Август, играющий на лютне

ОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ

- 1. -

Открытая дверь,
И вид на закат.
Входит ветреная Она…
Догорает лето.
Почти темно…
Воркуют голуби
Стуча по козырьку,
На самом крае, но это
Уже за окном.
Будем длить… время…
Эту тонкую нить.
Лишь только Он и Она.
Тишина. Быть…

*

Сладкая долина,
Полевые травы
В преддверии сенокоса.
Время остановилось,
И затаило дыхание.
Закатная полоса,
Сливает очертание
Дрожащей огнями,
Сумрачной линии
Горизонта.

*

Окрашенная солнцем
Продлевается в мир радуга…
И тихо шепчет,
Стенает… сладко…
Раскрыло звёздам уста
И поёт… полёт…
А там - сердце розы,
Шипы и благоухание,
Камни и роса.

*

Вечный виночерпий,
Догорающий день
Вчерашних костров.
Тлеют и трещат угли.
Раскатистая гроза и дождь...
Вот и август на пороге,
Оборачиваюсь…
Яблоки, мята и мёд...
Ты сладко вздохнула…
Спишь.

*

- Не стой на пороге,
Виночерпий,
Положи свою ветвь в очаг,
А хлеб на стол.
Уже вечер. Темно.
И никто не заметит, как в окна,
Смотрят светлые звёзды,
И горячие камни,
Согревают твоё и моё…
Вино...

*

Лучше ничего не пиши,
О чём станешь жалеть…
Ты ешь яблоко, я…
Целую медовые твои уста.
Мимолётно… всё.
Но эта ночь мной согрета
И тобою полна.
И… не имеет смысла всё,
Что за порогом… нашей,
Уже закрытой двери.

***

ИГРАЮЩИЙ НА ЛЮТНЕ...

- 2. -

Лютни ночных туманов,
С приходом сумерек, зазвучат…
Зажгутся огни очагов,
И закроются со скрипом двери…
Кусочек сыра, чёрный хлеб,
Красное вино… и два взгляда
Случайно… по детски просто.
Снимая взрослых одежды,
Встретились…

- Чем полна луна, в глубинах ночи,
Что излила своё сияние,
На нас сполна,
Без ожидания благодарности
От вечных голых пред небом детей.
- Где хранится её призрачный свет
Ускользающий по утрам,
Отнимающий беззаботность
Ночных стансов и вкладывающий
В лица детей серьёзность
И новый день?

О чём вещает сумеречная дымка
Прохладных туманов,
Опоясавших стопы дерев,
Камни, траву и песок?
Главы древ дрожат листвой,
В серебре, огоньки очагов пестры,
Залиты лунного света игрой,
Корни древ спрятала дымка тумана,
Журчит ручей незрим
И питает жажду корней.
- Это август. - Шепчет тихая ночь...

Дети без слов танцуют свои танцы…
- Это любовь… шепчет туман,
Укрывая их до утра, в сладком
И беззаботном сне.


  *&

p./s.:
На иллюстрации картина примитивиста Анри Руссо "Сновидение", ставшего предтечей сюрреализма. Руссо нередко подстраховывался, дабы публика правильно поняла, «что хотел сказать художник», и снабжал картины обширными комментариям. В частности, «Сновидение» получило такую аннотацию от создателя: «Ядвиге снится волшебный сон. Она спокойно уснула под звуки флейты неизвестного соблазнителя. Когда месяц отбрасывает свет на цветы и зеленые деревья, звери, и даже хищники, замирают, прислушиваясь к чудесным звукам музыки».

Руссо, никогда не покидавший Францию, удивительно ярко и сочно изображает тропическую растительность. И хотя его травы и цветы не имеют соответствий в атласах растений и являются плодом богатого воображения художника, они выписаны с предельной тщательностью. Чтобы передать всю атмосферу листьев зелёной растительности, Руссо использовал более 30ти базовых оттенков зеленой краски. Как он сам писал, — "Я хочу, чтобы цвет на моих полотнах пел..."

Это была последняя картина художника, которая была восторженно встречена публикой и даже критикой в 2005г., на осенней парижской выставке. От того существует достаточно статей искусствоведов раскрывающих её содержание и сравнивающих с тем, что было параллельно в тот период написано другими художниками, где безусловно картина была частью такой многоголосой симфонии, играя собственную мелодию в ней и выражая и раскрывая свои художественные замыслы и намерения через призму восприятия её автора.

(**)Обнаженная женщина на диване — типичный для классической живописи сюжет. Вспомним «Маху обнаженную» Гойи, «Олимпию» Мане, «Спящую Венеру» Джорджоне. Фоном там служили спокойные пейзажи или роскошные интерьеры. Руссо помещает героиню в дикие джунгли, да еще и вместе с диваном. Ее не смущает присутствие змей и хищников, она спит с открытыми глазами и вообще весьма активна. На картине изображена ночь, судя по замечаниям художника, но она очень похожа на день: слишком бледная луна, светлое небо, полностью раскрытые цветы.

(*) Намерения художника проясняются в письме художественному критику Андре Дюпону: "Уважаемый господин! Спешу ответить на Ваше любезное письмо с тем, чтобы объяснить причину, по которой на холсте изображена упомянутая софа. Спящей на ней женщине снится, что она перенеслась в лес и слышит, как играет на волшебной свирели заклинатель. Это объясняет присутствие софы в картине..."
Другая сторона представлена признанием Руссо Арсену Александру:
"Не знаю, нравится ли это Вам, как мне, однако когда я попадаю в оранжерею и вижу там редкие растения из экзотических стран, то думаю, что мне снится сон. И я начинаю чувствовать себя другим человеком..." Этот другой человек держал кисть. Руссо пребывал во сне наяву, как и женщина на темно-красной софе. Работало лишь подсознание. Без всяких ограничений и без модели, руководствуясь многолетним живописным опытом его рука построила жесткое пространство, ритмично расчлененное кружевной растительностью." Наблюдал Руссо за работай, Арсен Александр отмечал: "Я обратил внимание на его палитру, на которой он смешивал зеленые краски для экзотического леса. Он одновременно работал над всеми подобными оттенками на картине. Я никогда больше не видел палитры, которая бы блистала такой живописной гаммой зелени.

Художник Арденго Соффичи был еще больше поражен методом письма Руссо. "Прорисовав карандашом все контуры тропической растительности, он наносил там и здесь мазки различных оттенков зеленого цвета: Руссо сообщил Соффичи, что уже использовал двадцать два оттенка, каждый из которых он прописывал по несколько раз и при их смене тщательно промывал палитру." Особую технику Руссо впервые применил при работе над экзотическими пейзажами. Его пейзажи всегда отличались богатством колорита, но теперь, достигнув полной светосилы в хроматическом богатстве оттенков, он обрел основной принцип работы. Он полностью подчинился стихии живописи и писал, не заботясь о сходстве.

Анри Руссо, не заботясь о мнении посторонних, входил в свой таинственный тропический лес полный звуков и первоначально не видимых глазу созданий и переживал свои сокровенные чувства, выплескивая их в виде сочных красок на холст, в виде прелюдии музыканта расположенного рядом с хищником (страстью), в виде слонёнка (ребёнка), что подсматривает за наготой женщины (за таинством отношений взрослых) на софе... за змеёй уползающей в густую траву. Безусловно эта иллюстрация лишь отдельная параллельная вселенная, рассказывающая о чувствах и переживаниях его автора, как и моя лирика это не связанное с творением Руссо повествование. Но потому я его и сделал иллюстрацией, что даже суть сказанных слов для вселенной каждого отдельного человека всегда наполняется только своим содержательным смыслом и пережитым опытом, который можно лишь прочувствовать, но нельзя повторить. А подробней рассказал об авторе картины, лишь потому, чтобы отметить, что наш мир складывается из таких индивидуальных вселенных, где каждая краска, слово и строка запускают свою череду мыслей, чувств, намерений и событий. И всё что воспринято, — услышано, просмотрено, прочитано, уже включает свои спусковые механизмы к развитию в вашей индивидуальной призме бытия, косвенно оказывая влияние на весь наш мир.

(https://ru.wikipedia.org/wiki/Руссо,_Анри)
* ** —


Рецензии
Лучше ничего не пиши,
О чём станешь жалеть…
Да, это именно так! Поэтому я и молчу сейчас, набираясь сил, впечатлений и смелости, чтобы создать что-то новое - но только моё, неизбитое, свежее, желанное...
До встречи, королевич Елисей!
~*

Вера Петрянкина   08.10.2006 21:45     Заявить о нарушении
Cпасибо Вера! - Я стараюсь делать те поступки, творческую работу, поэзию, за которые потом уже не нужно будет жалеть... даже если сегодня я бы смог ч то сделать и лучше. :)

Медовые яблоки, это те, что лежат в саду, упав в осенние листья, когда ночью уже заморозки, а по утру туман и изморозь на вялой траве... и те, что ещё весят на ветвях с опадающей листвой... и до которых может дотянуться лишь тычка. В природе это сорта. - "слава победителям" и "кальвин"... Первое из них румяно малиновое, большое и кисло-сладкое, второе зелёное, твёрдое и пряно-сладкое.

Хотя это экспериментьальная поэзия, но я не рискнул её опубликовать там, в альбомах поэзии... там иной читатель, иногда не подготовленный к тексту, более длинному, чем он ожидал при открытии страницы. Очень, жалко, что стихира лишина возможности иллюстрировать стихи. - Хотя это не так сложно, - картинки могут при этом лежать и на иных ресурсах, достаточно было-бы разрешить давать на них гиперссылки, в виде небольших автоматизированных тегов. Сейчас я сюда заглядываю действительно редко, - много дел.

До встречи на стихире,

Alex Sikorsky   25.10.2006 19:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.