Корона и колпак

Под цветастым костюмом шута тоже скрывается человеческая душа, которая любит и ненавидит, страдает и радуется, живет и умирает. Шут вечен и безлик: меняются люди, но маска, скрывающая их лица остается неизменной. Маска скрывает все. Мысли, чувства, горе, радость, смех и слезы. Владыкам думается, что шут – механическая кукла, созданная для их увеселения, и невдомек им, что это живой человек. А шут все видит и все знает, как видит и знает все вещь. От него ничего не скрывают – он посвящен во все тайны своего хозяина, хозяйки, их двора. Но в знании своем он несчастен, ибо не с кем ему им поделиться. Шут одинок. Никому его не понять. У шута нет близких. Примеряя бубенчатый колпак в первый раз, он навсегда отказывается от своей жизни.
Что бы у него не случилось, что бы не произошло, шут обязан предстать перед владыками неизменно веселым, смешным и дурачливым. Под маской ведь не видно слез. Надев ее, человек перестает быть человеком, а становится Шутом. Никого больше не интересует, что он болен, голоден, несчастен или влюблен. Он выходит и играет, шутит, бесится и дуралеет. Шут не имеет права любить. Он всегда должен быть рядом, всегда помочь, утешить, найти выход, полюбить – никогда. Ибо никогда не получит он ответной любви: нельзя любить вещь. Шуты ведь не любят и не страдают, не радуются и не живут.
Не завидуйте, люди, шутам, но и не завидуйте королям. Они еще более подневольны. Для них на первом месте должен быть долг, а все остальное – на последнем. Хороший король, как хороший шут, живет для других. Кто-то когда-то спросил: что тяжелее – колпак шута или корона короля? И до сих пор не нашел никто ответа на этот вопрос.
В защиту шута скажу: его колпак тяжел, но и корона не легче. Она как и шутовской колпак отбирает у человека душу, взамен даруя обязанности. Но у короля нет маски, за которой он мог бы спрятать свои слезы. Они выходят вместе – король и шут, раб и господин. Один садится на трон, другой – на пол перед ним. У одного – корона, у другого – колпак. У обоих жезлы. Оба – повелители толпы и ее рабы. У обоих на лицах грусть, но шут ее скрыть может, а король – нет. Как король завидует шуту за его маску, а шут королю за его трон. Король правит людьми, шут – их сердцами, и они завидуют друг другу, не понимая, что оба они несчастны, ибо имея власть, не имеют права любить. Это слишком большая роскошь для мира, где правит зависть, обман и ложь. Для мира королевского двора.
Завидуя друг другу, король и шут не могут понять, что король никогда не сможет в шутовском колпаке выйти в свет смешить толпу, а шут в короне короля никогда не удержится на троне, управляя государством.
Никогда не прекратиться эта зависть, поэтому никогда не сравнивайте корону и колпак. Они оба из свинца, лишь одна покрыта золотом, а другая краской.


Рецензии