День святого Валентина

 Эта история началась задолго до меня, но потом я оказалась в ее круговороте. И лишь сейчас, оглянувшись с высоты времени, четче проглянули контуры и краски картины, а опыт чужой жизни заставляет внимательней оценивать свою…

 ****

 …Они познакомились ещё в ранней юности, когда попали на одно пассажирское судно – две молодые девчонки, возбужденные романтикой моря. Две Вали – их называли Валя Большая и Валя Маленькая, иногда Манюня.

 Маленькая была чуть больше 1.50м с кукольным лицом – большими синими глазами и крашенными жесткими пепельно-русыми волосами, уложенными в пышную гриву. У неё был высокий голос, который часто срывался почти на визг, когда её обладательнице казалось, что что-то происходит не так, как она считает правильным. Она была из старой одесской семьи – выпивающий отец – инвалид войны, мать работала на протезном заводе, зарабатывая копейки, но на единственную дочку денег не жалела, холила её и баловала. Весь двор, всё его мужское население было влюблено в Вальку с её ладной фигуркой в модных импортных нарядах.

 Выскочив замуж в 17 лет, она приобрела от брака 3 вещи, оставшиеся ей на всю жизнь – фамилию Скалозуб, сына Дениса и твёрдое убеждение в никчемности мужского пола. Валька пошла на модную и всегда денежную профессию парикмахера. Благо, руки у неё были ловкие, свою копейку она всегда имела. Но это были не те деньги, на которые можно жить хорошо. На хлеб с маслом хватает Денису, на импортные вещички и игрушки - да и всё. Поэтому деятельная натура Валентинки стала искать варианты более выгодные и перспективные. В портовом городе это, в первую очередь, было море, которое кормило треть местного населения. Быстро найдя «концы», Валя и устроилась на приличное пассажирское судно с маршрутом «крымско-кавказский», в простонародье называемым «крымско-калымским» и, препоручив Дениску маме, отправилась навстречу новой страничке своей жизни, где и познакомилась с Валей Большой.

Валя Большая попала на судно после медучилища, когда молодежи предлагали подработку на лето по модному морскому маршруту посудомойщицей, помощницей на камбузе и т.д. Для простой девчонки из пригорода это был почти волшебный шанс вырваться из обычной рутинной жизни, увидеть мир. Мама Вали была медсестрой в местном детском доме, уважаемый человек, прошла всю войну. Отец умер в первый год после войны от ран, оставив Вале на память о своем существовании лишь черно-белую военную фотографию на стене.
Валя Большая, в отличие от Манюни, была высокого роста, не полная, но крепкая девушка с густой косой, которую так и не смогла обстричь, невзирая на повальное увлечение подружек короткими стрижками. По характеру она тоже была почти полной противоположностью Вали Маленькой – спокойная, рассудительная, но, несмотря на это, вскоре они стали неразлучными подругами. Большая начинала посудомойкой, потом помощником продавца в судовом магазинчике, затем уже и продавцом - киоскером, как называлось это на корабле. Маленькая же так и работала парикмахером и была совершенно довольна.

Валя Большая была влюблена в статного красавца Гришу, который плавал на судне барменом много лет. Он был настоящий мужик в её представлении – «справный», немногословный, но себе на уме, из тех, кто обвораживал женщин не шутками-прибаутками, а особым молчаливым взглядом, пригубливая бокал вина за столом.

Последние годы стало модным отмечать праздники, которые раньше отмечали только за «железным занавесом», на Западе. Так появился у нас и День святого Валентина, День влюбленных. Для команды корабля это был отличный повод собраться за столом давно спаянному коллективу, благо Валентин оказалось сразу двое.
 - Слушай, Валька! – шептала Валя Большая Манюне, сидя за столом, уже слегка опьяневшая. – Так мне нравиться Гришка, аж жуть! Я уже и так, и эдак на него смотрю, а он - никак! Вот мужик для меня бы, для семьи…
 - Гришка!? Вот глупая! Да чем он тебя обворожил? Разве что здоровый и волосатый. Молчун, за столом слова не вытянешь, скучно…
 - А мне за столом его слов не нужно…
 - Да его охмурить – как пальцем щелкнуть!
 - Да он ни на кого ни ведётся, а особо шустрых, как ты, вообще пугается!
 - То есть ты хочешь сказать, что я его не зацепила бы никогда?
 - Конечно!
 - А вот посмотрим! – вскочила из-за стола неуёмная Манюня. – А где музыка? Что-то мы так тихо сидим? Танцуют все! Григорий! Что это ты расселся с куриной ножкой в руке? Ты только куриные ножки собрался держать? – весело подмигнула она слегка оторопевшему мужику. Пошли танцевать! – она настойчиво потянула его из-за стола …
Весь вечер Валя Маленькая не отпускала Гришу далеко от себя, а он слегка застенчивый с женщинами, не мог отказаться от внезапного настойчивого внимания…
 - Давайте выпьем за день святого Валентина, который помогает людям найти свою любовь!
 - За святого Валентина, за любовь и за наших Валюшек, у которых сегодня именины! – и все дружно чокнулись.
Гриша поднял глаза на Валюшку.
 - За именинницу! – он чокнулся, слегка качнув бокал, так, что капли из него плеснулись в её бокал.
 - Ну ты бармен, Гриня! Сразу чувствуются опытные руки, - весело подмигнула ему Манюня…
Когда вечер закончился, и две именинницы остались одни, Валя большая накинулась на подругу.
 - Ты что сделала! Ты у меня Гришу увести хочешь?! Как ты могла?!
 - Да ты что! Я же просто дурачилась, чтоб ты увидела, что любой мужик реагирует на внимание. Надо просто быть активней, а не как нюня: «он мне нравится, нравиться…», а сама ничего не делаешь, плывешь по течению, или ждешь, что к твоему берегу принца прибьёт! Надо самой грести, деточка! Ну, не дуйся! Я этого принца завтра к тебе приплавлю к твоему берегу, не переживай! Он мне не нужен, такой же мямлик, как и ты…


…Следующим вечером Гриша позвонил Манюне и пригласил погулять где-нибудь.
 - Слушай, Гриш, ты не обижайся, но я вчера просто дурачилась, да и выпила слегка, хотела Вальку подразнить. Ты ей очень нравишься. Давай, я позвоню ей, и вы встретитесь. Она ждёт этого. Хорошо?
 - Мне она не нужна, хоть она и твоя подруга. Мне нужна ты!
 - Нет, извини, Гриша, давай эту тему больше трогать не будем. А насчёт Вали, ты подумай, не отказывайся, хорошая баба…
 - Спасибо, не надо. А в тебя я давно был влюблён, только ты не замечала…
 - Ты что, серьёзно?! Удивил, честно говоря… Ну, ладно, мне пора уже, до свидания, Гриша…

 *****
 
Такого поворота событий она сама не ожидала…
C тех пор Гриша стал тенью Манюни. Все друзья посмеивались над их отношениями. Крепкий здоровый мужик выше среднего роста везде следовал за хрупкой крошечной Валюшкой.
 - Та я его даже в ковёр заворачивала и по почте отправляла до востребования – ничего не помогало, - шутила Валька с чисто одесским юмором и ужимками. Они стали жить вместе, но не расписывались, конечно. Со стороны выходило, что Манюня уступила настойчивости влюбленного в нее мужчины и просто позволяла себя любить. Но ведь в любом браке так и происходит – кто-то любит, а кто-то позволяет себя любить, - так что было в обычных человеческих рамках.

Отношения с Валей Большой, конечно, после этого испортились. Она не простила подругу, но не проявляла это явно. По характеру скорее флегматик, она в отличие от эмоциональной подруги, свои переживания не могла выплеснуть сразу наружу, а переваривала их внутри…
Однако через месяц они уже встречались, отмечали вместе праздники и просто свободное время, так как друзей, кроме Манюни, в общем-то у Вали Большой не было, а оставаться одной ей явно не хотелось… Они продолжали встречаться в промежутке между рейсами, хотя гораздо реже, чем раньше, но день святого Валентина был обязательным поводом для встречи старой компании.

За Валей Большой вскоре начал ухаживать, а затем даже предлагал выйти замуж несимпатичный, но очень положительный еврей Роберт. Валя Большая уже сделала себе к этому времени однокомнатную квартиру в городе и получила «Жигули» 3 модели, что было совсем неплохо на те времена, а Валя Маленькая имела небольшую иномарку красного цвета, на которых они и съехались на свой февральский праздник.… Манюня пришла с Гришей, а Валя большая не рискнула пригласить своего ухажера, в душе опасаясь насмешки или просто неодобрения подруги.
 
 - Ну, и где же твой Роберт? – спросила Манюня, когда они вышли на перекур на балкон. - Я его так и не увидела. Все только с твоих слов.
 - Нормальный мужик, и все. Что ты начинаешь. Не смог прийти, работает сегодня.
 - Валюха, да ты его не любишь, что ли? Вечно какие-то причины находишь, чтоб не прийти вместе с ним.
 - Ты ж вроде Гришу тоже не любишь.
 - То другое…
 - А что другое? И у тебя и у меня мужики, которые нас любят, а мы – нет, но почему у тебя все не так, как у меня?!
 - Не знаю, Валюха, просто ты сама не знаешь, чего хочешь. Ищешь принца на белом коне? Расслабься. Научись принимать то, что дает жизнь. Иногда надо просто хорошо разглядеть, не лениться. Бывает, счастье под носом, а мы его разглядеть не хотим. И Гришка хорошим мужиком, действительно, оказался, мне так спокойно с ним. А ведь если б не ты, и моя дурацкая шутка в тот вечер, так ничего не произошло бы. Забавно…
 - Отбила у меня мужика, и ей забавно!
 - Да ты бы его никогда не смогла зацепить, он - тихоня, а им нравятся такие, как я - стервозы, - улыбнулась, затушив сигарету, Манюня. – Не обижайся, но согласись, что это так…
Валя Большая ничего не ответила, и они вышли в комнату продолжать праздник, посвященный сегодня им…

 ****

Валя так и не сошлась окончательно с Робертом. Она боялась нестыковок в культуре, обычаях и т.д., придумывала себе самой всякие оправдания и причины отказа. Они то ссорились, то сходились, но через два года таких «качелей» несостоявшийся жених оставил её окончательно, и стараниями родственников женился на хорошей еврейской девушке. Где-то через 3 года после этого Валя случайно встретила его, катившего детскую коляску. Под руку с ним шла жена, уже с явно округлившимся животиком. В глазах Роберта Валя Большая увидела абсолютное счастье...

После этой встречи Валя стала все беспокойней и отчаянней задумываться о своём будущем, о семейной жизни. У Вали Маленькой во всяком случае рос сын, а у нее ни детей, ни серьезного мужика, а годы неумолимо приближались к сорока…

В это время Валя Большая и познакомилась с вдовцом, у которого была 14 летняя дочь… Этой дочерью была я…
Мое первое знакомство с окружением Вали Большой, произошло, конечно же, на день святого Валентина, когда встречались Валины друзья, и заодно происходило знакомство с ее новым мужчиной, с моим отцом.
Меня, конечно, больше интересовал сын Вали Маленькой - Денис, мой одногодок. И, так как детей этого возраста в компании больше не было, нас отправили в свободную комнату, чтоб мы не лезли в дела взрослых…. Манюня баловала сына, компенсируя частое своё отсутствие дорогими вещами и постоянным наличием карманных денег. Поэтому он рос уверенным в себе, раскрепощенным подростком, был при этом красавчиком и умел быть галантным кавалером. Конечно, я в него сразу влюбилась.
С такими же ярко-синими глазами, как у матери, высокого роста, явно в отца, он приворожил меня талантом рассказывать невероятные, но при этом складные истории, которых он мог извлекать из своей головы, как из рога изобилия…
Мы стали дружить семьями и часто виделись.
Однажды когда мы с отцом и тетей Валей, как я её называла, пришли в гости к Манюне, и нас опять оставили вдвоем с Денисом, он достал из кармана штанов странные сигареты, как-то плохо склеенные и толстоватые на вид.
 - Хочешь? – спросил он, протягивая одну мне.
 - Ты что, я же не курю. А что это они такие странные?
 - Это же «травка»! Ну ты и темнота! Попробуй, классно!
 - Та ну тебя, я обычные не курю, а тут такое!
Денис меня больше не заставлял. Сам же спокойно прикурил, и пошел к форточке …
 - А мама что, знает? – шепотом спросила я.
 - Ты что! Смотри не проговорись!...
…Понятно, я никому не выдала Дениса, мою любовь. Он, конечно, не знал о моих чувствах, у него кроме меня, было много поклонниц, живущих рядом. В 18 лет он женился на своей соседке, потом я через год после него вышла замуж, и наши пути разошлись на много лет…

Вскоре Манюня стала молодой бабушкой в 37 лет, и к этому времени она почти сдалась Гришиной настойчивости и официально расписалась с ним.
 - Та ж как клещ вцепился, не могу оторвать от тела! – шутила она за столом, театрально закатывая глаза и постукивая огромного мужа крохотным кулачком по плечу. Тот молча улыбался, посасывая коньяк из бокала…


Валя Большая и Валя Маленькая внешне продолжали дружить, хотя прежней искренности уже не было.
У Вали Маленькой начались проблемы с сыном. Денис постепенно втянулся в наркотики, начав с «безобидной» травки, затем перешел на более серьёзные вещи. Манюня хваталась за все возможные источники спасения – клиники, знахари, церковь – ничего не помогало. Денис развёлся с женой, стал переходить на сильные дозировки. Я слышала, что Валя даже закладывала золото, чтобы оплачивать бесконечные клиники сына.
 - Да, дети - это одни мученья, – сочувственно кивала головой Валя Большая Манюне при очередной встрече. Вот и я разошлась со своим. Девчонку свою любит до беспамяти, балует. Она капризная растет, вечно придирается ко мне. Своих детей Бог не дал пока, но смотрю, что неизвестно, как лучше - с ними или без них… Ты знаешь, Валюха, а я ведь даже забеременела, когда с ним жила… Но когда сказала об этом, думала - обрадую, а он, кобель, в истерику – « Ты, что, сколько нам лет! Дай Бог дочку на ноги поставить, скоро уже дедушкой могу стать, стыдно уже с грудничком ходить, возраст не тот!! Не позорься! Да и опасно после 40 рожать, все знают!» Ну я пошла, и сделала аборт, побоялась, всего этого… Сейчас жалею, конечно, но время прошло…

…Моя последняя встреча с Валей Большой произошла где-то лет через 20 после того, как они разошлись с моим отцом. Как ни странно, я больше знала о событиях в семье Вали Маленькой, чем о женщине, с которой прожила несколько лет. С Валей Маленькой я пару раз встречалась. Никто из старых знакомых даже не удивился, когда она в 42 года родила Грише сына, в котором он души не чаял, как и в своей отчаянной жене.… Она по-прежнему разъезжала на красной иномарочке, практически не старела, только под глазами стали заметны более глубокие тени. Я всегда старалась знать, хоть в общих чертах, то, что происходило в её семье….
- Ты б зашла к Вале – сказала мне она как-то при встрече. – Говорят, сильно болеет, соли в суставах…

 …Сначала я решила позвонить. В трубке я услышала знакомый, ещё звонкий голос, и перед глазами сразу возникла красивая женщина с рыжеватыми волосами и хорошей статной фигурой - пышной грудью и узкой талией, что меня всегда восхищало в детстве…
 - Это ты, Ира? В гости? Приходи, конечно, буду ждать.
«Интересно, какая она сейчас? Наверное, уже морщинки есть…Ну, конечно, и я не помолодела… Действительно хочется увидеть её…. – думала я по дороге.
На мой звонок долго не открывали. Потом я услышала из глубины комнаты: «Сейчас, сейчас. Подождите!» Ещё через минут 5 дверь, наконец, открылась. В дверях стояла пожилая женщина с седыми волосами, сохранившими на концах следы старой краски, очень полная, опирающаяся на палочку.
 - Добрый день! А я к тете Вале…, - слегка растерялась я.
 - Ирочка! – вдруг знакомым голосом ответила женщина. – Ты что, меня уже не узнала?
 - Тетя Валя?! Ой, это я просто растерялась…
 - Да я бы тебя тоже так сразу не узнала. Сколько лет прошло, ты уже совсем взрослая.… Проходи в комнату осторожно, чтоб Кнопа не укусила.

 В комнате был полный беспорядок, очевидно давнишний и привычный, грязная подстилка старого пинчера Кнопы на единственном кресле… Тётя Валя, тяжело опираясь на палочку, перебралась на диван. Собачка вдруг угрожающе зарычала на меня, очевидно, показывая, кто здесь хозяйка на территории. Я неловко замялась на месте – сесть было некуда.
 - А ты принеси стул из коридора, только сними вещи с него. Просто Кнопочка не любит чужих… Ну, рассказывай, как у тебя дела? Как живешь?
 - Да всё хорошо, муж, двое деток – девочка и мальчик. Порядок. А как ты?
 - Я - ничего. Вот, видишь, болею. Соли… Ничего не могу поделать. Пока с дивана даже к телефону переберусь – мученье.
 - Как же так? Сейчас же всё лечат. Есть же санатории, уколы. Что, ничего не помогает?
 - Абсолютно ничего. Уже 5 лет мучаюсь. Всё испробовала – и бабок, и больницы, и грязи, и лечебные голодания… Ни во что уже я не верю… - почти отрешенно проговорила она, как-то по старушечьи сжав губы. И я поняла, что это было сказано не только про болезнь… А пор Вальку-то слышала что-то? У неё ж сын наркоманит сильно. Бедная тоже баба…
 - Да нет, тетя Валя. Денис попал в аварию, долго лежал в реанимации, думали, не выживет. У него была временная амнезия – ничего не помнил, что до аварии было. Так представляешь, забыл заодно и то, что он наркоман! Правда, восстанавливался долго, плохо сначала говорил, слегка заторможенный остался. Но сейчас к нему жена вернулась, с ней долго Валя беседовала и, вроде, теперь всё у них наладилось…
 - Да?...Всегда завидовала ей – упрямая Валька всегда была, никогда не сдавалась…. «Везет тому, кто везет»… А я думала, что она как я, теперь спрячется дома…Давно её не видела?
 - Так это ж она меня подвезла на своей машине. Привет тебе передавала.
 - А-а, ну, спасибо, конечно. Только мне от неё даже приветов не нужно… На машине… - проговорила она, потянувшись тростью к пульту телевизора. – А нам с Кнопой и тут не плохо… Видишь, Кнопа, вон твой «Чаппи» показывают…Всё понимает…


26.11.05

 


Рецензии