Трудное счастье 46-50 главы

Глава-46

За полтора месяца отсутствия Нины дома Регинка заметно подросла. Она встретила маму с компрессом на ушках, но весело визжа от радости. Заметно было, что девочка выздоравливала. Лёня работал, и Регина была с бабушкой.
 -Лёня вышел на работу, -сказала довольная возвращением дочери Таня. -У Региночки была очень высокая температура, и мы испугались. Она всё время плакала и звала тебя. Врач сказал, что у неё ушки болят. Сейчас уже почти всё прошло, но я всё равно не снимаю пока компресс.
 -Ей, бедненькой, жарко, -снимая с дочери компресс, сказала Нина.
 -Да. Мне жарко.И ушки совсем не болят. Я гулять хочу! Мы пойдём гулять, мамочка? -спросила малышка.
 -Конечно, пойдём, только позже, когда мама отдохнёт, -целуя дочь, -ответила Нина. -А пока ты поиграешь сама, хорошо? Или побегай с детьми в коридоре. Где твой дружок Серёжа?
 -Он в детском саду, -серьёзно ответила девочка. -Мамочка, а я скоро пойду в детский сад?
 -Ты хочешь в детский сад? -удивилась Нина. -Разве тебе с бабушкой плохо?
 -Мне с бабушкой хорошо. Только бабушка говорит, что я уже большая: мне два года, и пора ходить в детский сад.
 -Хорошо, уговорила, -смеясь, ответила Нина. -Скоро пойдёшь в детский сад.
 Таня, улыбаясь, слушала внучку.
 -Она просто умница. Разговаривает, как взрослая, и с людьми быстро сходится. Ей в садике будет хорошо, -сказала бабушка. В сентябре Регина пошла в детский сад.
 Однажды ночью Нина услышала, что дочь стонет. Она подошла к малышке. Девочка была раскрыта, одеяло лежало на полу. Нина стала укрывать дочь и заметила, что у неё жар.
 -Лёня, -разбудила она мужа, -Регина заболела: у неё высокая температура.
 Время до утра тянулось долго. Девочка всё время просила пить и стонала. Утром вызвали врача. Нина, переодевая дочь, заметила на тельце малышки красные пятнышки.
 -Что бы это могло быть? -недоумевала она. Нина позвала соседку, тётю Маню, пожилую женщину, вырастившую уже четверых детей.
 -Это ветрянка, -сказала соседка. -Обычно она проходит легко и без температуры.
 -Но у Регины высокая температура, -возразила молодая мама.
 -Действительно, странно. Мои дети все переболели ветрянкой, и ни у кого температуры не было, -удивилась тётя Маня. -Вы вызвали врача?
 -Конечно. Девочка так страдает и постоянно чешется.
 Врач подтвердил, что у ребёнка ветрянка, и порекомендовал, что нужно делать. Нина строго следовала всем предписаниям врача, но, вопреки всему, дочке становилось всё хуже. Пятнышки превращались в большие пузыри и лопались. Тело ребёнка покрывалось мокрыми ранами. Нина стала чаще менять на дочке рубашки, чтобы ткань не присыхала к телу. Раны, как велел врач, обрабатывала зелёнкой. Региночка морщилась от боли, но никогда не плакала. Она отказывалась от еды, и родители уже не слышали её звонкого голосочка. За два дня болезни девочка похудела. Её светленькие кудряшки от зелёнки стали зелёными, как и лицо, ручки и туловище.
 -Господи! Что стало с ребёнком! -ужасалась Нина. Снова вызвали врача.
 -У ребёнка начинается абцесс, -сказал врач, -нужно немедленно везти её в больницу.
 Сразу вызвали "Скорую помощь", и Нина с ребёнком поехала в больницу. Регину положили в изолятор, в мужскую палату, единственную в больнице, куда не касались больные желтухой или свинкой.
 -Почему в мужскую палату? -возмущалась мать. -Это же девочка! Как можно девочку оставлять в комнате, где одни мужчины? А если с ней что-нибудь случится? Нет, я не оставлю своего ребёнка здесь!
 -Успокойтесь, -убеждал молодую маму врач. -Это даже хорошо, что в палате мужчины, а не женщины с детьми, потому что мамаша смотрела бы только за своим ребёнком, а до вашего ей никакого дела. Там лежат порядочные серьёзные люди, которым даже приятно будет о ком-то заботиться.
 Эти доводы только частично успокоили Нину. Она пришла взволнованная домой и велела мужу немедленно пойти в больницу и поговорить с соседями дочери по палате.
 -Я не могу быть спокойной за ребёнка, зная, кто её окружает! -кричала Нина. -Девочка итак страдает! Пойдём в больницу. Я лучше заберу её домой.
 -Успокойся. Если бы не было опасности для жизни ребёнка, её не положили бы в больницу, тем более, что там сейчас карантин. Мы пойдём туда вместе и посмотрим, что можно сделать, -сказал Лёня.
 Изолятор, куда положили Регину, находился на первом этаже и был с отдельным входом. Родители девочки незаметно прошли в палату. Регинка сидела в кроватке, а рядом с ней мужчина что-то ей рассказывал. Среди больных мужчин Лёня встретил знакомого по заводу, где работал раньше.
 -Саня, ты что здесь делаешь? -спросил Лёня у своего старого знакомого. -Заболел?
 -Как видишь. А это твоя дочь?
 -Моя. Жена очень беспокоится за ребёнка. Вы уж присмотрите за девочкой.
 -Какой разговор? Мы её быстро на ножки поставим. Скучно здесь, так хоть какое-то развлечение, -сказал мужчина. -А вы приходите, когда хотите. Врач только утром на обход приходит, а в остальное время сюда кроме наших посетителей никто не заглядывает. Постучите в окно, мы вам и откроем.
 На следующее утро, перед работой, Нина побежала в больницу, чтобы отнести тёплый, только что сваренный бульон. Она осторожно постучала в окно палаты. Подошёл один из больных.
 -Девочка ещё спит, -тихо, чтобы никого не разбудить, сказал он. -Она всю ночь раскрывалась и спросонья просила: "Укрой меня", так мы по очереди к ней вставали.
 -Большое вам спасибо! Мне так неудобно за беспокойство, которое моя дочь вам причиняет.
 -Ничего страшного. Мы - мужики свободные. Не ночью, так днём выспимся, -ответил мужчина. -Регинка проснётся, мы её покормим. -Он взял у Нины передачу. -Вы не беспокойтесь за девочку. У нас самих есть дети, так что знаем, как ухаживать за малышами.
 Каждый день, после работы, родители то по одному, то вдвоём навещали своего ребёнка. Регина заметно поправлялась. Она весело встречала родителей и, казалось, что ей в этом необычном обществе даже нравится. Добровольные няньки баловали девочку, выполняли все её прихоти. Когда однажды всех мужчин выписали домой, а в палату положили женщину с ребёнком, девочка сразу загрустила. Спустя ещё несколько дней Нина забрала из больницы свою дочь. Девочка была совершенно здорова и могла снова посещать детский сад.
 В декабре пришёл вызов на государственные экзамены. Экзамены начинались со второго января, но ехать надо было за неделю раньше, чтобы сдать задолженность за пятый курс. Нина уже договорилась с директором школы, чтобы её отпустили в институт пораньше, и спешила подготовить новогодние утренники. Вместо неё работу старшей вожатой поручили учительнице начальных классов.
 Вечерами, после школы, Нина засиживалась за конспектами, готовясь к экзаменам. Когда до отъезда осталось четыре дня, вдруг в школу позвонили из детского сада.
 -Срочно заберите ребёнка: у Регины свинка, -услышала она в трубке. Нина побледнела, у неё потемнело в глазах.
 -Что случилось? -спросила секретарь директора.
 -Моя Регина снова заболела. Свинкой, -еле выговаривая слова, ответила Нина.
 -Надо же, как вам не везёт. Прямо перед государственными экзаменами.
 Нина побежала в детский сад, с ужасом думая, что девочка еле оправилась от одной болезни, а тут – другая. Она уже видела плачущую из-за температуры и боли дочь, но Регина выбежала ей навстречу такая же весёлая, как была утром, когда её привели в детский сад. Только опухоль сбоку под подбородком указывала на то, что девочка больна.
 -Вы не волнуйтесь, Нина Борисовна, -сказала воспитательница, -свинка чаще всего протекает незаметно. Вызовите на дом врача. Эта болезнь заразная, и девочке нельзя контактировать с другими детьми.
 -Мне говорили, что ветрянка тоже проходит легко, а я чуть из-за неё ребёнка не потеряла. Теперь я всего боюсь, -ответила Нина, одевая дочку.
 Взяв ребёнка на руки, Нина торопилась на автобус. На остановке она встретила заведующую отделением больницы, в которой недавно лечилась Регина.
 -Ну, как ваши дела? -приветливо улыбаясь, спросила женщина у девочки. Регинка, узнав врача, тоже заулыбалась.
 -Неважны наши дела, -ответила Нина. -Регина снова заболела. На этот раз свинкой. Не знаю, что мне делать: получила вызов на государственные экзамены. Через несколько дней надо ехать, а тут дочь заболела.
 -Положите дочку к нам в больницу и спокойно поезжайте. Там всё равно сейчас карантин по свинке, -предложила врач.
 -Большое спасибо вам за помощь, но я сначала с мужем поговорю, -ответила Нина.
 -Никакой больницы! -категорически заявил Лёня, когда Нина рассказала о встрече с врачом. -Я возьму отпуск и буду с дочкой, а ты поезжай и ни о чём не беспокойся.
 Регина легко переносила болезнь, и Нина, видя, что девочке ничто не угрожает, уехала в институт.


Глава 47


 Софья Ефимовна, отметив у себя в журнале приезд студентки, сказала:
 -Нина, если ты ещё не нашла квартиру, обратись в столовой к нашей посуднице. Она ищет себе квартирантку.
 Нина нашла посудницу, и та отвела её на квартиру. Зина, так звали хозяйку, жила в двухэтажном деревянном доме, почти рядом с институтом, и это Нину устраивало. Женщина жила с семилетней дочерью и отцом. По обстановке в доме было видно, что в семье нет даже среднего достатка. Сдавать одну из двух комнат заставляла нужда. В последствии Нина поняла, что эта квартира - далеко не лучший вариант: девочка хозяйки была капризной, взбалмошенной, по утрам не хотела вовремя вставать и устраивала истерики. Мать сначала уговаривала дочь, а затем грубо ругалась. Постоянные ссоры в семье мешали занятиям, и студентке приходилось задерживаться в институте до позднего вечера.
 Сразу по приезду в Комсомольск Нина решила выполнить просьбу Екатерины Дмитриевны, её интернатовской учительницы и бывшей опекунши Коли Веденко. Как-то встретив Нину в Доме пионеров, Екатерина Дмитриевна спросила, когда она поедет в Комсомольск, а затем попросила встретиться с Колей и узнать, почему тот не отвечает на её письма.
 -Мой сын пишет, что у Коли что-то не ладится в семье и на работе. Нина, может быть, ты увидишь его там?
 -Как же, Екатерина Дмитриевна, я увижу Колю, если летом я жила рядом с его домом и ни разу его не встретила? -удивилась Нина.
 -Где ты жила? -спросила учительница.
 -По улице Пионерская. Я каждый день по нескольку раз проходила мимо его дома.
 -Коля уже давно там не живёт. Ему новую квартиру дали на улице Строителей.
 -Нет, домой к нему я не пойду, -категорически отказалась Нина.
 -Не нужно домой. Он получает письма "до востребования". Отправь ему открытку.
 -Хорошо, -согласилась Нина, -я попробую.
 Занимаясь в читальном зале, она написала Коле на почтовой открытке:
 -Здравствуй, Коля!
 Ты, наверное, ещё не забыл мой почерк? Уже более пяти лет я приезжаю в Комсомольск-на-Амуре, где учусь в Пединституте, но ни разу мы с тобой не встретились. Да я и не стремилась к этому. Но в этот раз я уже сдаю государственные экзамены и больше никогда сюда не приеду. Если ты не против меня увидеть, то можешь встретить меня здесь в любой день в шесть часов вечера у раздевалки в филиале института по улице Комсомольская, 45.
 Нина.
 По дороге домой Нина опустила открытку в почтовый ящик. Коля пришёл на третий день. За прошедшие годы он сильно изменился: похудел, осунулся. Нина думала, что встретит бравого мужчину в морском офицерском кителе, а перед ней стоял опустившийся, рано постаревший человек. Он так сутулился, что казалось, будто на его плечи давит тяжёлая ноша. Коля с интересом разглядывал подругу детства.
 -А ты изменилась, -улыбнувшись, сказал он.
 -Это комплимент или хочешь сказать, что постарела? -спросила Нина.
 -Разумеется, комплимент. В твоём возрасте ещё пока хорошеют, а не стареют.
 -Не будем говорить о возрасте. Расскажи лучше о себе, -попросила Нина, когда они устроились на стульях в вестибюле института.
 -Как это ты решила со мной встретиться? -полюбопытствовал Коля. -Я знал, что ты учишься здесь, в Комсомольске, но искал тебя по улице Пионерская. Я даже не подозревал, что есть ещё и филиал на другой улице.
 -Меня Екатерина Дмитриевна попросила, -ответила Нина.
 -А сама так и не решилась бы? Обиделась на меня? Вообще-то ты права, -сказал её бывший друг.
 -Да нет. Летом я хотела тебя увидеть: думала, что живёшь по старому адресу, но не решилась зайти. Теперь я знаю, что всё равно там тебя не нашла бы. Ну коль мы уже встретились, рассказывай, что с тобой случилось?
 -Почему ты решила, что со мной что-то случилось?
 -По твоему виду. Ладно, Коля, не лукавь. Ты же знаешь, что я даже на расстоянии чувствую, когда у тебя что-то не ладится. И сейчас кое-что могу предположить. Например, у тебя плохие отношения с женой. Начало верное?
 -Верно. С женой я живу только формально, в одной квартире. Она с первого дня меня обманывала. И ребёнка родила не от меня, -начал рассказывать Коля.
 -Когда Екатерина Дмитриевна сказала, что у тебя родилась дочь, а это было в марте, я сразу поняла, что ребёнок не твой. Вы же в ноябре поженились, а до этого ты полгода был в рейсе. Но как ты, Колька, мог так лопухнуться, никак не пойму.
 -Мы с Ольгой познакомились перед практикой.
 -Это тогда, когда приезжал ко мне и упрекнул в неженственности?
 -Да, тогда. Мы с ней встречались, а потом я ушёл в рейс. Пока был в рейсе, решил учиться дальше, тем более, мои выпускные экзамены в училище могли засчитать как приёмные в институт. Так нам сказали. После практики, на танцах, снова встретил Ольгу. Из нашей переписки она знала о моих планах. Пока я был в рейсе, Ольга встречалась с каким-то парнем, а когда забеременела, он её бросил. Вот она и решила мною прикрыть свой грех. Зная, что женитьба в мои планы не входит, решила с помощью своей сестры заманить к себе домой. Пригласила на День рождения. Там меня напоили, а когда я утром проснулся, оказался в постели с Олей. Ну, а дальнейшее тебе рассказывать не надо. Ты сама всё поняла. Сразу после выпускных экзаменов мы были уже женаты. Затем поехали по распределению в Комсомольск. Я был счастлив, что наконец-то обрёл семью. Через какое-то время заметил, что моя жена беременна. К этому времени мы уже часто ссорились: оказалось, что Оля меня никогда не любила и вышла замуж по необходимости. Она мне во всём призналась. Я тогда решил ей всё простить и ребёнка считать своим. Но как только родилась Людочка, Оля стала мне изменять: сначала тайком, потом почти открыто. Однажды я застал её с любовником у себя в квартире. Сейчас она вообще со мной не считается: делает, что хочет. Вот так мы и живём.
 -Вообще-то, Коля, ты за что боролся, на то и напоролся, -подвела итог рассказанному Нина.
 -О чём это ты?
 -Ты же хотел женственную девушку именно в этом твоём понятии. Твоё желание сбылось. Оленька оказалась даже слишком женственной, -со злорадством ответила Нина.
 -Злорадствуешь? -обиделся Коля.
 -Нет. Мне даже тебя жалко.
 -Ну, а ты как живёшь? -спросил Коля.
 -Нормально. Вот моя семья. -Нина достала из сумочки фото, на котором они втроём.
 -А у тебя муж здоровый, -заметил Коля.
 -Нет. Он просто высокий. Я никогда не любила низкорослых ребят.
 -Ну не скажи, -усмехнулся Коля, -любила.
 -Если ты имеешь в виду себя, то я даже не знаю, любила ли. Просто в детстве другие критерии в любви. Я тогда кроме тебя никого не знала, а когда ты от меня отказался, встретила немало симпатичных ребят. Даже здесь, в Комсомольске, чуть замуж не вышла. Уже и помолвлена была.
 -Почему же не вышла?
 -Не любила его. Просто я тогда кое-что слышала о твоём "счастливом" браке, вот и закралась во мне подленькая мыслишка отбить тебя у Оленьки. Поэтому я и подумала выйти замуж за комсомольчанина.
 -Ну а потом почему передумала?
 -Поумнела. Зачем же себе жизнь калечить и другому, любящему меня человеку? А тут с Лёней встретилась. Мы с детства были знакомы. Я тогда и подумала, что мне нужен именно этот парень. И вышла за него замуж. Я всегда знаю, чего хочу. А сейчас уже и институт заканчиваю. Так что, как видишь, Коля, у меня всё в порядке.
 -Ты, Нинка, молодец! -с завистью сказал Коля. -Я рад, что мы встретились. Может, в гости ко мне зайдёшь? Квартиру мою посмотришь.
 -К тебе в гости? -удивилась Нина. -Ни за что! Чтобы твоя жена меня изувечила? Если бы у тебя была нормальная семья, можно было бы и зайти: всё-таки мы почти родственники, а раз ты сам, можно сказать, там на квартире, не пойду.
 -Тогда, может быть, сходим куда-нибудь? -не теряя надежды, спросил Коля.
 -Прости, Коля, но я никуда с тобой не пойду. Тебя здесь знают, так зачем создавать лишние проблемы? Я и встретилась-то с тобой, потому что Екатерина Дмитриевна попросила. Да и в Комсомольске я последний раз, так что вряд ли когда-нибудь ещё встретимся, -ответила Нина. -Мне нужно домой. Если хочешь, проводи меня.
 Больше Нина никогда не видела своего друга детства. Нельзя сказать, что она осталась совсем равнодушна к нему, но Нина не любила несчастных мужчин, а Коля выглядел именно таким.
 На следующее утро пятый курс заочного отделения сдавал экзамен по Современному русскому языку. Нина сдавала вместе с ними. В аудитории она встретила Шуру Попсуйка, с которой начинала учебу в институте.
 -Шурка! Я думала, что ты уже закончила учиться! -удивлённо, с радостью воскликнула Нина.
 -Я то же самое думала о тебе, -не менее удивилась Шура. Я в академическом была. Сына родила.
 -А я летом едва успела сессию закончить, дочь заболела. Пришлось госы на зиму перенести. Но я тебя и летом не видела.
 -Так летом я и брала академический отпуск, -ответила однокурсница. -А сейчас меня вызвали на семьдесят дней. Я уже здесь больше месяца. Заканчиваю пятый курс, а потом госы. А ты давно приехала?
 -С неделю. У меня был "хвост" по русскому языку.
 -Где ты живёшь?
 -Здесь недалеко. У посудницы из нашей столовой. Но мне там не нравится: много шума, не говоря уже о том, что нет никаких минимальных удобств.
 -Так переходи жить к нам, -предложила Шура. -Я с Лидой Александровой снимаем благоустроенную квартиру у одной старушки. Она нам целую комнату сдаёт. Я думаю, что хозяйка не будет против ещё одной квартирантки: только доход её увеличится.
 Нина с радостью согласилась, и вечером девушки перенесли её вещи на другую квартиру.
 Новый год студентки встречали дома одни. Хозяйка ушла к своей дочери. Как только пробила полночь, девушки подняли тост за успешное окончание учёбы, а затем уселись за конспекты. Праздник праздником, а второго января им предстоял первый государственный экзамен. Вместе заниматься было легче, и экзамены сдавались успешно.
 Однажды Нина получила от мужа денежный перевод на сумму семьдесят рублей. Она долго смотрела на сумму и не верила своим глазам.
 -Нина, ты чего? -спросила подошедшая к ней Шура. -Ты прямо будто остолбенела, даже побледнела.
 -Шурка, смотри, сколько денег! Это, наверное, не мне, -чуть слышно произнесла Нина.
 -А обратный адрес чей? -спросила подруга.
 -Обратный адрес мой, -так же шёпотом ответила Нина.
 -Ну, значит, и перевод тебе. Твой благоверный сделал тебе подарок в честь окончания института. В воскресенье пойдём тратить эти деньги. Или, может быть, сегодня?
 -Нужно сначала подумать, на что их потратить, -ещё не придя в себя, ответила Нина.
 В воскресенье девушки отправились на вещевой рынок. Они долго ходили между рядами, не зная, на чём остановиться. Наконец, Нина увидела белое гипюровое платье германского производства. Оно стоило как раз семьдесят рублей.
 -Шура, может, купить мне его? Скоро же выпускной вечер. Мне как раз нечего на него надеть, -попросила совета Нина.
 -А что? Красивое платье и как раз по тебе. Покупай.
 Когда девушки принесли покупку домой, Нина надела платье и повертелась у зеркала.
 -Лидка, а ты что молчишь? Не нравится? -спросила Нина у Александровой.
 -Да нет. Платье красивое, но сразу отдать такие деньги! -ответила более практичная Лида. -На один только вечер! Куда ты его ещё наденешь? Свадьба у тебя уже была и дай, Б-г, последняя. Нет, если бы я с вами пошла, не позволила бы тебе так легкомысленно потратить деньги, -укоряла Лида подругу.
 -Да ладно, что уж теперь говорить. На свадьбе у меня не было белого платья, так хоть на выпускной надену. А потом сестре младшей подарю, -весело сказала Нина.
 -Да, видно, богато живёте, -вздохнула Лида, -или муж тебя очень любит.
 -Вот тут ты, Лидушка, отгадала: именно, очень любит, -ответила Нина.
 Тридцатого января был сдан последний государственный экзамен, а тридцать первого утром Нина получила диплом. На выпускной вечер она не осталась: очень уж соскучилась по дому и ждать ещё один день было невыносимо. Вечером она уже сидела в поезде и мысленно была дома.
 

Глава 48

 Открыв своим ключом дверь комнаты и переступив порог, Нина в растерянности остановилась: комнату было не узнать. У стены вместо детской кроватки расположился раздвижной диван, покрытый красивым гобеленом, а в углу - книжный шкаф, в котором аккуратно рядами стояли книги. С новой мебелью комната выглядела очень уютно. Даже ширма, которая служила перегородкой, была новая, из того же гобелена, что лежал на диване.
 Нина поставила чемоданы и робко, будто это было не её жильё, вышла из комнаты, снова заперев дверь.
Таня ждала дочь только завтра и очень удивилась, увидев её.
 -Ты уже приехала? А мы тебя ждём только второго февраля, как ты написала.
 -Я не осталась на выпускной вечер. Очень домой захотелось. Утром получила диплом и сразу на вокзал.
 -Значит, всё-таки добилась своего: получила диплом, -с гордостью за дочь сказала Таня. Она подошла к дочери, потрогала прикреплённый к груди академический значок и обняла её.
 -Поздравляю!
 -Мама, неужели ты сомневалась в том, что я закончу институт? -удивилась Нина.
 -Если честно, то сомневалась, -призналась мать.
 -Значит, ты, как и моя свекровь, считала, что я езжу в Комсомольск развлекаться? -обиделась на мать Нина.
 -Только, пожалуйста, не ставь меня на одну доску со своей свекровью! -взорвалась от возмущения Таня. Этого она никак не могла перенести. -Просто я представляла, как тебе трудно было учиться, имея семью: приходилось даже откладывать учёбу, вот я и боялась, что и в этот раз ты приедешь без диплома.
 -Нет уж! Всё! С учёбой покончено! -торжественно заявила Нина, -хотя и немного жаль, что я уже никогда больше не появлюсь в своём институте. Я так привыкла к нему и к Комсомольску. Да, а как Регинка?
 -В детском саду она. С ней всё в порядке. Нина, ты дома была? -спросила мать.
 -Была. Я даже не узнала свою комнату: думала не туда попала. Где Лёня взял столько денег?
 -Он получил отпускные, и я убедила его купить мебель. Понравилось тебе?
 -Ещё бы! Так уютно стало!
 -Вот видишь: твой муж всегда меня слушается, -гордо сказала Таня.
 -Хоть иногда он тебе нравится, -ехидно заметила Нина.
 -Ладно, давай что-нибудь вкусное приготовим, всё-таки у нас сегодня праздник, -предложила Таня, доставая из холодильника продукты.
 -Давай, -согласилась Нина. -Лёня придёт с работы и сходит в магазин за вином.
 После работы Лёня, забрав дочь из детского сада, пришёл домой и увидел чемоданы жены. Он тут же отправился к тёще.
 -Нина, спрячься, Лёня с Регинкой идут, -шепнула дочери мать, увидев в окно зятя с внучкой.
 -Не стоит. Он уже обнаружил дома мои чемоданы, -спокойно ответила Нина.
 -Ну что же ты? Не могла их спрятать? -разочарованно произнесла мать. -Я думала, получится сюрприз.
 Как только Лёня вошёл в квартиру, Нина бросилась к мужу, повиснув у него на шее. Затем, схватив дочь, затормошила её, целуя куда попало. Она не могла налюбоваться на девочку.
 -Регинка, какая ты у меня уже большая! Ты не забыла свою маму?
 Регина отрицательно покачала головкой, а затем спросила:
 -Ты больше не уедешь от меня?
 -Не уеду! Я больше никуда никогда не буду уезжать! -продолжая целовать дочь, обещала Нина.
 -А мы только завтра тебя ждали, -сказал Лёня. -Почему ты приехала раньше? Что-то случилось?
 -Ничего не случилось. Просто я не осталась на выпускной вечер вот и приехала на день раньше. А ты что, не рад? -подозрительно спросила Нина.
 -Ну что ты такое говоришь? Конечно, рад: только жалко, что ты лишила себя удовольствия повеселиться со своими друзьями.
 -А! Это пустяки! Я очень домой хотела. Теперь я дипломированный учитель с высшим образованием, -гордо сказала Нина.
 -Нужно обязательно отметить это событие! -воскликнул Лёня.
 -Сегодня мы только немного отметим, а в день моего двадцатипятилетия отпразднуем и получение диплома. Согласен? -предложила Нина.
 -Хорошо. Я сейчас сбегаю в магазин за вином и ещё что-нибудь прикуплю, -ответил муж.
 Позже, когда Нина с мужем и дочерью были уже дома, пришла Бетя.
 -Ты уже приехала? -удивилась она. -Как твои успехи?
 -Моя жена закончила институт! -гордо сообщил Лёня.
 -Ну да? Я не верю, -засомневалась свекровь.
 -Вы, как всегда, правы. Я там только развлекалась. Каждый год, уезжая от мужа, я предавалась веселью, а может быть, разврату? Что больше всего устраивает ваше богатое воображение? -разозлилась на свекровь Нина. -А это вам что-нибудь говорит? -спросила она у свекрови, показывая ей диплом.
 -Что это? -спросила безграмотная женщина.
 -Диплом! -гордо ответила невестка.
 -Надо же! Я действительно не верила, что ты когда-нибудь закончишь институт. И что теперь изменится? Что тебе даст этот диплом? Будешь больше денег получать?
 -Я буду преподавателем. Всё: пионерская работа в этом году для меня закончится, -уверенно ответила Нина.
 О том, что летом уйдёт из школы, если ей не найдут место преподавателя, Нина сказала директору. В школе ей место учителя не нашлось, и она решила уволиться. В горкоме комсомола ей предложили два места на выбор: секретарём комсомольской организации в Комбинате бытового обслуживания, где она раньше работала, или методистом по пионерской работе в Доме пионеров и школьников. Нина подумала над обоими предложениями. В Доме пионеров она продержится недолго. Её брали на место Монастырской Анны Михайловны, проработавшей методистом много лет. Анна Михайловна вдруг решила пойти работать старшей пионервожатой в школу, забыв, что ей уже не двадцать лет. Она намного старше Нины. Нина была уверена, что это у Монастырской просто блажь. Когда та поймёт, что уже не может быть такой, какой была лет пятнадцать назад, захочет вернуться на прежнее место, потому что ничего больше делать не умеет. Вот тогда Нина сможет потребовать у ГОРоно направление в школу учителем.
 Но всё произошло гораздо проще. Через полгода она забеременела. Беременность протекала так тяжело, что Нина почти не работала и до декрета пришлось взять профсоюзный отпуск. Как она и предполагала, Монастырская, поняв, что работа старшей пионервожатой ей уже не по силам, захотела вернуться на своё привычное место, тем более, что оно было свободно. Нине оставалось благополучно родить, а затем она подумает о своих планах на будущее.


Глава 49

 Молодые родители ждали рождения сына. Они почти были уверены, что на этот раз родится мальчик. Работая в Доме пионеров, Нина научилась хорошо вязать крючком и сейчас она принялась готовить приданое малышу.
 -У этого ребёнка будет всё, -решила она. И ко времени рождения малыша шкаф заполнился красивыми детскими вещами, связанными, сшитыми и купленными в магазине от всевозможных пинеток до костюмчиков и даже пальтишек. Регинка, рассматривая эти крошечные вещички, спрашивала:
 -Мама, эти одёжки для куклы?
 -Нет, детка, для твоего маленького братика.
 -А где мой братик?
 -Скоро купим, -ответил за маму папа.
 -А когда мы купим братика?
 -Зимой, когда пойдёт снег, -ответил Лёня. Он обожал дочку и общался с ней, становясь на уровень её рассуждений.
 -Мы пойдём покупать ёлочные украшения и заодно купим и братика.
 -Ещё долго ждать?
 -Не очень долго.
 Нина в их диалог не вмешивалась лишь тихонько посмеивалась. Наконец, выпал первый снег. Регина, вернувшись из детского сада домой, сразу заявила отцу:
 -Папочка, помнишь, ты сказал, что зимой мы купим братика?
 -Купим, только позже, на Новый год,-ответил Лёня.
 -Но ведь игрушки на ёлку уже продаются! Когда мы проходили мимо магазина, я сама видела: они такие блестящие и красивые!
 -Регина, я ведь тебе сказал, что попозже. Сегодня и завтра ещё рано. Да и денег у нас пока на братика нет, -выкручивался отец.
 -А когда ты получишь деньги?
 -Пудришь ребёнку мозги, а потом не знаешь, как выкрутиться, -ворчала Нина.
 -Ничего. Регинка умница и всё понимает: раз нет денег, ничего и не купишь. Правда, дочка?
 Регина не ответила отцу, лишь обиженно зашмыгала носом и, взяв свой велосипед, вышла в коридор.
 Приближался Новый год, и однажды Лёня с дочерью отправились в магазин за ёлочными украшениями. Отец с Региной выбирали ёлочные игрушки, а девушка - продавец укладывала их в коробку. Вдруг Регина сказала, обращаясь к продавщице:
 -Тётя, мы ещё хотим купить братика!
 -Братика? Здесь? -девушка удивлённо посмотрела на Лёню. Лёня, заговорчески подмигнув продавщице, поддержал дочь:
 -Вообще-то мы и братика для этой маленькой девочки хотели купить, но я вижу, что в вашем магазине их не продают.
 -Нет, у нас вы не сможете купить братика для вашей маленькой дочери, но зато у нас есть прекрасный Дед Мороз, -ответила девушка, ставя на прилавок большого Деда Мороза. -Но я могу тебе посоветовать, к кому лучше обратиться за помощью, -сказала продавщица Регинке, догадавшись, почему девочка так настойчиво хочет купить братика. -Попроси лучше маму, и она подарит тебе маленького братишку. Ты уже придумала ему имя?
 -Да. Я назову его Стасиком, -серьёзно ответила Регина.
 -Мама! Мама! -закричала девочка, вбегая в комнату, -в магазине нет братиков, но мы купили много игрушек и красивого Деда Мороза! Посмотри, какой большой! Больше моих кукол! Но я всё равно хочу братика! Когда мы его купим?
 -Регина, папа ошибся, -сказала мама, -в магазине детей не продают, даже совсем маленьких. Я скоро пойду в больницу и принесу тебе оттуда братика.
 -Разве ты болеешь? -озабоченно спросила дочка, уже знакомая с больницей. -Зачем ты пойдёшь в больницу?
 -В больницу ложатся не только больные, но и мамы, у которых большой животик, как у меня. Здесь, в животике, сидит твой братик. Положи сюда свою ручку. Чувствуешь, как он толкается?
 Регинка положила ручонку на мамин живот. В это время ребёнок в животе матери толкнул ножкой.
 -Ой! Он меня толкнул! -воскликнула девочка.
 -Да, он толкается, потому что хочет выйти, -объяснила Нина дочери.
 -Почему же он не выходит? -недоумевала Регина.
 -Рано ещё. Он ещё не научился кушать. Как только научится, я его и выпущу к тебе.
 -А в больницу зачем пойдёшь?
 -Чтобы врач помог твоему братику выйти из моего животика.
 Кажется, дочку удовлетворил ответ матери. Она больше ни о чём не спрашивала и принялась разглядывать покупки.
 Перед самым Новым годом, хотя время рожать ещё не пришло, Нину положили в роддом: высокое давление и анемия могли дать осложнения при родах. Каждый раз, когда Регина с папой навещали маму, девочка спрашивала:
 -Мамочка, когда же мой братик выйдет из твоего животика?
 -Уже скоро, дочка, -отвечала мать через окно роддома.
 Схватки начались в середине января. Плод был очень большой, а молодая мать - худенькая и слабая. Жизнь матери и ребёнка были под угрозой. И когда в ужасных муках Нина родила сына, она тут же потеряла сознание. Родился крупный мальчик весом четыре килограмма, двести грамм, длиной шестьдесят сантиметров. Нина узнала об этом, когда на время пришла в себя. Открылось сильное кровотечение, и борьба за спасение матери продолжалась ещё долго. Только почти через сутки женщину перевезли в общую палату. Ребёнка не приносили три дня, и Нина извелась от беспокойства. Ещё на второй день после родов детский врач, ежедневно сообщавшая мамам о состоянии здоровья их малюток, сказала, что у мальчика шумы в сердце, вероятно, врождённый порок.
 -Порок сердца? -переспросила Нина.
 -Похоже, что так, но дня через три можно будет определить точно, -ответила врач.
 Нина отвернулась к стене и заплакала. Она вспомнила, что когда была беременна, Региночка заболела коревой краснухой и участковый детский врач, приглашённый к больному ребёнку, предупредил, что контакт беременной женщины с больным коревой краснухой может привести к заболеванию плода. Она посоветовала матери изолировать от себя Регину. Но Нина тогда и представить не могла, как может мать изолировать от себя больного ребёнка, даже если дочь переносила болезнь очень легко. И сейчас она винила в болезни сына себя: не послушала тогда врача, и теперь расплачивается за это её только что родившийся ребёнок. А с другой стороны, куда она могла тогда отправить дочь? К бабушкам? В то время ни одна из них не захотела взять к себе на время внучку.
 -Если бы хоть одна из них была мне матерью, настоящей, родной, -подумала Нина. И вот теперь, когда ей уже три дня не приносят ребёнка, она волновалась, а не обманывают ли её? Может быть, её сын умер, а ей не хотят сказать правду?
 Наконец, во время второго кормления в палату внесли крупного ребёнка, самого большого из всех новорождённых.
 -А вот и ваш богатырь, -сказала молоденькая медсестра, положив ребёнка рядом с матерью.
 Нина впервые взглянула на малыша. На неё смотрели большие глаза ребёнка, всё личико которого было покрыто чёрными волосами.
 -Это не мой ребёнок! Уберите его! -вскочив с кровати, закричала Нина. Медсестра тут же подбежала к молодой матери.
 -Успокойтесь, мамаша, это ваш ребёнок. Чего вы испугались? Волосики на личике? Так это у новорождённых иногда бывает. Они быстро скатаются, и пока вы пробудете в роддоме, ваш сын станет совсем чистеньким. Посмотрите на малыша: он же красавец! Какие большие чёрные глаза с длинными ресницами! Вы ещё своим сыном гордиться будете, -успокаивала девушка Нину.
 Действительно, с каждым днём личико малыша становилось чище. Нина внимательно вглядывалась в сына, даже что-то шептала ему, но как ни пыталась накормить его, у неё ничего не получалось. Молоко в груди так и не появилось. Правда, медсестра, приносившая детей, успокаивала мать, что ребёнок не голоден, его кормят искусственно. Малыш даже на искусственном кормлении быстро набирал в весе, несмотря на то, что детский врач всё-таки подтвердил диагноз: врождённый порок сердца, при этом вселяя надежду, что со временем порок может стереться, ребёнок может перерасти этот недуг.
 Шли дни. Уже выписались все женщины, рожавшие с Ниной в один день, готов был к выписке и её ребёнок, но саму мать всё ещё держали в роддоме: лечили послеродовые осложнения и поднимали гемоглобин в крови. Наконец-то через пятнадцать дней после родов ушла домой и Нина с сыном, весившим уже к тому времени пять килограммов.
 -Вот это богатырь! -с гордостью сказал Лёня, взяв сына на руки.
 Мальчика назвали Станиславом, упрощённо - Слава. На этом настояла бабушка Таня.
 -Что это за имя - Стасик? Будем звать мальчика Славой, - твёрдо сказала она, и все с ней согласились, даже Регинка, так обожавшая бабушку, что не стала ей перечить.
 Регина первые два дня с любопытством разглядывала брата, осторожно дотрагиваясь до него, что-то говорила малышу, но затем разочарованно заявила:
 -Он со мной играть не хочет! -Она отошла от кроватки и больше не подходила. Девочке было четыре с половиной года. Она привыкла, что до сих пор все занимались только ею, а теперь всё внимание уделяют малышу, и стала ревновать. Видя, как мама часто меняет брату пелёнки, кормит его, ласкает, она обижалась и уходила к бабушке, жившей рядом с ними. Регина жаловалась ей:
 -Бабушка, все только Славика любят, а меня никто.
 -Что ты, Региночка! -говорила бабушка, - тебя тоже все очень любят, но Славик ещё очень маленький, он даже ничего не может сказать, попросить, поэтому с ним всё время и возятся. А ты у нас большая девочка, всё умеешь делать сама, и ничья помощь тебе не нужна. Зато маме с папой нужно, чтобы и ты им иногда помогала присматривать за братиком.
 В детском саду воспитательница спросила у Регины:
 -Регина, как поживает твой братик? Нравится он тебе?
 -Нет, совсем не нравится. Он ничего не умеет делать, даже играть со мной. Он только плачет, писается и какается. Вообще-то, Славик, как и его сестрёнка в эту пору, был спокойным ребёнком. Наевшись досыта, он спал всю ночь.
 Комната, казавшаяся просторной после крошечного предыдущего жилища, сейчас стала тесной, и Нина старалась как можно меньше держать сына дома. Утром, пока она что-то делала в комнате, коляска, в которой спал Славик, выставлялась в большой коридор у окна, возле двери. Закончив все домашние дела, Нина подолгу гуляла с малышом на улице, приучая его к свежему воздуху. Но однажды, когда они пешком возвращались из детской поликлинники, Славик стал кашлять. Ночью кашель усилился, правда, температуры у ребёнка не было. Утром вызвали врача. Осмотрев и прослушав малыша, врач успокоил родителей:
 -Хрипов в лёгких нет. Вот рецепт. Попоите ребёнка микстурой, и всё пройдёт.
 Лёня, работавший в этот день во вторую смену, тотчас сходил в аптеку и купил лекарство. Но кашель не только не прекращался, а ещё больше усилился. После следующей бессонной ночи снова вызвали врача. Как и в прошлый раз, врач хрипов не услышал. Нина целый день ходила с плачущим ребёнком на руках и не знала, как облегчить его страдания. Вечером пришла свекровь. Она взяла мальчика у невестки и воскликнула:
 -У ребёнка же воспаление лёгких! Неужели ты не слышишь, как он хрипит?
 -Но врач сказал, что в лёгких чисто, -оправдывалась Нина.
 -Я не хочу знать, что сказал врач! Немедленно вызови «Скорую помощь». Ребёнка нужно везти в больницу! -настаивала свекровь.
 -В больницу? Ни за что! -категорически отрезала Нина. Перед её глазами встала умершая в больнице соседская девочка, проболевшая всего два дня.
 -Нет, нет! Мой сын там умрёт! -закричала она.
 -Он здесь умрёт без помощи врача! -в ответ кричала свекровь. На крик женщин прибежала соседка тётя Маня.
 -Что у вас случилось? -спросила она.
 -Смотрите, ребёнок задыхается от кашля, -обратилась бабушка Бетя к соседке, -а эта упрямая дурочка не хочет вызывать «Скорую помощь»: боится везти ребёнка в больницу.

 -Тётя Маня, я не хочу, чтобы мой ребёнок, как Светочка, умер в больнице, -плача, сказала Нина.
 -Она умерла, потому что её поздно туда отвезли, -ответила соседка. Я пойду позвоню на «Скорую».
 Врач «Скорой помощи», даже не осмотрев ребёнка, видя как тот задыхается, велел Нине собираться в больницу.
 -Что же вы, мамаша, довели ребёнка до такого состояния? -укорял Нину дежурный врач в детской больнице.
 -Я два дня подряд вызывала участкового врача, но меня всё время успокаивали, что в лёгких у ребёнка всё чисто.
 Медсестра принесла кислородную подушку и велела матери с ребёнком идти с ней в палату. Их положили на первом этаже возле Приёмного отделения, в двухместную палату, в которой стояли две подростковые кровати, одна из них была уже занята. Для матерей здесь кровати не предусматривались. Медицинский персонал больницы считал, что делает большое одолжение несчастным матерям, у которых болели дети, разрешив им быть рядом с ними. А уж как эти женщины здесь устроятся, это их проблемы. И конечно, мамы рады были спать на полу, лишь бы не оторвали от них ребёнка.
 Медсестра вставила трубку от кислородной подушки малышу в ротик и велела матери одной рукой придерживать её, чтобы не выскочила, а другой давить на подушку, чтобы в лёгкие ребёнка поступал кислород. Давить на подушку было очень тяжело, и скоро Нина выбилась из сил. Ребёнок снова стал задыхаться, и она с криком «спасите!» выскочила в коридор. На крик прибежала та же медсестра, что привела их в палату, и, схватив малыша, крикнула Нине:
 -Одевайтесь! На улицу! На воздух! Быстро!
 Нина, накинув на себя тёплый халат, выбежала следом за медсестрой, которая с ребёнком была уже на улице. Славик задышал ровнее. Женщина передала ребёнка маме и сказала уже спокойно:
 -Старайтесь больше держать малыша на воздухе, можно и в коридоре: там тоже свежо. И поменьше - в кровати: может произойти застой мокроты.
 Нина, следуя совету медсестры, почти не бывала в палате. Она с ребёнком заходила туда только тогда, когда надо было его переодеть. Кормила сына тоже на свежем воздухе. Несмотря на тяжёлую болезнь, у Славика был хороший аппетит, и тех семидесяти граммов молочной смеси, которую ему по предписанию врача давали в больнице, не хватало: он съедал в два раза больше. Лёня каждый день приносил сыну недостающее питание. В коридоре Нина с сыном проводила и ночи, примостившись на лестнице, ведущей на второй этаж, пододвинув к себе пеленальный столик, на который она клала сына, когда от тяжести уставали руки. В свои три месяца Славик весил уже восемь килограмм. Здание больницы было деревянным, старым и ветхим, так что в коридоре было не намного теплее, чем на улице. Нина застудила поясницу, похудела от усталости и недоедания и почти не спала. Спустя несколько дней сыну стало легче. Врач, осматривая ребёнка, сказала:
 -Это не мы, а вы, мамаша, спасли мальчика своей самоотверженностью. -Затем добавила: -Надо было бы, чтобы кто-нибудь из родных на время подменил вас. Вам необходимо немного отдохнуть, ведь так можно и самой заболеть. Бабушка есть у малыша?
 -Есть. Даже две, -усмехнувшись, ответила Нина, -но это мой ребёнок и с ним буду только я сама.
 Когда опасность для жизни сына миновала, Нина попросила выписать их домой, но с выпиской в больнице не торопились. Однажды, когда в больницу пришёл Лёня, Нина попросила мужа принести для неё и малыша вещи, чтобы они могли уйти домой.
 -Я больше здесь не выдержу, -сказала она мужу, -у меня нет больше сил держать ребёнка на руках и сидеть днём и ночью в коридоре. Дома хоть в коляску его можно положить. Всё: мы уходим. Станет хуже, всегда сможем сюда вернуться. Примут, никуда не денутся. Через несколько часов Нина с ребёнком покинули больницу.
 Когда сыну исполнилось шесть месяцев, она пошла в ГОРоно требовать направление на работу в школу. Зав. ГОРоно, даже не взглянув на посетительницу, отрезала:
 -В школе нет мест.
 Нина поняла, что эта женщина мстит ей за статью В «Учительскую газету». Та статья была написана сотрудниками Дома пионеров. Коллектив писал о том, что здание областного Дома пионеров и школьников в аварийном состоянии. В здании обвалилась крыша вместе с потолком, и вся работа с детьми проводится на единственно уцелевшей сцене и в нескольких тесных кабинетах. Руководство области и города настолько наплевательски относится к этому главному очагу воспитания детей, что даже не обеспечило коллектив администрацией вместо уволившейся в начале учебного года. Под этим письмом первой стояла подпись Нины. И вот теперь заведующая городским отделом народного образования мстит ей за те неприятности. Но Нина не испугалась. Она решила добиться своего.
 -Меня это не волнует. Мария Александровна, вы найдёте для меня место учителя. Я после декретного отпуска, и вы просто обязаны предоставить мне работу, -твёрдо потребовала Нина.
 -Идите работать на своё старое место, -грубо ответила зав. ГОРоно.
 -Моё место занято, и вы это знаете.
 -Идите работать методистом по комсомолу. Это место в Доме пионеров свободно, -предложила Мария Александровна.
 -Нет, туда я не пойду. Мне эта работа не знакома. К тому же у меня диплом учителя русского языка и литературы, вот и предоставьте мне работу по моей специальности, -настаивала Нина, -в противном случае я обращусь к адвокату.
 -Но, Нина Борисовна, -уже другим тоном заговорила зав. ГОРоно, -это же несправедливо. Вам предлагают работу.
 -Мария Александровна, вы прекрасно знаете, что когда женщина возвращается из декретного отпуска, ей предоставляют её прежнее место работы или ту, что она хочет, -возразила Нина, -а поскольку моё прежнее место работы занято и освободить для меня вы его не можете, предоставьте мне работу по моей специальности.
 -Ладно, прийдите завтра.
 В тот же день, вечером, в разговоре с соседкой по дому, где жила Таня, Нина узнала, что в школе 10 нужен учитель русского языка и литературы. Той соседкой была директор этой школы.
 На следующее утро Нина снова появилась в кабинете заведующей ГОРоно.
 -Доброе утро, Мария Александровна! -весело поприветсвовала Нина хозяйку кабинета. -Как насчёт моей работы?
 -В школах мест нет.
 -А вот и неправда! В школе 10 нужен учитель русского языка, и я это точно знаю, -уверенно сказала Нина.
 Женщина зло посмотрела на молодую учительницу и грубо отрезала:
 -Мне сейчас некогда. Прийдите вечером.
 -Хорошо, приду вечером, -согласилась Нина и вышла из кабинета.
 -Ну, Мария Александровна, вы так легко от меня не отделаетесь! -подумала про себя учительница.
 Вечером, когда Нина снова пришла в ГОРоно, заведующая швырнула ей направление на стол.
 -Ладно, Мария Александровна, я эту вашу грубость проглочу. Всё-таки вы были в интернате моей учительницей, а у меня о школе остались очень хорошие воспоминания, -глядя в глаза своей бывшей учительницы английского языка, вежливо сказала Нина. Женщина покраснела и ответила:
 -Идите. Удачи вам.
 

 

Глава 50



 Если поделить жизнь Нины на этапы, то это стало началом нового большого этапа. Это было началом достижения той цели, к которой она шла. С работой учителем началась новая жизнь.
 В начале 1972-1973 учебного года в школу 10 пришло несколько молодых специалистов. Все они были приняты коллективом учителей и администрацией очень тепло. К каждому молодому учителю прикрепили опытного наставника.
 У Нины за плечами было девять лет педагогического стажа и ни одного года преподавательской работы, не считая тех нескольких месяцев до рождения дочери. Этот факт очень удивил администрацию школы, но всё-таки опыт воспитательной работы молодой учительницы говорил, что больших проблем в общении с учащимися у неё не будет. При распределении урочных часов, как обычно делается в любой школе, новым учителям достаётся то, что осталось. Нине дали двадцать два часа недельной нагрузки: два восьмых класса, два шестых и классное руководство в 6-г. Нина по прежнему опыту работы в школе знала, что в классах с литером «г» учатся самые трудные дети, а ей из четырёх дали два класса-г. От новой учительницы не скрывали, что ей достались очень трудные классы, и посоветовали взять классное руководство в самом трудном, так как её немалый педагогический опыт поможет быстро найти контакт с учащимися. Нина и сама это понимала, поэтому не возражала против 6-г.
 К своим первым урокам молодая учительница готовилась долго и тщательно. Написав конспекты, репетировала уроки перед зеркалом. Ей казалось, что если хорошо подготовиться, дети на уроке будут слушать только её. Но в жизни, к сожалению, всё по-другому, особенно если это касается детей, которые всегда непредсказуемы. Если в восьмых классах, где учащиеся уже переросли тот возраст, когда на уроках запускают самолётики, с интересом приглядывались к новой учительнице и пока молча изучали её, то в шестых, особенно в её шестом-г, казалось, совсем не замечали присутствия учителя. Они громко, наперебой, продолжали обмениваться мнениями, что-то передавали друг другу, и даже кто-то что-то насвистывал. Нина долго стояла молча посреди класса. Наконец, когда шум немного утих, обращаясь к детям, сказала:
 -Я предлагаю, всё, что вам так хочется обсудить, перенести на первый поход, в который мы отправимся в ближайшее воскресенье, а сейчас я хотела бы с вами познакомиться.
 Это предложение возымело своё действие, и все переключили внимание на классного руководителя. Первый урок в этом классе не получился, но зато был переброшен от неё к учащимся пока очень маленький и шаткий мостик.
 Воскресенье пришлось на четвёртый день учебного года. Нина повела своих учеников туда, где прошли её лучшие годы детства. Это было живописное место на берегу озера. Там располагался интернатовский летний лагерь.Она не случайно выбрала именно это место. До него от школы было километров шесть, достаточно для того, чтобы её неугомонные воспитанники устали, пройдя это расстояние. Кроме того, она предполагала, что дети, живущие в этом посёлке, возле школы, не раз ходили в лес, окружавший озеро, и хорошо знакомы с этими местами, так что никто не заблудится, даже если вздумает куда-то отлучиться.
 Учительница рассказывала детям, как она, будучи школьницей, приходила сюда с одноклассниками ловить раков.
 -Знаете, какие они вкусные, варёные раки? Хотите попробовать? -спросила она у детей.
 -Хотим! -закричали все дружно.
 -Тогда сделаем так: одни пойдут за сухими ветками для костра, другие, самые смелые, будут ловить раков. Они тут прямо на мели ползают. Девочки вместе со мной будут готовить обед. Для этого вытащите из сумок какие есть рыбные консервы и крупу. Мы сварим настоящий походный суп.
 Все занялись своим делом. Сергей Бобров принёс с собой треножник и котелок для ухи. Он занялся костром. Нина с девочками положили в котелок картошку, лук и, когда варево закипело, они забросили туда крупу, а затем-все консервы, какие только были у детей. Такой суп она придумала, когда ходила с пионерами, будучи старшей пионервожатой, в походы. Раков варили в освободившихся консервных банках. Когда все расселись у костра, Нина сказала:
 -Внимание, ребята! Я хочу сделать сообщение. Все приумолкли и посмотрели на учительницу. -Сегодня среди нас есть именинник.
 -Кто? -спросили все хором, поглядывая друг на друга.
 -У Серёжи Боброва сегодня День рождения! Давайте дружно поздравим его.
 -Поздравляем! Поздравляем! -хором закричали ребята. Мальчишки стали тянуть Сергея за уши.
 -Тихо, ребята! -обратилась к учащимся учительница. -Я, Серёжа, тоже тебя поздравляю с днём твоего рождения и рада, что этот день совпал с нашим походом. Сегодня я хочу тебе пожелать, чтобы сбылись все твои мечты и ты был счастлив. Прими от меня вот это. -Нина вручила имениннику большую плитку шоколада и поздравительную открытку. В этот день она поняла, что самый "трудный" в классе мальчишка завоёван ею.
 В тот день, когда Нина получила учебную нагрузку и классное руководство, она взяла папку с Личными делами учащихся и выписала в свою тетрадь адреса и даты рождения воспитанников. Вспомнив, как радовалась в школьные годы, когда в свой день рождения получала поздравительную открытку от классного руководителя, она решила ввести эту традицию в свою практику, причём не только в своём классе, но и там, где будет преподавать.
 Поговорив с учителями, работавшими в её классе, молодой классный руководитель старалась как можно больше узнать об учащихся 6-г. Ей стало известно, что недавно у Боброва умер отец, а день рождения этого мальчика в начале учебного года, что оказалось как раз кстати.
 Из похода Нина вернулась к вечеру. Лёня, проведший один с детьми весь выходной день, был зол на жену.
 -Что, теперь и в выходные дни тебя не будет дома? А как же твои дети? -спросил он.
 -Не сердись, Лёня, больше я не буду уходить в воскресенье. Понимаешь, мне достался очень трудный класс, и этот поход был моим шансом сблизиться с учениками, -виновато объясняла Нина мужу.
 -Ладно, надеюсь, что это так, -ответил муж. -Но ведь ты и сейчас будешь не с нами: тебе ещё к урокам готовиться нужно.
 -Нет, не нужно. Завтра мы едем в колхоз. Будем ездить целую неделю, так что я за эти дни напишу несколько конспектов к урокам, -успокоила Нина мужа.
 В колхозе учительница поняла, что обольщаться на счёт своих учеников рано: нечего и надеяться, что эти сорванцы после одного единственного похода сразу начнут её слушаться. Они были просто неуправляемы. И тут она снова вспомнила годы жизни в интернате. Воспитанники каждое лето работали в поле, и их классный руководитель, разбив класс на бригады, во главе ставила самых неуправляемых детей. Правда, таковыми они были только в первый год, когда будущих воспитанников собрали со всей области и нескольких детских домов.
 Нина, с большим трудом расставив ребят по рядам, с которых надо было собирать огурцы, назначила на каждые два ряда бригадира. Ими стали самые "трудные" мальчишки: Серёжа Бобров и его двоюродный брат Володя Киреев, Серёжа Семченко и Саша Кутузов. Обеспечив руководство, она тоже встала на рядок вместе с самыми слабыми девочками и сказала:
 -Объявляю соревнование на самый чистый ряд. Ну и конечно, вместе с качеством должно быть и количество, хотя главное, всё-таки - качество.
 С каждым днём, работая с классом на уборке овощей, Нина чувствовала себя уверенней. Она знала, что класс принял её. Но она также и понимала, что колхоз - это не школа, и на уроках возникнут другие проблемы.
 Неделю, которую они пробыли в колхозе, по вечерам, когда дети уже спали, она уделяла написанию конспектов, чтобы в следующую неделю посетить несколько семей своих учащихся.
 Прошло несколько месяцев. Молодая учительница уже уверенно входила в шестые классы, в которых у неё было полное взаимопонимание с учащимися. С восьмыми же было немного сложнее. Сказывалось отсутствие преподавательского опыта и недостаток знаний. Нина старалась как можно больше учиться: в свободное от её уроков время, то есть, во время "окон", она ходила на уроки к опытным учителям, коллегам по методобъединению, особенно часто посещала уроки своего наставника Маргариты Геннадьевны Слободкиной.
 Коллектив этой школы на столько отличался от того, где Нина работала старшей пионервожатой, что она сразу почувствовала моральную поддержку. Администрация школы часто посещала уроки молодых учителей, и как бы ни был урок неудачен, всегда находили в нём что-то положительное. Уроки разбирались настолько подробно, что молодой коллега сам обнаруживал в них недостатки. На педагогических советах никогда не ругали учителей, проработавших в школе менее года, но зато всегда внимание коллектива концентрировалось даже на самых маленьких достижениях молодого специалиста.
 Однажды, на второй месяц занятий, после посещения одного из уроков, очень недовольная завуч школы позволила себе грубо при свидетелях отчитать Нину. Разобрав подробно урок и высказав свои замечания, она спросила:
 -Вы посещаете уроки других, опытных, учителей?
 -Посещаю, -густо покраснев, со слезами в голосе ответила учительница.
 -У кого вы были на уроках?
 -У Маргариты Геннадьевны и Анны Яковлевны.
 -И всё? -удивилась завуч Майя Леонидовна. -Тогда я не удивляюсь, что вы, как учитель, не растёте. Я вам, Нина Борисовна, советую ходить на уроки к Наталье Ефимовне Пекарь. Она работает в четвёртых классах во вторую смену. Запишите подробно посещённые вами уроки и покажете мне, -всё так же грубо выговаривала завуч учительнице.
 В учительскую вошла директор школы Людмила Сергеевна. Увидев завуча, отчитывающего молодую, еле сдерживающую слёзы, учительницу, она сказала:
 -Майя Леонидовна, мой кабинет свободен. Зайдите, пожалуйста, туда.
 -Мы уже закончили, -ответила завуч.
 -Всё равно зайдите ко мне.
 О чём говорили директор с завучем, Нина могла только догадываться, но через два дня, когда она вместе с Майей Леонидовной пошла в семьи учащихся, завуч извинилась перед ней.
 -Простите, Нина Борисовна, за мою бестактность по отношению к вам. Я в тот день была не в духе и сорвалась на вас, -виновато сказала завуч.
 -Да ладно, Майя Леонидовна, я уже забыла, тем более, что вы были правы. Я, действительно, пока некудышная учительница, но в этом не совсем моя вина, скорее, моя беда. Я же всё время училась заочно, даже школу вечернюю закончила. Вот и пришлось больше доходить до всего самой. Я стараюсь учиться: все свободные уроки сижу у Маргариты Геннадьевны, даже надоела ей. Я бы рада ходить и во вторую смену на уроки, но с моим маленьким сыном бабушка сидит только до трёх часов. Я что-нибудь придумаю, обещаю вам. Я постараюсь попасть на уроки к Наталье Ефимовне. И ещё я обещаю, что вы будете гордиться мною ну, где-то, примерно, через год-два, -шутливо закончила Нина.
 Каждый вечер, подготовившись к урокам на завтра, Нина открывала общую тетрадь с надписью «Дневник классного руководителя». В этой тетради на каждого ученика было выделено две-три страницы, где она записала его данные, начиная со дня рождения и заканчивая сведениями о семье, включая бабушек и дедушек, живущих в ней. Дальше шли характеристики, данные учащимся их учителями, работавшими в этом классе раннее, и её замечания, появлявшиеся в ходе наблюдений. Семченко Сергей-написано сверху на странице. Нина задумалась. Серёжа живёт с мамой, отцом и маленьким братом. Когда Нина впервые увидела его, её поразили злые маленькие глазки мальчика. Сергей отличается от своих рослых одноклассников маленьким росточком и худобой. На вид кажется таким безобидным, если бы не эти глаза, со злобой смотрящие на мир. Он никогда не улыбается, а если и коснётся улыбка его губ, то там и останется: глаза будут прежними. Серёжа часто пропускает уроки, а ещё чаще опаздывает. Как-то будучи дежурным, мальчик остался мыть классную комнату. Это было впервые. Нина задержалась в классе, проверяя тетради.
 -Серёжа, почему ты так часто опаздываешь на уроки? -спросила она у мальчика.
 -Костика в детский сад отвожу.
 -Ну и что? Я тоже отвожу дочь в детский сад, но на уроки не опаздываю, -возразила Нина.
 -Мамка рано на работу уходит, а Костик не хочет просыпаться, так я ему даю ещё немного поспать.
 -Любишь братика?
 -Угу. Очень люблю. Мне его жалко и мамку очень жалко, -разоткровеничался обычно неразговорчивый мальчишка.-Отца только ненавижу. Вырасту, убью его, -с ненавистью сказал Серёжа и снова  взялся за тряпку.
 После того, как Сергей побывал дома у своего классного руководителя и ушёл от неё с подаренной ему книгой, он уже не избегал учительницы. А было это так.
 В начале сентября Нина обходила семьи тех учеников, которые вызывали у неё тревогу. В числе их был и Семченко. Тогда она и познакомилась с родителями Сергея и его четырёхлетним братом. Уставшая от жизни низенькая, худенькая женщина и невзрачный мужичок с испитым лицом. В доме ужасная нищета и неухоженность, и только прибитая к стене книжная полка с двумя ровными рядами книг, выглядела в этой квартире случайно попавшей сюда посторонней вещью.
 -Твои? -спросила Нина у Сергея, рассматривая книги.
 -Мои, -угрюмо ответил мальчик зачем-то вторгшейся в их дом учительнице.
 -Любишь читать? -снова спросила она.
 -Люблю, -односложно ответил ученик.
 -У меня много книг. Могу дать тебе что-нибудь почитать. Приходи ко мне домой и выбери, что понравится, -предложила учительница.
 -Посмотрю, -неохотно ответил мальчик.
 Спустя несколько дней Нина снова напомнила Сергею о своём приглашении.
 -Ладно, приду, -как бы делая учительнице одолжение, ответил ученик. -Когда придти?
 -А хоть завтра, после уроков. Вместе и пойдём.
 На другой день Лёня работал во вторую смену. Он, зная, что жена прийдёт со своим учеником, купил конфеты и печенье к чаю. Чаёвничая, Серёжа больше говорил о своём брате, как тот любит вместе со старшим братом рисовать и всё время просит что-нибудь ему рассказать или почитать. О родителях мальчик не говорил вообще. Затем он с интересом рассматривал книги, которые его учительница читала ещё в школьные годы. Сейчас они ждали, когда подрастут её дети.
 -Серёжа, выбери что-нибудь из этих книг, я подарю тебе, -предложила учительница.
 -Правда? А вам не жалко? -недоверчиво спросил мальчик.
-Может быть, и жалко, но я очень хочу, чтобы у тебя была моя книга. -Серёжа выбрал книгу. -Когда захочешь что-нибудь почитать из этих книг, приходи, -предложила Нина. После этого визита к учительнице мальчик сразу потеплел к ней.
 Однажды Сергей особенно поразил своего классного руководителя. Это было на уроке истории. Нина, по субботам выписывая оценки из журнала в дневники учащихся, заметила, что Семченко, пропуская много уроков почти по всем предметам, ни разу не пропустил историю. Она решила придти на историю в свой класс. И тут она увидела в Семченко совсем другого ученика. Чёткая, правильная речь, эрудиция Сергея - всё это повергло учительницу в настоящий шок. А глаза! Эти всегда злые глаза сейчас блестели, лицо оживилось, рука с указкой постоянно жестикулировала.
 -Ну просто отличник какой-то! -восхищалась учительница.
После урока она сказала Майе Леонидовне, преподававшей историю в её классе:
 -Майя Леонидовна, я просто не узнала Семченко! Что вы с ним делаете?
 -Он мой лучший ученик! -с гордостью за мальчика ответила завуч.


Рецензии
Душа радуется за Вас, когда видишь первые шаги в работе по специальности, и как они постепенно становятся всё более успешными.
Отличная глава, а главное, Вы умеете всё очень интересно подать.
Удачи во всём.
С теплом

Илана Арад   19.10.2008 20:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Илана, что продолжаете читать повесть. Приятно, что Вам нравится.
Обнимаю

Нина Петлярская   20.10.2008 13:19   Заявить о нарушении