Не бойся, ребенок

- Запишите тему урока, - сказала Антонина Петровна ученикам четвертого класс. - "Главные члены предложения"… Сысоев, не вертись. Итак, к главным членам предложения относятся…
 Шел четвертый и последний урок в сельской начальной школе. Ребята устали, слушали учительницу с трудом, тем более что за окном одноэтажного здания школы буйно росла зелень, на ветвях деревьев резвились воробьи и синички, - приближалось лето - долгожданная пора каникул. Им бы во дворе побегать, поиграть в казаки- разбойники, а тут учи главные члены предложения.
 Антонина Петровна, пожилая женщина, прекрасно понимала настроение своих учеников, поэтому неожиданно для всех вдруг сказала:
- Я вам завидую, дети, вы будете жить в двадцать первом веке.
 Детские головы одновременно отвернулись от окон и внимательно стали вглядываться в свою учительницу.
- Жаль, что нет жизни после смерти, - продолжала она. - Было бы интересно посмотреть, как будут жить люди в это время. Если бы я верила в Бога, то, наверное, считала это возможным. Посмотрела бы с небес, как вы тут будете без меня. - Она оглядела класс и обратилась к светловолосой девочке за второй партой. - Наташа, почему ты не пришла ко мне вчера? Я же просила тебя...
- Я побоялась, - пропищала девочка.
- Чего ты боишься?
- Да, мне потом домой поздно возвращаться мимо кладбища, - прохныкала Наташа.
 Раньше это была небольшая деревня, погост которой, располагался, как ему и положено, на окраине, подальше от жилых домов. Потом деревня стала разрастаться и превратилась в село, потому что в ней появилась собственная церковь, которую потом при советской власти приспособили под склад, и так получилось, что погост оказался в самом центре села. Куда ни пойди, а с кладбищем не получалось разминуться. Взрослые как взрослые, а сельские ребятишки, не оглядываясь особо по сторонам, старались бегом проходить погост.
- Мимо кладбища?… Опять это кладбище. Не бойся, ребенок. Дети, не надо боятся кладбища, не надо боятся мертвых, - с грустью в глазах сказала Антонина Петровна застывшим от ужаса четвероклассникам. - Бойтесь живых, а мертвые вам ничего плохого не сделают, оттуда еще никто не возвращался. Я тоже раньше верила бабским сказкам, что мертвецы встают из своих могил по ночам. Я вам точно могу сказать, что никто не встает ни днем, ни ночью.
 В классе стояла мертвая тишина, никогда еще четвероклассники не слушали так внимательно свою учительницу. Они смотрели на неё так, будто впервые её видели. Ни дома, ни в школе эту тему никто и никогда не затрагивал. Разве что бабушки еще могли что-то порассказать. Наташа вспомнила, как бабуля Вера говорила, когда умер сосед, что он обязательно вернется еще домой с мешком свеклы за спиной. "Значит, встают мертвые из своих могил", - рассуждала Наташа. - "И Бог есть, так сказала бабушка. Она лучше знает".
 Четвероклассники с недоверием смотрели на свою учительницу, - слишком уж разнились их знания об этой материи с тем, что она им сейчас сказала. Глядя им в глаза, Антонина Петровна, поняла, что они ей не верят.
- Вот послушайте, что я вам расскажу. Было мне тогда двадцать три года. Я вышла замуж по любви, через два года у нас родилась девочка, и назвали мы её Катюшей. Такая хорошенькая девчушка получилась. Веселая, всем улыбалась. Мы так были счастливы с мужем. Но пришел черный день в наш дом, – дочка заболела. К кому мы только не обращались: и к врачам, и к бабкам… Ничего не помогло. Умерла моя Катюша. А был ей всего годик. Как я по ней убивалась, один Бог знает… Не могла себе найти места, с ума чуть не сошла. Всё она мне снилась, как я её обнимаю, прижимаю к себе, целую, а девочка моя смеется мне звонко в ответ… И такая тоска меня взяла, что, однажды, решила я сходит ночью на кладбище. Думала, вдруг моя девочка встанет из могилы ночью, и смогу я тогда снова обнять мою кровиночку. Дождалась полуночи и пошла, крадучись, на кладбище. Доплелась до её могилки и стала ждать… Три ночи подряд ходила я на кладбище, тайком от мужа… Такая жуткая тишина стояла - в ушах звенело… Только не дождалась я своей девочки… Ни она, ни кто другой из могилы своей так и не встал…
 Антонина Петровна тяжело вздохнула и оглядела своих учеников, сидящих смирно и внимательно слушавших рассказ своей учительницы. «Интересно, что у них сейчас в головах творится?» - подумала она. «Бедная Антонина Петровна», - промелькнуло в сознании Наташи.
 Тут раздался долгожданный звонок. Урок закончился, только почему-то никто из четвероклассников не спешил собрать учебники и тетрадки в портфель. Дети вдруг поняли, что перед ними не только преподаватель, строго спрашивающий урок, но и обычный человек, такой же порой беспомощный и несчастный, как и все другие люди.
- Завидую я вам, дети. Вы будете жить в двадцать первом веке, - улыбнувшись, сказала учительница.

 ***
 Мне ничего не известно, как сложилась дальнейшая судьба героини рассказа, одно могу сказать, что среди этих четвероклассников находилась и я сама. Почему она решила рассказать нам о своем ребенке, Бог её знает, но у меня сохранились о ней самые светлые воспоминания и добрая память.


Рецензии