Какое нам дело до небесной мудрости?

Дабы не вводить в заблуждение друг друга, начнем с одного уточнения: говоря о небесной мудрости, я не имею в виду религиозные аспекты нашего бытия. Я просто так выразился для пущего изящества, ибо люблю, знаете ли, поиграть словцами, напустить эдакого поэтического настроения.

Итак, речь в этом цикле очерков пойдет о моих изысканиях в области современного устройства Вселенной, чем, собственно, и занимается наука космология, обильно приправленная астрофизикой, из которой она, собственно говоря, и выросла, и слегка припудренная философией, без которой она не имеет особого смысла, во всяком случае, для нас, простых людей-человеков.

Итак, почему нас должно волновать современное представление об устройстве Вселенной? Какое нам, собственно, до этого дело? На первый взгляд – никакого. Так же, как и до других наук. Мы пользуемся мобильным телефоном и компьютером, не особо вникая, а точнее, вовсе не вникая, как работают микросхемы, а многие и вообще знать не знают, что там у этих аппаратов внутри. Мы пользуемся Вселенной как автомобилем, не вникая в устройство двигателя. Вселенная везет нас от рождения до смерти практически без остановок, и таким образом, поскольку она с виду не барахлит, мы и не вникаем в суть ее устройства, ибо старая мудрость гласит, что то, что работает, лучше не трогать, а то еще, не дай бог, сломается.

Итак, мы все потребители Вселенной в той же мере, как и потребители услуг авиаперевозок, и нам действительно не должно быть дела до того, как именно устроен самолет, и почему он все-таки довезет нас до конца нашего путешествия, а не упадет на полдороги.

В случае со Вселенной, которую мы потребляем, всё и вовсе обстоит просто. Мы не знаем времени своего прибытия в аэропорт назначения, и поэтому, если вселенная нас выбрасывает из повседневной реальности в мир иной или небытие (это уж по вкусу, как вам больше нравится) раньше установленного расписанием времени, то жаловаться нам несподручно, ибо расписание нам не известно, и мы факт нашей внезапной смертности принимаем как данность или не принимаем и пытаемся позабыть, что сути не меняет и вовсе не означает, что если мы будем пытаться постичь устройство нашего авиалайнера, именуемого Вселенная, то нам какая-нибудь скидка выйдет.

Итак, исходя из вышесказанного, проявление нашего интереса к космологии не является чем-то самим собой разумеющимся и более оправданным, чем наш внезапный интерес, скажем, к устройству пылесоса.

Есть, конечно, еще один фактор, который мог бы заставить нас заинтересоваться столь отвлеченным предметом, и этот фактор не что иное, как простое человеческое любопытство. Мы, как, впрочем, и котята, любим совать свой нос куда ни попадя.

Но любопытство имеет свои пределы, и, натолкнувшись на непонятную терминологию и невообразимые массы, расстояния, температуры, мы отводим свои глаза от этой непрактичной науки, путаем понятия метеорита и галактики, и обращаем свое любопытство к чему-нибудь попроще и поконкретнее.

Изредка мир облетает дурная весть о близящемся конце света от внезапного падения астероида, и это временно подогревает интерес к небесным наукам, хотя люди по-прежнему путают науку астрономию с астрологией, а космологию с косметикой.

Вот, собственно, в общих чертах и все, что можно сказать по этому поводу. Нам нет и не может быть никакого дела до мудрости небесной, особенно не в религиозном, а в чисто космологическом плане (религия все-таки действует а-ля «своя рубаха ближе к телу», черт его знает, ад, рай... это тебе не черные дыры какие-нибудь).

Ранее космология была неразрывна с религией, и потому интересовала общественность в гораздо большей степени. Посредством разных подходов решались вопросы «Бог есть» или «Бога нет», или чей Бог лучше, что непосредственно влияло на повседневную жизнь людей, возводило еретиков на костры и вообще интересовало не только ученых мужей.

Где-то на перепутье последних веков связь между космологией и религией, казалось бы, прервалась, и хотя люди продолжают увлеченно убивать друг друга в больших количествах по поводу религиозных вопросов, уже трудно себе представить, что кого-то прикончат за то, что он сторонник той или иной космологической теории.

Но что мы слышем? Как сообщает «Нью-Йорк Таймс», в октябре 2005 года представитель президента Джорджа Буша при NASA, некто George Deutsch, попросил в электронном сообщении веб. дизайнера агентства всегда добавлять на их сайте слово «теория» к понятию Большого взрыва, в результате которого, как полагает современная конвенциональная космология, 13,7 миллиардов лет назад возникла наша Вселенная[1].

То есть администрации самого могущественного человека на Земле, Джорджа Буша-младшего, не все равно, будет Большой взрыв считаться истинной в последней инстанции, или же только лишь одной из возможных теорий. (Кстати, надо сказать, что в этом Буш совершенно прав, и употребление слова «теория» при каждом упоминании Большого взрыва является совершенно корректным подходом с научной точки зрения.) Однако, скорее всего, Буш руководствуется не вопросами научной корректности, а религиозными интересами, в той же мере, как и вновь поднявший голову диспут о легитимности преподавания только эволюционной теории Дарвина в школах, без упоминания «теории интеллектуального создания» – по сути религиозной доктрины.

Хорошо, давайте, прервемся на обсуждение только что мной сказаного.

Возможно, вы не согласны с тем, что президент Соединенных Штатов – а в 2006 году им все еще является Буш, – самый могущественный человек современности. Можно сказать, его могущество сопоставимо с могуществом богов: он может карать и миловать человечество в целом, если, конечно, оценивать могущество по способности уничтожить это мир, Буш один из немногих лидеров Земли обладает атомным чемоданчиком, о котором в последние десятилетия после окончания холодной войны многие позабыли, хотя он вовсе не перестал существовать. (Кстати, известный факт, что президент Никсон в свое время отдал приказ начать атомную войну, но подчиненные его игнорировали, и даже якобы существовало внутреннее секретное распоряжение игнорировать подобные приказы Никсона, который либо изображал из себя сумасшедшего[2], либо действительно им был.) Так или иначе, наличие возможности уже обусловливает могущество. Основные враги Буша, определенные им как «Ось Зла», таким могуществом – сразу уничтожить практически все человечество – пока не обладают.

Вы можете возразить, что в религиозности, богобоязнености и стремлении поддерживать мораль нет ничего плохого, и я отчасти с вами соглашусь. Но, с другой стороны, мы давно уже решили, что религия должна быть отделена от государства, и это вроде бы стало в наши времена очевидным представлением.

Разъяснив возможные противоречия, вернемся к космологии. Итак, по сути дела, космология лишь со стороны ученых отделилась от религии. Политические и религиозные деятели по-прежнему считают космологические идеи актуальными для своих целей. Как иначе объяснить интерес католической церкви к ведению независимых исследований по космологии и астрофизике[3]? Ведь католическая церковь, насколько мне известно, не ведет независимых разработок по физике полупроводников?

Поскольку космология играет роль в политике и религии, она просто не может так или иначе не касаться жизни каждого из нас. Пусть связь неявная, пусть она замаскирована многими слоями демагогии, но вопрос устройства мироздания всегда был и остается основным элементом основы политических и религиозных спекуляций.

Если вы не согласитесь с этим моим тезисом, позвольте в таком случае уточнить. Современный конфликт западной и исламской цивилизаций основывается, с одной стороны, на исламских догматах, с другой, как это ни странно, на христианских, а точнее, протестантских догматах, проповедуемых Бушем. Буш видит свою позицию как высокоморальную и богоугодную, постоянно призывая своего протестанского Бога в свидетели своих высоких намерений и разделяя мир на своих и врагов, причем враги в философии Буша ассоциируются с Мировым Злом. В этом позиция исламских террористов мало отличается от позиции Буша. Они также основывают свои побуждения на догматах веры, призывая своего исламского Бога в свидетели своих высоких намерений и опять же разделяя мир на своих и врагов, причем враги в философии террористов также ассоциируются с Мировым Злом.

Таким образом, и тем и другим необходимы в той или иной мере подтверждающие аргументы, что их Бог и их вера – единственно верные, а где как не в космологических вопросах искать подтверждения божественного начала мироздания? К моему удивлению, я как-то натолкнулся на пропагандистский видеоролик в интернете, который начинался с разъяснения современной космологической теории, а далее призывал к обращению в ислам.

Итак, космология, наряду с борьбой с эволюционной теорией Дарвина (которая, кстати, является фрагментом в общей космологической картине, а посему второстепена), не утратила прежней силы и способна двигать народы и разжигать войны. Опять же, вы не найдете, пожалуй, прямой зависимости политики и религии от тех или иных космологических открытий, но тем хуже, ибо какими бы эти открытия ни были, их результаты будут упрощены и искажены до неузнаваемости, для того чтобы поставить на службу той или иной религиозно-политической концепции.

В таком случае вопрос отделения космологии от религии, а тем самым от политики становится насущным вопросом современности. Где же происходит сбой? Сами ли астрофизики и космологи допускают политические спекуляции своим поведением и дачей обобщающих полушуточных названий сложным астрофизическим явлениям, таким как «черные дыры», «темное вещество», «темная энергия», или сбой происходит на уровне философов, дающих интерпретацию космологическим открытиям? Дело в том, что именно по подходу к космологическим моделям мы обычно оцениваем степень развития цивилизации, а в высокополитизированной среде наука просто не может развиваться независимо, ибо, если представители президента диктуют ученым, как называть и охарактеризовывать научные теории, а сам президент одним росчерком пера отбирает основную часть бюджета на фундаментальные космические исследования, губит Хаббловский телескоп – пока наш основной глаз, направленный в самые удаленные области Вселенной, и направляет средства на высокополитизированные и, возможно, утопичные и слабо обоснованные своей научной ценностью проекты будущих полетов на Луну и Марс, наука не может развиваться независимо и самостоятельно, а следовательно, мы обречены оставаться цивилизацией, рисующей свои космологические идеи на уровне черепах, китов или струн, на которых держится мир.

В результате вышеуказанных размышлений я решил отправиться по Земле в поисках встреч с людьми, непосредственно занимающимися астрофизикой, космологией и философией, дабы понять, что же все-таки происходит в этой таинственной области человеческого знания, которое столь часто становилось причиной мировых кровавых катастроф.

Бойтесь не астероида, летящего к нам из космоса, бойтесь идей, которые наши политики и религиозные лидеры могут набраться из плохо понятых научных концепций.

Как вам нравится цепочка Дарвин – Ницше – Гитлер? Дарвин невинно отмечает, что виды развиваются, по всей видимости, в результате естественного отбора, который является движущей силой эволюции. Ницше переносит теорию Дарвина на человеческое общество, называя человека лишь канатом, связующим обезьяну и сверхчеловека. Далее миру является Гитлер, который всего лишь пытается помочь естественному отбору и уничтожить все неполноценные расы, дабы ускорить триумф сверхчеловека.

Перенос сугубо научных выводов на человеческое общество обычно ведет к колоссальным катастрофам. Мне представляется вполне логичным всесторонне рассмотреть сегодняшнее понимание устройства мироздания, дабы уяснить, в какой момент происходит подмена истинно научного подхода на авантюристический политико-религиозный подход, от которого так или иначе сотрясается наш человеческий мир.

Современная стандартная космологическая модель утверждает[4], что Вселенная зародилась в результате Большого взрыва.

Последние десятилетия ученые развивали космологическую модель, позволяющую понять многие наблюдаемые свойства Вселенной. Ее сейчас считают стандартной: она верно указывает содержание самых легких элементов (изотопов водорода, гелия и лития) и оценивает возраст Вселенной (13,7 млрд лет), согласующийся с оценками возраста наиболее старых звезд. Модель предсказывает существование и высокую однородность реликтового излучения и объясняет, как и почему возникли многие другие свойства Вселенной.

В названии модели – ICDM (Inflationary Lambda Cold Dark Matter model, инфляционная модель c лямбдой и холодным темным веществом) – отражены три ее важнейших компонента: процесс инфляции, космологическая постоянная, обозначенная греческой буквой лямбда, и невидимые частицы, известные как холодное темное вещество (его часто называют скрытой массой).

Согласно модели ICDM, инфляция была периодом чрезвычайно ускоренного роста, который начался в первые же доли секунды после рождения Вселенной и закончился вспышкой излучения, благодаря которой Вселенная настолько велика, именно в такой мере заполнена веществом и так близка к однородному состоянию. Модель объясняет также, почему Вселенная не вполне однородна: потому что случайные квантовые флуктуации плотности энергии были раздуты до размера скоплений галактик и даже еще больше.

Модель предсказывает, что после окончания инфляции сила гравитации вызвала сжатие областей повышенной плотности, что привело к формированию галактик и их скоплений. Процессу способствовало холодное темное вещество, образовавшее огромные облака, заметить которые можно только по их гравитационному влиянию. Космологическая постоянная – странная форма антигравитации, ответственная за происходящее ныне ускорение космологического расширения[5]. Конечно, невозможно изложить все основы космологии в объеме серии очерков, поэтому я постараюсь пояснять термины и понятия по мере их появления в тексте.

 Итак, перед вами рассказ о моих блужданиях по планете Земля в поисках небесной мудрости и о том, как и от чего эта небесная мудрость превращается в земную глупость, подчас столь же беспросветную, как классическая черная дыра.




[1] Вольный пересказ цитаты из статьи Andrew C. Revkin «NASA Chief Backs Agency Openness»(New York Times. 2006. 4 febr.. ). Оригинальный текст: «In October, for example, George Deutsch, a presidential appointee in NASA headquarters, told a Web designer working for the agency to add the word “theory” after every mention of the Big Bang, according to an e-mail message from Mr. Deutsch that another NASA employee forwarded to The Times».

[2] Carroll J. Nixon's madman strategy. Boston, 2005.

[3] The Church and Astronomy / Ed. by St. Sulpice // New York Times. 1999. October 26.

[4] Старкман, Гленн, Шварц, Доминик. Хорошо ли настроена вселенная. Космология // В мире науки. 2005. № 11. Ноябрь.

[5] Космическая загадка // В мире науки. 2004. № 12.


Рецензии
Понравилась статья. Действительно, какое дело большинству людей до вселенной? Ученые вещают, что через пять миллиардов лет наше солнце взорвется. Ну, кто об этом будет думать, когда продолжительность жизни человека чуть больше полувека, а многие так и вовсе не доживают до этой цифры. Человек в основном занят исключительно проблемой собственного выживания. Проблемы со здоровьем, с работой, с финансами. Вот что стоит на первом месте для человека, а не какая-то там бесконечная вселенная. И людей куда больше волнует взаимоотношение с соседями, нежели возможные пришельцы из космоса, желающие захватить нашу планету.

Анатолий Половинкин   19.02.2017 13:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.