клф нло н. бодров Забег

НЛО НБ


ЗАБЕГ
(«ТРИ РАССКАЗА О ЛЮБВИ»)

 «…Интересно, - думал он, - много это или мало – полтора километра? Километр я знаю – это, в общем-то, немного – бегал. И три бегал.… А вот полтора, это, м-м-м…»
 Он шлёпал по лужам, не обходя их и не выбирая места почище и посуше. Весеннее солнце прыгало перед ним, точно котёнок. И он наступал и наступал на него, а оно каждый раз отпрыгивало и отпрыгивало. На шаг, ещё на шаг. Казалось, вот оно, только наступи, но яркий шар отскакивал снова и снова…
 Он взглянул на часы: «Без пятнадцати – надо спешить…». Закинул сумку на спину и побежал…
 Вышли на линию. Судья подносит протокол. Начинают перечислять бегунов. Время почти остановилось. Все движения настолько медленны, что, кажется, старт никогда не наступит, а, если и наступит, то стартовать будут древние старички, а не молодые, здоровые и весёлые юноши.
 Взгляд на трибуны: «- Точно, она. Сидит в центре. И чего её сюда притащило?»
-…ов – ов –ов…Первый –вый –ый – ый разряд – мят – дят – тят – ат – ят. Спортивное общество – мивное щество – тво во…
« Ну, с этими можно побороться… И с этими тоже… Эти вообще для меня не проблема… А эти! Ого! Второй разряд. Это уже серьёзно. А?! Первый?! Всё. Этого мне не обойти. И зачем она здесь?... Победить я не смогу. Это точно. Жаль, что она увидит, как я прибегу последним… Если вообще прибегу… Ещё бы – у всех разряды… А ей то что… Ей не разряды важны. Она, конечно, ничего не скажет, но подумает: «Слабак. Не смог прийти первым.» А, может, рискнуть? Может, от этого забега зависит всё!?... Мне бы только придти первым. Любой ценой… Кто там «первый разряд»? Ага, вот этот в зелёных трусах. Ну, главное его обогнать, а уж все остальные…»
 Он снова глядит на трибуну и видит, что она улыбается. Он улыбается ей в ответ, но вдруг понимает, что улыбка предназначена не ему. Он оглядывается – детина в зелёных трусах скалит зубы.
« Ах, ты, гад! Ах, ты…нехороший человек. Ну, подожди, дай только разогнаться… Я тебе покажу первый разряд…»
 «Зелёные трусы» улыбаются и приветственно машут рукой.
 Хлопок. Дан старт забегу. Промелькнуло лицо тренера. Спокойные глаза. Успокаивающий жест рукой. Всё остальное слилось в одну расплывчатую полосу. Впереди куча спин.
« Что он там советовал?...Круг – тридцать шесть секунд… Если темп выше – большой палец вниз, если иду ниже графика – вверх. Перед финишем нагнать секунды две – три… А, где же «зелёные трусы»?...»
 Впереди мелькают спины – разобраться, какая из спин обладает зелёными трусами невозможно. Бегуны проходят первый из десяти кругов. На повороте он видит лидера, ведущего гонку. Так и есть – «зелёные трусы». Лицо бегуна сосредоточено. Лидер всегда остаётся лидером. На секунду в глазах загорается самодовольство и радость, но затем снова: брови вплотную к губам подбородок, как можно выше. Лидер.
 Мелькает лицо тренера. Губы беззвучно что-то шепчут. Обе руки энергично показывают вверх. Взгляд назад – никого. Взгляд вперёд – метрах в четырёх последний бегун.
«Не может же быть, чтобы я их обогнал на целый круг… Значит. Отстаю. Ну, чёрт возьми, рискну на полную!...»
 Спины начинают неумолимо приближаться. Первый, второй, третий….
«Оказывается, не так сложно их обогнать… А, ну-ка, добавлю ещё…»
 Мерное «бум-бум – бум» постепенно переходит в весёлое «бум –бум – бум –бум – бум». В поле зрения показываются «зелёные трусы». Кончается второй из десяти кругов. Впереди, кроме лидера – никого. Мелькает лицо тренера. Лицо ничего не выражает, лишь пытается что-то высчитать по секундомеру. Исчезая из поля зрения, оно губами беззвучно говорит «двадцать пять».
 «Зелёные трусы» чувствует погоню. Лёгкое волнение в глазах. Плечи бегунов сравниваются, затем бывший лидер начинает отставать. Уши выражают единственную фразу: «Ну, нахал!»
 «Зелёные трусы» добавляет темп, но и наш герой не сдаётся, упорно отстаивая выигранные два с половиной шага. Пробегая мимо трибун, оба глядят на неё. Она удивлена и заинтересована. Трибуны вздыхают, а затем замирают – явно видно, что тандем ускоряется. Они бегут уже почти, как стометровку, едва не опережая собственные ноги. Разрыв от основной группы катастрофически растёт. Одна четверть круга, полкруга, три четверти…. Впереди мелькают силуэты отстающих.
«Не может быть… Или я снова отстал? Нет, нет! Не может быть….»
 Взгляд на тренера: круглые глаза. Рот, шепчущий удивлённо: «Двадцать две…». Большой палец вниз: «Сбросить скорость!» Справа и чуть сзади тяжелое дыхание «зелёных трусов». Пытается обойти по внешней дорожке. Тандем бежит уже на пределе. Первым спохватывается «зелёные трусы». Впереди ещё пять кругов, а ноги уже , как деревянные. Выбрасывание их вперёд на каждом шаге даётся уже с трудом. «Зелёные трусы» виноватым взглядом глядят на неё, и замедляется. Но уже поздно. Он понимает, что финишировать ему уже не придётся. В уме проносятся причины, по которым можно остановиться, не показав, что он отказывается от борьбы. Лопнувшая резинка трусов и столкновение на повороте отпадают: первое – невозможно из-за недостаточной подготовленности в области обрывания резинок на ходу, второе – нереально из-за неестественности столкновения. Остаётся применить старый испытанный приём под кодовым названием «схватило мышцу»…. «Зелёные трусы» начинает резко сдавать, затем хромает, переходит на шаг и в конце концов садится на дорожку, морщится «от боли» и тянет носок на себя.
 Наш главный герой пробегает ещё целый круг, прежде чем замечает отсутствие преследователя. Сразу же наваливается усталость. Скорость резко падает.
 Взгляд на тренера. Ответный взгляд печален и обречён. Таким взглядом проспавший на работу смотрит на молчащий будильник, не разбудивший его вовремя. «Сорок секунд» - шепчут его губы.
 Ноги уже почти не гнутся. Они, как чугунные болванки, вылетают далеко вперёд. И тело уже по инерции их догоняет. Когда оно приближается к ногам вплотную, те под воздействием какой-то непонятной силы снова переваливаются вперёд – далеко-далеко. А тело снова стремится приблизиться к ним.
«…Господи, -думает он, - отчего ты не придумал поручни к моим бёдрам, я бы сейчас помог себе руками….»
 За два круга до финиша его обгоняет первый бегун из основной группы, за круг до финиша – последний. Глаза его отлавливают в мерно ползущей ленте трибун глаза «зелёных трусов», которому делают массаж. «Зелёные трусы» доволен. Как бы там не было – он сошёл с дистанции не побеждённым, хотя и не победителем.
 Мелькает и её лицо. Взгляд похож на взгляд человека, обнаружившего в старом пальто выкидываемом на свалку четвертной билет.
 Представьте себе человека, занимающегося спортивной ходьбой второй день. Добавьте к нему схваченные словно гипсом колени и лицо истукана с острова Пасхи. Полученное два раза окуните в ванную с потом и оденьте всему этому на плечи невидимый рюкзак, где сидят три бегемота и ещё один слонёнок. Теперь поставьте всё это под небольшой уклон и толкните так, чтобы оно уже не могло остановиться. Это и будет наш герой, подбегающий к финишной черте.
 Когда линия была пересечена, раздался ироничные одинокие аплодисменты. Кто-то хихикнул. Он сел на лавочку. Его ноги вытянулись сами собой. Спина приткнулась к бетонной стенке, голова свесилась на грудь.
«Ох!» - подумал он. Эта глубокая мысль потрясла его до основания. Он закрыл глаза. Она подошла к нему и присела рядом на корточки.
- Это было здорово! А зачем вы так взвинтили темп?
- Что? Темп…? А-а…
 Он посмотрел на неё исподлобья и …улыбнулся. И она улыбнулась. В окне светило солнце, и жизнь казалось светлой, как голубое небо, тёплой, как жёлтые солнечные лучи, и красивой, как девушка, только что мило улыбнувшаяся ему.
- Темп… Это я новую тактику пробовал. Всё ещё в стадии эксперимента. Пока всё пробую, думаю, рискую. Правда, неудачно. А вас как зовут?...
- Марина.
- А меня Вадик! Будем знакомы… А что вы делаете сегодня вечером?
- Вечером? Бегаю в парке. Вы знаете, я так люблю бегать После бега чувствуешь себя как-то легче, свободнее… Ну, вы, наверное, понимаете меня…
- О, да! Конечно!...


1986 – 1987 НБ


Рецензии