Карты

Мы маршируем вдвоем, в парадной форме - красные трикотажные брючки и белая рубашка. Тротуар из маленьких каменных плиток. Она берет меня за руку - пойдем, хватит. Узкие глаза, вкрадчивые движения – я из Токио, живу в Лондоне, ты знаешь. Она гладит меня по руке.
- Не смотри на меня.
- Пойдем в кафе. Ты знаешь, где здесь хорошее кафе?
Я оглядываюсь по сторонам – пустые улицы.
- Какой это город?
Кажется, она тоже растерялась.
- Москва, может быть?
- Нет, не Москва. Или Лондон, или Токио. Я не знаю здесь никаких кафе.

Я звоню в квартиру – открывает бабушка. Из квартиры не доносится ни звука. А где все, умерли? Все умерли. На бабушку падает солнечный свет из подъездного окна, она блаженно щурится. Да, пойди, сама посмотри. Я захожу в дом, где полно комнат. Иду на кухню, очень хочется пить. «Просто в одночасье, - говорит бабушка, - Что со всем этим делать, интересно?» Улыбка от солнца еще не сошла с ее лица.

Звонит телефон, это японка. Я уже устроилась в гостиницу, говорит она, прогуляемся? Мы же, наконец, в твоем городе, да? С трубкой на плече я открываю дверь холодильника, достаю воду. Да, в моем городе. Для прогулки это не имеет значения.

У нас большая кухня, 12 квадратных метров. Возле окна стоит большой аквариум и диван для гостей. Сейчас на диване сидит мой двоюродный брат, Борис. Он рисует черной шариковой ручкой на последней странице школьной тетради. Я подхожу и смотрю. Он рисует голые женские фигурки и их отдельные части.

- Какая тебе больше всех нравится?
- Они убиты. Все они. Расчлененные, препарированные.

Я открываю холодильник и достаю литровую бутылку «Бон Аква». Кидаю в стакан ломтик лимона и заливаю водой. Лимон мечется в стакане, покрываясь пузырьками. Борис откладывает тетрадь, берет с подоконника колоду карт, улыбается. Давай поиграем? Я смущаюсь. Соглашаюсь скорее из-за странности самого предложения. Борис спрашивает, на что будем играть, не знаешь? Хорошо, сыграем, потом решим.

Откуда она вообще взялась, эта японка? Я не помню, как ее зовут. По-моему, я даже не спрашивала. Сон, забытый в момент просыпания, или образ из кинофильма, которых я смотрю так много, что ленты врезались друг в друга. Или проекция в целое всех прохожих, марширующих по тротуарам. В любом случае, это она тогда сказала «хватит».

- У тебя отвратительные красные брючки.

Борис тасует колоду и раздает. Я залезаю на диван, скрещиваю ноги «по-турецки», беру свои карты.
- Почему ты так села?
Борис смотрит на мои ноги.
- Как «так»?
Рыбы в аквариуме мечутся у стекла, как цветные пятна на дискотеке. Сквозь воду зеленеет дневное солнце.
- Что тебя…
- Посмотри на свою правую руку.
Моя правая рука лежит на правом бедре, ладонью вниз. Где ей еще быть. Левая держит стопку карт. Я – левша.

Когда мы встречаемся с японкой, начинается дождь. Настолько мелкий, что никто из прохожих не достает зонтов. Справа на улице строят новое здание. Между зданием и улицей – немного строительного мусора и черная ограда из вертикальных металлических стержней.
- Пойдем, посмотрим, - говорит она.
- Там совершенно пусто, я видела таких десятки.
- Все-таки зайдем, - она заходит в калитку.

Я иду дальше. Дождь усиливается. Мой прекрасный лондонский зонт опять забыт дома. Рубашка и брюки промокают, холодным прикосновением липнут к телу. Я дрожу, раздражаюсь, поворачиваюсь и захожу в дом, где скрылась японка.

- Борис? Что здесь случилось?
- Я покажу тебе. Ты не все еще видела.
Я смотрю на брата и думаю о том же, о чем и он. Борис бросает карты и тащит меня за локоть в родительскую спальню. Я успеваю захватить стакан с минералкой.

Из коридора мне видно большую комнату. На полу лежит зеркало в темной раме. По стеклу расходятся крупные и мелкие трещины. На зеркале головой - женщина в перламутровом платье. Глаза полуприкрыты. Изо рта ее свешивается яркий язык, как будто она облизывает стекло. Узкое лицо - полуприкрытые глаза, яркий язык - сливается с отражением. Зеркало блестит на солнце. Мне страшно.

В спальне, на кровати лежит мама. Борис останавливается, отпускает мою руку.
- Как она тебе?
Хорошая. Лицо заплаканное, но улыбающееся. Как будто проблема вдруг разрешилась самым замечательным образом. Ночная рубашка смялась у груди, открывая пупок, лобковые волосы и ноги. Борис смотрит на нее с нежностью.
- Я бы ей всунул. Когда я вижу твою мать, мне хочется это сделать. Так как она тебе?

Сейчас – да, мне очень нравится. Такая чистая постель, мягкое освещение сквозь занавески, даже лужица потемневшей крови между ног аккуратна, изящна. Голубое покрывало, черные волосы, белая ночная рубашка. Лицо мертвое, как умытое.
- Я не знаю, что делать в таких случаях.

Я захожу в дом через выход. Так я скорее найду ее. Внутри оказывается, что дом не строят, а разрушают. Стены в коридорах сложены из непрозрачных стеклянных плиток, какие-то умывальники в нишах, огромные металлические шкафы с навесными замками. Полумрак, въевшаяся грязь, ржавые подтеки на кафеле. Слышатся отзвуки голосов, в основном, высокие ноты женского смеха.

Я заглядываю в одну из комнат. Здесь было что-то вроде склада, теперь остались только большие пыльные стеллажи, в качестве полок – ряды ржавых железных прутьев. В комнате несколько детей играют в «Море волнуется, раз». Маленького мальчика загоняют на самый верх, заставляют плясать, а сами внизу хором кричат считалочку. На слове «замри!» мальчик застывает на одной ноге, но не может удержать равновесие. Его ноги проваливаются сквозь прутья, он врезается пахом в металлический стержень. Кричит. Дети с воплями пытаются стащить его вниз. Кто-то дергает за рубашку, двое тянут за ноги по обе стороны от прута. Ботинки мальчика падают, ступни беспомощно болтаются в полосатых носках. Дети крепче хватают его ноги и повисают на них. Крики боли и веселья перемешиваются в общий гвалт.

Опять звонок. Теперь звонят в дверь. Я иду через все комнаты, за мной следом – Борис. В дверях стоит полный высокий мужчина в костюме, строгий галстук болтается на выпяченном животе.
- У меня вопрос к женщине, - кивает он Борису.
Борис говорит – ага, обнимает меня за плечо.

- Вы когда-нибудь подвергались насилию?
- Ваш муж, родители, родственники?
- Вы участвовали в насильственных актах?
- Если вы столкнетесь с насилием на улице, каковы ваши действия?

В подъездное окно залетает большая муха и кружится у лица мужчины, между носом и ртом. Ему приходится то и дело взмахивать рукой. На коротком пальце правой руки в солнечных лучах вспыхивает золотое кольцо.

- Да! – кричу я. – Мой двоюродный брат изнасиловал и убил мою мать. И еще кого-то. Мне страшно. Мне нужно позвонить. Если я сталкиваюсь с этим, то звоню по телефону.

Борис крепче прижимает меня к себе. Мужчина довольно кивает. Он запускает руку в карман пиджака (кольцо вспыхивает) и достает мелочь.
- Вот, это вам.

- Ну что вы, - отвечает Борис, - не надо. Купите себе бутерброд.
- Причем здесь бутерброд? Это мелкие монеты! – рука мужчины сжимается в пухлый волосатый кулак. – Неужели я должен объяснять вам связь между мелочью и насилием?
- А какая связь? – спрашиваю я.
- Женщина.

Бородач со звоном опускает мелочь в карман, разворачивается, спускается по лестнице. На середине пролета он останавливается и закуривает сигарету. Сквозь подъездное окно слышно, как во дворе орут дети.

Я наконец нашла японку. Она стоит на площадке лестницы, перила сломаны, и смотрит вниз. Я тихо подхожу сзади и шепчу на ухо: «Эй, где ты была?» Ее волосы щекочут мне нос.
- Смотри, - она показывает пальцем.

Лестница уходит на один пролет ниже первого этажа и образует большую площадку. Там горит небольшой костер. Возле него сидят два подростка, едят арбуз. Тот, что поменьше, полноват, в нелепом джинсовом костюме, куртка ему мала. Он держит кусок обеими руками, с заискивающей улыбкой снизу вверх смотрит другому в глаза. В этой улыбке отражается его участь. Одноклассники его бьют, вытряхивают в лужу учебники и тетради из портфеля, колют ножиком толстый зад. Он никогда не смотрит на девочек.

Другой парень лет пятнадцати, худой и несколько развязный, с рассыпающимися светлыми волосами, обнимает младшего друга за плечи, что-то рассказывает. Оба радостно улыбаются. Старший вдруг останавливается, в порыве прижимает к себе мальчишку вместе с арбузом и целует в губы. После поцелуя младший смущенно растирает по животу арбузный сок.

- Какие милашки! – говорю я с умилением. – Пойдем к ним, мне нужно согреться. Я до сих пор не высохла.
- Не хочу, мерзость, - узкоглазая щурится и вдруг заливается хохотом так, что эхо гудит по всем этажам. – Пидоры, кретины, вонючая мразь!

Мы с Борисом возвращаемся на кухню. Я хватаю телефонную трубку. Борис садится на прежнее место и поднимает свои карты.
- Играем.
Я набираю номер телефона.
- Если ты выиграешь, я дам тебе тысячу рублей.

Я перестаю жать кнопки и смотрю на него.
- Да? А если я проиграю?
- Ты же играешь лучше меня.
- Так что, если я проиграю?
- Ты снимешь трусы, нагнешься, и я коснусь членом твоей задницы. Только коснусь пару раз и все.

Я снова берусь за телефон.
- Карты мне совершенно не интересны, с самого детства. Позови бабушку.
В трубке раздается голос японки: «Hello?»

Мы идем по тротуару из маленьких каменных плиток, и сознание проваливается. Как будто ты спишь, и осознаешь, что меду двумя фрагментами сна появилась дыра, ничем не занятый промежуток. Как будто ты смотришь на часы и не знаешь, прочему прошло так много времени, слишком много. Японка идет рядом в красных брюках и рассказывает о Москве, но теперь я не совсем доверяю ощущениям. Как там дома? Попала ли я сюда сейчас до того момента, когда я была здесь впервые, или после?

Мне удается прочитать табличку на углу – Rassell-square. В парке парень лет тридцати пускает мыльные пузыри. У него ведро с раствором и большая лопатка с дыркой. Он окунает лопатку в ведро и машет ей в воздухе. Рядом на траве сидят его жена и пятилетняя дочь. Они занимаются чем-то другим, папаша их не интересует. Каждый сам по себе. Мы с японкой останавливаемся и смотрим на пузыри.
- Вон, здесь есть кафе. Самое обычное.
- Тебе что, плохо?

Я не отвечаю. Жуткий звон в ушах, оболочки мыльных пузырей застилают глаза едкой радугой. Японка опять берет меня за руку, засовывает свои пальцы между моими – идем. Мы выходим из сквера, переходим дорогу на зеленый свет. Мне хочется пить. Я почти ничего не вижу. Я говорю, что нужно купить воды. Быстрее. Она крепко сжимает мои пальцы, слишком крепко. Быстрее. Идем, идем.


Рецензии
Случается так, что события, рассказанные вслух, оказываются гораздо ярче и объемнее, чем изложенные текстом. Так часто бывает с рассказами Риты, но в этом случае обошлось без умерщвления текстом.

Повествование разбито на два самостоятельных потока, связанных разве что легкостью изложения и изящной образностью. Легкость и образность доминируют над все остальным, становясь как бы материей повествования, несущей конструкцией.

Изящная простота никак не обедняет текст. Балансируя на грани невнятности, Рита так в нее и не проваливается. Как в этом отрывке, например:

[[[Борис тасует колоду и раздает. Я залезаю на диван, скрещиваю ноги «по-турецки», беру свои карты.
- Почему ты так села?
Борис смотрит на мои ноги.
- Как «так»?
Рыбы в аквариуме мечутся у стекла, как цветные пятна на дискотеке. Сквозь воду зеленеет дневное солнце.
- Что тебя…
- Посмотри на свою правую руку.
Моя правая рука лежит на правом бедре, ладонью вниз. Где ей еще быть. Левая держит стопку карт. Я – левша.]]]

Скрытая сексуальность, когда ни одно чувство или эмоция не названы, рождает совершенно новый эффект. Выясняется, что так написанный текст воздействует на читателя гораздо глубже, невероятным образом помещая его внутрь повествования.

Временами эмоциональность кажется вычурно банальной. В этом все тот же эффект простоты, чтобы воздействие проникало в самую сердцевину сознания. Мягкая едва уловимая агрессия замещения, читатель даже не замечает, как текст записывается на его теле. Как в новелле Кафки.

[[[На слове «замри!» мальчик застывает на одной ноге, но не может удержать равновесие. Его ноги проваливаются сквозь прутья, он врезается пахом в металлический стержень. Кричит. Дети с воплями пытаются стащить его вниз. Кто-то дергает за рубашку, двое тянут за ноги по обе стороны от прута. Ботинки мальчика падают, ступни беспомощно болтаются в полосатых носках. Дети крепче хватают его ноги и повисают на них. Крики боли и веселья перемешиваются в общий гвалт.]]]

Просто, остроумно, эмоционально. Очень цельно, ничего лишнего. Один из лучших рассказов у Риты. Вот так.

Маникен   11.09.2006 20:53     Заявить о нарушении