не уважающие вас покойного однополчане!

Ответ Пальчиковскому на критику "Нелегалки"
 «…не уважающие вас покойного однополчане!»
 К. Симонов.
 Знаете, чем отличается Сергей Пальчиковский от Виссариона Григорьевича Белинского? Тем, что Белинский посмотрел 8 раз спектакль «Гамлет» с участием Мочалова, и написал всего одну статью, а Пальчиковский смотрит спектакли – один раз и пишет три статьи в различные газеты!
 А знаете, чем Пальчиковский отличается от Тани Беловой? Тем, что он – трусливее её! Т.к. все свои пасквили публикует под псевдонимами… Антон Корзин, Альфред Муров, Иван Непомнящий родства…
 Все знают, что спорить о женской красоте – бессмысленно, ибо вкусы мужские различны так же, как их лица! Но все они спорят именно о «Красоте!» Тот же, кто не видит красоты в великолепной женщине – просто – не мужчина… Это доказано медициной.
 На вопрос: «Какого понесло в Италию простую учительницу истории?» - Нина отвечает сама! Просто, надо быть внимательнее. Все знают, что первые эмигранты – устроились более менее прилично… Потому, что уровень жизни наших стран был несоизмерим! Дешёвая рабочая сила имела колоссальный спрос, и эмигранты имели возможность отправлять своим семьям немалые, по нашим меркам, деньги, спасая их от голода. Это было – чудом! Манной небесной! Все мечтали об этом чуде! Но, с притоком рабочей силы – спрос – заканчивается… Нине – не повезло, она чересчур долго, верила обещаниям, ждала, пока правительство, наконец, выплатит учителям их мизерные зарплаты, задерживаемые по пол года, и купить на них можно было 1 кг копчёной колбасы; не повезло, что поверила, понадеялась, что там найдёт достойную работу; не повезло, что люди, которые встретились ей, - оказались – неординарными и жестокими…
 Вам просто не понять, что люди ехали работать, точно так же, как ехали строить БАМ. Ехали туда, где платят! Сегодня страна не способна открывать стройки века, не способна обеспечивать граждан работой, а поэтому наши «ленивые русские», оказавшиеся на деле самыми трудолюбивыми, - ищут применение себе в других странах, где можно работать и заработать! Где они хоть кому-то нужны, в отличие от нашего правительства. И люди работают, вычищая чужие свинарники, возрождая чужую экономику…
 Другое дело, что эти цивилизованные страны лишь думают, что они цивилизованные… А на деле: каждый гражданин их, видя того, кто слабее, беднее, неудачливее – старается использовать его для своей выгоды! Давая чайную ложку похлёбки, и требуя отдачи, как за целое ведро… У них ещё сохранён инстинкт порабощения. И они мало чем отличаются от чеченцев, берущих в рабство всех, случайно забредших в их аулы…
 Господин Пальчиковский, уберите и помойте пол в 8-9-10 комнатной квартире, и посмотрим: останутся ли у вас силы, чтобы ещё и проституировать?
 Я думаю, что вы тоже работаете на трёх работах – не ради интереса? И считаю, что вам жутко повезло, что на них – платят. Так может писать только зажравшийся, разжиревший хряк, о котором принято говорить, что сытый – голодного – не разумеет…
 Дело в том, что Нина ехала именно работать(!), и все, кроме вас, – поняли это! И не её вина, что красота её – вызывает в мужчинах – желание, и они всеми силами добиваются её расположения, её любви…
 Красотой – наделяет бог! На некоторых он экономит, перебарщивая с желчностью… И не её вина, что ищет она любви, ибо все люди – ищут её, и готовы отдать за неё – что угодно… А вы – не знали этого?
 Она любила Марио, а потом полюбила=пожалела Чезаре, а потом – полюбила Костю и Несмелого тоже полюбила и пожалела… А разве они не достойны любви? Вам не понять?
 Эта рецензия похожа на месть ректора своей студентке, на чьи любовные притязания был получен категоричный отказ! Он пишет о своей ученице, как о несостоятельной актрисе, не умеющей произносить монологи… Но, простите, вы её учите! И, если уж вы не смогли научить её театральному мастерству, и во всеуслышанье заявляете об этом, то сделайте и следующий, логический шаг: уйдите с преподавательской работы, как не справившийся, несостоятельный, неспособный…
 Кстати, о монологе… Произнести его так, как произнесла его актриса, - может далеко не каждый! Это за шуточный, сатирический монолог можно запросто заработать аплодисменты, а вот за трагический… Да так, что не один хлопок, а за ним уже другие: из стадного чувства, нехотя, как бы в долг… Нет! Весь зал в одно мгновенье разразился аплодисментами! Выплеснул накопившиеся эмоции, избавился от боли, тяготившей его. От боли, скрываемой в сердце, и, наконец, высвобожденной, произнесённой! Зал был в восторге от мужества и смелости героини, автора, режиссёра, актрисы… Это было здорово! По-настоящему сильно! Но, это не ваша заслуга. Это заслуга другого, более талантливого и компетентного режиссёра.
 Чем отличается Пальчиковский от бога? Тем, что бог способен любить всех и верить в исправление Он способен простить и пожалеть каждого раскаявшегося. Пальчиковскому же – чуждо сострадание. Он называет Нину бомжихой, отталкивающей и неприятной…
 А свалка, о которой вы пишите, – часть вашей страны! И вы в ней живёте тоже, на той же самой свалке… Так что: гордиться и восхваляться нечем, потому, что вы не сделали нашу страну ни на соринку – чище…
 Теперь о мафии за столом. А кто был мафией? Если Костя – бомж; Несмелый – налоговик; то, вероятно, мафия – это Нина? А какая она мафия? Сицилийская? И где вы это взяли? В тексте такого не было… Надо быть внимательнее!
 Да, образ Украины, как европейской мировой державы создаётся усиленно. Но вот именно: «образ»… А по сути, мы и вы в том числе, - для них – просто гниды! Ибо относятся они к нам с вами – именно так! И ох как долго ещё будут так относиться, сколько не кричи мы, что мы тоже люди, тоже европейцы! Сколько не пиши – всё равно не поверят… Они верят только деньгам…
 Пока все мы и каждый из нас не получит возможность и не научится работать и зарабатывать – здесь, в своей стране, и пока не заработает больше их – мы будем для них – гнидами. Так устроено это «цивилизованное» европейское общество!
 Поезжайте, господин Пальчиковский в Киев, поезжайте, и посмотрите! Какие хвосты очередей вьются вокруг всех посольств! И тогда вы поймете, на сколько это актуально. Новые Нины всё ещё пытаются искать счастья там… Да, и Крым и Мартынов запоздали… И та Нина не успела посмотреть спектакль загодя, когда только решалась уехать, не успела одуматься. Но всё же спектакль есть! И другие Нины – не уедут, не позарятся на «бешеные деньги». Мартынов задумал поставить «Нелегалку» в то время как вы ставили «Как важно быть серьёзным». Поистине, каждому – своё.
 Предназначение драматурга и режиссёра – быть впереди событий – предугадывать и предостерегать! Так, чем отличается Пальчиковский от режиссёра? Тем, что он должен был предостеречь этих Нин от опрометчивых поступков ещё тогда, раз он знал, что они ошибаются! Но он был занят другим, ему наплевать на человеческое горе! Сказать: «Так им и надо!» - может только равнодушный человек.
 Теперь о смелости театра. Он как раз – не смел и не героичен, он боится цензуры, боится мести властей, и убрал самые сильные монологи, где высмеиваются политики, зовущие нас в Европу: «Сусанины херовы!»… К сожалению – убрал…
 О проблеме нужно говорить столько, пока она не исчезнет, не изживёт себя! А она – жива, и рано списывать её со счетов!
 Человеческая жизнь – бесценна! Не исковерканная судьба всего одной Нины стоит того, чтобы поставить тысячу таких спектаклей! На людях нельзя экономить, господин Пальчиковский.
 Мизантропия – страшная болезнь… От неё нужно лечиться.
 Теперь на счёт одежды. У вас - больное воображение! На Украине Нина исключительно в длинных платьях. Но так как вы, вероятно, привыкли раздевать её мысленно, любуясь изгибами тела, то вам показалось, что она в одних… Нет, это только ваша больная фантазия. Сходите ещё раз в наш театр, убедитесь…
 Теперь о мире животных. Как вы думаете, чем отличается Пальчиковский от Кости? Тем, что Костя, будучи бомжём и бывшим алкоголиком – интеллигентнее Пальчиковского! Костя опустился внешне, но остался Человеком, способным любить, сопереживать, заботиться, оберегать, надеяться… Чего напрочь лишён Пальчиковский, работающий в самых культурных заведениях города.
 А на счёт музыки… В рецензии на спектакль «Женитьба», - «Ревизские картинки» самого значительного композитора 20 века – Шнитке, - вы назвали «знакомой музычкой»… Это всё равно, что «Аппассионату» - обозвать «шлягером»… И я уверена, что Павел Луспекаев, будь он жив, был бы счастлив спеть в этом спектакле! Он стоял бы на своих больных ногах, глотал слёзы от боли и пел гимн вернувшейся на родину Нине!
 Нина… Красота её так велика, что люди, общаясь с ней, - становятся лучше! И в конце – торжествует Надежда! И всем ясно, что русская баба способна вынести все муки ада, и выйти оттуда – с честью! Выйти, прихватив с собой ещё двоих, таких же падших мужиков! Она способна сподвигнуть людей на сильные чувства и поступки! Сделать их честными, справедливыми, благородными, мужественными… Да ещё и выманить богатого итальянца из своей цивилизованной страны, в наше захолустье! И он примчится, не дожидаясь ни виз, ни разрешений… Примчится за ней: единственной, самой красивой и самой лучшей во всём мире!!! И будут у них: и здоровые дети, и хорошая работа, и дом, и счастье без меры!
 Мартынов способен научить студентов гораздо большему, чем вы! И выкладываться он способен на полную катушку, от всей души! Как терял килограммы после каждого спектакля, в котором играл Гамлета! Потому, что умеет отдавать себя людям! И считает это умение - основным: и в актёрской, и в режиссёрской, и в преподавательской деятельности.
 В отзыве на спектакль «Женщины способны на всё» вы писали, что человек с такой внешностью, как у Мартынова не может вызывать любви к себе. Писали в то время, когда 65 летнему Мартынову посвящались стихи! А вам посвящали что-то подобное? Не в благодарность за получение роли в вашем спектакле, не за хорошую отметку в зачётке, а – просто так: из любви и уважения? А, может, всё дело в зависти?
 Я помню ваши статьи на спектакли Мартынова, когда он работал в Русском театре. Вы пели ему дифирамбы и были тысячу раз правы! Но Мартынов неустанно растёт и духовно и профессионально. Он не берёт лёгких тем и простых сюжетов.
 Впрочем, вы не работали в 17 лет на фабрике, в горячем цеху, от чего кожа на ладонях потеряла чувствительность; не продавали задарма свою библиотеку, чтобы как-то выжить, когда вас никто и нигде не брал на работу; вас не увольняли по сфабрикованной статье; вы не возвращали двухкомнатную благоустроенную квартиру, беря взамен крошечную однокомнатную в которой они вынуждены жить вчетвером; вы даже не спите на полу, отдавая единственный диван – близким… Вас берегла судьба в то время, когда надо было бежать и кричать со сцены: «Постойте, Нины! Не уезжайте, вы потом раскаетесь!», - вы довольно потирали ручки, ухмылялись злорадной улыбкой и бормотали: «Так вам и надо! Меньше народа – больше кислорода!», - а это – фашизмом попахивает!..
 Говорят, что бог испытывает того, кого больше любит… О вас он – забыл…
 А на колени становятся мужчины перед Женщиной, - потому, что боготворят её! И как Нину, и как актрису!
 И страну свою – она любит! О чём говорит не раз! И вычистит, вымоет, поднимет, благоустроит, как благоустроила Европу! Она уже всё может! Всему научилась! И работать, и выживать, и надеяться, и добиваться своей цели! Это был жестокий урок, но Нина сделала из него правильный вывод.
 Какие чувства вызывает ваша рецензия? Истина в 50 метрах от вас! Простая продавщица из продуктового магазина напротив Русского театра сказала мне: «Я хочу увидеть этого автора! Я бы всё сказала ему в глаза!» Женщина душой почувствовала фальшь, вашу ложь… А женскую душу – не обмануть. Зайдите к ней, послушайте, что о вас думают… Такие, как она не врут, им же не платят даже мизерного гонорара.
А теперь рецензия на рецензию.

Сравнительная характеристика двух спектаклей, двух премьер Симферополя. «Моя прекрасная леди» Б.Мартынова и «Немного нежности» С. Пальчиковского.
 Режиссёрами люди должны становиться тогда, когда знают - всё! Когда не бывает уже ошибок, промашек, неточностей: ни в эпохе, ни в обычаях страны в которой происходит действие, ни в костюмах, ни в манерах... Критиками становятся, - когда идеальность знаний – превосходит совершенство… Режиссёр-критик. Решиться на это - трудно, если не сказать больше. Ответственность - обязывает! Пальчиковский – решился… Раскритиковал… Чужое, не своё…
 Непогода… Да, Элиза Дулиттл и профессор Хиггинс встречаются дождливым вечером, и ничего тут не попишешь. Всё написал уже – Шоу, а Мартынов – не меняет сюжетов. И упрёк ваш – не понятен.
 А вот в спектакле Сергея Пальчиковского «Немного нежности» героини сидят на скамейке в целлофановых плащах, именуемых в народе «презервативами», и вдруг с недоумением говорят: «Ой, кажется, дождь начинается! Пойдём скорее отсюда!» А вырядились-то тогда для чего? Так что, господин Пальчиковский, напрашивается вывод, что, вероятно, своё… – как обычно - не пахнет?! У себя – всё хорошо! Всё отлично!
 Пальчиковский не замечает героини в мюзикле Мартынова. А зал, восьмисот местный зал, до отказа заполненный зрителями, наоборот: чувствует её отсутствие. Когда она уходит – её действительно не хватает, и её возвращения ждут с нетерпением. А с появлением её - глаза у зрителей начинают сиять… Ей действительно – рады!
 А ещё Пальчиковскому не хватает комика Дулиттла. Для него, вероятно, всё должно быть стандартным: соль – солёной, сахар – сладким, все герои мюзикла – комиками… Но, у Шоу – Дулиттл – философ! И именно эта его черта привлекла внимание профессора. И именно этот склад ума позволил ему стать в последствии пэром, а отнюдь ни скоморошество. Это вам - не Украина, товарищ Пальчиковский, это – Англия! Тут комиков в парламент – не берут.
 Зато у Пальчиковского – все героини – миленькие, добренькие, безобидненькие овечки, а вернее, - дамочки в полном соку. И, не понятно, как(?) и за что(?) их смогли сдать в дом престарелых? А когда они мирятся после ссоры, в которой не поделили жениха, - это вызывает умиление, их действительно становится жалко! Рабыни-затворницы какие-то в 21 веке в цивилизованной Франции. Идите на волю, милочки! Там полно мужиков…
 Теперь о выборе пьесы. В мировой драматургии существует огромное множество великих произведений о старости. К примеру «Король Лир». Но Пальчиковский – вероятно не дорос ещё до Великого. Он ставит пьесы попроще. Такие, которые поймут все, даже кошки на подушке. Поймут и умилятся… А театр должен идти впереди зрителя. Вести за собой, заставлять думать, а не пережёвывать всем известные истины. Спектакли делаются для юного поколения. Для тех, кто не видел, не слышал, не познал ещё – ничего. А, выбирая то, что попроще, вы тратите театральные деньги, лишая молодое поколение – Великого! Настоящего! Они так и не узнают, что оно – есть! Оно пройдёт мимо них… Мне, простой уборщице, - стыдно за вас…
 Теперь о сне. Отнюдь, господин критик, до сцены с обучением Элизы, - зал – не спит! Он смотрит и слушает, раскрыв рот и затаив дыхание, чтобы не пропустить, не прозевать ни одного слова, ни одного движения… Потому, что на сцене – вся труппа. И каждому режиссёр и хореограф выставили, выверили роль! И каждый оригинален, самобытен, интересен… Мартыновские спектакли принято смотреть по нескольку раз, с разных точек. И каждый раз - заметишь то, чего не увидел в предыдущие разы. Это особенность Мастера. Он делает спектакль для каждого действующего лица. Свой отдельный, неповторимый спектакль.
 А у народного артиста Украины Николая Ивановича Андрусенко – это не худшая роль. И согласие его исполнить её, говорит о доверии режиссёру, о желании быть со всеми, быть – причастным... Вам это, господин режиссёр, снова трудно понять? Ваши заслуженные артистки играют убогих, я думаю, совсем по другой причине… От безвыходности…
 Теперь о месте действия на сцене. Вы пишите, что зрителям приходилось сворачивать шею, следя за действующими лицами… Знаете, я постоянно провожу опрос зрителей после спектакля, так вот никто из них даже не заметил этого «неудобства» А вот на вашем спектакле, люди, сидящие с боков неумело выстроенного зрительного зала и смотрящие чаще всего на макушки и в спины актёрам, - действительно жаловались на действительное неудобство.
 Теперь о рояле. Вы думаете у Хиггинса – не было рояля? Вы так самоуверенны, что, начиная писать, не утруждаете себя заглянуть в первоисточник! А ведь у Шоу этот рояль заявлен, как обязательный реквизит.
Элиза подбирала по слуху, услышанные мелодии, да и сам Хиггинс не мог обучать красноречию, не развивая слух своих учеников. Он не мог допустить монотонности. Того, что некоторые люди всегда говорят «на одной ноте». Это убого, не интересно. Такого не должно быть. Для этого – и рояль!
 А ещё специально для вас сообщаю по секрету: Лидия Карпова играет роль королевы! Весь сюжет в том, что королева должна принять цветочницу – за леди… Многие догадались сами…
 Во всём – важен результат. И в памяти у зрителей, посмотревших «Леди», осталась музыка и хорошее настроение. Двое мужчин, выходящих из зала вслед за мной, напевали мелодии из мюзикла Лоу. И я думаю, что на самом деле их было гораздо больше. И самое главное, что их никто не заставлял это делать. От вашего спектакля у меня тоже есть сильное воспоминание: упавший на пол горшок с искусственным цветком, усиленно выдаваемым за живой. Но я не опустилась бы до написания пасквиля только по этому поводу…
 А теперь насчёт «головы», стоящей на полке. Это макет строения человеческого речевого аппарата. Вы думаете: у учёного такого уровня его могло не быть? Он, вроде, не нищий, чтобы не иметь самого необходимого для своей работы… Смеяться над тем, что должно(!) быть – не очень разумно… В таком случае, следуя вашему примеру, можно посмеяться над тем, что у Пальчиковского есть нос! Ха-ха-ха!
 Вы пишите, что у Мартынова сцена загромождена… Да, действие мюзикла происходит: и на площади у театра, и в квартире профессора Хиггинса, и на ипподроме во время скачек, и в королевском дворце во время бала, и у дома мусорщика Дулитла, и в совсем не маленькой комнате миссис Хаггинс… И всё это нужно разместить на десятиметровом круге… И ведь - поместилось!
 Зато у вас – сцена пуста. Нет ни одной перемены декораций. Сцена свободна для игры, и ничего не отвлекает от её лицезрения, поэтому могут быть видны все огрехи, все ошибки, которых действительно не много. Потому, что ваш спектакль – не зрелищен, не театрален. Сели, встали, сказали. Актрисы скованы, и это не результат дряхлости их героинь, а недостаток вашего режиссёрского мастерства. Но вам – не стыдно и не страшно. Вы – единственный критик в нашем городе. Вам всё сойдёт с рук…
 Единственное ценное замечание об исполнителе роли Фредди. Я думаю, что будь в нашем театре художественный руководитель, он должен был бы издать распоряжение отправить всех поголовно в балетный класс - на час ежедневно, до обретения спортивной формы. А некоторых на два часа, дважды в день, без выходных. Но, увы. Всё останется по-прежнему. Но это касается только актёра, а не героя. Объяснить? Элиза не осталась приживалкой, подавальщицей туфель в богатом доме. Она решила строить свою жизнь. И пусть даже с этим недотёпой Фредди. Но – свою! И, чем недотёпистее он, - тем правильнее режиссёрское решение! Вот именно с ним! Но, будьте уверены, она сделает из него – профессора! Она уже знает: как?!! И снова о героине и об актрисе Наталье Красовской. После премьеры двое зрительниц, которые стараются не пропускать гастрольных спектаклей, увидев меня, сказали: «Спасибо! Какая там Стоцкая, какое там «Чикаго»?!! Сегодня мы получили массу удовольствия!» Знаете, я не думаю, что вы могли бы похвастаться таким сравнением. Да, вы были на уровне… На уровне Русского театра, не более. И в зале было больше половины мест – занято, и хлопали довольно – усердно, а некоторые даже встали. Правда, не ясно для какой цели? Вполне может быть, что для того, чтобы поскорее уйти… Но, не является ли эта спонтанная, зрительская похвала высшей степенью оценки работе актрисы, которая сегодня действительно затмила российскую звезду?
 Нельзя осудить мать, читающую своему ребёнку сказку, за то, что она слегка заикается или голос у неё слишком звонок, или наоборот – низковат. Она читает ему сказку! И это уже достойно уважения. Да, Украинский театр имеет такую вот юную приму. И видит бог, мастерство её растёт от спектакля к спектаклю. И не театр виноват в том, что консерватории выпускают певиц не достойных восхищения Пальчиковского. О его пренебрежительном отношении к актрисам он пишет каждый раз. Угодить гурману – сложно. А у Красовской внешность Пушкинской Ольги Лариной. Из за которой разбиваются мужские сердца, отдаются в жертву жизни. Разве она не достойна называться Леди? И ещё у неё вполне достаточная школа певческого мастерства, чтобы спеть Элизу. И об этом судить уже - не Пальчиковскому.
 Молодость пролетает мгновенно, и чтобы роль престарелой цветочницы, обретшей пристанище в пансионе, не стала для актрисы – коронной, - она должна играть - леди! И будет играть - леди! Вопреки всем вашим желаниям!
 Знаете, почему я не предаю наш театр? Потому, что однажды старуха с клюшкой довольно улыбаясь вышла из нашего театра, и сказала мне: «Вот! Посмотрела спектакль, и год жизни прибавился!» Она вышла из нашего, а не из вашего театра.
 Я пытаюсь спорить с Пальчиковским, потому, что однажды не смогла уговорить девушку пойти на «Нелегалку». Не смогла из-за того, что она прочитала его статью, и поверила ей. Мне не удалось доказать ей, что это лучший спектакль десятилетия в нашем городе: и по воспитательному значению, и по гражданской значимости, и по художественному оформлению, и по актёрскому мастерству. И даже то, что главную роль исполняет великолепный артист, художник, чемпион мира, - не подействовало… Пасквиль - оказался сильнее. Настолько отвратительно выглядела эта великолепная «Нелегалка», оболганная критиком.
 Что плохого произойдёт, если кто-либо не посмотрит спектакль Пальчиковского? Говорят, что смех – продлевает жизнь. Да, на его спектакле смеяться зрители начинают с первой же минуты и смеются раз 20 на протяжении всего спектакля. Вероятно, не посмотревший и не посмеявшийся – не прибавит к своей жизни несколько дополнительных минут.
 Не посмотревший же спектакль Мартынова, - может сломать, исковеркать себе всю жизнь! Вы чувствуете разницу?
 Мартынову унизительно заступничество уборщицы, но что же делать, если в нашем городе больше некому заступиться за Мастера?


Рецензии
со временем размещу ссылку на твою рецензию на моем сайте
http://www.aphorisms.ru/

Геннадийй Воловоой   03.07.2006 11:44     Заявить о нарушении
Спасибо:) Действительно статью стали читать.

Таня Белова   22.01.2007 13:03   Заявить о нарушении