О кинотавре

В замечательном уютном курортном городке под названием Сочи завершил свою работу фестиваль КИНОТАВР. Вот уже 17 лет подряд он радует нас конкурсными новинками и интересными программами. Грядет XXVIII ММКФ, старт которого намечен в столице на 23 июня. Обещаю знакомить вас с интересными проектами и конкурсными работами. И конечно, о Звездной дорожке.

Нужно отдать должное гостям и участникам фестиваля: пляж и развлечения не сильно мешали им обсуждать конкурсные фильмы и за столиками кафе, и на пляже, а ближе к вечеру выкраивать время на конкурсные показы, которые проводятся в Зимнем театре ... Впрочем, что я говорю! Люди и ехали же сюда за этим, - за впечатлениями, эмоциями, а заодно оценить, каким стал обновленный КИНОТАВР. Самые элегантные очки на сочинском побережье у его генерального продюсера Игоря Толстунова. Они - люди кино, новые рулевые "Кинотавра". Они молоды, полны идей и творческих сил. И им все еще интересно. И как раз поэтому у них все получилось.
ММКФ и Кинотавр - два ведущих российских фестиваля, которые всегда находятся в противофазе, конкурируют друг с другом. Но неминуемо, вызывающий разногласия фильм, жюри обязательно заявит на участие в 28 кинофестивале. Главный приз «Кинотавра» получила картина Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Пока борьба еще продолжалась, явными претендентами на «Золотой Шар» были две картины. Речь идет о фильмах «Мне не больно» Алексея Балабанова и «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова. По жанру фильм Серебренникова можно отнести к абсурдистской комедии, по сути и смыслу - к той социальной, острокритической традиции в нашем искусстве, которая идет еще от Гоголя, Салтыкова-Щедрина, бичуя (и тем самым врачуя) общественные нравы. На фоне слегка усталых поисков наших мэтров лента Серебренникова, которая, кстати, недавно вышла в прокат, кажется дерзкой выходкой талантливого шалуна, играющего не по правилам. Оценит ли эту дерзкую "шалость" жюри? Или предпочтет проверенные имена и темы? «Изображая жертву» нашел свою зрительскую аудиторию еще до начала фестиваля, а приз только укрепил позиции картины, а вот главное мнение – голос массового зрителя – еще предстоит узнать.
В картине Алексея Балабанова "Мне не больно" соткан великолепный актерский состав. «Мне не больно» - городской романс, мелодрама. Рената Литвинова даже пожертвовала своими бровями, выщипав их ради роли, которая весьма глубока. Актриса просто вжилась в образ нутром и телом: героиня Литвиновой умирает от рака крови, так сказать, находиться в процессе умирания... «Вы знаете, я крайне редко иду на роль и больше иду на режиссера. Я очень уважаю Алексея Балабанова, и рада была чем-то ему поспособствовать», так сказала актриса. И по ее мнению, отсутствие на показе Дмитрия Дюжева (у него съемки в Лондоне) и Сергея Маковецкого не помешало картине получить свои вполне заслуженные аплодисменты. Ясное дело, что добрая половина этих аплодисментов принадлежит умопомрачительной, хотя и не главной роли Никиты Михалкова, в которой он предстает ярко и незабываемо, впрочем, как всегда. В прошлое лето, сидя на зеленом покрытии ступеней в "Пушкинском", ибо мест в зале не хватило даже фипресси, в том числе и мне на показе "Статского советника", я ждала каждую сцену с Михалковым с особым голодным восторгом. Пусть я воспринимаю его как Никиту Михалкова, еще со своей влюбленности в юного Никиту из фильма "Я шагаю по Москве", пусть его игра всегда преподносит сюрпризы и частично отходит от задумок режиссуры. Это особая стадия - каждая его роль, и в каждой он колоритен и неповторим.
Кинорежиссер Павел Лунгин, победитель прошлого "Кинотавра" открыл нынешний фестиваль новым фильмом "Остров". Говорю сейчас не своими словами, повторяю уже сказанные: Лунгин отворил новую для себя... не то чтобы тему, скорее, фактуру: островной монастырь, иноки, старцы, православный монастырский обиход. Петр Мамонов играет старца Анатолия; в прошлом у старца - смертный грех предательства, в настоящем - молитва и исцеление страждущих, в будущем - чудо, прощение, спасение. И попытка режиссера-европеоида не потеряться в чужих для него местах состоялась ровно настолько, насколько он доверился актеру, который в "Острове", как и когда-то в "Такси-блюзе", сам по себе: и тема, и проблема, и натура, и фактура, и форма, и содержание. Об этом фильме много говорят! Петр Мамонов – он такой неожиданный, такой естественный, умеющий излагать в обычной обстановке простые истины доходчиво и правдиво, будто вкладывая их в наши бедные головы. И эта роль – основное тому подтверждение.
Юрий Мороз выбрал весьма щепетильную тему. Его картина Точка" - история жизни проституток. Место их тусовки и именуется Точкой. Кратенькое резюме от самого режиссера: "Это совершенно другой проект. Такого в нашем кино еще не было. По крайней мере я не могу провести никаких аналогий. Да, если сказать так просто и тупо, то это кино про проституток. На самом деле это серьезная проблема. Когда-то Борису Васильеву задавали один и тот же вопрос: "Почему в вашей повести "А зори здесь тихие..." так жестоко убивают женщин?" Он отвечал приблизительно следующее: чтобы показать фатальность и ужас войны, потому что, когда убивают одну женщину, убивают продолжение целого рода человеческого. Проституция - это тоже своего рода убийство человеческого рода. Что касается содержания самого произведения, его можно определить такой сентенцией: когда продано тело, у женщины остается непроданной душа. Но когда продается душа - уже наступает конец жизни, точка. Основным качеством режиссера, по словам Мороза, является точное понимание того, что ты хочешь снять. Видение того, что должно получиться на экране: «Чтобы ты выходил на площадку готовым и понимал, что тебе нужно от каждого актера, что от оператора. Хотя порой невозможно предугадать, в какую сторону актер поведет сцену. Иногда бывает пограничная ситуация - сложный, неоднозначный герой, который вдруг с какого-то момента на неожиданном повороте роли обретает новые краски. Здесь начинается зона риска - персонаж начинает жить своей отдельной жизнью на площадке. Он как бы выходит из-под контроля режиссера. У героев на площадке начинают складываться какие-то свои отношения, и в этом случае сложно предвидеть результат. Тут могут быть неожиданности. Но какое ощущение, какое послевкусие останется у зрителя после просмотра, я знаю всегда». После сериала о Каменской - телевизионного фильма по роману Григория Ряжского "Дети Ванюхина", когда «Точка» еще была в стадии разработки, Юрий Мороз сказал о киношной тусовке, что она подобна клубку змей, от которых не знаешь чего ожидать, но порой требующих невероятной преданности, даже жертвенности: «Кино - это всегда конкуренция, соперничество - кто сделает лучше. При этом есть и киношное братство. В нашей среде все выставлено на продажу. Жизнь открыта для посторонних глаз. И другой жизни нет. Может быть, поэтому то, что у людей других профессий не выносится наружу, здесь становится общим достоянием. Как хорошее, так и плохое. Там всего хватает, потому что кино - это большой котел». Это как нельзя точно проведенная параллель к его детищу, его «Точке». Юрий Мороз поделился и некоторыми трудностями при подборе актрис на весьма пикантную роль. Нежелание актрис воплощать на экране образ всамделишных проституток побудило режиссера буквально "выставить" собственных жену Викторию Исакову и дочь Дарью Мороз на главные роли в картине. Первая его супруга актриса Марина Левтова, мать Даши, в начале 2000 года в возрасте 41 года трагически погибла, разбившись на снегоходе. Самые известные ее работы в кино: “Ключ без права передачи”, “Рафферти”, “ТАСС уполномочен заявить”, “Время печали еще не пришло”. Актерский дебют Дарьи Мороз состоялся в картине Георгия Данелия “Фортуна”. Играет в МХТ. Наиболее заметная роль в кино Виктории Исаковой — в фильме “Требуется няня” Ларисы Садиловой. Больше известна как театральная актриса, востребованная режиссерами Романом Козаком, Ниной Чусовой, Кириллом Серебренниковым.
Третьей героиней стала Анна Уколова, которая как –то пошутила, что потом будут говорить, будто Мороз снимает дочку, жену и любовницу. Никто бы больше не согласился в этом проекте сниматься. И, кстати, его дочь Дарья Мороз специально для этой роли побрилась налысо. В картине немало жестких и откровенных сцен, в которых можно сняться, только если очень доверяешь режиссеру. Свой фильм Юрий Мороз склонен даже назвать емким словом «жесть», - настолько он сложен психологически. Ведь если вдуматься, мотивы незатронутой грязью души еще прослеживаются со времен Маргариты Готье, невольной содержанки по жизни. На вопрос, легко ли снимать в откровенных сценах своих близких, режиссер ответил, что ему нужен был результат, и он его добивался при помощи актрис. Со своими всегда легче. А сами актрисы признались, что часто ловили себя на том, что невольно поворачивали голову, порой, даже приостанавливались на улицах, завидев курирующих туда-сюда проституток: ловя их манеры, жесты, пластику. Ведь показательность картины главным образом состоит в ее правдивости. Удалось ли Морозу воссоздать эту жизнь обитателей "Точки" - могут сказать те, кто уже отсмотрел эту картину. И конечно, главное слово отводится жюри фестиваля.
В картине Тиграня Кеосаяна «Заяц над бездной» ведущая роль – роль Леонида Ильича Брежнева – принадлежит Богдану Ступке. Замечательный актер. У него все роли запоминающиеся. В фильме очень много традиций некогда щедрого многонационального государства: хороводы, парни в крахмальных рубахах и девушки в сарафанах: милое и родное зрелище, жизнь яркая по форме в своем стремлении к строительству светлого будущего. Показаны будни и праздники той прежней жизни, которую теперь мы соотносим с историей. В одном эпизоде все поставлено с ног на голову: пропал Брежнев. Это ж надо умудриться: такой важной особе заплутать среди молдавских просторов. И какой шикарный выпад – из зеленых лесов вышагивает в белом кителе Леонид Ильич, щурится от солнца как ни в чем не бывало. Я очень люблю этот кадр: и эти очки на переносице, и белизну кителя – Ступку и не угадала: таким правдоподобным вышагивал из рощи Брежнев…
В Сочи проводились и конкурс короткого метража, и программа критика Андрея Плахова «Русская эйфория», и проект «Возвращенные шедевры», и много другого интересного и вполне серьезного. Не столь щедрого на солнце в этот сезон Сочи балует вечерами своих гостей на просмотрах новейших блокбастеров на гигантском экране в центре города.
«Кинотавр» открывает собой длинную череду ежегодных отечественных кинофестивалей, и хочется верить, что у российского кинематографа большое будущее. По размаху сходное с голливудским, но имеющим несколько другую конъюнктуру. Картин снимается много, на разную публику рассчитанные.
На фестивали обычно зачем ездят? Или картину продать, или мнения собрать. Кому что видится наиболее важным. Кинофестивали – это уже мощная по структуре индустрия, народ заранее пробивает себе места на участие в таких мероприятиях. Конечно, это более соотносится с престижными фестивалями, но хочется быть уверенной, что у наших фестивалей все еще впереди.
Все 7 призов вручались в теплой и волнительной обстановке. Вечер вели Федор Бондарчук и элегантная Мария Шукшина.


ПРИЗЕРЫ XVII ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО
ПРИЗЕРЫ XVII ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ «КИНОТАВР»
ГЛАВНЫЙ ПРИЗ
«Изображая жертву», режиссер К. Серебренников.
ПРИЗ ЗА ЛУЧШУЮ РЕЖИССУРУ
Борис Хлебников, «Свободное плавание».
ПРИЗ ЗА ЛУЧШИЙ ДЕБЮТ
«Связь», режиссер А. Смирнова.
ПРИЗ ЗА ЛУЧШУЮ ЖЕНСКУЮ РОЛЬ
Рената Литвинова, «Мне не больно», режиссер А. Балабанов.
ПРИЗ ЗА ЛУЧШУЮ МУЖСКУЮ РОЛЬ
Александр Яценко, «Мне не больно», режиссер А. Балабанов.
ПРИЗ ИМ. Г. ГОРИНА «ЗА ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ»
Игорь Порублев, Александр Велединский, «Живой», режиссер А. Велединский.
ПРИЗ «ЗА ЛУЧШУЮ МУЗЫКУ К ФИЛЬМУ» ИМ. М. ТАРИВЕРДИЕВА
Андрей Сигле, «Гадкие лебеди», режиссер К. Лопушанский.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДИПЛОМ ЖЮРИ
«Эйфория», режиссер И. Вырыпаев.
«КИНОТАВР. КОРОТКИЙ МЕТР»
ПРИЗ
«Девочки», режиссер В. Гай-Германика.
ДИПЛОМ «ЗА НЕПРЕТЕНЦИОЗНУЮ И ВНЯТНУЮ РЕЖИССУРУ»
«Топорище», режиссер Н. Борц.
ДИПЛОМ «ЗА ЛАКОНИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ РЕЖИССЕРСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИГРОВОЕ КИНО»
«Ромашки», режиссер Ф. Коршунов.
ПРИЗЫ ГИЛЬДИИ КИНОВЕДОВ И КИНОКРИТИКОВ РОССИИ
«Живой», режиссер А. Велединский
«Изображая жертву», режиссер К. Серебренников.
Подготовила МАРИЯ КИРИЛЛОВА
E-mail: kosmo.vip@bk.ru


Рецензии
Мария, спасибо... замечательный очерк или статья... но здорово написано... Живой язык всегда приятно читать...

Творческих Вам успехов.

С уважением,

Владимир Войновский   13.07.2006 23:44     Заявить о нарушении
Спасибо Владимир! Заходите. А успехи - наверно еще впереди. Я над этим работаю.

Мария Кириллова   14.07.2006 14:20   Заявить о нарушении
Мария, удачи! Очерк действительно хорош. Заходите в гости, приводите Ваших друзей киношников, а то американцы заинтересовались некоторыми сюжетами - наши пока молчат, но я ведь патритот Маша......
В уважением,Валерий

Валерий Старовойтов   24.07.2006 09:20   Заявить о нарушении