Портрет христа на фоне дьявольского знака

С наступлением в нашей многострадальной России эпохи перестройки патриотические идеологи суетливо бросились «менять ориентиры». И те, кто ещё недавно пел гимны краснозвёздному знамени, серпу и молоту, вдруг опомнились и начали призывать народ православный нещадно бороться с этими «гнусными символами мирового жидомасонства». А поскольку великую мудрость «страшнее дурака может быть лишь дурак с инициативой» ещё никто не отменял, попробуем разобраться: что же это за страшный зверь такой – пятиконечная звезда и надо ли нам, выстроившись в стройные ряды, срочно начинать её бояться?

*******

*Пятиконечная звезда в мировой культуре*
Изображение пятиугольной звезды – пентаграммы – традиционный знак во многих религиях и мистических учениях мира. И не только в них. Пятилучевая звезда — один из древнейших символов человечества. Её изображение присутствует у половины народов мира. Специалисты полагают, что история пентаграммы насчитывает около 5 тысяч лет и начинается в древней Месопотамии как астрономическая схема движения планеты Венеры. В египетских гробницах звёздное небо также обозначено пятиконечными звездами. В форме пятилучевой звезды строились и храмы бога Ра. Изображения пентаграммы встречаются у древних шумеров и этрусков, у семитских народов.
Древние греки пятиконечную звезду связывали с богиней любви, Афродитой, а римляне - с Венерой. Кроме того, греки считали, что звезда - это комбинация чисел "два" (женское, земное начало) и "три" (мужское, небесное начало), которые символизирует союз небес и земли. Пятиконечную звезду связывали с Пифагором. Пифагорейцы верили, что пентаграмма (или «пентальфа») — символ здоровья, и часто рисовали ее в посланиях друг к другу вместо слов «будь здоров».

Пентаграмма считалась самой совершенной геометрической фигурой и служила символом красоты мира. Античные теоретики называли её основой красоты пропорций в природе. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи назвал это соотношение «золотым сечением». Оно широко применяется в архитектуре и изобразительном искусстве как основа гармонии.

Со времён Древней Греции пентаграмма приобрела и оккультное значение. Алхимики связывали её с пятью элементами, христиане - с пятью ранами Иисуса Христа, средневековые колдуны - с легендой о власти царя Соломона над земными и потусторонними мирами. По легенде, знак пентаграммы был начертан на волшебном перстне Соломона, оттого пентаграмма зовётся ещё и «Соломоновой звездой» (в исламе её именуют «звездой Самсона»).
В средневековой геральдике пятиконечная звезда — обычное явление, она чаще всего встречается в гербах французских, английских и итальянских рыцарей.
Пентаграмма издревле использовалась также как оберег - знак, охраняющий от злых сил. В трагедии Гёте «Фауст» главный герой защищает жилище от дьявола, начертав перед входом пентаграмму, однако из-за небрежности рисунка Мефистофель всё же проникает в дом в виде собаки. Зато выйти уже не может:

«МЕФИСТОФЕЛЬ
Теперь отпустишь ли меня ты?

ФАУСТ
А в чём вопрос? Бывай здоров
И забегай, мой друг заклятый,
Под сей гостеприимный кров.
Вот дверь, а можешь из окна,
Да и в трубу тебе не ново.

МЕФИСТОФЕЛЬ
Признаюсь честно, есть одна
Помеха для пути любого –
Начертан символ прямо у порога.

ФАУСТ
Смущён ты пентаграммой? Но прости:
Она закрыла вспять тебе дорогу –
А как же ты сумел сюда войти?

МЕФИСТОФЕЛЬ
Ты лучик до конца недотянул –
Вперёд черти от чёрта звёзды лучше!

ФАУСТ
Вот, право же, какой счастливый случай!
Так ты, сдаётся, у меня в плену?
Нежданные удачи есть на свете!

МЕФИСТОФЕЛЬ
Да, пёс вбежал и знака не приметил.
Теперь же дело по-другому:
Не может выйти бес из дому».

Пентаграмма была также христианским символом. Александр Невский сражался с крестоносцами Тевтонского ордена под красными знамёнами, шитыми золотыми пятиконечными звёздами. Звезда в православии воспринималась как знак Спасителя: каждый её угол символизировал рану Христа и пять букв имени «Иисус». Согласно различным интерпретациям, она воплощает пять чувств человека, а также пять точек человеческого тела с разбросанными в разные стороны конечностями: голова, руки, ноги (подобие распятого Иисуса). В числовом толковании этот символ понимался как сумма Троицы (Отец, Сын и Дух Святой) и двойственной природы Христа (божественной и человеческой).

Пятиконечные звёзды можно найти в русских церквях как могущественный символ божественной силы. Например, Сергиевская церковь города Ливны украшена голубыми куполами с золотыми пентаграммами. В интерьере храма Спаса на Крови Санкт-Петербурга встречаются не только пятиконечные, но и шестиконечные звёзды! Такие же шестиконечные «звёзды Давида» есть и на куполе питерского Троицкого собора. Борцам против «жидомасонских символов» не грех приглядеться и к венцу русских царей – знаменитой шапке Мономаха, усеянной шестиконечными звёздами, которые ура-патриоты именуют «могендовидами».

Изображение пятиконечной звезды встречается на многих иконах Божьей Матери. Кисти Андрея Рублева принадлежит икона «Преображение Иисуса Христа» в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля. Спаситель не только изображён на фоне пятиугольной звезды, но к тому же ещё и звезда эта перевёрнута вершиной вниз (что, по мнению некоторых доморощенных «толкователей», означает знак дьявола)! Хотелось бы ненавязчиво напомнить, что Андрей Рублёв причислен Православной Церковью к лику святых…

Это касается не только православия. Взять, например, костёл святого Иоанна Непомука в Чехии, возведённый в 1720 году пражским архитектором Джованни Бласиа Сантини. Он вообще построен в форме пятиконечной звезды: фундамент в виде пентаграммы, у костёла пять выходов, на главном алтаре пять звёзд и пять ангелов.

И таких примеров – великое множество. Достаточно вспомнить хотя бы огромную пятиконечную звезду на Храме Рождества Христова в Вифлиеме. Именно пентаграмма венчает храм, а вовсе не крест! В иконографии принято изображать и восьми-, и семи-, и шести-, и пятиконечные звезды. Все они символизируют вифлиемскую звезду, которая привела волхвов в пещеру, где был рождён Спаситель.

Вообще при всех попытках придать пятиконечной звезде «статус» «дьявольского знака» поневоле вспоминаешь старообрядческого протопопа Аввакума, который пытался доказать, что четырёхконечный крест есть вещь еретическая — «мерзкий латинский крыж», а православный — должен быть непременно восьмиконечным. Хотя на древних византийских иконах четырехконечный крест встречается куда чаще восьмиконечного.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ -http://www.proza.ru/2006/06/29-119


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.