Тройка с минусом

- И тогда учительница сказала: «Маша! Я не поставлю тебе плохую отметку! Конечно, ты должна была написать это слово с маленькой буквы!»… - На глазах у Ольги Петровны показались слёзы, и кое-кто из первоклашек всхлипнул.

Ольга Петровна выдержала театральную паузу и с пафосом продолжала:
- Понимаете, дети, девочка Маша ошиблась. Какую Маша совершила ошибку? Правильно, Ивановская, грамматическую. А кто скажет теперь, почему учительница не поставила Маше плохую отметку за грамматическую ошибку?

Дети молчали. Они ещё не знали, что такое пафос, но жаркая речь Ольги Петровны захватила их целиком, и они со всё нарастающим интересом слушали обсуждение рассказа про девочку Машу.

А дело было вот в чём. Эта девочка Маша, из только что прочитанной книжки, писала диктант. И, хотя была очень хорошей девочкой и даже отличницей, допустила одну грамматическую ошибку: написала слово «мама» с большой буквы! А учительница из этой же книжки, проверила диктант, поставила Маше большую жирную пятёрку с плюсом, да ещё и похвалила её в классе, когда раздавала всем тетрадки!

Вот об этом и вещала сейчас классная преподавательница первого «А» класса Ольга Петровна.

Ольга Петровна любила поговорить о «возвышенном». Она делала это со всем вдохновением невостребованной старой девы, получившей в своё личное распоряжение живую человеческую аудиторию. Аудитория состояла из тридцати маленьких, но совершенно настоящих людей. И деваться им было некуда. Этих шести-, семилетних мальчиков и девочек привели сюда за руку мамы, папы, бабушки и дедушки, и велели хорошо учиться и слушаться её, Ольгу Петровну.

Ольга Петровна вытерла оттопыренным мизинчиком вскипевшую в уголке узких губ слюнку и, глубоко вздохнув, продолжала:
- Дети, вы поняли, почему так поступила мАшина учительница?
- Д-а-а, п-о-оняли-и, - послушно проблеяло несколько детских голосов.
- Ну, кто ответит?.. Вот! Не поняли, а я сейчас вам объясню!

И Ольга Петровна произнесла пламенную речь о том, что самое святое на свете, - это мать! Не даром говорят «Родина-мать» и «Мать-сыра-земля»! Именно мать взрастила-вскормила и ночей не спала. Предать мать, всё равно, что предать Родину. Надругаться над матерью, всё равно, что надругаться над своей землёй! И написать слово «мать» с большой буквы «М» - это не ошибка, это дань уважения самому лучшему, самому дорогому, что есть на земле!

Хорошо говорила Ольга Петровна! Дети слушали завороженно, широко распахнув доверчивые глаза и приоткрыв рты. И, когда Ольга Петровна в заключение своей речи громогласно вопросила:
- Ну, а теперь поняли? – класс в одну глотку гаркнул:
- ДА!!! – и лес рук взметнулся над головами, - можно, Ольг-Петровн, можно я?! – началось бурное обсуждение рассказа.

Урок удался. Ольга Петровна сияла.
А дальше случилось вот что…

Впрочем, нам, взрослым людям, нетрудно представить конец этой истории. Конечно-конечно! Вы догадались: через несколько дней дети писали сочинение. Нет, не на эту, совсем на другую тему. Но слово «мама» там, конечно же присутствовало.

Что? Правильно, многие дети написали его с большой буквы. Кто-то просто ошибся, кто-то из подхалимажа и лукавства, кто-то и правда запомнил учительскую речь, как объяснение грамматического правила, у каждого были свои причины…

А одна девочка… нет, не Маша, девочку звали Галя. Так вот, Галя долго сидела над словом, думая как его написать. В её душе происходила борьба мотиваций. С одной стороны, Галочка очень хорошо помнила правила русского языка. Но с другой стороны, ей так не хотелось написанием «мамы» с маленькой буквы «м» унизить свою любимую Мамочку, одновременно предав Родину-Мать и оскорбив Мать-сыру-землю!

Грамматические правила написания слова «мама» были изложены сухим казенным языком в учебнике, и уже порядком надоели. Нравственные критерии написания «Мамы» с большой буквы, были свежи, новы и так возвышенно поданы Ольгой Петровной, что, конечно, победили.

Когда проверенные тетрадки раздали классу, Галочка с изумлением увидела под текстом жирную тройку с минусом… Большая буква «М» была зачёркнута и исправлена на маленькую – строчную. Кроме того, Галя так увлеклась соображениями морального порядка, что почти перестала слышать диктовку и пара предложений диктанта оказались в её тетрадке просто недописанными…

Работу над ошибками проводили в классе. Как сказала Ольга Петровна:
- Это ужас что такое! Столько одинаковых ошибок у всех сразу! – И ещё добавила:
- Нам придётся заняться повторением написания имён существительных, - Ольга Петровна поправила кружевной бант на высоких островерхих грудях, взяла мел и написала на доске: «мама». Потом глубоко вздохнула и забубнила размеренным речитативом:
- Существительное нарицательное женского рода в именительном падеже пишется… запомните! С маленькой буквы, - и дважды жирно подчеркнула мелом строчную букву «м».


__________________________


(Для оформления
я использовала свою иллюстрацию
к произведению Эдуарда Успенского
"25 профессий Маши Филипенко".)
 


 


Рецензии
Бесподобный рисунок!
Очень понравился! А учитель особенно хорошо.

Что касается рассказа, то он очень-очень хорошо.

С благодарностью и пожеланием добра,

Алевтина Крепинская   21.12.2015 17:25     Заявить о нарушении
Спасибо вам.
Взаимно,

Галина Заславская   26.05.2017 01:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 70 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.