам, наверное, кажется, что моя жизнь очень однообразна и скучна, и мне совершенно нечему учиться, стоя на одном месте. Но, спешу вас заверить, что это не так. Моему взору открывается интересная картина с множеством сюжетных линий. Человек, в силу своей недальнозоркости, не обращает внимания на эти мелочи. Но это далеко не мелочи! Вот, например, недавно в моих ветвях свили гнездо птицы, и уже скоро я смогу порадоваться рождению их птенцов. Постоянное присутствие маленьких букашек, жучков, муравьев не позволяет оставаться мне в полном одиночестве. Все они куда-то спешат, наивно полагая, что от этого может что-то измениться. Сверху мне видно очень многое. Я могу разглядеть даже человеческие судьбы, но понять их сложнее всего.
Став старше, Мэри стала снова приходить ко мне чаще, словно ей было больше некуда идти. Дети подросли и зажили собственной жизнью, в которой места для матери становилось все меньше и меньше. А ей ничего не оставалось делать, как просто терпеливо ждать внимания с их стороны. Она теперь не забиралась ко мне на ветки, как это было много лет назад, а просто тихо садилась на скамейку возле меня и молчала о своем. Так проходила ее жизнь, грустная или не очень – судить не мне. Может быть, в этом безмолвии она находила свой собственный смысл. Теперь в какой-то степени эта женщина стала похожей на меня – большую часть своего времени она проводила на том же самом месте, где и я, в полном одиночестве и молчании. Ирония судьбы – человек и дерево с похожей сюжетной линией. Одна лишь разница была между нами, но очень большая. Мэри была вправе выбирать свой путь, я же такой возможности не имею.
А потом она заговорила со мной. И это очень изменило наши отношения с ней. Вот как примерно это было. Время было уже ближе к вечеру, и стояла прохладная тоска уходящего лета. Мэри подошла ко мне, и я увидел в ее глазах застывшие слезы. Она нежно погладила мою ветку и сказала:
- Сегодня ко мне так опять никто и не приехал.
- Я тебя понимаю, мне, правда, очень жаль…
- Я ждала уже больше месяца, у меня больше нет сил
- Такова жизнь, что поделаешь…
- Я осталась совсем одна
- Нет, у тебя еще есть я…
- Я уже совсем старая
- Но, ты гораздо младше меня…
- Многое бы я отдала, чтобы вновь стать молодой и обрести свободу
- А разве ты сейчас не свободна?
Увы, но Мэри тогда так и ответила на мой вопрос. И неудивительно, ведь она его не слышала, как и все мои другие вопросы и ответы.
Свобода… Как многозначительно это слово, и каждый, оказывается, находит свой смысл в этом понятии. Что есть Свобода для меня, а что есть Свобода для Мэри? Почему человек, независимый и свободный по своей сущности, ограничивает сам себя железными рамками, от которых потом страдает? Я мечтаю сдвинуться вот с этого места с самого своего рождения, но совершенно не имею такой возможности. Мэри может пойти куда угодно и делать то, что ей заблагорассудится: бегать, прыгать, петь, кричать или смеяться, и никто в мире не сможет ее остановить. Но какая-то неведомая сила удерживает ее на месте. Сила, сжимающая волю в тиски, сила, не позволяющая оторваться от земли.
Сегодня Мэри снова пришла ко мне. Ничего практически не изменилось, она выглядит примерно как обычно: с застывшей тоской в глазах и с холодным выражением лица. Жалко, что я не могу подбодрить ее добрым словом. Любая, даже самая маленькая, поддержка ей бы очень помогла. Удивительно, но Мэри сегодня такая немногословная. Она облокотилась на спинку скамейки и, кажется, задремала. Ничего страшного, пусть спит, может быть, ей приснится приятный сон и она станет немного повеселее. Эх, Мэри, Мэри, когда твоя жизнь успела стать такой? Ведь ты сама этого не заметила.
Ветер начинает усиливаться, скорее всего, скоро пойдет дождь. Мэри! Просыпайся, а то промокнешь вся насквозь. Мэри! Вот уже блеснула яркая вспышка молнии и грянул гром. Погода сегодня будет жуткая. Мэри, ну что же ты? Разве ты не чувствуешь приближения непогоды? М-э-р-и!!!
Всё, Мэри, ты опоздала! Безжалостный поток воды пронизывает твое тело. И даже я не в состоянии укрыть его от этой стихии. Мэри, ты опоздала. Но ты можешь уже больше никуда не торопиться, потому что торопится уже некуда. Не могу понять это дождь или это слезы, которые омыли каждый мой листочек. Ты продолжаешь все также сидеть на скамейке, но тебя там уже нет. Ты рядом со мной, но ты уже так далеко отсюда. И пускай слезы льются потоком ледяной воды. Не страшно, ведь это слезы счастья, а не печали. Я рад за тебя Мэри, потому что наконец-то ты обрела свободу. Когда-нибудь я тоже получу долгожданную свободу и, возможно, мы еще с тобой встретимся. Удачи тебе, Мэри!!!


Рецензии
Здравствуйте, Алексей!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ.
Список наших Конкурсов - в Путеводителе: http://proza.ru/2011/02/27/607
С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   28.03.2015 09:47     Заявить о нарушении