Я колесникова видел!
Слабым движением откидываешь свалявшееся за ночь одеяло, топаешь босыми ногами по холодному линолеуму до ванной, там, наконец, тёплой водой разлепляешь пелену, почти катаракту глаз и вяло трёшь зубной щёткой во рту. Зачарованно смотришь, как у кого-то свихнувшегося в зеркале пена от пасты виснет на губах и противными комьями плюхает в раковину.
Потом завариваешь кофе и пересчитываешь скудные бумажки в кошельке, считаешь, сколько тебе понадобится сегодня, потом опять пересчитываешь, решаешь лишиться обеда, курить реже и ничего не пить, только из-под крана, только из-под крана. Всё равно не хватает. И думаешь постоянно: зачем это? ради чего? если не из-за денег? И как мантру повторяешь бесконечно: мне это нравится, мне это нравится…
Едешь, спешишь и не успеваешь. И везде этот снег, повсюду этот снег, грязный и серый, такой вяленый снег и машины вокруг ездят и перемалывают этот снег тысячами колёс. Месят его туда-сюда по дороге, пачкают снег и себя, и люди, о! эти люди, они стоят всегда, укутавшись в свои дублёнки и пальтишки, разноцветные курточки разного покроя и длины. Эти люди прячутся в тёплые вязаные шарфы гигантских размеров, а на голове у них эти глупые шапочки, совершенно не стильные и даже не модные. А женщины ещё натянут капюшоны с пушистой окантовкой, наверняка из синтетического меха, такой совсем некрасивый мех и я даже думаю, как такое можно надеть не то что на голову, а вообще…
И еду, и еду, постоянно куда-то еду на любом транспорте. В тесных московских маршрутках жёлтого цвета, с дребезжащей дверью, с неудобными креслами, как будто созданными для нелюдей. Как будто у кого-то воплотилась одна мысль: как сделать автомобиль неприспособленным для человека. Поставить на него всё, что дребезжит, эту дверь, эту тяжёлую дверь из металла с оторванными и неработающими ручками, эти сидения для гадов, эти холодные печки и продувающие окна. о! иногда я слышу его смех, создателя этих маршруток, его хриплый надрывный смех, он как будто через силу смеётся, потому что понимает, что переборщил, пошутив однажды…
И ещё постоянно еду в электричках, еду в этих битком набитых человеками электричках, как будто созданными для нелюдей, как будто кто-то жестоко пошутил и придумал большой неудобный этот вагон русской электрички. И он холодный наверняка, этот вагон, внутри жарко дышат паром две сотни существ в дублёнках этих и шапочках, а внутри большого вагона всё равно холодно! и холодно внутри очень. И снег метёт даже из любых щелей, я один раз сидел у окна, и меня всего занесло снегом, да, и потом долго не можешь отогреть окоченевшие ноги, даже в метро, где теплее, никак не можешь отогреть ноги, да, отогреть ноги…
Метро это ещё, оно постоянно не такое как я хочу, какое оно мне нужно, да, оно постоянно опаздывает куда я еду, еле тащится, еду, еду. А люди внутри, а иногда на скамейках, этих старых обитых дерматином, скамейках, спят бомжи. Грязные и скверные бомжи, они всегда пьяные, я даже думаю стать бомжем, потому что они всегда пьяные и свободные, они могут даже спать в этих вагонах и к ним не подходят близко эти люди в капюшончиках своих и…
Едешь, едешь и глядишь на часы, ты уже опаздываешь, а пропустить ничего нельзя, иначе ты отвратительный корреспондент, если пропустил, это все знают, что если ты опоздал и пропустил, ты никакой не корреспондент. Смотришь в наручные часы и можешь повесить их себе перед глазами, потому что всё равно ты постоянно смотришь на часы. И бежишь потом по улице, с этой сумкой, в которой всякое барахло, тетрадки, ручки и диктофон, и сумка прыгает и мешается, в этих летних джинсах зимой, холодных летних джинсах для лета, зимой...
Ещё пальто и эти мои длинные волосы, и очки, которые падают, они просто могут в любой момент упасть в грязный снег или на пол и не разбиться, просто все вокруг засмеются, как у тебя забавно упали очки. Ты бежал, торопился весь нескладный и замороченный, отдышаться не успел и вбегаешь в этот какой-нибудь зал, где телекамеры уже давно, и все места заняты и действо началось, а все как бы деловые и работают. А ты, вдруг, вбегаешь, и у тебя обидно падают очки, и все сразу оборачиваются на нескладного тебя. И ты бы посмеялся вместе со всеми, но очки у тебя же упали, это ты и твои очки упали и покатились по полу, потому что ты очень торопился и зачем-то тряхнул головой. Или просто наклонился поправить мятые и уже испачканные грязным снегом джинсы…
Делаешь пометки в перекидную тетрадь и уже смеешься, сам над собой, действительно, было очень смешно, как упали очки. Пресс-конференции эти, это же пустота сущая и самое мозгоёбство, они не нужны никому эти собрания, это же не интересная информация, которую получат все одинаковую и очень трудно потом с этой информацией, такой же, как у всех, оригинально выделить себя. И даже если ты задумал интересный вопрос, заранее приготовил и повертел так и эдак его в голове своей, и задал, все же, все без исключения, эти неспособные люди, которые годами ходят на пресс-конференции, все же своруют твою идею, услышат этот неповторимый и искрометный вопрос и ответ на него тоже…
Я их щёлкаю как орехи эти пресс-конференции, я нормально разбираюсь в вопросе и сразу соображаю, что к чему. А некоторые испишут десять страниц в своём блокноте словами всех этих людей, которые говорят и говорят, и говорят, и несут чушь, чушь какую-то! испишут мелким почерком свои скорбные мили****рические блокнотики, на каждой строчечке испишут и не могут ничего потом придумать, сидят и делают лица умные потом в редакции за компьютером, Господи! ну как можно такими идиотами быть, да таких идиотов нельзя пускать в газеты и вообще СМИ, радио…
Как они могут работать? у них мыслей нет в голове, они даже думают штампами и говорят, что журналистика набор штампов и надо писать, как писали до них и всё делать как скажут. Этих болванов и тупиц всех надо отправить убирать снег перед редакцией, иначе они будут вечно смотреть в монитор и не дадут тебе написать ничего, а ты успел план статьи накидать уже в этом каком-нибудь зале, да, надо их убирать снег. А пока до редакции ехал, всё в голове сложилось, и глубоко уже ты подумал и даже что-то смешное, может, придумал, тебе уточнить фактуру в Интернете и набить текст остаётся, а они всё сидят и смотрят в экран молча и чешут голову, чешут её и ничего больше…
Но всё равно нравится вокруг, и даже как-то со снисхождением на них смотришь, где-то внутри уверен в себе и будущем, и даже не нервируют они. Просто ты дожидаешься своего момента, он ведь должен наступить, ведь ты делаешь всё быстрее и интереснее и, возможно, никто так не делал до тебя. То есть вообще никто, ты оригинальный и хочешь им быть, и не хочешь быть как все и уже иногда обсуждаешь заметки свои с редактором и он уже не находит ошибок, а исправляет разные субъективные вещи. И ты не обижаешься на исправления, потому что они уже субъективны, а раньше ты ещё делал ошибки, а теперь нет, ты освоился и щёлкаешь как орехи эти заметки, все эти заметки. И редактор наверняка замечает твои старания и видит тебя насквозь, что ты лучший из этой кучи, да ты даже не из кучи, а какой-то оригинальный и ему, взрослому человеку, интересно разбираться с твоими статьями, и так развлекает это его даже. Потому что всегда есть неожиданное и даже из скучной пресс-конференции этот парень что-то вытягивает, какие-то факты и образы интересные, и на ситуацию посмотрел с такой стороны не такой…
Но ты ещё неопытный и все над тобой улыбаются, как ты стесняешься в незнакомом коллективе, как все подшучивают над тобой и неопытностью во всём. И ты прячешь глаза и тоже улыбаешься, потому что и понравиться хочется, и неудобно когда к тебе относятся как к ребёнку неопытному, но смотришь, как другие чешут голову перед монитором, такие же молодые, как и ты. Да, с бородками парни, отрастили уже себе бородки, а страничку текста не могут написать, и девчонки выше тебя на полголовы, а глупые, что только во двор и убирать снег. Как с такими вообще возятся редакторы и зачем? И задают разные вопросы окружающим, совершенно неуместные вопросы, понимаешь, что все насмотрелись этих за компьютером и думают, что ты всё-таки немножко такой же, тоже ведь молодой…
Ты застенчивый и стесняешься этого отношения, хотя прощаешь всё, и неудобно как-то получается всем, ты же не знаешь, как они тут называют аппаратные и монтажные комнаты, да и неоткуда этого узнать, только если тебе расскажут. Они придумали какие-то свои, честно говоря, смешные названия и думают, если ты не знаешь, как они их между собой называют, значит, ты неопытный и надо тебя ещё подучить. Хотя тебе и, правда, рановато в прямой эфир и «рановато», это мягко сказано, ты десять раз ошибёшься, пока перед микрофоном на записи, страницу текста прочитаешь…
Ничего у тебя на записи не получается, ты же на радио не работал никогда, и шепелявишь, и ударения ставишь не так, и потом девушка оператор смеётся над тобой, но ты не обижаешься, потому что не зло смеётся, а потому что ты неопытный и всё это, правда, забавно. Хотя и не нравится, что женщина умеет больше тебя, хотя всё это неопытность, треклятая неопытность и попробуй доказать теперь этим людям, что ты хороший журналист. Если у тебя язык заплетается, или шепелявишь, или не знаешь, что текст положить «в третий срум» и что это такое вообще, ты и вправду, наверное, плохой журналист и тебя надо снег убирать. И это хорошо, что понимаешь сам, потому что теперь есть чему учиться и через год или полтора, ты знаешь, что будешь делать меньше ошибок, чем они все вместе взятые, да, вместе взятые и снег этот будешь убирать только в прошлом и в мыслях, да, не будешь убирать снег…
И крутишься белкой в игрушечном колесе, пишешь, печатаешь, включаешь и выключаешь диктофон, потом блокнот с мятыми листочками листаешь, ручки разные и даже автоматические трогаешь, да, постоянно трогаешь карандаши, ручки. Все эти предметы и в голове творог от мыслей, этих мыслей о себе и про информацию, которая идёт, идёт через твою голову, складывается в картинку калейдоскопа, потом опять новая поступает и тоже складывается и потом, все вместе во что-то складываются. Ты получаешь этот мир в большем объёме, чем остальные, и у тебя даже где-то грустинка в краешках глаз появляется, потому что ты знаешь, чего не знают другие и печалишься, что столько зачем-то узнал и не с кем всё обсудить, обговорить это, да, просто поговорить. Иногда даже спишь плохо, вертишь, вертишь эти картинки и складываешь, да, складываешь, ещё немного и откроется тайна, и поймёшь всё, но засыпаешь раньше, да, лучше уснуть и не думать, да…
В тот четверг я не ел ничего целый день и сдал эту заметку, и написал всё так живо, и она понравилась, кажется, даже понравилась всем. Прочитал её перед микрофоном и опять перечитывал три раза последние абзацы, потому что голос отвратительный, и ты торопишься и шепелявишь, и волнуешься перед микрофоном всё равно от непривычки, хотя это запись и не стоит, и не стоит волноваться…
Потом поехал дальше и опять не знал куда едешь, только какая-то скудная информация в голове и совсем не думаешь куда едешь и надо только узнать уже там, на месте, да, там всё и узнаю. Это был какой-то театральный зал на Чеховской. С одной стороны здания за напыщенными буржуйками открывались и закрывались стеклянные двери магазина одежды «ХЦ», постоянно кто-то входил и заходил. Перед входом уложена брусчатка, и в ней выделялись три камня. На них написано, на первом: «Дарья Донцова», на втором: «На этой аллее звёзд заложены камни с именами самых популярных писателей современной России», на третьем и последнем камне: «Александра Маринина».
Я плюнул в первый камень, на третий швырнул окурок и растоптал его, стоя на среднем камне, кровожадно оглядел землю в поисках похожих камней, подумал, насколько здорово рекламируют Донцову и Маринину перед дверьми модного женского бутика в центре Москвы.
Адрес, который дали в редакции, уверен, был точный, поэтому я не удивился бутику, но обошёл здание кругом и обнаружил ещё один вход. Перед входом стояли бонзы, мужчины в костюмах и женщины в вечерних платьях, с дублёнками и пальтишками поверх. Перед дверьми, по обе стороны лестницы, в небольших урнах играло оранжевое пламя. Я поднялся, оказался в предбаннике, где толпились всё те же люди, потянул какую-то дверь.
- Здравствуйте! – сказала мне женщина с бейджиком администратора и сдержанно улыбнулась, а мужчины в чёрных костюмах, с каменными лицами, которые стояли рядом с ней, придвинулись ко мне.
- Здравствуйте. Можно пройти? Я корреспондент радио.
- Нельзя. – Улыбнулась женщина шире.
- А можно получить какие-нибудь пресс-релизы, документы?..
- Через десять минут всё начнётся, и вы всё узнаете.
- А они у вас есть? вообще?
- Через десять минут всё узнаете.
С такими людьми, как эта женщина, бесполезно разговаривать. Нифига у них не было пресс-релизов! Я развернулся и столкнулся в дверях со съёмочной группой телевиденья.
- «Вести». – Угрюмо сказал корреспондент администратору, - Куда идти?
- Вот туда и направо.
Я не утерпел и спросил, почему «Вести» проходят, а я не прохожу? Администратор улыбнулась и ответила, что так надо, а я всё узнаю через десять, нет, уже восемь минут.
Вышел на улицу, со скукой оглядел всё прибывающих интеллигентных мужчин и женщин. Занять себя было нечем, и я пошёл за угол плевать на Донцову и Маринину. Когда вернулся, уже пускали внутрь.
Мне открылся уютный зал с красивыми лестницами, вьющимися наверх. Прохаживались официанты, и элегантные женщины с театральным мейкапом мялись возле лестниц, сдержанно улыбались и подсказывали гостям, что делать пока не началось действо. А делать было нечего, на столиках девственно пустовала посуда, банкет объявлялся только после окончания.
Под стеклянными колпаками в зале на общее внимание выставлялась коллекция статуэток главреда «Трибуны». Фигурки были самые разные, и у каждой имелась газета либо в руках, либо где-то ещё рядом. «С газетой по жизни» значилось название коллекции, я даже усмехнулся одной статуйке, читающей на унитазе.
Я долго бездельничал и отмечал среди собравшихся лица известных людей. Елена Зелинская отвечала на вопросы перед телекамерой, о чём-то шутил с приятелями почтенный Максим Соколов из «Известий», усмехаясь в лохматую седую бороду, щурясь от улыбки в своих круглых очках. Наверное, вот так будет выглядеть Гарри Поттер.
Зелинская, я знал, совсем недавно прошла в Общественную Палату, всё вокруг устроила она и кто-то ещё, мне обмолвились в редакции, но теперь я забыл. Мимо прошёл Любимов, тот самый ведущий «Взгляда», ещё знакомые мне люди из газет и журналов, очень много известных людей.
Наконец, прозвенел мелодичный звонок, и стали пускать непосредственно в зал. Там на спинке каждого кресла лежали листы сувенирного выпуска «Гудка» с фельетоном Булгакова двадцатых годов прошлого века. Я сел в кресло, развернул газетную полосу, прочитал фельетон и поулыбался. Михаил Булгаков, врач Булгаков, он осмеял бюрократов в своём небольшом фельетоне, как будто мужичку железнодорожнику дают билет для лечения в Москве, только когда он стал труп.
Началось представление, и Зелинская сказала со сцены, что это первая национальная премия в области печатной журналистики и что платит за всё компания АЛРОСА. Она говорила, что у наших газетчиков есть громкие имена: Булгаков, Довлатов, Ильф и Петров… а я сидел в темноте зала и думал, что у нашей журналистики вообще нет традиций и знаменитостей. Громкие имена только у тех, кто стал писателями, а журналистов из газет никто не знал и не знает. В царской России журналистика только рождалась, а в советское время прославиться скучными статьями пропаганды никто не мог. У меня всегда много мыслей о русской печатной журналистике. Хотя я не знаю, зачем они мне нужны.
Потом на сцену стали выходить знаменитые люди и награждали журналистов из прессы. И первым, в номинации «репортаж», конечно, наградили его. Было бы, как-то неправильно, если бы в этой номинации наградили кого-то другого. Я сидел вдалеке от сцены, на одном из последних рядов и даже не разглядел его толком. Он вышел в пиджаке, в белой рубашке, без галстука и принял подарки, награду и сказал, что совсем недавно был в командировке в Якутске, и там узнал о компании АЛРОСА, у которой государство хочет забрать алмазы. Компания АЛРОСА борется с государством из последних сил и не хочет отдавать свои драгоценности, и что он тогда не знал, куда пойдут сбережения компании, а теперь знает и ему, в общем, нравится, в какое дело они пошли.
Он был замечательный. Я ловил его каждое слово и движение, и слово, и опять движение, а церемония тянулась уже неприлично долго, мне хотелось только скорее, чтобы она закончилась, да, быстрее прекратилась. Я бы смог тогда попасть в холл и увидеть его близко перед собой, да, обязательно. Главное, чтобы он не ушёл до окончания, а после я подожду, подкараулю его у выхода, ведь он точно не останется на банкет, этот глупый светский банкет, где и делать нечего. И даже поесть толком нельзя, одни будут печенья, да, печенья и эти фрукты, и бутерброды разные, с тонкими ломтиками колбасы и не наесться ничем, ничем совсем, всё холодное и всё закуска, а не еда, и одно канапе, повсюду на подносах будет канапе одно и всё…
Вот ведь странно и как получается, да, так вот и получилось, он стал великим из-за Путина, потому что писал про Путина, да, про президента. А Путина потом будут вспоминать только из его репортажей и станут листать его книги и говорить, как здорово был везде Путин, такой интересный Путин в его репортажах. У них симбиоз получился, ведь так? да, получается симбиоз, точно, они оба стали и останутся великими друг из-за друга, и такой даже забавный симбиоз из-за величия и памяти навсегда. А вот ещё будет новый президент, и про него тоже напишет и тогда он же как полезный паразит! он же как такой гриб, да! или подосиновик! вот такую я подумал мысль, стоя перед дверьми, на улице, уже когда всё бесповоротно и наконец-то кончилось и все имена у меня были записаны, и на диктофоне почти вся церемония, да, почти всё записал, на две кассеты зачем-то записал всё, да…
В свитере своём белом, худой и волосатый, в очках неудобных стоял я и курил на улице и поджидал, что он выйдет сейчас, да, уже сейчас должен пойти. Никого больше не было на улице, все бонзы веселились и ели все эти канапе, и канапе, и вино пили, а он не станет, точно. Я знаю, что он не станет, потому что я бы тоже не стал, и ушёл бы сразу, только побыл бы до конца из приличия, ведь я тоже получал все эти награды, хотя не такие, конечно, но знаю, как чувствует себя нормальный человек. И сразу уйти хочется, да, всегда хочется уйти, и не задерживаться среди этого кавардака и не разговаривать с этой всей интеллигенцией, потому что они не интеллигенция, а только делают вид, и делать там нечего, только довольный, что наградили, а уйти хочется всё равно…
И вот он прямо вышел, и я сразу понял, что это он идёт, я его не раз видел на фотографиях, да и на сцене всё-таки разглядел и немного, да, но разглядел. Он был такой высокий и стройный, в кожаном короткополом пальто, небрежно, но аккуратно нёс подарки свои и цветы эти ещё жёлтые и тревожные, и я жрал его взглядом, он был в шаге от меня и я даже мог его убить! да, мог запросто убить. Хотя зачем мне его убивать? Мне не надо его убивать. Или как? И я сразу понял, что правда, не надо мне его убивать, пусть он лучше ещё пишет и пишет, это всё глупая мысль об убийстве, она всегда зачем-то приходит мне в голову, когда я вижу важных людей рядом с собой, мне их постоянно хочется убить, да, убить насмерть…
Он нёс это всё, короткостриженный, в элегантном кожаном пальто, и на улице никого не было кроме меня, одинокого, в очках этих, с волосами длинными и в грязных джинсах, ещё сумка болталась через плечо, висела, да. А он посмотрел на меня внимательно, таким уверенным взглядом и пронзительным, да, такой у него взгляд пронзительный, потому что глаза сидят глубоко, а причёска короткая, и, кажется, от этого, что взгляд такой спокойный и пронзительный. А ещё внимательный, изучающий такой этот взгляд, такой, да, кажется, именно таким взглядом он на меня посмотрел. Опомнился ещё, вспомнил сразу, что у меня как раз его книжка в сумке, что я читаю её и некоторые репортажи перечитываю даже два раза, чтобы понять, как это запутано всё вообще и понять, а некоторые множество раз читаю, потому что он очень хорошо так пишет, о-о! иногда просто шедевры. И я подумал взять автограф на книгу, потом ходить и хвалиться и забавлять знакомых, мол, на полке стоит книга, а в ней автор расписался, да, было бы здорово попросить расписаться автора в его книге. Но он уже прошёл мимо…
Сел в свою машину, красивую, у него седан, серебристый седан, я марку не разглядел, но хорошая такая машина, очень редкая и стильная, он сел в неё и уехал. Я ещё смотрел ему вслед с интересом, с таким интересом, что можно было, правда, подумать, что я хочу его убить, но я же нет, я же нет, нет! пусть пишет, нет! это просто какая-то дурная мысль была, убить! Что за чушь, чушь какая-то несусветная, зачем бы мне его убивать?..
И я, конечно, напился тем вечером, конечно, чертовски напился, очень напился и да. Потом звонил ей, и она кричала на меня в трубку, мы ссорились и кричали друг на друга по телефону, да, ссорились, и я ехал в электричке в свой Зеленоград этот свой Зеленоград, надоевший уже всё, надоел. И опять звонил ей, и мы снова ссорились, как всегда мы ссоримся, кричим и не хотим понимать друг друга, ехал я в электричке, и напился чертовски. И звонил ей, да, звонил ей и она сказала, что я могу придти к ней ночевать, и что я поганец, и пьяница, и наркоман я даже, наркоман и пьяница я, и сигареты курю ещё и это меня, конечно, тоже портит, но могу придти, да, могу остаться, да…
И я пришёл к ней, пьяный чертовски и упал через порог в своём этом чёрном пальто и в шарфе оранжевом, ввалился через порог, громыхнул ботинками своими, очки у меня упали и покатились по паркету так смешно, покатились, и я ей тогда сказал, под впечатлением ещё, с глазами на выкате.
- Я Колесникова видел!!
И он меня, я уверен, тоже видел.
Свидетельство о публикации №206071500116
Алла Марченко 15.04.2017 15:54 Заявить о нарушении