Морпехи

В 2003 году на книжных прилавках США появились мемуары Энтони Своффорда, солдата-новобранца, который принимал участие в операции «Буря в пустыне». Совершенно неожиданно книга стала бестселлером, и голливудские продюсеры серьезно задумались о возможной экранизации. Учитывая сложность и многоплановость романа, они рассчитывали найти такого режиссера, который сможет адекватно перенести литературный источник на экраны. Такого, как создатель тонкой драматичной повести «Красота по-американски» и жесткого, мрачного триллера «Проклятый путь» обладателя Оскара Сэма Мендеса.

Молодые солдаты брошены на бескрайние просторы Кувейта для подавления иракской военной агрессии. Вчерашние мальчики не забивают себе голову политической подоплекой событий, они лишь стараются привыкнуть к палящему солнцу, отсутствию любимых девушек и приказам сержанта Сайкса. А другого выхода у Тони и остальных просто нет. Когда через несколько месяцев они попадают на поле брани, изменения носят лишь косметический характер. Все та же жара, отсутствие женского пола и приказы сержанта.

Перед нами типично авторское, глубоко личное кино. Прежде всего театральный режиссер, Мендес отдает в картине дань уважения классическим военным драмам. Перед отправкой в военный лагерь новобранцы смотрят знаменитую воздушную атаку вьетнамской деревушки из киноэпоса Копполы, а в самом начале режиссер воспроизводит сцену строевой выправки из «Цельнометаллической оболочки» Стенли Кубрика. Дальше пути «Морпехов» и классики расходятся навсегда. И это правильно, потому что излишняя цитатность лишь отвлекала бы зрителя. Вместо того, чтобы следить за постмодернистскими ужимками Мендеса, можно спокойно погрузиться в атмосферу повседневной жизни военного гарнизона, где в любую минуту ждешь приказа о наступлении.

Однако невозможно не отметить очевидную неровность и скачкообразность действия. Режиссер меняет темп в самых неожиданных местах, где-то создавая стиль философской притчи, а где-то напротив сводя всё к комедийным диалогам и поступкам. В результате чего главная мысль всей картины начинает неумолимо исчезать в череде многочисленных сюжетных кульбитов. Причиной тому попытка Мендеса аутентично передать дух экранизируемой книги, где мирно уживались ирония и трагедия. Попытка благородная, но утопическая.

Как результат – талантливая работа талантливого режиссёра с внушительным потенциалом, разменянным на мелочи и детали. Получилось добротно и красиво, но без огонька и задоринки. А они часто и оказываются основными составляющими фильма, который может оставить след в наших сердцах.

КОНЕЦ


Рецензии