Инвестиции в будущее

ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ ЭТО ВЛОЖЕНИЯ В НАШЕ С ВАМИ БУДУЩЕЕ


 Надеюсь, что утверждение, вынесенное в заголовок статьи, не вызовет у вас никаких сомнений. Компания «НИКС» считает аксиомой то, что забота о школьниках и студентах это и есть забота о будущем России. Сей факт прочно отложился у россиян в подкорке, но какие заметные шаги предпринимаются в этом направлении государством, крупными компаниями, институтами среднего и высшего образования?
 Все в душе птицы высокого полета. У всех есть амбиции, устремления и желания. Каждый человек хочет иметь престижную высокооплачиваемую должность, получать солидную зарплату, иметь машину, квартиру, дачу и прочие блага, гарантируемые финансовым благополучием. Соответствует ли его квалификация амбициям?
 Вот лишь один реальный пример- человек устраивается на работу в «НИКС». Заполняя анкету, он позиционирует свое отчество как «Владимерович». При всем этом, запросы у него вполне «на уровне». Он не устраивается дворником с окладом 250 долларов. Нет, человек метит куда выше. Как говорится, у всех нас амбиций хватит на пятерых. Или другой пример – молодой человек хочет устроиться к нам на должность системного администратора, но на собеседовании обнаруживается, что дипломированный специалист не может припомнить таблицу умножения.
 Вы скептически улыбаетесь уголком рта? Вы осуждаете этих людей, или же, наоборот, склонны отнестись к таким мелочам с пренебрежением? Ну подзабыл человек таблицу умножения, это же мелочи! Задавайте ему серьезные вопросы касательно практических навыков администрирования и работы с базами данных. У вас же компьютерная фирма, а не кафедра математики!
 Считаем, однако, что несущественных мелочей вообще не бывает. Из них складывается целостная картина.
 Наверное, именно с подобных пустяков и начинался развал системы среднего и высшего образования. Здесь пара профессоров уволилась вследствие нищенской зарплаты, там прекратилось финансирование...
 Словом, из снежинок успешно сформировался огромный снежный ком, подминающий под себя систему образования. Россияне все еще гордятся уровнем отечественного обучения, однако поводов для гордости, увы, остается меньше и меньше. Конечно, незыблемые бастионы все еще гордо возвышаются средь тлена распада, но сама система пришла в полный упадок. И если в школах учителя еще пытаются держать планку на некоем минимальном уровне, то вузы зачастую не заботятся и об этом. Вот и появляются такие симптоматические примеры, как упомянутые выше пробелы в знании таблицы умножения или в области русского языка.
 К сожалению, молодые специалисты, приходящие в «НИКС» на собеседование, все чаще и чаще обнаруживают неудовлетворительные знания в области истории, литературы, русского языка, математики…
 Вовсе не извинительно дипломированному программисту писать предложения на русском языке с ужасающими ошибками, или молодому историку не уметь оперировать простыми арифметическими действиями.
Конечно, многие фирмы, берущие молодых специалистов на работу, вынуждены устраивать для них внутрикорпоративное обучение, однако пара месяцев ускоренного обучения вряд ли смогут восполнить пробел в области фундаментальных разносторонних знаний, которые теоретически должны долгими годами усваиваться в процессе обучения в школе и институте.
 «НИКС» располагает учебной лабораторией, в которой сотрудники компании проходят профессиональное обучение или повышение квалификации. Пожалуй, эту лабораторию правомерно сравнить с упомянутым научным бастионом. Как знать, возможно через несколько лет наша лаборатория превратится в Корпоративный университет НИКС? Мы озабочены тем, что, как правило, молодые специалисты обладают лишь отдельными, разрозненными знаниями, а качество обучения все снижается и снижается.
 Не дай бог нам скатиться до уровня подготовки американских школьников, о вопиющем невежестве которых ходят легенды.
 Одной из важнейших задач государства является инвестирование ресурсов в систему образования, однако все мы знаем, что справляется оно с этой задачей неважно. Мягко говоря.
 О каком развитии промышленности мы можем говорить? Какие высокие технологии мы сможем разработать, если для свежеиспеченных инженеров затруднительны простейшие математические задачи?
 Государственные амбиции все растут, но адекватного ответа со стороны подрастающих кадров они не получают.
 К счастью, в последние годы появляется все больше крупных компаний, руководители которых понимают, что вложение денег в образование это не пустая трата средств, а именно инвестирование, которое неизбежно окупится в дальнейшем. Это лишь вопрос времени.
 Компания «НИКС» уже долгое время вкладывает инвестиции в развитие науки и образования. Примеров этому много. Стоит упомянуть организацию регулярных студенческих олимпиад по программированию, в том числе и дистанционных, проведение которых уже стало доброй традицией, участие в разработке методического обеспечения курсов по выбору «Базы данных и SQL», «Объектно-ориентированное программирование» (I, II ступень), «Бизнес-программирование», которые читаются специалистами-математиками, финансирование различных математических праздников и школьных олимпиад наподобие математического праздника в МГУ весной 2005 года.
 Мы постоянно интересуемся вопросами развития и поддержки науки и образования в России, прекрасно осознавая исключительную важность стоящей перед «НИКСОМ» проблемы.
 Характерный пример разумного инвестирования компанией «НИКС» денег - состоявшийся 23 февраля 2005 года 2-й, заключительный тур Московской региональной олимпиады школьников по информатике. В олимпиаде приняло участие 150 школьников 8-11 классов, отобранных по результатам заочного тура и окружной олимпиады по информатике. В организации олимпиады принимали участие Департамент Образования г. Москвы, Совет ректоров Вузов Москвы и Московской области, Московский Государственный Университет, Московский Институт открытого образования, Московский Центр Непрерывного математического образования и другие организации.
 Впервые за историю проведения этих олимпиад всех участников удалось собрать в одном зале, причем каждый был снабжен своим компьютером, подключенным к общей сети, благодаря спонсорской поддержке компании НИКС. Затраты на проведение мероприятия составили 150000 у.е.
 Безусловно, деньги не были потрачены впустую. На них было закуплено компьютерное оборудование, разработана система тестирования и оценки результатов, заработала единая компьютерная сеть. Вопрос не исчерпывается только имиджевой, «пиарской» целью спонсора. Конечно, не стоит отрицать, что вопрос рекламы подразумевается любой компанией, финансирующей проект, однако главная цель - долгосрочные инвестиции в сферу образования. Пусть не все юные программисты трудоустроятся в будущем в компании «НИКС». Следует понимать, что фундаментальное образование для каждого специалиста это необходимое условие. Вообще говоря, подкованных инженеров нашей стране не хватает больше всего. Как ни странно, не хватает даже толковых экономистов и юристов, которых сейчас пруд пруди, однако качество образования и у них оставляет желать лучшего.
 Будем надеяться, что проблема получения молодежью качественного образования будет находить все больший отклик как у государственных структур, так и у крупных компаний, располагающих достаточными средствами для инвестирования их в эту сферу.
 К сожалению, многие компании все еще ожидают немедленного эффекта от инвестиций, однако наиболее эффективны именно долгосрочные вложения средств. Без них у технологической России нет будущего. Не могут плохо обученные специалисты продвигать, скажем, сферу нано-технологий. О промышленной сфере говорить не приходиться. Нехватка самых обыкновенных инженеров различного профиля просто ужасает. Сколько можно ввозить продукцию, изготовленную в других странах? Когда квалификация молодых инженеров позволит нам производить все то же самое в России? Так ли невыполнима подобная задача?
 Думаю, что нет, и пример крупных кампаний доказывает, что такая задача нам по силам. Со временем придет понимание жизненной важности долгосрочных инвестиций в «мозги». Ну а при должном уровне среднего и высшего образования технологический рывок не заставит себя ждать. По крайней мере, компания «НИКС» не намерена отказываться от финансирования научно-образовательных мероприятий и продолжает плодотворно работать в этом направлении.

 

 




 


 


Рецензии