Встреча с Чудом или Как стать гением?
“История человечества – это история нашего поиска любви”
Неизвестный автор
“Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…”. Так было во времена великого Пушкина. Это верно и сейчас: возьмем, например, Музыку. Хотя все мы в детстве и учились этому великому искусству, но только, скорее всего, «как-нибудь». И, слушая немногих счастливчиков, владеющих музыкальным инструментом (а иногда и не одним), - в дружеской компании ли, на концерте или в театре, - как часто мы завидуем им, как нам хотелось бы научиться играть – ну хотя бы немного, петь под собственный аккомпанемент или аккомпанировать другим. А почему, собственно, мы завидуем? Да потому что все мы храним в себе мощный инстинкт музыкального сочинительства, жажду самовыражения.
Что такое творчество? Что заставляет нас сочинять музыку, писать песни, стихи, прозу? Откуда берется этот загадочный импульс, толкающий человека к письменному столу, к пианино или синтезатору, заставляющий рисовать изящные профили на полях лекционных тетрадок?
И вновь мы вспоминаем Пушкина: «Сладостное внимание женщин – почти единственная цель всех наших усилий» - однажды тонко и мудро заметил поэт. Значит – любовь, та, «что движет Солнце и светила» – главная движущая сила творчества?
Да, как не банально это, может быть, звучит, любовь – к своей избраннице во все века было главной движущей силой творчества, особенно художественного, воспевающего Любовь и Красоту, доброту и благородство, честность и смелость, преданность и отвагу.
Но не только любовь к женщине вдохновляла художников на творчество. Чувство восхищения красотой окружающего мира – природы, города, человека, животного. Восхищение смелым и благородным поступком, мудрым решением, верностью в дружбе, способностью любить.
Круг замкнулся – мы опять пришли к любви. В 70–х годах прошлого века у нас в стране был издан замечательный роман чешского писателя И. Томана «Дон Жуан». Там были такие слова: «Любовь священна. На любви стоит мир. Все мы приходим в мир ради любви, живем ради нее одной. Если не будет любви – не будет ничего». Вот мы и подошли к ответу на наши вопросы: Как стать гениальным ? Как найти стимулы для творчества? - Влюбитесь!
Моцарт не мог сочинять музыку не любя кого-то. В детстве он упорно занимался музыкой не только потому, что это занятие приносило ему колоссальное удовольствие, но и потому, что боготворил своего отца и хотел оправдать его надежды. Потом в его жизни появились женщины – вдохновленный ими он создавал свои лучшие сонаты, концерты, симфонии. Даже свою самую загадочную и необычную для того времени оперу – «Волшебную флейту» он сочинил, по мнению многих его биографов, для одной оперной примадонны, покорившей его сердце, тогда уже, кстати, женатого человека.
В жизни каждого состоявшегося таланта, гения была своя Муза, главная Женщина его жизни – возлюбленная, мать, сестра. Выходит, каждый может стать гением, нужно лишь встретить свою любовь? Да, и сегодня этому есть научное подтверждение. В результате изучения личной жизни 300 великих художников, писателей, ученых и политиков специалисты из Мюнхенского института психологии установили: талант далеко не всегда дается от рождения, порой он впервые появляется… в связи с любовными отношениями. А когда отношения разрываются, то и талант пропадает.
Рассказывает психотерапевт Леонард Сандерс, профессор Мюнхенского института психологии:
-Гениальность – это не умение технично рисовать или быстро подбирать рифму, это лишь появление врожденных способностей. Гениальность – это способность к необычному взгляду на обычные вещи. Прежде всего – неожиданные, небанальные, непривычные решения, и лишь затем – их воплощение: описание, рисование, складывание нот…
Способность смотреть на мир неординарным взглядом может быть заложена в человеке от рождения, но может проявиться лишь во взрослом возрасте, когда будущий талант познает настоящую любовь. Почему это происходит? Люди, чей союз пронизан любовью, настолько сильно вживаются друг в друга, что начинают воспринимать мир через общую призму – свою и партнера одновременно. Именно такая «двойная» призма и обеспечивает необычный взгляд творца, гения…
…Можно ли заранее определить, кому суждено обрести славу… от любви? Скорее всего, нет. Потому что сами по себе эти мужчина и женщина ничем не выделяются, а стоит им сойтись, как обнаруживается, что один из них – гений. И неважно, чье именно имя прославляет народ, на самом деле гением является пара.
Нам не составит труда привести примеры влияния любимой женщины на жизнь и творчество выдающихся людей разных эпох.
Однажды доктор Артур Конан Дойл увидел сестру своего пациента Луизу Хоукинс и … влюбился в нее с первого взгляда. Луизе нравилось, когда, сидя у камина, Артур рассказывал ей приключенческие истории, которые сам придумывал. Как-то она посоветовала мужу написать рассказ на бумаге. Главным действующим лицом его стал сыщик Шерлок Холмс.
Наполеону было 26 лет, когда он познакомился с 32-летней вдовой Жозефиной Богарне. Вскоре он сделал ей предложение. После их брака карьера Наполеона стремительно взлетела к неземным высотам. По словам историков, эта женщина стала «движущей силой триумфального марша армии Наполеона»: в 1800 году Наполеон стал военным диктатором, в 1803 –императором. Но в 1809–м их брак распался по инициативе Наполеона. После этого фортуна отвернулась от него.
25-летний девственник Сальвадор Дали встретил 35-летнюю Галу – некрасивую женщину, чужую жену… Она привезла Дали в Париж. Вскоре открылась первая крупная выставка Дали. Гала сделала мужа прижизненно признанным гением. Она была его религией, его талисманом, его жизнью. После ее смерти Дали не нарисовал ни одной картины. Он пережил жену на 6 лет.
Картины великого русского живописца Сурикова знакомы каждому: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»… Искусствоведы считают, что в творчестве этого художника было два переломных момента. Первый – день женитьбы, когда Суриков вдруг обрел дар необыкновенно глубокого видения мира. Трудно себе представить, какое произведение могло последовать за «Морозовой», если бы в жизни художника не случилось событие, перевернувшее, по его словам, «весь внутренний строй его творчества», - через год после окончания «Морозовой» умерла его жена. Это был второй переломный момент: он не потерял мастерства, но в нем угас провидец и остался только живописец.
Михаил Булгаков любил свою первую жену. Она спасла его от тифа, вылечила его от наркозависимости, но… с ней он не мог обсуждать свои рассказы.
Вторая жена была образованна, вращалась в кругу писателей и артистов, разбиралась в литературе, но… булгаковское творчество оценивала весьма категорично: «Ты не Достоевский».
И только для третей жены, Елены писатель стал и Достоевским, и Толстым, И Пушкиным, и всей мировой классикой. Встретив ее, он сказал: «Дай слово, что умирать я буду у тебя на руках». Она рассмеялась – ведь сама была замужем, растила детей… Но вскоре они поженились. По мнению критиков, последняя книга Булгакова, «Мастер и Маргарита», отличается от всего, ранее им написанного так сильно, словно создана другим человеком.
Александр Блок как-то сказал: у меня были в жизни только две женщины – моя жена и все остальные. Хорошо сказано, тем более, что это истинная правда: именно после знакомства и последовавшего за ним брака с Любовью Менделеевой и начался взлет и известность поэта. Кстати. Перед тем как идти к ней с объяснениями в любви, Александр Блок написал предсмертную записку, и если бы Любовь Дмитриевна отказала ему, человечество лишилось бы великого поэта.
Братская любовь тоже может быть мистически сильной. …Насколько беднее была бы история мировой культуры, если бы у Винсента Ван Гога не было младшего брата. И Винсент, и Теодор с детства мечтали стать художниками, но Винсента за его упрямое желание писать картины выгнали из дома, а младший, Тео, предпочел послушаться родителей и стал продавать чужие картины. Но именно Теодор стал ангелом-хранителем будущего гения. В огромном количестве писем Винсента брату видно слияние душ и то, как Тео помогает ему в поисках своего художественного стиля.
Связь братьев была такой мощной, что нервные и творческие срывы Винсента Ван Гога наступали исключительно после серьезных событий в жизни «половины души» великого художника: помолвка брата, беременность его супруги, переезд в Париж. На 37-м году Винсент узнал о неизлечимой болезни Тео - и покончил с собой. Теодор пережил его только на полгода.
Из этих немногих , но ярких примеров из жизни творцов совершенно ясно, что именно настоящая любовь – это движущая сила и поддержка творчества и достижений. А как же талант, спросите Вы?
Талант – это миф. К успеху приводит только упорный труд. Такова суть исследования группы ученых университета английского города Экситер во главе с профессором психологии Майклом Хоу. После изучения в течение нескольких лет выдающихся работ деятелей искусств, достижений ученых и спортсменов они пришли к выводу, что появление таких гениев как Шекспир, Моцарт, Пикассо – это не Богом данный талант. Высочайшие достижения обусловлены «возможностями, подготовкой, мотивацией, уверенностью в себе, но прежде всего – практическими навыками». По мнению ряда ученых, данное исследование будет иметь далеко идущие, «положительные последствия» для общества. Большой вклад в выдающиеся достижения значительного числа музыкантов и спортсменов, констатируют авторы исследования, внесли их родители, поощрявшие занятия. С одной сторон, потрясающие результаты достигались только многими тысячами часов серьезных практических занятий. Лучшие свои произведения тот же Моцарт создал лишь после 16 лет упорного оттачивания мастерства. «Устойчивый миф о том, что некоторые люди достигают высокого мастерства, не затратив много часов упорного труда, связан прежде всего с тем, что такая работа выдающихся людей зачастую скрыта от глаз обывателя»,- убеждены ученые. Подобное исследование, как считают здесь, важно уже потому, что показывает несправедливость тезиса о делении детей на талантливых и бесталанных». Несправедливо препятствовать людям заниматься каким-либо делом только потому, что учителя или родители считают, что ему «это не дано». «Талант – это миф, и настало время его развеять», - утверждают ученые.
Конечно, такая точка зрения на талант и истоки творческих свершений вселяет надежду в тех из нас, в ком пока еще спят таланты и способности. Вот еще один удивительный пример, на этот раз из США.
Американский медик Майкл Мэрфи на протяжении десятка лет занимался тестированием деятельности «гениев» - людей, добившихся выдающихся результатов в разных областях деятельности: спортсменов – победителей олимпиад, композиторов, художников, ученых, нобелевских лауреатов. Данные тестирования были заложены в компьютер. Затем Мэрфи начал прием лиц, неудовлетворенных своим физическим и психическим здоровьем, своим социальным статусом. Этих людей также подвергали тестированию по широкой программе, результаты которого вводили в тот же компьютер.
Специальная программа сравнивала характеристики «больных» и «гениев», выявляя в пациентах скрытые дарования. Затем приглашались крупные специалисты в области обнаруженной у пациента творческой способности и по индивидуальной программе обучали его, например, изобразительному искусству или музыке. Обучаемому давались все необходимые технические средства – вплоть до студии. Через весьма непродолжительный срок – от 3 до 6 месяцев – пациент становился мастером: он демонстрировал на публичном экзамене, где дирижировал оркестром, исполнявшим сочиненную им симфонию, или открывал свою художественную выставку. Вместе с появлением творческого дара приходило и полное выздоровление. Так вот, оказалось, что почти поголовная талантливость, наблюдаемая у детей, сохраняется в скрытом виде и у взрослых, и в принципе ее можно пробудить.
Итак, любовь, врожденные способности, упорный труд и это все, что нужно, чтобы талант, гений состоялся? Конечно нет, друзья мои, необходимы прежде всего – наличие Достойной Цели, а также - определенные качества ума и характера, особая организация всех сторон жизни, обеспечивающая высокую работоспособность и результативность. Но и это еще не все. Нужна еще особая среда, обеспечивающая «эффект лицея». Пушкин вряд ли бы стал великим поэтом и одним из самых образованных и развитых людей своего времени, не учись он в первом наборе Царскосельского лицея. Нужна среда, которая бы стимулировала ваше творчество, это особенно важно для творческих людей экстравертного типа. Опасно только «вариться в собственном соку». В поле зрения каждого творца должны быть другие творческие люди, из той же сферы деятельности, но с другим взглядом на мир, с другой творческой манерой. И рядом с н ими - мысленно или наяву сверяясь с ними, слушая их, быть может, критические замечания, дружеские пожелания, неожиданные идеи и просто свежие мысли – вы будете расти как Творческая Личность.
Выше мы говорили о важности любви в жизни выдающихся людей. Но говоря об истоках творчества, вспомним, что «все мы родом из детства», и поэтому очень важно подарить в детстве ребенку «Встречу с Чудом». Это может быть и посещение красивого балетного спектакля, и просмотр талантливого кинофильма, и поход в ТЮЗ, в цирк, в художественный музей, в филармонию. Это может быть и вовремя предложенные ребенку, подростку замечательные книги,- сказки, легенды и мифы разных народов, произведения А. Пушкина, А. Дюма, Гомера, Л. Толстого, М. Шолохова, М. Булгакова, Р. Бредбери, Стругацких и многих других.
Среди этих лучших творений человечества может встретиться Книга – одна или несколько - глубоко потрясшие юного читателя и укрепившего его в намерении стать писателем, или просто герои этих книг навсегда останутся для него эталонами смелости, ума, доброты и нравственности.
Встречей с Чудом, повлиявшей на всю последующую жизнь юного человека, может быть и восхищение от работы врача, спасшего жизнь человека в безнадежной ситуации, или искусно сделанная Мастером скульптура, произведение декоративно - прикладного искусства.
Это может быть и потрясение, испытанное от созерцания великой картины, такой как, например, «Явление Христа народу» А. Иванова или уже упоминавшаяся «Боярыня Вера Морозова» И. Сурикова.
А на кого-то, быть может, так подействовала услышанная в детстве или в юности музыка Моцарта или Бетховена, Чайковского или Рахманинова, что молодой человек решил стать музыкантом.
А, может быть, вам неизгладимо запали в душу кинофильмы «Александр Невский» или «Броненосец «Потемкин», «Ирония судьбы» или «Обыкновенное чудо», «Гардемарины, вперед!» или «Три мушкетера»?
Рок - оперы «Иисус Христос – суперзвезда», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» или «Юнона и Авось»?
Говорят, у каждого своя дорога к Храму. К Храму своего творческого горения, своего личностного и духовного роста. И пусть помощью на этом трудном пути вам будут слова известного советского оперного режиссера Льва Михайлова:
«Я должен, я обязан в том деле, которому решил посвятить всю свою жизнь, сделать пусть маленькое, но открытие… Должен, если я человек честный, если я художник, а не ремесленник… Я буду идти непроторенными путями, самыми трудными, и искать, искать, искать, чего бы это мне не стоило, свежую, острую, бескомпромиссно-правдивую правдивую и никем еще не открытую красоту»
Итак, мой дорогой читатель, теперь, я надеюсь, ты веришь, что непроявленные пока способности и таланты есть и у тебя, и для реализации их нужны только вера в себя, мощный стимул и упорный труд. Но помните, что формулу «Талант всегда пробьется» как раз и придумали люди, постаравшиеся «зарыть в землю» не один талант – для оправдания самих себя. Я прошу вас – не верьте таким людям, не говорите им о своих творческих желаниях и намерениях, даже если это ваши родители.
Любовь и секс - важные, но не единственные стимулы творчества. В нашей следующей статье мы поговорим о других стимулах творчества и самоактуализации, об обязательных для любого творческого человека качествах ума и характера, а также об особенностях личной организации труда творцов – музыкантов, поэтов, изобретателей, художников, ученых.
До встречи на страницах нашего журнала!
Свидетельство о публикации №206081000256
Жанна Райгородская 15.01.2010 14:52 Заявить о нарушении