Покорение Сибири

Любовь зла - полюбишь и казака
(Шутка юмора)
Любовью дорожить умейте…
(Степан Щипачёв)

 Вронский К. Сибирский аллюр.- СПб.: «Крылов», 2006.- 256 с. (Серия «Внеклассная история»)

Книга Сергея Вронского «Сибирский аллюр» остросовременна, так как в ней чётко прослеживаются параллели с недалёким прошлым (борьба за власть, заказные убийства, гибель мирных жителей). Маматкуль и  Таузан, сибирские князья, носятся по просторам Сибири на лошадях, как современные «новые русские», чечены, азербайджанцы и грузины на джипах.

 Автор умело строит занимательную интригу. Иван Грозный повелел купцам Строгановым завоевать Сибирь. Они пригласили с Дона знаменитого казачьего  атамана Ермака с пятьюстами  сорока воинами. При проходе  через село Новое Опочково Иван Машков захватил дочь старосты Лупина Марьянку и влюбился в неё. Чтобы сохранить ей жизнь, он переодел её в мужское платье и нарёк Борькой. Вместе с казаками Марьянка покоряет новые земли, а заодно и Ивана Машкова.
 Ермака снаряжают в путь купцы Строгановы. Им нужно отвлечь внимание Кучума от набегов на Пермские земли. Ермак вначале пожил у Строгановых в Прикамье на всём готовом (казацкий городок, «весёлый дом», еда, охота и рыбалка). А затем отправился на ладьях покорять Сибирь.

«Борька» в походе стал ординарцем Ермака. Однажды Ермак послал небольшой отряд во главе с Иваном Машковым вперёд за реку. Марьянка, почуяв, что эта вылазка грозит её любимому смертью, приплыла к нему и отдалась. До этого она не подпускала Машкова к себе на протяжении двух лет. Даже спала с кинжалом. Ермак, увидев их обнажёнными под попоной, решил, что Машков совершает содомский грех. Он готов убить своего друга. Однако Марьянка раскрывает ему глаза. Ермак не может простить лжи своему  другу и решает уничтожить его и завладеть девушкой. Однако влюблённые узнают о решении атамана от дьяка Вакулы, которому исповедовались наёмные убийцы. Иван и Марьянка убегают из войска и им удаётся оторваться от преследователей и перестрелять посланных за ними в погоню шестерых наёмников.

 Иван становится московским печником. А Ермак в одном из боёв погибает в Иртыше, спасаясь от Кучума.  Иван Грозный умирает, а Кучум так и не покоряется ему.
Книга понравилась. Захотелось поближе познакомиться с историей похода Ермака в Сибирь. Роман прекрасно вписывается в заявленную серию «Внеклассная история». Он сочетает увлекательность изложения, воспитательные элементы с пробуждением интереса к истории России. Герои предстают перед нами яркими, живыми  и близкими.

Марьянка Лупина. Смелая, гордая, волевая, мужественная и целеустремленная  девушка. Умеет любить, быть неприступной и хитрой.  Это своеобразный символ России.

 Иван Машков – казак, потерявший голову от любви, изменивший казачеству и атаману  ради своей женщины.  Коварный, смелый, терпеливый, умеющий  добиваться своей цели несмотря ни на что.
Ермак – жестокий, умный, беспощадный атаман,  прекрасный стратег. Не может простить другу лжи и предательства. Беспощаден к врагам, эгоистичен и бессердечен.

Иван Грозный – старый, дряхлый, умирающий царь. Душегуб. Боится смерти. Это от его подарка, кольчуги, погибает Ермак в Иртыше. Царёвы дары не спасают, а губят.
Кучум – непокорный, старый, слепой, коварный сибирский царь.

Лупин – любящий отец, готовый ради своей дочери идти хоть к чёрту на рога. Предприимчивый,  умелый, умеющий воздействовать на людей, добиваться своего правдами и неправдами.  Его любовь к дочери так велика, что он совершает невозможное, спасая дочь от тяжёлой болезни. Это он встал на защиту своего села против войска казаков. Безрассуден, но упорен и умеет учиться на своих ошибках.
Главное в жизни – любовь! Завоевания заканчиваются гибелью победителей. Любовь же отцовская и между мужчиной и женщиной может свернуть на своём пути горы. Власть, богатство и распутство преходящи, а любовь вечна.

Под аллюром понимается способ поступательного движения лошади. Различают шаг, рысь, иноходь и галоп. Синонимом аллюра является походка, то есть особенности движения. Название красивое и многозначное. Завоевание Сибири требовало от Ермака и его сподвижников как стандартных шагов, так и необычных, несвойственных казакам.

Авторский стиль гармоничен. В меру старинной экзотики.  Писатель сочетает упругую сюжетную линию с описаниями и повествованиями. Изложение, кроме начала, в основном, линейное. В тексте сквозит ирония и мягкий юмор автора при описании многих сцен (например, при освещении деятельности дьяка Вакулы).
Язык простой, понятный, с элементами стилизации под старину. Но кое-где герои говорят слишком современно.

Не понравились и названия глав. Некоторые места пропускаются при чтении из-за стремления скорее узнать, чем всё закончилось. Характеристики драматических моментов слишком сухие и протокольные. В тексте явно прослеживаются гомосексуальные мотивы. Неправдоподобно, что в течение нескольких лет Марьянку не раскрыли ни Ермак, ни другие казаки.

Тем не менее, омичи с удовольствием прочтут новую книгу издательства «Крылов», посвящённую нашей малой Родине.


Рецензии
Всё бы ничего, если бы не вольности в отношении истории, которые видны даже через рецензию. Мангазея - город, который отлично существовал в Сибире еще до Ермака. В исторических источниках Мангазея с югом Сибири никто не путает. Построен город русскими поморами. Находился в устье реки Пур. Там поморы закупали соболя. После исчезновения соболя на севере Сибири исчезла и Мангазея. Иван Грозный не приказывал Строгановым завоевать Сибирь. Речь шла лишь о защите от набегов пелымцев - находилось на территории Среднего Урала. Называть передвижение казаков на ладьях нестандартным может только человек, абсолютно незнакомый с историей казачества. Передвижение на ладьях и соответствующая тактика давала казакам перевес над практически любым конным войском кочевников. Причем надо подчеркнуть, что донские казаки умели ходить на ладьях намного лучше днепровских. Достаточно прочитать историю походов казачества.

Алексей Богословский   30.07.2006 20:58     Заявить о нарушении
Художник не обязан строго придерживаться исторических фактов. С таким же успехом можно обвинять Пушкина, Дюма и др. писателей, использовавших исторический материал в своих произведениях.
Историю казачества не знаю и не имею особого желания с ней знакомиться.

Виктор Йог   31.07.2006 11:21   Заявить о нарушении
Я очень рад приятному совпадению - рецензент не только ничего не знает из истории Сибири и казачества, но и не желает знать. Однако рецензирует книгу на данную тему. Писатель тем более не обязан знать (таков закон, формально рецензент обязан знать больше по теме). Еще раз говоря, очень рад, но не за вас, а за нашу, якобы, многострадальную литературу и, якобы, невежественного читателя.

Алексей Богословский   02.08.2006 18:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.