Немного о современной философии

 Я сдавала экзамен по истории философии и когда готовилась к нему, то заметила одну очень интересную вещь: в учебниках всё больше говорилось об античной философии, немецкой классической и очень мало говорилось о современной. Меня такое положение не устраивало (я всегда люблю узнавать всё до конца, хотя понимаю, что это невозможно, я всё-таки агностик (т.е. считаю, что мир непознаваем)) и я начала рыться в современных справочниках и книгах, что бы хоть что-то отыскать о современной философии. И тут до меня дошло: современной философии как таковой пока нет, т.е. есть её отдельные течения, но до конца, конечно же, она не оформилась.
Заинтересовало меня одно течение, которое считается сейчас наиболее популярным - это Экзистенциализм и фундаментальная онтология. О них я и хочу вам рассказать.
 Философия жизни к 30-м годам прошлого столетия постепенно стала сходить на нет, уступая свое место экзистенциализму, в котором более органично, нежели в философской жизни, описываются многообразные стороны бытия человека в мире. Филофия жизни, считают экзистенциалисты, перегружена психа логизмами (Философия жизни очень «муторна», поэтому я не стану тратить на неё время)
Экзистенция в позднелатинском языке буквально означает существование. Само это существование понимается в экзистенциализме,
 как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма (Ясперс, Марсель) этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе. В атеистическом варианте экзистенциализма (Сартр, Камю) иное выступает как ничто, это означает, что человек спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу. Перед человеком — бездна последствий, он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит свободу. Он ответствен за свой выбор, прежде всего перед самим собой, и совсем нелегко постоянно нести бремя этой ответственности, сознавая, что, «самосозидая» себя, ты тем же самым актом творишь других, мир в целом. В своем подлинном существовании человек «заброшен» в мир, он постоянно находится перед лицом будущего, в том числе смерти, в ситуации ответственности за свои действия. Экзистенция выступает как страх, экзистенциональная тревога, ожидание, иначе говоря, как пограничная экзистенциональная ситуация, в которой, основным философским вопросом является вопрос о самоубийстве. Быть или не быть в условиях, когда и страшно, и скучно, и абсурдно?
 Экзистенциализм — это учение о бытии, о существовании. Для экзистенциалиста человек существует в мире, вопрос о самостоятельном существовании природы для него малоинтересен. Природа дана человеку изначально. Исходная реальность целостна, она не делима на субъект и объект. И поскольку наука делит мир на объект и субъект, она не способна выразить существование, которое постигается в особом акте экзистенции. Экзистенция — это не просто переживание, а переживание бытия-В-мире.
Уже отмечалось, что в экзистенции человек свободен. Быть свободным — это значит быть самим собой, не ориентироваться на "посторонних".
Значение общества для личности состоит в том, что в лучшем случае оно может дать предпосылки экономических, политических и других свобод. Чаще же общество ограничивает личность., Общество есть сфера безличного, усредненного. Прорыв этой усредненности совершается опять же в экзистенции, применительно к которой неуместны содержательные нравственные критерии. Будь подлинным — вот главный призыв экзистенциализма. Во внешнем мире, по отношению к другим, это вряд ли вообще возможно, но чем отношение к другим является более личностным, тем оно подлиннее. То же относится и к художественному, религиозному, философскому творчеству, в котором человек разрывает путы внешности, объективности.
Главные представители экзистенциализма, в частности Ясперс и Сартр, видели инстанцию бытия человека, прежде всего в его сознании. Они превыше всего ставили субъективность человека. В деятельности человека ему открывается истина, потаенность вещей. В результате этого человек понимает мир и реализуется это понимание в языке. В этом смысле язык — дом бытия и жилище человека. Такую философию часто называют фундаментальной онтологией (учением о бытии человека в мире). На фоне этой философии экзистенциализм выступает в качестве учения о бытии человека как существа, обладающего сознанием.
Экзистенциализм сумел обратиться к таким интимным сторонам человеческого бытия, которые отчасти невыразимы на языке науки. Важное значение имели предупреждения экзистенциализма против безоглядной веры в науку и технику, против недобросовестности приспосабливающегося к реалиям сознания (т.е. против конформизма). Экзистенциализм по-новому и весьма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы человека, выбора жизненных путей. Экзистенциалисты разработали новый способ философствования, который усвоен новейшей философией и активно ей пользуется.
 Итак, современная философия чрезвычайно неоднородна, в ней существует масса течений и направлений, в которых легко можно запутаться (как вы уже поняли). В некоторых из них, как в экзистенциализме, центральной является проблема человеческого существования; в других - проблемы науки и ее оснований познания, как в разных формах позитивизма; третьи во главу угла краеугольного камня ставят проблему анализа психических структур человека, как психоанализ (З. Фрейд), четвертые предлагают интегрировать выводы предшествующих философских течений, искать в них общий, глубинный смысл, стирать границы между понятиями и ликвидировать противопоставления (постмодернизм). Для многих течений современной философии характерно критическое отношение к философскому наследию прошлого, пессимистическое отношение к разуму и миру в целом. Важными характеристиками философии сегодня являются критицизм и пессимизм. В то же время философия занята поиском новых ценностей в сфере религиозного, мистического опыта. Большинство философов отдает приоритет иррациональным явлениям.
Какое течение выберете вы – это решать вам. Не обязательно быть приверженцем экзистнциализма или постмрдернизма. Может, Вы выберете позитивизм (на что я надеюсь)
Или будете отрицать все течения современной философии и обратитесь к новым формам познания. Может, Вы выберете путь реграда и Вас заинтересует Нем. классическая философия.
Это уже не столь важно. Важно то, чтобы вы ясно понимали суть фил. исканий, чтобы Вы философствовали, ибо философия выступает как осмысление наук, это поиск и нахождение ответов на главные вопросы человеческого бытия.


Рецензии