Хромая девушка в поэзии Осипа Мандельштама
В 1937 году в воронежской ссылке О. Э. Мандельштам и его жена Н. Я. Мандельштам общались с хромой девушкой Наташей Штемпель. Мандельштам ей симпатизировал (по словам жены — дружил) и посвятил несколько стихотворений. В одном из них он назвал хромоту “одушевляющим недостатком”.
Специально о походке хромой девушки говорится в двух стихотворениях: “К пустой земле невольно припадая […]” и “Есть женщины, /Сырой земле родные. /И каждый шаг их — гулкое рыданье […]”
Привожу комментарий М.Л.Гаспарова: “[…] Н.Штемпель познакомила ОМ с женихом (юношей-погодком), вчетвером с подругой они вместе ужинали и гуляли по Воронежу; на следующий день ОМ подарил ей парные стихотворения […] — тоже о вечном круговороте умирания и воскресения земли и человека; Н. Штемпель хромала (стесненная свобода одушевляющего недостатка), припадая к земле, поэтому точка зрения поэта и героини — из подземного царства: сопровождать воскресших и впервые приветствовать умерших — их призванье. Эти стихи он назвал своим завещанием: "Это лучшее, что я написал".”
Наталья Штемпель была преподавателем литературы в Воронежском авиатехникуме. В годы цензурного запрета произведений Мандельштама она, с риском для себя, сохранила часть его архива. Позже написала воспоминания “Мандельштам в Воронеже”. (Новый мир. - 1987. - №10. - С. 228-229.)
Об обстоятельствах появления названных стихотворений она сообщает в воспоминаниях: “я зашла к Осипу Эмильевичу и сказала, что мне по делу надо побывать у Туси, моей приятельницы и сослуживицы. Осип Эмильевич пошел со мной. На обратном пути он меня спросил: "Туся не видит одним глазом?" Я ответила, что не знаю, что никогда на эту тему с ней не говорила, очевидно, не видит. "Да, — сказал Осип Эмильевич, — люди, имеющие физический недостаток, не любят об этом говорить". Я возразила, сказав, что не замечала этого и легко говорю о своей хромоте. "Что вы, у вас прекрасная походка, я не представляю вас иначе!" — горячо воскликнул Осип Эмильевич.
На другой день после ночной прогулки я зашла из техникума к Мандельштаму. Надежда Яковлевна была в Москве. Осип Эмильевич сидел на кровати в своей обычной позе, поджав под себя ноги по-турецки и опираясь локтем на спинку. Я села на кушетку. Он был серьезен и сосредоточен. "Я написал вчера стихи", — сказал он. И прочитал их. "Что это?" Я не поняла вопроса и продолжала молчать. "Это любовная лирика, — ответил он за меня. — Это лучшее, что я написал". И протянул мне листок.
I.
К пустой земле невольно припадая,
Неравномерной сладкою походкой
Она идёт — чуть-чуть опережая
Подругу быструю и юношу-погодка.
Её влечёт стеснённая свобода
Одушевляющего недостатка,
И, может статься, ясная догадка
В её походке хочет задержаться —
О том, что эта вешняя погода
Для нас — праматерь гробового свода,
И это будет вечно начинаться.
II.
Есть женщины, сырой земле родные.
И каждый шаг их — гулкое рыданье,
Сопровождать воскресших и впервые
Приветствовать умерших — их призванье.
И ласки требовать от них преступно,
И расставаться с ними непосильно.
Сегодня — ангел, завтра — червь могильный,
А послезавтра — только очертанье…
Что было поступь — станет недоступно…
Чветы бессмертны, небо целокупно,
И всё, что будет, — только обещанье.
И я сразу вспомнила нашу прогулку втроем холодной майской ночью, разговор с Осипом Эмильевичем о Тусе и моей хромоте. Стихи были написаны тушью на суперобложке к Баратынскому. Осип Эмильевич продолжал: "Надюша знает, что я написал эти стихи, но ей я читать их не буду. Когда умру, отправьте их как завещание в Пушкинский Дом". И после небольшой паузы добавил: "Поцелуйте меня". Я подошла к нему и прикоснулась губами к его лбу — он сидел, как изваяние”. Почему-то было очень грустно. Упоминание смерти, а я должна пережить?! Неужели это прощальные стихи? […]
Когда я приехала в Москву в марте 1975 года и прочла Надежде Яковлевне эту рукопись [воспоминаний], она сказала: "Наташа, вы о своих стихах не всё сказали, неполно, это не прощальные стихи. Ося возлагал на вас большие надежды". Она повторила строки:
…Сопровождать воскресших и впервые
Приветствовать умерших — их призванье…
В своих воспоминаниях Надежда Яковлевна так писала об этом стихотворении: "Прекрасные стихи Наташе Штемпель стоят особняком во всей любовной лирике Мандельштама. Любовь всегда связана с мыслью о смерти, но в стихах Наташе высокое и просветленное чувство будущей жизни. Он просит Наташу оплакать его мертвым и приветствовать воскресшего"”
О том, запечатлелся ли “одухотворяющий недостаток” Наташи Штемпель в содержании других посвященных ей стихотворений Мандельштама, трудно сказать что-либо определенное. Есть, например, такие две строки в стихотворении “Клейкой клятвой липнут почки..”: “Будет зыбка под ногою /Легкою качаться”, но имелась ли здесь в виду обсуждаемая нами особенность походки, неясно.
Из автобиографии Н.Штемпель можно узнать о характере ее хромоты: “Семи лет я заболела туберкулезом тазобедренного сустава и долгие месяцы была прикована к постели. Это рано научило меня думать и полюбить стихи. Первым поэтом, которым я увлекалась и стихи которого выучила наизусть, был И. С. Никитин. Проболела я семь лет. Последствием болезни стала хромота. Но я почти не чувствовала своего физического недостатка”.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Этот текст я написал по просьбе владелицы интернет-сайта "Хромая девушка". По ее замыслу на сайте будут помещены исследования об отражении этой темы в произведениях Монтеня, Достоевского, Войнич, С. Цвейга и т.д.
Свидетельство о публикации №206062100012
Другое дело, что подобные попытки закрывают, порой, истинный смысл стихотворения,прозрения гениального поэта, расширяющие наш угол зрения, открывающего новые горизонты ...
Не о хромой девушке написаны эти строки, не иллюстрацией к бытовому факту являются великие строфы ...
Из письма к другу:
К пустой земле невольно припадая,
Неравномерной сладкою походкой
Она идёт — чуть-чуть опережая
Подругу быструю и юношу-погодка.
Её влечёт стеснённая свобода
Одушевляющего недостатка,
И, может статься, ясная догадка
В её походке хочет задержаться —
О том, что эта вешняя погода
Для нас — праматерь гробового свода,
И это будет вечно начинаться.
К пустой земле невольно припадая,
Неравномерной сладкою походкой
- это, знаешь, когда сердце обрывается...в этом обрыве такая есть сладость...это именно тогда случается, когда наша ИНТУИЦИЯ открывает нам белые пятна на карте нашей пустой ( для нас ) до этого, земли..."земли" - я, надеюсь, ты понимаешь значение этого слова в мандельштамовском данном контексте -нашего внутреннего духовного пространства...
Она идёт — чуть-чуть опережая
Подругу быструю и юношу-погодка.
она, ИНТУИЦИЯ, опережает МЫСЛЬ,- "быструю подругу" и ОПЫТ, но не бытовой, а ОПЫТ творческий,- привычку художника работать с ИНТУИЦИЕЙ...ибо, ОПЫТ всегда будет отставать ...его невозможно обрести на всю оставшуюся жизнь, он обновляется непрестанно, следуя за ИНТУИЦИЕЙ, он вечно юн...
Её влечёт стеснённая свобода
Одушевляющего недостатка,
...стеснённая - в том плане, что впереди пустота, темнота, неясность , невозможность умом постичь и, тогда, туда устремляется ИНТУИЦИЯ, ибо ЕЁ действия, устремления
вдохновляет " одушевляет" недостаток информации, энергии, знания, открытия...
И, может статься, ясная догадка
В её походке хочет задержаться —
..и - вот оно : ОТКРЫТИЕ,озарение - результат работы ИНТУИЦИИ : откровение, ДОГАДКА,
к которой движется стихотворение, результат внутренней напряжённой работы, но - только ХОЧЕТ ЗАДЕРЖАТЬСЯ, ибо "добыча" ИНТУИЦИИ не однозначна, - некая пульсирующая истина, существующая только в стихотворной форме - невозможно
её в другую форму воплотить ( что я для тебя, тем не менее, пытаюсь НАМЕТИТЬ) :
О том, что эта вешняя погода
Для нас — праматерь гробового свода,
И это будет вечно начинаться.
..жизнь, её блага, молодость, теплота, здоровье, радость - ВЕШНЯЯ ПОГОДА, - неумолимо стремиться к СМЕРТИ, рождает СМЕРТЬ, является её матерью..ПРОМАТЕРЬЮ...
Вот так суггестирует Мандельштам, великий поэт...
Так он нам "втирает " свою " добычу"...и так у него всегда - сквозное действие в каждом стихотворении, как стрела , пущенная в цель...
К пустой земле невольно припадая,
Неравномерной сладкою походкой
Она идёт — чуть-чуть опережая
Подругу быструю и юношу-погодка.
Её влечёт стеснённая свобода
Одушевляющего недостатка,
И, может статься, ясная догадка
В её походке хочет задержаться —
О том, что эта вешняя погода
Для нас — праматерь гробового свода,
И это будет вечно начинаться.
И дальше :
Есть женщины, сырой земле родные.
И каждый шаг их - гулкое рыданье,
Сопровождать воскресших и впервые
Приветствовать умерших - их призванье.
И ласки требовать от них преступно,
И расставаться с ними непосильно.
Сегодня - ангел, завтра - червь могильный,
А послезавтра только очертанье:
Что было поступь - станет недоступно:
Цветы бессмертны, небо целокупно,
И всё, что будет, - только обещанье.
Искусство это ИНОСКАЗАНИЕ, ИНОЯЗЫЧИЕ...
Конечно же эти женщины это
ВЕРА, НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ...
так же, как жизнь порождает, несёт в себе смерть, так же
НАДЕЖДА ВЕРА ЛЮБОВЬ
несут в себе гибель тому, кто их утратил ...
Сопровождать воскресших и впервые
Приветствовать умерших - их призванье.
Тому кто верит любит и надеется они светят ,
тому, кто утратил их они несут боль отчаяние, смерть..
Сегодня - ангел, завтра - червь могильный,
А послезавтра только очертанье:
Что было поступь - станет недоступно:
Что ж тут неясного : то что было поступью
НАДЕЖДЫ, ВЕРЫ И ЛЮБВИ
станет недоступным...
то , что вчера было Ангелом обернулось могильным червем...
Но , лучше вернуться к Мандельштаму,
к его ОТКРОВЕНИЯМ, ПРОЗРЕНИЯМ к его
гениальной способности находиться в русле
классической традиции, ибо эти стихи неразрывно связаны
с великим поэтическим наследием, что легко проследить..
Есть женщины, сырой земле родные.
И каждый шаг их - гулкое рыданье,
Сопровождать воскресших и впервые
Приветствовать умерших - их призванье.
И ласки требовать от них преступно,
И расставаться с ними непосильно.
Сегодня - ангел, завтра - червь могильный,
А послезавтра только очертанье:
Что было поступь - станет недоступно:
Цветы бессмертны, небо целокупно,
И всё, что будет, - только обещанье.
Сергей Вербук 19.08.2012 11:05 Заявить о нарушении