Мулен руж

 У меня, как и у вас, эти два слова вызывают целый ряд устойчивых ассоциаций, порождённых прочитанными в молодости романами французских писателей. Красная мельница, кабаре, канкан, льющееся рекой Шампанское и Тулуз-Лотрек.

Когда-то окутанный тайной, этот «вертеп разврата» оказывался для нас совершенно недосягаемым.
Отправляясь несколько лет назад в поездку в Париж, я обнаружила в программе нашего тура, правда по достаточно дорогой опции, посещение кабаре «Мулен Руж». Мне стало понятно, что на самом деле, я совсем ничего не знаю, как об этом достаточно ярком символе города, так и о связанной с ним части истории Парижа.И заинтересовавшись, я в процессе подготовки к поездке, узнала о нем много интересного.
 
Cамая высокая точка Парижа – Холм, именуемый Монмартром, называют ещё «священным холмом мученников». Его живописные склоны издавна были покрыты виноградниками.
Часть виноградников уцелела от натиска бурного градостроительства, и здесь на холме производили и производят до сих пор из его ягод вино марки «Кло Монмартр».

Холм всегда стоял особняком, уклад жизни на нём был сельский и определялся занятиями живших на нём простолюдинов. Здесь на ветру мельницы размахивали крыльями, а простой местный народ трудился и сиживал в дешёвых кабачках. Жилье на холме можно было снять за гроши, это привлекало сюда вечно нуждавшуюся в деньгах богему, а природная красота Монмартра становилась источником вдохновения в поэзии и живописи. Сюда из центра столицы в это дешёвое захолустье съезжались романтики - художники, живописцы, картины которых и запечатлели эти прекрасные уголки,тихие улочки и виноградники.

Кто только из прославленных в будущем писателей, поэтов и художников не жил здесь! Всех не перечислить. Достаточно нескольких имён: Гюго, Жорж Санд, Тулуз-Лотрек, Мопассан, Эмиль Золя, Верлен, Ван-Гог, Дега, Мане... Новые обитатели Монмартра искали более изысканных развлечений, чем имелись в мелких кабачках с их незамысловатым времяпрепровождением с пьянками и поножовщиной. Спрос породил предложение, и «Холм» превращался из приюта для творческих романтиков в место для любителей увеселений. Быстро вырастали по всему Холму развлекательные заведения и рестораны. Каждый хозяин такого заведения мечтал эпатировать публику новыми зрелищными развлечениями.

Так на сцене одного из увеселительных кафе Монмратра появился эротический танец, именовавшийся «эксцентрической кадрилью»,получивший в последствии, название "канкан". А в1889 году у подножья холма Монмартр, на площади Бланш завертелись красные крылья стилизованного под мельницу кабаре «Мулен Руж».


Его открытие было приурочено к окончанию строительства Эйфелевой башни. Интерьер подкупал разнообразием стилей: антикварный сочетался с модерном и сюрреализмом, восточный стиль с европейским. Основатели кабаре собрали под его крышей лучших танцовщиц и танцовщиков Парижа.

Эксцентричная кадриль стала фирменным французским канканом или, как его называли во всём мире Френч Канканом, покорившим Париж начала прошлого века. Страусиные перья, блёстки, стразы, шикарные костюмы, музыка, декорации, красивые женщины и откровенные танцы - всё это царствовало на сцене, создавая видимость праздника жизни. Но у этого праздника была изнанка, где не было блеска, и не звучали фанфары. Здесь соединялись воедино творчество и порок, красота и безобразие. Здесь «вино лилось рекой», сбывались и разбивались мечты.

Простая прачка, одарённая природой талантом танцовщицы, становилась примой кордебалета, которой прощалось всё. Сводя с ума возбуждённых алкоголем зрителей, эксцентричная танцовщица могла безнаказанно движением ноги смахнуть цилиндр с головы принца Уэльского, сидевшего у самой сцены. Слава, деньги, наркотики, алкоголь – нелёгкое испытание судьбы, и "королева канкана" в конце концов оказывалась на самом «дне», заканчивая жизнь опустившейся нищей.

В этом «злачном месте», опрокидывая один стакан абсента за другим молодой художник граф-карлик Анри Тулуз-Лотрек среди алкоголиков и циркачей проводил свои дни и ночи. За ним здесь был закреплён отдельный столик и, растворяясь среди таких же прожигателей жизни, он делал зарисовки танцовщиц. Добавив реалистичным изображениям участниц канкана излишнее уродство, утрируя их недостатки, художник с помощью гротеска передавал трагизм судеб, отображая людские пороки и стиль богемной жизни кабаре «Мулен Руж». Нарисовав для кафе серию афиш с изображением танцовщиц,он прославил не только своё имя, но и весь этот карнавал жизни.

Легендарное кабаре «Мулен Руж», увековеченное работами Тулуз-Лотрека, где бывали ОскарУальд и молодые Пикассо и Модильяни, сгорело в1915 году. Новую жизнь оно получило лишь в 1921 году и стало чем-то средним между ночным клубом и музеем.
Сегодня - это элитное заведение, где почитали за честь выступить мировые звёзды. Здесь отметились и Эдит Пиаф, и Ив Монтан, Лайза Минейли и Джон Синатра, Элтон Джон и Шарль Азнавур и другие знаменитости.

Подкованные историей, мы, приличные туристы, тоже посетили легендарный кабаре-музей «Мулен Руж», как один из символов Парижа. Запечатлели его снаружи и себя у входа на фоне красной мельницы. Попробовали настоящее очень вкусное французское Шампанское, не имеющее ничего общего с тем, что мы называли Шампанским всю жизнь.Посещение кабаре требовало некоторых ограничений,сразу нас огорчивших. Видео камеру пришлось оставить в отеле,так как мы были заранее предупреждены,что снимать в зале запрещено,могут отобрать фотоаппарат или камеру. Нам всё равно удалось пару раз щёлкнуть друг друга за столиком с бокалом Шампанского,оглядываясь по сторонам во избежание неприятностей ,как впрочем, на любом подобном шоу,где оберегаются авторские права.

К своему огорчению, я не увидела того кабаре «Мулен Руж», о котором столько слышали и которое жило в воображении,а скорее увидела сохранившееся воспоминание о его былой славе. Возможно, это моё субъективное мнение, но яркое феерическое представление в духе начала века, не произвело на меня ожидаемого впечатления. Такие музыкальные спектакли можно увидеть в любом мюзик-холле. Сильно загримированные,лишённые французского шарма, длиноногие и худосочные с застывшими улыбками, и все на одно лицо, танцовщицы кордебалета, меня не покорили. Правда, мнения разделились, мужу программа понравилась, больше,чем в ночном клубе"Ла-Скалла" в Мадриде,он увидел здесь высокую технику исполненияи и зрелищность.

Гид по секрету шепнула, что многие из этих красоток, исполнительниц легендарного канкана, совсем непохожего на знаменитый, прославленнный в полотнах Тулуз-Лотрека , вообще трансвеститы,т.е. мужчины, изменившие свой пол на женский.Сообщение меня огорчило, я вышла слегка разочарованная. Сладкая легенда оказалась красивей и притягательней реальности, хотя французы до сих пор считают, что побывать в Париже и не посетить Мулен Руж, значит не понять до конца, что же такое Париж.

И по-прежнему манят освещённые яркими огнями красные крылья весёлой мельницы «Мулен Ружа». А история и атмосфера кабаре помогает нам лучше понять и ощутить интригу в гениальных картинах Тулуза –Лотрека.


Рецензии
Афоризмы.Ру - Литературный сайт Геннадия Волового.
Заглядывайте..)))

Геннадийй Воловоой   29.10.2007 00:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.