Хорошо было за городом!

Хорошо было за городом!
Стояло жаркое лето.
 Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

1.

Хорошо было за городом! Стояло жаркое лето. Петюшка целые дни проводил в саду. Ему было всего пять, но он уже хорошо соображал, что к чему. Мальчонка был развит, не по годам, все его интересовало, все привлекало внимание.
Вот пчела, например. Долго мог он наблюдать за пчелой, как кружит она, нетерпеливо жужжа над цветками, как внимательно заглядывает в них, высматривая, где больше свежего соку, какой цветок душистей. Наконец, словно приняв окончательное и бесповоротное решение, она бросается в цветок, ловко «ввинчивается» в него, и приникает своим хоботком плотно и жадно.
Или бабочка. Порхает себе, порхает, вроде совершенно без смысла и цели. Кружит, танцует в воздухе, потом присядет на мгновение, но нет, не то, не так, надо ловчее, изящней. И снова в полете. Крылышки сверкают в лучах солнца, то один цвет виден, то другой…
Птички тоже интересные создания. Суетятся, клюют что-то, ссорятся иногда, иногда сидят рядышком, чирикают или посвистывают так замысловато, тоненько и нежно. Зачем бы? Впрочем, долго задумываться не приходилось, а взрослые? Нечего и спрашивать! Да, разве они понимают что-нибудь? Совершенно бесполезные создания. Только и годятся на то, чтобы обед готовить и книжки вслух читать. Впрочем, Петька уже буквы знает, скоро сам будет книжки читать. Тогда, только обед варить, и останется маме и бабушке.

2.
Вот уже и черемуха начинает поспевать. Некоторые грозди на солнце попадаются совсем спелые. А сладкие…Петюшка рвет их горстями, когда идет на речку, чтобы ловить пескарей. Пескарей потом складывает в старый бидон, который бабушка отдала ему для этой цели. А на пескарей, потом на спиннинг, вместе с отцом, Петя ловит судаков и щук. Да-да, вы не сомневайтесь, он обязательно поймает в следующий раз, он уже в прошлый четверг чуть не поймал, просто задумался, а щука внезапно так, резко потянула леску вниз. Ему бы надо было подсечь, а он.…Оплошал, вот ведь как…
Все эти мысли проносятся у мальчонки в голове, пока он осторожно и внимательно следит за поплавком. Вот-вот пескарик клюнет! Отец велел ему наловить 25 штук, не меньше, причем средних, не брать ни слишком больших, ни слишком маленьких. Первый раз отец доверил ему такое важное дело. А что? Уже большой мальчик, двенадцать лет, помощник! Так говорит про него отец. Да, Петька и сам понимает, что пора помогать, старается, дел на даче, ух как много. Вот-вот клюнет! Петя настораживается. Подсекает резко и ловко. Улыбаясь гордо, Петя, снимает с крючка пескарика. Осторожно пускает его в бидон, где уже плавают одиннадцать штук!
- Папа будет доволен, думает Петька.
А солнце печет нещадно, и летают над самой водой, резко делая повороты, временами зависая в воздухе, ярко синие, сапфировые стрекозы. Точь в точь такого цвета, как камушек в мамином колечке, которое Петюшка так любил разглядывать, когда был маленьким.
3.


 Петя бежит с небольшим рюкзачком с автобуса к даче. Ему надо быстрей, не терпится. Он сегодня сдал последний выпускной экзамен и мама с папой, и бабушка, ждут его не дождутся. Наверное, и стол уже на террасе накрыли, они же знают, что он будет спешить изо всех сил к ним!
Как вырос этот клен, он и не замечал в прошлом году. Вроде был совсем маленьким, низкорослым, а сейчас, замечательно красивый клен! Осенью, будут на нем чудесные красные и золотые листья и они приедут сюда с Катюшкой, когда дача будет уже пустая. Будут убирать участок, сгребать в большие кучи листья, а Катька, обязательно нанижет ягоды рябины на суровую нитку, из бабушкиной шкатулки и наденет яркие бусы в несколько рядов. Ах, какая же она красавица, его Катька! Нет на свете девчонки краше…
А потом будут печь картошку на костре, и смотреть в огонь.…А сумерки будут быстро спускаться на участок, и тревожно закричит за забором какая-то птичка, испуганная со сна кем-то страшным…

Вот тропинка пошла в горку. Но Пете нипочем, здесь все родное, подошвы сами знают каждую трещинку в почве, каждый кустик. Ловко-ловко Петя карабкается наверх. Ух, надо остановиться на минутку, оглядеться!
Петя стоит на высоком пригорке и отсюда виден весь городок! Как же хорошо, как красиво, сколько зелени, все утопает в ней, еще бы, самый разгар лета!
 Вот и церковь видна, замечательно, что ее восстановили, вся в зарослях сирени, уже отцветшей, даже отсюда видны рыжие засохшие грозди. Там сирень особенная, густая, тяжелая, если сорвешь ветку, так одна ветка, как целый букет. Но Петюшка только один раз сорвал там ветку, полюбовался, а тут батюшка вышел из церкви. Покачал головой, погладил молча Петюшку по голове и погрозил пальцем. Лицо ласковое такое, доброе, борода длинная. Петька оробел, больше рвать сирень не стал, хотя и хотелось. Пришел домой, бабушке рассказал. Она неодобрительно покачала головой, тоже молча. Но ветку сирени взяла, с удовольствием понюхала, улыбнулась и поставила в свою старинную вазочку на стол.
4.


Прекрасная стояла пора, самая, что ни на есть замечательная! Сессия осталась позади, осень, еще не скоро, а лето вот оно, вот, близко, вот тут прямо, на даче.
Петя приехал на дачу. Сад немножко одичал, некому было ухаживать. Мама прихварывала, на дачу не ездила. Бабушка умерла еще три года назад. Отца тоже уже не было…
Пышно разрослись кусты смородины, но ягод было мало. Зеленые еще, мелкие. Малина распустилась по всему участку, распоясалась окончательно, потеряла, так сказать, совесть!
Недолго думая, Петя достал косу, наточил, с удовольствием пробуя лезвие время от времени пальцем. Хорошенько прошелся ей по участку, стало приятнее, наметился порядок. Запахло свежескошенной травой, так пронзительно и чисто, что даже дух захватило. Вспомнилось детство, беготня босиком, сырники, которые жарила бабушка, зорко глядя на сковородку. «Сырники имеют тенденцию к сгоранию!» ­– бабушка всегда выражалась витиевато.
Как вкусны были сырники, густо политые сметаной! Бабушка наливала ему стакан чая с лимоном, в старинном подстаканнике, садилась рядом и смотрела, как он ест. А он спешил, за калиткой ждали его ребята, скорей надо было бежать, играть в казаки-разбийники, а, набегавшись, мчаться на речку, качаться на «лиане», спрыгивая с нее в воду! Как высоко взлетали брызги от детских тел, как жутко было, уже в который раз, погружаться с головой в воду! Как весело было плавать, отфыркиваясь и хохоча! Вода такая плотная, прохладная, а день… День совершенно бесконечный, яркий, светлый, радостный!
Немножко загрустив, Петя поставил косу в сарай, схватил полотенце и побежал на речку, купаться. Долго плавал, фыркая, вытаращив глаза от удовольствия и прохлады.
Вечером приехала Катя. Привезла целую сумку продуктов.
– Батюшки, да ты сырники привезла!– обрадовался Петя. – А я сегодня о них вспоминал, мне всегда в детстве на даче бабушка сырники жарила. Но твои тоже вкусные!
Тепло было лежать рядом, под дачным одеялом, тесно прижавшись молодыми телами, друг к другу. Небо было ясное, и все было ясно.
Хорошо было за городом! Стояло жаркое лето.

5.

Петр Иванович, не спеша, шел к даче. Сердце пошаливало, но он по-прежнему, был бодр и подтянут.
– Профессор, поторопитесь, сырники остынут! – услышал он голос жены Екатерины Петровны, входя в калитку.
Не торопясь, повесив полотенце и плавки на веревку, Петр Иванович зашел на террасу. Подумал, что пора бы оклеить ее новыми обоями. Усмехнулся. Пора! Так ведь, он так и не собрался ни разу сделать ремонт, все те же обои, которые были в его детстве, только в некоторых местах, Катюша нашла куски от тех старых обоев, и подклеила самые неприглядные места. Впрочем, Петр Иванович знал, что лукавит. Не хотелось ему ничего менять на даче. Хотелось чувствовать себя все тем же Петюшкой, иногда ему казалось, что вот-вот, выйдет мама на террасу или бабушка позовет его своим, немножко хриплым от постоянного курения голосом.
Катя подала поджаристые сырники, запах их разнесся по всему саду, привлекая ос, которые не преминули жужжанием напомнить о своих правах! В саду цвели пионы, тяжелые головки их торжественно поднимались над густой зеленью, оглушительно к вечеру пах жасмин. Прекрасная погода стояла.
Хорошо было за городом! Стояло жаркое лето.


Рецензии