Трудное счастье 51-53 главы

Глава-51

Прошли недели, месяцы. То, к чему Нина так стремилась все предыдущие годы, оказалось тяжёлым ежедневным трудом. Работа в школе не ограничивалась уроками: они занимали всего три - четыре часа в день, остальное время - это тетради, дневники, плановые и неплановые встречи с родителями учащихся, организация дежурства в классе и в школе, еженедельная уборка школьного двора, классные и школьные мероприятия, рейды и, конечно же, совещания. Погрузившись в работу, Нина почти совсем не занималась семьёй. Конечно, она готовила еду, стирала, прибирала в комнате, но всё это делалось как-то автоматически. Голова же была, как говорится, «забита» школой и её буднями.
 В марте опять заболел Славик и, как год назад, у него никак не могли прослушать хрипы в лёгких, несмотря на то, что в этот раз у ребёнка была высокая температура. И когда, наконец, его привезли в больницу, тут же понадобился кислород, без которого малыш мог погибнуть. Несмотря на то, что Славику уже был год и два месяца и с такими детьми мам в больнице не оставляли, Нине предложили в виде исключения побыть два дня с сыном. Их положили в уже новую, недавно построенную детскую больницу, в отдельную двухместную палату, где кроме них пока никого не было, и мама могла занять свободную кровать. Вместо двух дней Нина провела в больнице с сыном две недели до полного его выздоровления.
 Ребёнок поправлялся очень быстро. Эти дни, полностью посвящённые сыну, не прошли бесследно. В этот период Славик был прелестным ребёнком с длинными до плеч густыми чёрными волосами, огромными глазами, опушёнными густыми, достающими до бровей ресницами. Он больше походил на толстенькую, крепенькую девочку. Но вместе с тем ребёнок вызывал у родителей беспокойство. Мальчик ещё не ходил, ничего не брал самостоятельно ручками, а подставлял ротик, если чего-то хотел. У него не было ни одного зуба. Правда, отсутствие зубов не помешало малышу начать рано говорить: он произносил слова так чётко, что если бы не знали об отсутствии у него зубов, никогда бы не поверили, что ребёнок говорит дёснами. К тому же у Славика обнаружился отличный слух: он схватывал услышанную мелодию и затем воспроизводил её вместе с запомнившимися ему несколькими словами. Он так любил петь, что не закрывал рот целыми днями: утром только откроет глазки, сразу же из его кроватки доносится пение. И так до самого вечера, пока снова не уснёт. Ещё малыш любил, стоя в своей кроватке, раскачиваться так сильно, что Нина опасалась, как бы он оттуда не вылетел. Она понимала, что ребёнка необходимо развивать, но времени на это не оставалось.
 В больнице мама усиленно стала заниматься с сыном. Она научила малыша ходить, и когда врач пришёл с обходом, удивился, увидев своего больного, шагающего на полу. Затем Нина принялась развивать ручки сына. Они не были слабыми, иначе Славик не мог бы с такой силой раскачивать свою кровать. У ребёнка просто не было навыка работы руками, так как ему всегда всё подносили ко рту. Теперь же, несмотря на слёзы сына, мама не подносила ложку ко рту, а заставляла ребёнка брать её рукой. Также она давала в руку сына печенье, конфету и подносила её ко рту ребёнка, показывая, как это делать. Спустя несколько дней, Славик уже обладал всеми навыками для своего возраста. Он рос умненьким мальчиком и быстро соображал, что от него хотят.
 Через две недели Слава вернулся к бабушке, а его мама - на работу. К концу учебного года у Нины уже было полное взаимопонимание со всеми её учениками, и даже если восьмиклассники замечали, что их учительница чего-то не знает, они прощали ей, потому что Нина честно всегда признавалась:
 -Я этого пока не знаю, но обязательно посмотрю и завтра скажу. Учительница знала, что ученики никогда не прощают учителям непризнанные ими ошибки. Если учитель, ошибаясь, признаёт это, дети милостиво прощают его и даже ещё больше начинают уважать. Иногда ради своих учеников Нине приходилось рисковать выговором директора школы. Так было накануне Восьмого Марта.
 Её 6-г захотел провести праздничный вечер с родителями. Для вечера Нина попросила у директора Актовый зал. Дети красиво украсили помещение, даже выпустили стенную газету с поздравлениями учителей и родителей. Подготовили для мам концерт и маленькие подарки, сделанные своими руками. Мамы же тайно от своих детей организовали "сладкий стол" с пирожными, конфетами, лимонадом. Нина знала, что "распитие" даже безобидного лимонада в школе запрещено, но она так долго добивалась контакта с классом, что не решилась запретить напитки. Она боялась, что дети обвинят классного руководителя в трусости. И может быть, всё бы обошлось, если бы директор Людмила Сергеевна не зашла в самый разгар вечера в зал. Увидев на столе бутылки с лимонадом, она, нахмурясь, сказала:
 -Нина Борисовна, зайдите на минутку ко мне. –Сказала и сразу вышла.
 -Что это она? -спросил Саша Солнцев у классного руководителя.
 -Сейчас узнаем, -ответила учительница, выходя из зала.
 -В чём дело, Людмила Сергеевна? -спросила Нина у сердитого директора.
 -Разве вы , Нина Борисовна, не знаете, что распитие напитков в стенах школы запрещено?
 -Знаю. Но и вы знаете, Людмила Сергеевна, с каким трудом мне удалось завоевать расположение к себе такого трудного класса. Я не смогла им отказать в таком пустяке, -покраснев от злости на себя и директора, ответила учительница. -И надо было сделать праздник перед самым её носом, -подумала Нина.
 -Распитие в школе - это пустяки? -ещё больше рассердилась за непонимание на молодую учительницу директор.
 -Ну, во-первых, это все лишь лимонад…
 -Сегодня лимонад, а завтра здесь будут ваши ученики распивать вино, -перебила учительницу директор.
 -Я всё-таки не понимаю, Людмила Сергеевна, что страшного в том, что дети со своими мамами организовали сладкий стол? Это их традиция, которая родилась ещё в начальной школе. До сих пор они в праздники делали то же самое, -пожав плечами, сказала Нина.
 -Это было раньше. Теперь этой вредной традиции у нас в школе не существует.
-Сомневаюсь. Начальная школа продолжает её.
 -Нина Борисовна, вы напрашиваетесь на выговор, -ещё больше разозлилась Людмила Сергеевна.
 -Как хотите: можете вынести мне выговор. Если в школе нельзя пить лимонад, мы продолжим праздник у меня в общежитии.
 -Можете продолжать праздновать, -сказала директор, -но я сейчас пойду вместе с вами к ребятам и сообщу им о выговоре их классному руководителю.
 -Я не против, -ответила Нина, -вы, Людмила Сергеевна, этим только поможете мне: мои ученики ещё больше меня зауважают., -усмехнулась учительница.
 Когда директор с классным руководителем вернулись в зал, дети сразу притихли и встали у стола. Людмила Сергеевна поздравила мам и девочек с женским праздником, а затем сказала:
 -Вы сегодня подвели своего классного руководителя, принеся в школу напитки. Мне не хочется портить вам праздник, но я вынуждена вынести Нине Борисовне выговор.
 Ребята возмущённо зашумели, а председатель родительского комитета виновато сказала:
 -Людмила Сергеевна, это мы, родители, виноваты. В начальной школе мы всегда так проводили праздники. Но вот уже два года в нашем классе ничего подобного не было. А тут у наших детей появился такой классный руководитель, столько интересного проводит с детьми! Вот мы, родители, решили сделать сюрприз. Нина Борисовна даже об этом не знала. Людмила Сергеевна, мы вас очень просим простить всех нас.
 -Я рада, что вы так уважаете своего классного руководителя,-ответила директор школы,- и на первый раз, учтя вашу просьбу, ограничусь только устным порицанием,-улыбнувшись, сменила гнев ни милость Людмила Сергеевна, -но больше не подводите так Нину Борисовну.
 -Людмила Сергеевна, присоединяйтесь к нам! -крикнул кто-то из мальчишек.
 -Нет. Празднуйте сами, а я пойду домой. Нина Борисовна, проследите, чтобы школу за вами закрыли, -на прощание сказала директор.
 На следующий день Людмила Сергеевна сказала Нине:
 -Я намеренно сообщила детям о выговоре вам, чтобы ещё больше поднять вас в их глазах.
 -Ну, если вы считаете, что выговором можно завоевать у детей авторитет, то выносите мне его ежедневно, -усмехнувшись, ответила учительница.
 Прошёл первый учебный год. Восьмиклассники успешно сдали экзамены, с шестиклассниками Нина распрощалась до следующего учебного года. Она строила планы на следующий год, думая о своём 7-г. Но в школе сменился завуч, и в связи с этим произошли перемены и в учебной нагрузке у Нины. Майя Леонидовна ушла работать в горисполком, а вместо неё завучем назначили Наталью Ефимовну Пекарь, учительницу русского языка, работавшую во вторую смену. Теперь новому завучу нужна стала первая смена, а её будущие пятые классы продолжали учиться во вторую. Завучу отдали Нинины седьмые классы, а ей - пятые. И конечно же, классное руководство в 5-г. Нине пришлось всё начинать сначала. Правда, вторая смена имела и некоторые плюсы: утром Нина отводила детей в детские сады и всё делала по дому, а затем шла в школу и находилась там до тех пор, пока не надо было идти за детьми.
 
Глава 52


 Славик пошёл в детский сад, когда ему исполнилось полтора года. В этот детский сад брали детей только с двух лет, но заведующая сделала исключение для сына учительницы. В то время у малыша было всего по два зуба на каждом ряду, и пищу ему нужно было перетирать. Маме даже сказали, что ребёнка надо перевести в детские ясли, где дети ещё без зубов и им специально готовят перетёртую еду, но Нина уговорила оставить ребёнка здесь, так как этот детский сад находился близко к дому. Навряд ли ей удалось бы уговорить воспитательницу Славика, если бы та не успела полюбить ребёнка. Славик был очень контактным, и как только его привели в детсад первый раз, он сразу же, что-то напевая, пошёл к игрушкам. Малыш хорошо кушал, почти всё говорил и проблем у воспитателей с ним никаких не было. Они даже баловали мальчика, принося ему из дома сладости. Вообще и Регина, и Славик росли послушными и спокойными детьми. Видя, что их мама занята, они уходили играть в коридор.
 Нина по-прежнему вся была в работе. Прошёл ещё один учебный год, и опять ей сменили учебную нагрузку. В этот раз по причине сокращения учителей. В городе открыли новую школу, куда перевели большую часть учащихся вместе с их учителями. Нина осталась в прежней школе. Ей дали три четвёртых класса. С этого учебного года у учительницы начался творческий подъём. Одна параллель, одна подготовка к урокам. Это дало ей возможность, во-первых, начать программу сначала, во-вторых, подходить к каждому уроку творчески, в-третьих, пройти весь курс русского языка и литературы вместе со своими учениками от начала до конца.
 В это же время в школу пришла молодая учительница математики Татьяна Иосифовна Шишова. Она работала в тех же классах, что и Нина. Учительницы подружились. Нина всегда считала, что в лице Татьяны Иосифовны судьба подарила ей настоящего друга. Вообще-то в этот период в школе было много молодых специалистов, которые образовали собой новый коллектив в коллективе. В выходные дни и праздники молодёжь со своими семьями собиралась у кого-нибудь в квартире, чаще всего у учительской пары: Фишбейна Мирона Ефимовича, преподававшего в школе физику, и Писаревской Галины Георгиевны - учительницы русского языка и литературы. В квартире стояло пианино, здесь часто звучала музыка. Молодые люди в такие вечера отдыхали от школы, от её будней. Но с Татьяной Иосифовной Нина работала бок о бок. Они вместе продумывали воспитательную работу в своих четвёртых классах и сообща проводили многие мероприятия. О их содружестве заговорили в школе, на педагогических совещаниях. Татьяна Иосифовна жила одна, и семья Нины стала в какой-то степени и её семьёй. Видя, как часто подруге бывает нелегко, Татьяна Иосифовна поддерживала её.
 Учащиеся, только что пришедшие из начальной школы, сразу признали и полюбили своих классных руководителей и учителей. Это способствовало их успехам в работе. Нина с удовольствием ходила в школу. Её глаза так светились, что коллеги говорили:
 -Нина Борисовна ходит на работу как на праздник.
 А Нина, чем больше отдавалась работе, поглотившей её целиком, тем дальше отдалялась от мужа. Её ещё как-то хватало для детей: Регина пошла в 1-й класс, и надо было по вечерам с ней делать уроки. Она училась хорошо, но математика давалась девочке с трудом. Славику тоже необходимо было внимание матери. Муж же не требовал от неё ничего, и Нина не заметила, как Лёня стал выпивать. Сначала на работе, потом и в общежитии, где на одном этаже жили двадцать молодых семей. После работы Лёня с детьми выходил в общий коридор, чтобы не мешать жене, и пока дети играли со своими друзьями, мужчины "сбрасывались" по рублю. Возвращался в комнату муж уже в подпитии. Особенно часто это случалось, когда Нина задерживалась в школе на совещании.
 В доме начались скандалы. Однажды во время такого скандала пьяный муж поднял на жену руку и Нина, забрав детей, ушла из дому. Она сразу пошла к своей матери.
 -Мама, я ушла из дому. Можно, я пока побуду у тебя? -спросила Нина, рассказав матери, что произошло.
 -Нет, у меня ты не останешься, -ответила Таня. –Когда-то я тебя предупреждала, что вы - не пара, но ты поступила по-своему. Теперь у тебя двое детей. Думаешь, легко их растить без отца? Думаешь, мне сейчас легко без мужа, когда я стала зависеть от детей? Это в нём сейчас дурость бродит, да и ты в чём-то виновата сама. Со временем он перебесится, и ты вспомнишь мои слова. Вышла замуж, так и живи с мужем. Сделай так, чтобы он не искал себе компаний. Борись за мужа. Он не такой уж плохой: бывают и похуже.
 -Успокоила, -сказала дочь. - Да, он не плохой, но стал пьяницей, а с пьяницей я жить не хочу. У тебя нельзя остаться, пойду к Софе. Она меня не выгонит. Володя, -обратилась Нина к мужу Фаины (они жили у матери), -помоги мне добраться до Дубовых.
 Володя взял Славика на руки, и они вышли из квартиры. Софа не отказала сестре и племянникам. Она сочувственно поохала и оставила их у себя.
 -Живите, сколько хотите, -сказала она сестре.
 Нина задумалась над словами матери. Обидевшись на мать, дочь знала, что в чём-то та права. Пока муж не начал пить, у них в семье, как ей казалось, всё было хорошо. Лёня всё свободное время уделял семье. Они часто вместе ходили в гости, и гости бывали у них. Но в будние дни он стал чаще слышать от жены: "Мне некогда. Отстань, я устала". Муж стал нервным, раздражительным. Однажды даже поругался со своим начальником и перешёл в другой цех, где в основном работали мужчины, отсидевшие срок на зоне. С тех пор муж стал приходить домой выпивши. Нина уже не могла спокойно оставаться по вечерам в школе: она волновалась за детей.
 -Софа, -обратилась она к сестре, -как ты думаешь, стоит ли мне сходить на фабрику и поговорить с кем-нибудь из начальства мужа?
 -Не знаю. Вы же ждёте квартиру. Не отодвинут ли его в очереди за пьянство? -с сомнением ответила сестра.
 -Этого я не боюсь. У меня самой уже подходит очередь на квартиру. Спрошу у Людмилы Сергеевны, с кем лучше поговорить, чтобы Лёне не навредить и польза от этого разговора какая-то была.
 На следующий день Нина вошла в кабинет своего директора. Людмила Сергеевна уважала учительницу за неутомимость в работе. Она и сама заметила, что с Ниной что-то произошло.
 -Нина Борисовна, у вас что-то случилось? -спросила директор школы.
 -Случилось, Людмила Сергеевна. Я бы хотела об этом с вами поговорить. Когда вы сможете меня принять?
 -После уроков подойдёт?
 -Хорошо. Я зайду после уроков. Сына из садика заберёт сестра. Я уже с ней договорилась.
 Задержавшись после уроков, Нина рассказала директору школы о том, что произошло у неё в семье.
 -Вот, Людмила Сергеевна, я вам всё и рассказала. Посоветуйте, что мне делать? Как поступить? -спросила Нина.
 -Ну, во-первых, успокойся. -Когда директор школы разговаривала с подчинёнными по душам, она всегда переходила с ними на "ты". Мужем тоже бросаться нельзя. Поверь моему жизненному опыту. Уж в этих делах я разбираюсь хорошо. За мужика бороться надо. Бросишь, другая подберёт и ещё из него человека сделает. А ты сама сделай себе такого мужа, чтобы боялся тебя потерять. Главное, чтоб и он знал, что нужен тебе. Ну, а с кем тебе поговорить на фабрике? Думаю, что лучше с Малышевой. Она там парторг.
 -Но ведь мой муж беспартийный?
 -Ну и что же? Парторг на производстве - второй директор. К тому же она отличный человек. Женщина всегда поймёт женщину. Сходи к ней, -посоветовала Людмила Сергеевна. -Я ей позвоню вечером и спрошу, когда она сможет тебя принять.
 -И ещё, Людмила Сергеевна, -снова обратилась к своему директору Нина, -у меня к вам просьба. -Людмила Сергеевна вопросительно посмотрела на учительницу. -Вы знаете, что у меня четвёртая очередь на квартиру. Я уже много лет живу в общежитии. Я бы не волновалась, если бы знала, что со мной поступают справедливо. Но почему-то, если у учительницы есть муж, который работает на предприятии, строящем для рабочих квартиры, ей в квартире профсоюз отказывает. Я бы хотела в квартирном вопросе не зависеть от мужа и, особенно, от фабрики. Он может там в скором времени получить квартиру, но эта квартира ведомственная и привяжет моего мужа на несколько лет к предприятию. Это значит, что останутся те же друзья - пьницы. А я хочу его от них оторвать, то есть, чтобы он уволился и перешёл на другую работу. К тому же, я не знаю, что меня ждёт в будущем, и хочу застраховаться, имея свою жилплощадь. Людмила Сергеевна, помогите мне, пожалуйста, получить квартиру в порядке моей очереди, -в заключение попросила Нина.
 -Хорошо, я постараюсь, -ответила Людмила Сергеевна. Вечером она позвонила Нине и сказала, что завтра в десять часов утра Малышева сможет её принять.
 -Парторг фабрики Малышева Светлана Николаевна сразу понравилась Нине.
 -Светлана Николаевна, -обратилась Нина к женщине,-вам Людмила Сергеевна говорила обо мне?
 -Да. Она просила поговорить с вами. Вас зовут Нина Борисовна? Так о чём вы хотели со мной поговорить?
 У вас на фабрике работает мой муж Агронович Леонид. Работает давно, почти с основания фабрики. Мы женаты уже восемь лет. Несколько лет в нашей семье всё было хорошо. Лёня вообще не плохой человек, но легко подаётся дурному влиянию. Последнее время мой муж стал сильно пить. Это началось с тех пор, как стал работать в красильном цехе. Вы же, Светлана Николаевна, знаете, какие люди его там окружают? Они почти все отсидели срок и отрабатывают на фабрике "химию". Это одинокие люди, не отказывающие себе в выпивке. С ними пьёт и Лёня. Дошло до того, что я была вынуждена с детьми уйти из дому. Я не могу примириться с пьянством, которое засасывает моего мужа всё глубже и глубже. Я, конечно, не пропаду, но Лёня, если не бросит пить, погибнет. Мне его жалко и думаю, что если вы мне поможете, мы его спасём.
 -Как я могу вам помочь?-спросила Малышева.
 -Перевести его на другую работу,-предложила Нина.-Правда, он очень хорошо там зарабатывает, но я готова пожертвовать достатком ради спокойствия в моей семье.
 -Куда же можно перевести вашего мужа, чтобы оторвать от дружков по бутылке? Если только сантехником? Но там маленький оклад: 150 рублей в месяц.
 -Я согласна, -сказала Нина. -Мой муж пока ещё заботится о материальном достатке семьи и, к счастью, деньги не пропивает. Чем меньше будет зарабатывать, тем меньше будет думать о бутылке. Вот только сантехники - что за люди? -спросила она у парторга.
 -Они не плохие ребята. К тому же ваш муж будет больше работать в общежитиях и у него будет только один напарник - очень серьёзный парень. А вы сейчас где живёте? -спросила Малышева у Нины.
 -У сестры. Только не говорите моему мужу. Я не хочу, чтобы он так быстро нас нашёл, -попросила Нина.
 -Не скажу, но обещаю, что он сам захочет исправить положение в семье, -ответила Нине парторг.
 Выйдя из фабрики, Нина решила зайти в общежитие, чтобы взять кое-какие вещи для себя и детей. В коридоре она столкнулась с соседкой.
 -Здравствуйте, тётя Маня! Как поживаете? -спросила Нина.
 -У меня всё хорошо, а у вас, Нина? Как дети? Вы уже вернулись домой?
 -Нет. Пока не собираюсь возвращаться, -ответила Нина. -Как тут мой муж?
 -Нина, я, конечно, не хочу вмешиваться в ваши семейные дела, но Лёня ходит, как в воду опущенный. Он совсем не помнит, что произошло в тот вечер, и не может поверить в то, что поднял на вас руку. Он даже спрашивал, не знаю ли я, где вы? Может быть, вы всё-таки простите мужа и вернётесь домой? У вас же дети. Разве можно скитаться с ними по чужим людям?
 Нина ничего не ответила и пошла в свою комнату. Здесь был полный порядок: всё аккуратно застелено, пол вымыт, нигде ни пылинки.
 -Ишь, как старается загладить свою вину, -злорадно отметила про себя Нина. -Чувствует, что я могу зайти за вещами. -Она взяла вещи, вышла из комнаты и заглянула к соседке.
 -Тётя Маня, не говорите мужу, что я здесь была, -попросила она соседку.
 -Ладно, не скажу, -ответила женщина.
 А в это время Лёню вызвали из цеха к парторгу.
 -Что, Лёха, в партию собрался вступать? -пошутил кто-то из рабочих.
 -Мне что, делать нечего? -огрызнулся в ответ Лёня и пошёл в партком.
 -Вызывали? -спросил рабочий.
 -Присаживайтесь, -кивнула Светлана Николаевна на стул, стоящий у стены.
 Лёня сел, недоумевая, зачем он понадобился парторгу.
 -Не знаете, зачем вас вызвала? -спросила женщина.
 -Не знаю, -пожал плечами мужчина.
 -Я слышала, что вы на общей кухне в общежитии устроили пьяный дебош, избили жену и сейчас живёте один, так как семья от вас ушла, -сказала Светлана Николаевна. -Не тесно вам одному в большой комнате?
Лёня покраснел и виновато ответил:
 -Моя семья вернётся домой. Я пока не могу их найти. Был у тёщи, но она говорит, что ничего не знает.
 -Вот что: я даже слышать не хочу, что вы никак не можете найти свою семью. Кроме того, у нас на фабрике хватает пьяниц и без вас, так что я могу в два счёта выставить вас отсюда и из общежития, -пригрозила парторг.
 -Я обещаю, что найду семью, -клялся рабочий.
 - Надеюсь. И если сегодня ваша семья не будет дома, я свою угрозу выполню. И ещё я думаю, что вы слишком много зарабатываете, если позволяете себе напиваться даже по будням. Поэтому вы переводитесь из красильного цеха сантехником в общежития с окладом 150 рублей.
 Лёня хотел было возразить, но женщина грубо оборвала его:
 -Не нравится, можете уволиться. Только сразу же придётся освободить комнату в общежитии.
Видя, что спорить с парторгом бесполезно, Лёня молча вышел из кабинета.
 -Да, кстати, Агронович, в цех можете сегодня не возвращаться: даю вам время на поиски семьи, -вдогонку сказала женщина.
 Лёня появился у Дубовых, когда его меньше всего ждали. Было уже около полуночи, и дети спали. Дверь открыла Софа, думая, что это Борис, её муж, пришёл со второй смены.
 -Что-то Боря сегодня рано, -удивилась она. -У него есть ключ, чего звонит? Лёня? Так поздно?
 -Привет. Мои у тебя? -спросил Лёня.
 -Проходи. Что стоишь на пороге? -пригласила Софа зятя войти.
 Увидев Нину, Лёня облегчённо вздохнул:
 -Ну, наконец-то, нашёл.
 -Долго же ты их искал, -упрекнула зятя Софа.
 -Так никто же не сказал, где они, -оправдывался мужчина. -У кого я только не спрашивал. Это потом я догадался, что они могут быть здесь. Я даже и подумать не мог, что Нина с детьми пойдут сюда.
 -Я что, чужая? -оскорбилась Софа.
 -Да нет, просто у вас не настолько просторно, чтобы ещё одну семью принять, -пытался оправдаться Лёня за неудачное предположение.
 -Для моих родных всегда найдётся место в моём доме, -резко ответила Софа.
 -Нина, прости меня, -обратился Лёня к жене. -Обещаю, больше такое не повторится. Пойдём домой.
 -Поздно уже. Дети спят. Пусть побудут до утра, -сказала сестра.
 -Нет. Один я отсюда не уйду, -решительно заявил Лёня.
 Нина вопросительно посмотрела на сестру, не зная, как поступить.
 -Ладно, Нина, идите домой вдвоём, -сказала Софа. -Мне на работу к 9 часам, и Славика сама отведу в детский сад, а за Региной придёшь сюда утром. Вам же обеим в школу во вторую смену. -Нина согласно кивнула и ушла с мужем домой.
 Они проговорили всю ночь. Лёня рассказал о разговоре с парторгом.
 -И чего она лезет? Я же не член партии? -негодовал муж. -Её-то какое дело?
 -Парторгу до всего есть дело, -ответила Нина. -Допился, что на низкооплачиваемую работу перевели, -ворчала она, делая вид, что сама здесь ни при чём.
 -Я же сказал, что не буду больше пить. Конечно, 150 рублей в месяц маловато, зато приобрету новую специальность. Знаешь, какая эта хорошая и выгодная профессия? -старался оправдаться за свои грехи муж. -Но ты тоже виновата, что я стал пить: тебя же никогда дома нет. Даже когда ты дома, то всё равно не со мной. А мне обидно: всё один да один, будто у меня жены нет.
 -Но ты ведь знал, на ком женился? -ответила Нина.
 -Знал, но не думал, что кроме работы для тебя больше ничего не будет существовать.
 -Ну, допустим, что кроме работы у меня есть ты и дети. И по-моему, я хорошо забочусь о вас, -удивилась словам мужа Нина.
 -Да, верно, варишь, стираешь, смотришь за детьми, -согласился Лёня.
 -Так в чём же ты меня упрекаешь? -недоумевала жена.
 -На первом месте у тебя работа, потом дети, а где место для меня? -возмутился муж. -Я же для тебя как бы не существую. Ты вспоминаешь обо мне только когда надо забрать ребёнка из детского сада, занять детей, чтобы не мешали тебе.
 -Лёня, пойми: я же ещё совсем неопытная учительница. Мне очень трудно. Я пытаюсь чего-то добиться. Кто же мне поможет, если не муж? -сказала Нина. -Да, я в чём-то, действительно, перед тобой виновата, но ведь от того, что ты начал пить, всем тяжело, особенно, детям. Они вырастут и что о тебе вспомнят? Что был вечно пьяным?
 -Ну, не вечно. Другие ещё больше пьют.
 -Я не хочу знать о других! Ты мой муж, и я думаю о тебе. Я не хочу больше видеть тебя пьяным! -отрезала Нина. -Спи. Завтра рано вставать.
 
- Глава 53


 Казалось, что всё наладилось в семье: муж приходил с работы трезвый, помогал по дому, играл в какие-то шумные игры с детьми, а Нина ещё больше погружалась в работу. Школа стала её вторым домом. Когда приходила к ним домой Татьяна Иосифовна, а это бывало так часто, что её считали почти членом семьи, то все разговоры в конце-концов сводились к школе, к их ученикам. Они обе фанатично любили свою работу. Скоро вся семья знала учащихся четвёртых классов по именам, а Регина была знакома с ними лично, поскольку все перемены проводила с четвероклассниками. Всё было бы прекрасно, если бы порой не срывался муж. Стоило только Нине задержаться вечером в школе, Лёня к её приходу уже был выпивши.
 -Надо немедленно принимать какие-то меры, -лихорадочно думала Нина. -Если бы мы могли уйти из общежития. Если бы у нас была отдельная квартира.
 Прошёл год. Очередь на квартиру продвигалась медленно. И хотя везде говорили, что учителя получают квартиры в первую очередь, всё на самом деле обстояло не так: одна-две квартиры в год. Председателем профсоюза учителей была Павлова Татьяна Дмитриевна, ранее работавшая завучем в школе 10. По просьбе своего бывшего директора она старалась помочь Нине. Она же и сообщила учительнице, когда её очередь на квартиру стала первой. Осталось ждать заседания исполкома, на котором распределяются квартиры. Уже была жилищная комиссия в учительском профсоюзе, где решили квартиру, выделенную учителям, предоставить Нине Борисовне Агронович.
 -Мы-то решили отдать эту квартиру вам, но важнее решение Зав. ГОРоно. Она хочет отдать квартиру молодым специалистам, -сказала Нине Татьяна Дмитриевна.
 -Ничего у неё не выйдет, -ответила Нина. -Вы, Татьяна Дмитриевна, только сообщите мне, когда будет заседать исполком, а я уж сама о себе позабочусь. Мария Александровна давно на меня зуб имеет, но я её обойду.
 Весь коллектив переживал за свою учительницу, и когда Татьяна Дмитриевна позвонила в школу, что вечером собирают исполком, учителя стали наперебой напутствовать коллегу.
 -Нина Борисовна, вы зайдите прямо на заседание. Не ждите его окончания: потом поздно будет.
 -Будьте понастойчивей, требуйте, так как у вас первая очередь.
 -Я знаю, что сделаю, -загадочно ответила Нина коллегам.
 Когда Нина пришла в горисполком, там был перерыв. Она подошла к Татьяне Дмитриевне.
 -Ну что, Татьяна Дмитриевна, мне дают квартиру?
 -Спросите у Марии Александровны, -ответила женщина, виновато отвернувшись.
 -Значит, нет. Ладно, спрошу у Марии Александровны. -Нина подошла к заведующей ГОРоно.
 -Мария Александровна, что вы имеете против меня? -резко спросила Нина свою бывшую учительницу английского языка.
 -Я против вас, Нина Борисовна, ничего не имею, но квартиру вы не получите.
 -Ладно, посмотрим.
 Нина подошла к Первому секретарю горкома партии, человеку честному и принципиальному.
 -Наталья Ивановна, -обратилась учительница к Секретарю горкома, -кому дают учительскую квартиру?
 -Мы решили квартиру учителям, а дадут её в порядке очереди, -ответила Наталья Ивановна Лизандер.
 -Значит, квартиру должны дать мне, так как я первая в очереди, но Мария Александровна думает иначе, -не отставала от Лизандер Нина.
 -Как это она думает иначе? -возмутилась Наталья Ивановна. -Мария Александровна, в чём дело? Кому вы решили отдать эту квартиру? -обратилась Лизандер к Зав. ГОРоно.
 -Наталья Ивановна, эта квартира нужна молодым специалистам, -заискивающе ответила Мария Александровна.
 -Молодым специалистам? Вот и пусть молодые специалисты пока поживут в общежитии, а квартиру отдайте этой учительнице, -приказала Секретарь горкома.
 -Но ведь это общежитие чулочно-трикотажной фабрики? -настаивала на своём заведующая ГОРоно.
 -А вы, Мария Александровна, договоритесь с директором фабрики, чтобы комнату Нины Борисовны оставили за учителями.
 К Нине подошла Татьяна Дмитриевна.
 -Ну что? -спросила она.
 -Всё в порядке. Наталья Ивановна мне помогла. Мария Александровна даже не ожидала от меня такой дерзости, -торжествуя, ответила Нина.
 -Я рада за вас, Нина Борисовна. Завтра же с утра вам надо пойти за ключами. Утром в жилотдел отдадут списки жильцов нового дома и сразу будут давать ключи. Через два дня День Конституции, поэтому ордера дадут после праздника. Поторопитесь, пока Мария Александровна что-нибудь не предприняла, -посоветовала Павлова.
 Нина позвонила директору школы и рассказала о последних событиях.
 -Правильно Татьяна Дмитриевна вам посоветовала, -сказала Людмила Сергеевна. -Утром бегите в домоуправление, а я позвоню Раисе Абрамовне, чтобы позаботилась о мебели для вас.
 Нина не любила зависеть от кого-либо и сейчас с досадой подумала о вечном дефиците, который правит торговлей, порождая блат.
 -Господи! Ничего без блата не купишь! Раиса Абрамовна. Всюду у неё блат. За какие такие заслуги все её ублажают?
 Раиса Абрамовна - учительница в продлённой группе. Она жила в самом центре города, где расположена целая сеть магазинов, в которые учительница часто заглядывала, и где её знали все продавцы. Раиса Абрамовна, как она сама говорила, могла "достать всё". Вот и сейчас её услуги понадобились и Нине. Раиса Абрамовна с удовольствием согласилась помочь коллеге.
 Пока Нина дожидалась ключей, Раиса Абрамовна в мебельном магазине уговаривала заведующую посмотреть на складе что-нибудь подходящее для новой квартиры. Встретились они возле магазина. Учительница показала Нине отобранную для неё мебель: расскладной компактный диван-малютку и под тон ему два кресла и стеллаж для книг.
 -Это всё, что мы смогли найти, -сказала учительница.
 -Раиса Абрамовна, большое вам спасибо! Вот только как я всё это куплю? У меня же нет столько денег! -растерялась Нина.
 -И не надо сразу столько денег. А для чего существует кредит? -успокоила молодую женщину Раиса Абрамовна. -У тебя паспорт с собой? Беги в бухгалтерию и возьми справку для кредита. Деньги на первый взнос есть? -Заметив Нинину нерешительность, Раиса Абрамовна стала ещё настойчивее, -Пойми, Нина, завтра короткий день. Послезавтра праздник. Надо всё сделать сегодня. Что ты стоишь? Действуй!
 -Раиса Абрамовна, во-первых, деньги дома. Во-вторых, как я всё сделаю сама, без мужа? Он же обидится, что даже не посоветовалась с ним, -сказала Нина.
 -А где он? -спросила Раиса Абрамовна.
 -На работе.
Для Раисы Абрамовны никаких преград не существовало.
 -Подумаешь, на работе! -воскликнула она. -Сейчас позвоню Людмиле Сергеевне, и она позвонит на работу вашего мужа. Для такого дела всегда отпускают с работы. А деньги я вам одолжу, завтра отдадите.
 Спустя час, запыхавшись, к магазину прибежал Лёня. Он поискал глазами жену, но к нему подошла незнакомая пожилая женщина.
 -Нину Борисовну ищете?
 -Да. А где она?
 -Пошла в бухгалтерию за справкой для кредита, -успокоила мужчину Раиса Абрамовна. -А вы пока посмотрите мебель, которую для вас подобрали.
 Мебель Лёне понравилась и, когда пришла Нина, им оформили кредит и предложили транспорт для доставки покупки домой.
 -Мы даже ещё и квартиру не видели, -сказал Лёня.
-Поздно уже рассматривать квартиру. Ключи у меня. Придётся брать, что есть, -засмеялась Нина.
 Квартира была двухкомнатная на первом этаже. Они были самыми первыми жильцами самого первого выстроенного дома в самом новом микрорайоне, расположенном на месте недавно выкорчёванного леса, куда когда-то в детстве Нина с сестрой и её друзьями ходили за ягодой.
 Дом одиноко стоял в начале улицы имени И.Бумагина. В нём ещё не было ни одного жильца и даже стало как-то жутковато. Зато когда вошли в новую квартиру и увидели отдельные просторные комнаты, отдельную кухню, туалет с ванной и с горячей водой, Нина с Лёней ощутили такое счастье, какого они не знали уже давно.
 На следующий день новосёлы перевезли из общежития остальные вещи и в День Конституции жили уже в новой собственной квартире.
 Татьяна Дмитриевна Павлова оказалась права. Когда Нина пришла за ордером на квартиру, он не был ещё выписан и ей велели подождать.
 -Надо кое-что уточнить, -сказала ей служащая домоуправления.
 -Уточняйте, -ответила Нина, - но учтите: ключи я уже получила и живу в новой квартире, -ехидно улыбаясь, сказала она.
 Служащая позвонила, как Нина поняла, заведующей ГОРоно. Та что-то сказала, на что ей ответили:
 -Она уже получила ключи и вселилась в квартиру.
 Нина не слышала ответа, но могла предположить, заметив, как побледнела женщина.
 -Подождите, вам сейчас выпишут ордер, -предложила она Нине.
 -Ну всё, -сказала Нина мужу вечером, -от чулочной фабрики мы больше не зависим. Пиши заявление об уходе. Что это за зарплата - 150 рублей в месяц?
 -Хорошо, -ответил Лёня, -только сначала нужно найти другую работу.
 -Не страшно, -сказала Нина, -на заводе силовых трансформаторов работает начальником цеха муж моей двоюродной сестры. Он возьмёт тебя к себе в цех.
 Уволившись с фабрики, Лёня сразу стал работать на заводе. Работа у него была очень тяжёлая и грязная. Несколько месяцев Лёня терпел, но Нина видела, что её, никогда не боявший тяжёлой работы муж, здесь долго не выдержит, и предложила ему уволиться.
 -Не переживай, -успокаивала она мужа, -я попрошу Марченко устроить тебя на обувную фабрику. Она сейчас там заведует кадрами. К тому же она моя должница. Надеюсь, сейчас уважаемая Александра Илларионовна не будет со мной так разговаривать, как несколько лет назад, -усмехнулась Нина.
 Это было, когда Регина ещё ходила в детский сад. Марченко тогда работала в фабкоме чулочной фабрики. Как-то детский сад, куда ходила девочка, закрыли на ремонт и Нина пришла в фабком с просьбой временно устроить её дочь в фабричный детсад.
 -Я думаю, -сказала тогда Нина, -что раз отец моей дочери работает у вас, то и имеет право хотя бы на временное место для неё в фабричном детском саду.
 -У нас все детсады переполнены, и я ничем не могу вам помочь, -ответила председатель фабкома.
 -Что же мне делать? Я же учительница и не могу сидеть с дочерью дома. Я у вас не прошу постоянного места: только на один месяц, -уговаривала она Марченко.
 -Сходите в ГОРоно. Пусть переведут вашу дочь в другой детский сад.
 -Но все детские сады далеко не только от нашего дома, но и от места моей работы.
 -Ничем не могу помочь, -ещё раз ответила Марченко.
 Нина в слезах вышла тогда из фабкома. Конечно, она устроила дочь в тот же детсад, где был её сын, и пожалела, что сразу не догадалась так сделать. Тогда бы не пришлось унижаться перед этой чинушей.
 Прошли годы, и Нина забыла об этом инцинденте. И вдруг во время урока её вызвали в коридор. Нина увидела ожидавшую её Марченко. Та, конечно, не узнала в учительнице давнишнюю просительницу.
 -Нина Борисовна, у меня к вам большая просьба, -начала Марченко.
 -Надо же, уже и имя моё узнала, -злорадно подумала Нина.
 -Мы переехали на улицу Бумагина (значит, в наш дом) и мне нужно перевести сына в другую школу.
 -Улица Бумагина к нашей школе не относится, -ответила Нина.
 -Я знаю, но мой сын учит немецкий язык, а ваша школа, в которой этот язык изучают, самая ближайшая от нашего дома.
 -И мой 6 класс - единственный в школе, изучающий немецкий язык, -продолжила слова Марченко учительница.
 -Верно. Поэтому я прошу вас принять в класс моего сына.
 -Мой класс переполнен: в нём больше сорока человек.
 -Я знаю. Мне директор школы уже сказала, но она посоветовала обратиться к вам лично. Нина Борисовна, если вы возьмёте моего Валерия, она не будет возражать, -умоляла классного руководителя мать предлагаемого ей ученика.
 -Значит, мы сегодня с вами поменялись ролями, Александра Илларионовна, -сказала Нина.
 -Вы меня знаете? -удивилась Марченко.
 -Конечно, когда мне нужна была ваша помощь, я в первую очередь узнала ваше имя и отчество, вот как вы сегодня, -ответила учительница.
 -Я что-то вас не припомню, -виновато призналась Марченко.
 -Конечно, не помните. Вы же тогда, Александра Илларионовна, были одна, а нас, просителей, много. Ладно, приводите своего сына.
 -Так он уже здесь, -обрадовалась женщина и позвала: -Валера, подойди сюда.
 -Входи, Валерий, -открыв дверь классной комнаты, сказала учительница и вместе с новым учеником вошла в класс.
 Сейчас, когда мужу потребовалась работа, Нина решила обратиться к матери своего нового ученика. Конечно, и без помощи Марченко Лёня мог бы устроиться на обувную фабрику. Уж на таком большом производстве место всегда найдётся, но тогда бы ему, человеку с улицы, предложили бы то, что смогли, а по знакомству дают то, что выгодно не нанимателю, а нанимающемуся на работу.
 Как оказалось, новый ученик, действительно, жил в том же доме, что и Нина, в соседнем подъезде. Вечером она зашла к своим соседям.
 -О, Нина Борисовна! -встретила Нину сама хозяйка. -Проходите. Что-нибудь у Валеры? -встревожилась мать ученика.
 -Нет, нет, у него всё в порядке, -успокоила женщину Нина. -Я к вам, Александра Илларионовна, не как учительница пришла. У меня личная просьба.
 -Присаживайтесь, пожалуйста, -показала хозяйка на кресло. -Я вас слушаю.
 -Мне нужно устроить мужа на работу. Раньше он работал на чулочной фабрике. Вы его должны были знать.
 -Да, помню, -сказала Марченко.
 -Ну, тогда вы знаете, что мой муж - простой рабочий парень, без образования, но у него золотые руки и светлая голова. Любую рабочую специальность Лёня освоит очень быстро. Но мне, Александра Илларионовна, хотелось бы, чтобы мой муж попал в здоровый хороший коллектив. Вы меня понимаете? -спросила Нина.
 -Понимаю, -ответила Марченко. -Но ведь зарплата тоже не менее важна?
 -Ну, конечно, хотелось бы и хорошую зарплату, так как у нас всё-таки двое детей, но для меня важнее моральная обстановка в семье.
 -Тут-то я вас, Нина Борисовна, особенно хорошо понимаю, -вздохнула соседка.
Позже Нина узнала смысл этих слов Марченко и причину её вздоха: её муж -любитель выпить.
 Шло время. Новосёлы обжились на новой квартире. Отметили новоселье с друзьями и коллегами по школе. Славика перевели в детский сад поближе к школе, где работала Нина, и по утрам на работу она спешила уже вместе с детьми: сына заводила в детский сад, а затем с Региной шла в школу. Ничто не омрачало жизнь семьи, и Нина была счастлива.
 -Ну что мне ещё надо? -порой думала она и даже высказывала эти мысли Татьяне Иосифовне. -Отдельная квартира, любимая работа, прекрасные дети и любящий муж, который за меня готов жизнь отдать.
 -А ты его любишь? -как-то спросила подруга.
 -Таня, Лёнька так меня любит, что за всю нашу совместную жизнь я ни разу не услышала от него слова "нет", -не ответив на вопрос подруги, сказала Нина. -Даже если в данное время моё желание не осуществимо, он всё равно, как говорится, "расшибётся в доску", но выполнит его.
 -Ты ушла от моего вопроса, - настаивала на своём Таня, -ты-то сама любишь мужа?
 -Что ты ко мне пристала: любишь, не любишь? Сама не знаю. Я к нему хорошо отношусь. Конечно, его чувства от моих отличаются. Любовь мужа я ощущаю ежедневно, ежечасно. Он живёт только мною и детьми. Я твёрдо знаю, что кроме него мне никто не нужен, но ещё я очень люблю свою работу, и без неё моя жизнь была бы пустой.
 -А если бы тебе пришлось выбирать между мужем и работой?
 -Я бы выбрала работу. И Лёня это знает, поэтому и мирится с вечной моей занятостью.
 -Но поэтому он одно время пил?
 -Не совсем поэтому. Тут больше интимная причина. Но я есть, какая есть, и он это понял.
 -Ну хорошо, значит, ты уже всего добилась, чего хотела? -не унималась подруга.
 -Не совсем, -ответила Нина. -В семейном плане - да, но в работе - нет. Я хочу быть не просто учительницей, а такой, чтобы меня все знали и хотели у меня учиться. Чтобы родители учащихся говорили:
 -Я хочу, чтобы мой ребёнок учился у Нины Борисовны Агронович. Я не карьеристка, но в какой-то степени тщеславна, и мне всегда будет мало достигнутого. По-моему, мы, Таня, с тобой в этом похожи, -засмеялась Нина.
 -Это ты точно подметила, -тоже засмеялась подруга, -но, к счастью, мы ведём разные предметы, поэтому не составляем друг другу конкуренцию.
 -Да. Нас даже это сближает.
 Эти две женщины, совершенно противоположные по характеру, стали близкими подругами. Этому все в школе удивлялись. Татьяна Иосифовна, несмотря на свой далеко не девичий возраст, была не замужем, и, вероятно, это обстоятельство откладывало свой отпечаток на её характере. Она была резкая, порой грубая и, в какой-то степени, даже жестокая. Она могла грубо оборвать коллегу и своим монотонным голосом довести до слёз ученика, что казалось, приносило ей какое-то садистское удовольствие. В то же время эта учительница никогда не повышала на уроке голоса и проявляла самое искреннее внимание к каждому своему ученику, независимо, является ли она его классным руководителем. Так же чутка она была к горю коллеги и первая шла ему на помощь. Татьяна Иосифовна обладала незаурядным, скорее мужским, умом. Свой предмет математику она знала отлично и могла заставить учиться даже самого заядлого лентяя. Ещё лучшим она была классным руководителем. Учащиеся, которыми руководила Татьяна Иосифовна, всегда отличались самостоятельностью в своих суждениях и высокой культурой. В её классах было легко и приятно работать.
 Нина многому училась у своей подруги, хотя не могла мириться с её часто неоправданной грубостью. Она отличалась от Татьяны. Нина по характеру была очень мягкой и доброй. Никто никогда от неё не слышал грубых слов. Ученики слушались и любили учительницу, потому что и она их любила. Дисциплина на уроках держалась только потому, что и сама учительница была очень пунктуальна и дисциплинированна. И если она чего-то добивалась от учеников, то была тверда в своих требованиях.
 Татьяна Иосифовна была высокой, худощавой, ширококостной женщиной. Нина же-невысокая и даже миниатюрная. Учащиеся в шутку называли своих учительниц-подруг: Пат и Паташонок.
 Татьяна Иосифовна стала у подруги как бы ещё одним членом семьи. Она часто оставалась в доме друзей, и Славик с Региной привыкли считать её своей. Часто вечерами, когда Лёня работал во вторую смену, а Нина занималась в зале, до неё доносился громкий смех детей и её подруги или шуточные песни в их исполнении.
 Регина пошла в 4 класс и вдруг она захотела учиться музыке. Исполнялась давняя Нинина мечта - дать дочери музыкальное образование. Когда дочка только родилась, молодая мама оформила на пять лет страховку, чтобы потом на эти деньги купить фортепиано. Но когда девочка немного подросла, родители заметили, что у дочери нет никаких музыкальных данных, и деньги пошли на покупку холодильника. И вдруг Регина заявила, что хочет учиться игре именно на фортепиано.
 -Хорошо, -ответила мама дочери, -но в музыкальную школу тебе поступать уже поздно. Попробуй сдать экзамены в музыкальную студию.
 К удивлению родителей, экзамены в студию их дочь сдала и была принята в класс фортепиано. Пианино купили в кредит, и Регина стала учиться музыке. Дом культуры, где находилась музыкальная студия, был в центре города, и добираться туда девочке приходилось в переполненном автобусе, а в сезон уборки урожая, когда все автобусы угоняли в колхоз, и пешком, но Регина упрямо в дни занятий добиралась до студии. Она легко усвоила музыкальную грамоту и неплохо играла по нотам. Первые годы дочь училась с удовольствием, но потом Нина заметила, что Регина стала охладевать к музыкальным занятиям, хотя учиться не бросала.
 -Регина, что происходит? -спросила как-то Нина у дочери. -Ты так хотела учиться музыке. Мы с папой с таким трудом приобрели для тебя пианино, два года его выплачивая, и вдруг теперь ты почти не садишься за инструмент?
 -Мне надоело впустую посещать студию, -ответила дочь.
 -Как это, впустую? -не поняла мама.
 -То Лидии Васильевны нет на работе, то её куда-то вызывают с урока, и я часто только зря прихожу. И вообще, я сама заметила, что Лидия Васильевна занимается с нами без желания.
 -Но ведь мы уже на твою учёбу потратили столько денег! -сокрушалась Нина.
 -Не волнуйся, мама, я учиться не брошу. У меня, кажется, будет другая учительница по музыке, -успокоила Регина маму.
 Новая учительница музыки понравилась дочери. Регина ценила в людях добросовестность, а новая учительница этим и отличалась от Лидии Васильевны, которая, хоть и заведовала студией, сама не очень обременяла себя работой. Дочь так полюбила свою учительницу музыки, что даже посвящала ей стихи, которые с некоторых пор стала писать. Но однажды Нину вызвали в студию.
 Нина увидела молоденькую симпатичную девушку, назвавшую себя учительницей Регины.
 -Неудивительно, что она нравится Регинке, -подумала Нина, -приятная девушка.
 -Нина Борисовна, извините меня, что оторвала вас от дел, но в последнее время мне стало трудно с Региной. Она почему-то невзлюбила меня, -с сожалением сказала учительница.
 -Невзлюбила? Вас? Почему вы так решили? -удивилась Нина.
 -Она как бы замыкается и не хочет выполнять мои указания, -жаловалась Наталья Павловна.
 -Так было с самого начала? -спросила Нина.
 -Нет. Так себя вести Регина стала недавно. Поэтому я вас вызвала, -ответила учительница.
 -Наталья Павловна, Регина любит вас. Она даже свои стихи вам посвящает. Моя дочь не подозревает, что я их читала. Я случайно наткнулась на её стихи и вам это говорю по секрету.
 -Тогда мне не понятно её поведение, -удивилась учительница.
 -Регина - сложный ребёнок. Она максималистка, честная и прямолинейная и никогда не лукавит. К тому же она самолюбива и не терпит малейшего, даже другому незаметного оскорбления. Но вместе с тем Регина никогда не нагрубит взрослому, и поэтому у неё своя защитная реакция - уход в себя. Я думаю, Наталья Павловна, вам нужно просто поговорить с девочкой по душам. Она вам раскроется, а я сделаю вид, что с вами не встречалась. Будто мы разминулись. Согласны? -спросила Нина.
 -Хорошо, что вы, Нина Борисовна, мне это рассказали. Я постараюсь наладить наши с Региной отношения, -ответила Наталья Павловна.
 Вечером Регина вопросительно посмотрела на мать.
 -Мама, ты была в студии?
 -Была, но Наталью Павловну уже не застала. Она рано ушла домой, -ответила Нина.
 Музыкальную студию Регина закончила, но потом ни разу не села за инструмент, пока не стала учиться в Педучилище, где выяснилось, что годы учёбы музыке всё-таки не прошли даром. С годами у дочери открылась способность к рисованию, затем она увлеклась выжиганием по дереву. Нина заметила, что её дочь - натура творческая, и если бы она захотела серьёзно заняться чем-то одним, могла бы свой дар довести до совершенства.


Рецензии
Поражаюсь Вашей целеустремлённости, Ниночка.
Такие люди, как Вы редко встречаются.
И мне очень нравятся эти главы (как и другие).
Любви и удачи.
С теплом
Обнимаю

Илана Арад   22.10.2008 22:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Илана. Целеустремлённые люди встречаются не так уж редко. Вы, вероятно, просто их не встречали. Просто всё зависит от обстоятельств.
Обнимаю

Нина Петлярская   23.10.2008 18:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.