Сценарий лирической комедии пока отрывки
Действие происходит в эпоху расцвета Одесской киностудии. Т.е. где-то в 60-х.
Солнечный майский день. Оживленная улица. Цветущие каштаны и редкие автомобили. Молодой парень, не торопясь, идет по тротуару, рассматривает прохожих, дома, деревья. У него хорошее настроение, он сегодня впервые в Одессе, приехал в трехдневную командировку из района. В руках у него небольшой видавший виды чемодан. Сам парень одет в свободные брюки, сандалии и футболку, под которой хорошо просматриваются тренированные мышцы. На вид ему чуть больше 20-ти лет и зовут его …
-Молодой человек! Простите… Как вас зовут? (это девушка небольшого расточка неожиданно из-под руки вынырнула)
-Алексей. А вас?
-Тамара. Но это не важно. Вы хотите сниматься в кино, Алексей?
-С вами -да.
-Почему со мной?… То есть… Я не снимаюсь…
-Нууу…
-Нет, подождите… я там буду, конечно… но не в кадре.
-Понимаю! Работник невидимого фронта. По административной части.
-Нет, зачем вы так! Я …режиссер-постановщик картины.
-Тогда сниматься не буду.
-Почему?
-Мужчины не должны позволять, чтобы ими командовали такие симпатичные девушки.
-А я не командую, я руковожу.
-Первый раз?
-Что? Да, это моя дипломная работа.
-Ну, что ж, поздравляю.
-Так вы придете? У нас пробы завтра в 4 часа.
-Как, еще и пробы? Вы же меня сами выбрали!
-Да. Но, понимаете, вы мне подошли как типаж. А теперь надо попробовать, как у вас сама роль получаться будет…
-Как типааааж… И какой же я типаж? Героя-любовника?
-Нет, у нас фильм о строителях.
-Социально, так сказать, выдержанный и морально-устойчивый сюжет с положительным финалом?
-Можно и так сказать. Да вы завтра приходите, я вам сценарий дам почитать. Ровно в 16:00 на киностудию.
И она бежит к подошедшему троллейбусу, втискивается в него. Алексей смотрит ей в след.
На следующий день. Киностудия, проходная. Вахтерша тетя Паша вяжет носок. Над ее головой часы показывают 5 минут 5-го.
Алексей вбегает в вестибюль и пытается проскочить мимо вахтерши.
-Молодой человек, ваш пропуск.
-Какой пропуск, мамаша! Меня лично пригласили.
-Без пропуска не пущу.
-Да я к режиссеру!
-К какому? У нас их много.
-Тамара ее зовут! Девушка такая…симпатичная. Волосы у нее темные, платье в горошек…
-Молодой человек. Не морочьте голову. На киностудии 15 Тамар работает и все симпатичные. А горошек-это не паспорт.
-Мамаша, я вам серьезно говорю! Меня на пробы пригласили!
-На пробы -это другое дело. Так сразу и надо говорить.
-Я сразу и говорю!
-Пробы в 201-м кабинете. Второй этаж , по коридору налево.
Коридор киностудии на втором этаже. Толпа детей и взрослых у кабинета 201. Алексей с трудом протискивается.
Женщина с толстым мальчиком:
-Молодой человек! Здесь очередь.
-Я без очереди! Меня пригласили.
-Тут всех пригласили. Вас позовут.
-Да как же позовут, если она не знает, что я пришел!
Старичок:
-А-а-а! Вы наверное муж?
-Муж –не муж…там видно будет!
Старичок (к остальной толпе): Пропустите молодого человека! Это муж режиссера. Она его за кофе посылала…(к Алексею): Вы кофе принесли?
-Выпил! По дороге! (открывает дверь, протискивается в комнату)
Комната 201. За столом сидит режиссерская группа во главе с серьезной мужеподобной девицей в берете и с сигаретой. Это режиссер картины Дарья Москвина. Перед столом на одиноком стуле сидит маленький мальчик лет 4-х, а рядом стоит мама. Когда Алексей входит, кто-то из сидящих с краю молча показывает ему, что шуметь нельзя и подвигается, освобождая место на скамейке. Мальчик читает в это время стихи.
Мальчик (картавя): И сеГце бьется в упоенье
И для него воскГесли вновь…
Москвина: Спасибо, достаточно.
Мама мальчика: Подождите, он дальше знает!
Москвина: Верю. (наклоняется к сидящему рядом секретарю, что-то тихо говорит)
Мама мальчика: Андрюша, а прочти тёте письмо Татьяны…
Москвина: Не надо, мамочка. Спасибо!
Мама мальчика: Да вы послушайте! Он там почти не картавит. Такое удачное стихотворение- вообще без «эр»! Еле нашли! Андрюша, давай!
Мальчик: Я к вам пиСу…
Цего Зе боле…
Алексей (шепотом к соседу): Это тут пробы?
Сосед: Ага!
Алексей: А что за фильм?
Сосед: Детство Пушкина.
Алексей: А мне говорили -про строителей. А режиссер-где?
Сосед: Да вон сидит!
Алексей: Эта? Не моя! Мне другая нужна.
Сосед: Другой нету.
Алексей: А когда будет?
В это время маму с мальчиком уже выпроводили. Москвина обращает внимание на Алексея.
Москвина: Молодой человек! Что вы там шушукаетесь?
Алексей: Я? Ничего!
Москвина: Идите сюда, расскажите -нам всем интересно.
Алексей: Да я на пробы пришел.
Москвина: Идите, идите!
Алексей нерешительно выходит на середину комнаты, садится на стул.
Секретарь: Имя, фамилия, сколько лет?
Алексей: Алексей Сёмушкин, 23 года .
Кто-то из комиссии: Дарья Терентьевна! Пушкин в эти годы уже в ссылке был… А у нас все-таки детство…
Москвина: Я думаю, попробуем его на роль Державина.
Кто-то из комиссии: Молод…
Москвина: Ничего. Загримируем. Вы нам прочтете что-нибудь?
Алексей: А что читать-то?
Москвина: Что угодно. Только быстрее. Видели, какая у нас толпа!
Алексей: Ну…я не знаю…Из школьной программы и не вспомню уже…
Москвина: Дайте ему что-нибудь!
Секретарь достает из папки лист с текстом, отдает Алексею.
Москвина: Читайте,что там у вас…
Алексей: Да ерунда какая-то… «Старик-Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил…» Это вы меня что ли в гроб хотите…
Москвина: Молодой человек! Это образное выражение…Вы не понимаете разве?
Алексей: Не понимаю! Меня на строителей приглашали, а вы тут со своими гробами… Знал бы- не пошел!
В кабинет врывается старичок-тот самый, который принял Алексея за мужа. У старичка в руках стаканчик кофе, свободной рукой он тащит румяного мальчугана лет 8-ми.
Старичок: Простите великодушно, товарищи! Тут это… такое дело… Он же мне сказал, что муж… А потом другой приходит, тоже без очереди лезет и кофе несет… Я говорю-не лезьте, муж-то уже там…у нее…у вас то есть…
Москвина: Дедушка! В чем дело?
Старичок: Я говорю-муж пришел… А мы –то думали, он без очереди лезет… А он как услыхал, что к вам другой муж уже …этого…того…ну, понимаете…кофе мне отдал. Передай, -говорит,-отец и пусть не поминает лихом…Ну, я передам, конечно… беру внука…Внук это мой, Георгий. Беру его…может, посмотрите пока…А. Товарищ режиссерша?
Москвина: Я ничего не понимаю!
Алексей: Сейчас я вам объясню! (к старичку) Дед! Ты что –настоящего мужа в шею выпроводил?
Старичок: Так я же думал-ты…
Алексей: Думал-думал! Ты, может, человеку всю семейную жизнь сейчас разрушил! Может ее –то муж как про другого услыхал, сейчас же в загс-на развод подавать!
Москвина: Подождите! Какой развод?
Алексей: Самый настоящий! У вас муж очень ревнивый?
Москвина: Ну, допустим!
Алексей: Что бы он сделал, если бы застал вас с другим?
Москвина: А вам какое дело?
Алексей: Да теперь-то уже никакого. Просто не могу я спокойно смотреть, как у хорошего человека семья распадается!
Москвина: Да сами вы такой человек! Миша! (выбегает в коридор)
Остальные члены комиссии ошарашено переглядываются.
Старичок: А это…кофе значит…кому теперь?
Коридор киностудии. По нему бодро шагает наш герой. По дороге заглядывает в несколько полуоткрытых дверей, за которыми кипит кинематографическая жизнь. Прямо перед носом Алексея из одной двери выезжает тележка с костюмами, ее толкает нагруженный разными париками, шляпами и т.п. костюмер- человек в каком-то шутовском колпаке, наехавшем ему прямо на глаза. Он налетает на Алексея и рассыпает свою ношу.
Костюмар: Ой! (снимает колпак и превращается в интеллигентного человечка лет 50) Простите пожалуйста! Рук не хватает!
Алексей (помогая собирать шляпы и парики): Ничего! Куда вам их нести? Далеко?
Костюмер: Да вон в ту дверь. А вы с какой картины?
Алексей: Да вроде про строителей.
Костюмер: А-а-а… со второго павильона?
Алексей: Наверное.
Костюмер: Софью Ивановну найдёте-передадите от меня. (нагружает Алексея ворохом каких-то костюмов) И скажите: нету у Холмогорского больше таких фуражек. Поняли?
Алексей: Понял. А куда идти-то?
Костюмер: Прямо во двор, налево и по диагонали через клумбу направо…
Алексей (уходя): Понял, понял…
Костюмер (кричит вдогонку): …и 2 раза завернуть за угол! Только не перепутайте!
Двор киностудии. Какие-то рабочие носят какие-то декорации. Наш герой никак не может их обойти, в итоге путается, заворачивает не за тот угол, открывает дверь и оказывается огромном темном павильоне, заполненном народом. Тишина. Где-то наверху поёт церковный хор. На Алексея раздраженно шикают.
Алексей ( шепотом обращаясь к стоящему рядом мужчине): Софья Ивановна здесь?
Мужчина (не сводя глаз с центра павильона): Отошла…
Алексей смотрит туда же, куда и сосед и видит леденящую душу картину.
В центре павильона на возвышении стоит гроб, в котором лежит покойница. Вокруг горят свечи. Нарастает похоронное пение.
Алексей: Так как же… а я костюмы принес…
Пламя свечей колышется. У Алексея округляются глаза. Неожиданно покойница вскакивает из гроба, дико смеется. Всё погружается во тьму.
Двор киностудии. Солнечные лучи бью сквозь листву. Алексей понимает, что лежит на скамейке, на лбу у него влажная тряпка. Рядом какая-то женщина.
Женщина: Ай-ай-ай! Разве можно! Такой здоровый -и в обморок! Покойницы что ль испугался?
Алексей: Что со мной?
Мужчина в очках: Вас, молодой человек, одолела, так сказать, великая сила искусства. И дубль –то хороший получился. Только что ж вы на первый план в современном костюме вылезли? У нас ведь 17-й век по сюжету. А у вас –вот (показывает на футболку Алексея)-Динамо! Придется переснимать. Давайте, переодевайтесь -и в кадр. Только чтоб так же натурально!
Алексей все еще не совсем понимая, что происходит, смотрит вслед уходящему мужчине в очках. Потом переводит взгляд в сторону и видит «покойницу» , которая мирно курит, беседуя с 2-мя монахами.
Женщина: Ну. Что, милый? Пришел в себя? Идем. Я тебя одену.
Алексей: Мне… Софью Ивановну…найти надо…костюмы передать…
Женщина: Нашел уже. Я Софья Ивановна. Ну, идем! А ты, милый, первый раз на киностудии?
Касса киностудии. Очередь. Алексей с какой-то бумажкой в руках, становится в хвосте. Чуть позади него две миловидные девицы сплетничают.
1-я девица: …И ты представляешь, он мне говорит: «Дорогуша, эта роль не для вас! Нам нужна простая советская труженица.» Я говорю: «Пожалуйста! Оденьте на меня платок, рабочий комбинезон, но не надо …»
Алексей: Девушки! А вы в фильме про строителей снимаетесь?
2-я: А что?
Алексей: да мне режиссер нужен!
1-я: Всем нам нужен свой режиссер! Чтобы душу видел, образ придумал! А то вот так всю жизнь будем играть маляров да штукатуров на заднем плане…
Алексей: А , между прочим, зря вы так говорите! В жизни всякие профессии нужны. Вот я, например, токарь 3-го разряда и горжусь этим!
2-я: Так вы фактурный! Вас, наверное, на первом плане постоянно держат! А нам вот передовиц не дают играть…
Алексей: А чего их играть! Просто надо работать хорошо- и будете передовицами!
Строгий кассир из окошка: Молодой человек! Очередь не задерживайте! Ваш талон!
Алексей: Да, пожалуйста!
2-я девица: Ага! Будешь тут передовицей! На эти роли только заслуженных приглашают!
(…)
Вечер. Рабочий день на киностудии окончен. Толпа во всех отношениях творческих личностей движется к выходу киностудии. Среди них и наш герой Алексей. Он понуро идет в хвосте толпы. Вдруг впереди, уже возле самой двери он видит группу людей, среди которых –девушка Тамара.
Алексей: Тома!
Тамара оборачивается, улыбается ему.
Фасад киностудии. Тамара и Алексей идут рядом к трамвайной остановке.
Тамара: Так где же вы были? Я вас ждала!
Алексей: Правда? А я потерялся! Полдня по киностудии бегал. Вот, даже гонорар получил.
Тамара: Я вас сперва хотела на роль товарища героя. А потом решила -нет! Пусть будет герой. У вас внешность положительного персонажа. А товарищ героя- он там не очень хороший. Я вам завтра сценарий дам почитать. Вы приходите обязательно к 10-ти. Я вас сама встречу. Только не опаздывайте! Придете?
Алексей, улыбаясь, машет головой: Нет.
Тамара: Почему?
Алексей: Я уезжаю сегодня. Командировка окончилась.
Тамара: Жалко. А далеко?
Алексей: Что?
Тамара: Далеко уезжаете?
Алексей: Село Вишнёвое Беляевского района. МТС №4. Я ведь в МТСе работаю. Вот, за деталями на завод приезжал.
Тамара: За деталями?… Слушайте, а у вас в селе речка есть?
Алексей: Имеется.
Тамара: Большая?
Алексей: А вам зачем?
Тамара: Да у меня же в начале фильма натурные съемки! Главный герой спасает девушку, которая тонет. Правда, она тонет в море, но я попрошу сценариста -он исправит на речку. Мы с ним вместе на этой картине дипломы защищать будем. Ведь правда-какая разница-море или речка.
Алексей: Разница имеется: в море вода солёная.
Тамара: Ну это же в кино не видно?..
Алексей: не знаю..
Тамара: Решено! Будем вашу речку снимать. Вы там всё подготовьте.
Алексей: Будет сделано! Колхозников предупредим, карасей и мальчишек разгоним.
Тамара: Ну, зачем разгонять…Пусть себе… Вы только меня ждите там- ладно? Я, как сценарий перепишем, сразу приеду натуру смотреть.
Алексей: Честно?
Тамара: Честно…Ой, а вот и трамвай! Ну, до свидания, Алеша! Спасибо!
Алексей: За что?
Тамара: Как за что? Вы меня так выручили! У меня ж теперь герой есть!
Трамвай с Тамарой уезжает, Алексей смотрит ей в след. Вечерние улицы Одессы полны огнями.
Свидетельство о публикации №206071500110