школа взросления. о первых переговорах

Мне 17. Я иду по весенней улочке в центре Москвы в мечтательной улыбке, летящей юбке и красно-желтом пальто. Захожу в типографию. У меня к ним – тираж буклетиков на 30 тыс. руб., который я хочу вернуть. 30 тыс. руб. для маленькой цифровой типографии – деньги немаленькие. Зову моего менеджера. Менеджер приходит, узнает, в чем дело, меняется в лице, убегает к начальству, прибегает, смотрит на меня – школьницу: «К директору!»
Хорошо, что без родителей. Значит, я уже произвожу впечатление большой девочки. Захожу в кабинетик.
Душно. Их четверо. Зачем так много? Менеджер, дизайнер. Вот этот в галстуке и за столом – директор. А у него за спиной кто? Полное непонимание происходящего в глазах. А часы дорогие. Совладелец?
-Здравствуйте! – улыбнись же, дура. А то они решат, что ты испугалась. Улыбаюсь.
Излагаю суть проблемы – буклет плохой, по срокам нас подвели, заказчик в ужасе. Говорю не я, а мы. Мы – это дизайн-студия. Люди влиятельные. Заказчики типографии. Нас любить и жаловать надо. Говорю ровным, спокойным голосом, пожалуй, чуть более тихим, чем нужно. Во-первых, у окружающих, это вызывает доверие. Во-вторых, им приходится слегка напрягать слух, чтобы услышать мои слова – тем самым они отвлекаются от сути проблемы. О! Минус один. Совладелец вышел из кабинета.
Хмурые они какие-то, а менеджер наш – так просто бледно-зеленая. Наверное, будут вычитать стоимость тиража из ее зарплаты. То есть два месяца не давать деньги. Жалко ее. Может, к нам на работу позвать? Хотя, нет. Зачем нам такие менеджеры?
Так. Директор предоставляет слово дизайнеру. Знаю я эту фишку. Сейчас будут объяснять мне, что я (мы) им макет плохой предоставила, а я (тут уж точно я) – дура. О! да они успели подготовиться. Знают, в каком формате мы им макет отдавали – неподходящем. Только, ребята, у вас с организацией в конторе плохо. И сейчас я это докажу:
-Ну, я же спрашивала у менеджера, подойдет ли имеющийся у нас формат. Менеджер сказала, что вполне. И макет мы предоставили по срокам вовремя. Вы обещали успеть. А потом мало того, что опоздали, так еще и качество у буклета отвратительное. Что же вы нас так подводите?
Риторический вопрос. Особенно, если учесть, что я не помню точно, спрашивала ли про формат. Но у них нет четко прописанных правил работы с клиентами. А директор нагнал такой ужас на своих сотрудников, что вот как наш менеджер трясется. Если у нее и есть какие-то аргументы – она просто побоится их произнести вслух.
Ага. Снова слово дизайнеру – на сей раз по качеству буклета. Что-то мне это не нравится. Опыта работы в полиграфии у него явно больше, да и бояться ему нечего. Если я срочно что-нибудь не придумаю, дизайнер меня уделает. Вворачиваю как бы между прочим фразу: «Что же говорить о компании, где дизайнеры не творчеством занимаются, а переговорами». Красная карточка – через три минуты дизайнера удалят с поля. Точно. Удалили как бы между прочим.
Бедная менеджер, кажется, она бы полжизни отдала, чтобы уйти вместе с дизайнером. Я бы тебе, конечно, помогла. Но только у меня большие неприятности будут, если я без денег вернусь. Извини. Теперь осталось сделать директора.
Объясняю что-то про фальцовку плохую, потому что торопились и резали по сырой краске. Резали? Неважно. Этот директор ничего кроме счетов и не видит.
-Ну, вы, конечно, лучше меня разбираетесь в полиграфии. Приятно работать с такими профессионалами. Но вы поймите, что я не могу отдать вам деньги – мы и так скидку сделали большую.
Чего он гонит? Какой из меня профессионал? Ну, заучила пару умных слов. И декольте у меня, вроде, сегодня нет. При чем здесь скидка? Да он меня банально отвлекает. Нашел, тоже, девочку.
Через пять минут директор переходит на крик – аргументов у него уже нет. Менеджер по стеночке выходит из кабинета. Я объясняю что-то все таким же спокойным голосом.
Во время кульминации нашего разговора директор переходит на «ты».
-Ну, ты же понимаешь, что, если я тебе сейчас буклет не отдам, ты же даже ничего сделать не сможешь.
Хам. Но он прав. У меня ведь даже товарной накладной нет.
-Ну, если вы оцениваете свою бизнес-репутацию в тысячу долларов!
Это не я сказала – это многочисленные книжки для менеджеров. В моем лексиконе слова «бизнес» нет.
Директор звонит в бухгалтерию и орет так, что за пределами его кабинетика все затихает: «Отдайте деньги этому заказчику!»


Рецензии