Психологическое консультирование и личностный рост

Проблемы никогда нельзя разрешить
с тем же образом мыслей, который их породил
Альберт Эйнштейн

Личность человека проходит множество стадий в своем развитии. Живя в социуме, постоянно происходит возникновение множественных межличностных связей между людьми, сферы общения, которых также многообразны, семья, работа, бытовая сфера и многое другое.
Одновременно, следует отметить, что человек привносит приобретенное им посредством воспитания, процесса социализации – свои позиции и установки в иные социальные группы, в которых он устраивает дальнейшую жизнь.
Создавая семью, люди приходят к пониманию, об индивидуальности своего партнера, его непохожести и невозможности подчинить своим притязанием. Чаще такое понимание наступает гораздо позднее по времени, когда потенциал взаимного терпения исчерпан и семья продолжает существовать, находясь на грани распада.
Как много написано работ о самостоятельности и потенциале личности в решении проблем, делающих жизнь более ограниченной, когда она проходит без понимания своего истинного намерения и желания полноценного существования Бытия.
Так почему же человеку, находясь в конфликте с собой, причем в разных социальных группах, семье, профессиональный коллектив, иное, бывает необходимо поделиться с другим человеком, рассказать ему о своих переживаниях, напряженности в отношениях и неспособности решить данные проблемы самостоятельно?
Это помощь оказывают специально подготовленные специалисты, которые одновременно являются проводниками в получении личностью нового видения событий, тогда как сама личность бывает погружена в созданные ею же самой рамки и границы, когда не видит выхода из сложившейся ситуации, ведь новое видение ситуации, новое слово способно подтолкнуть человека к расширению своего видения на себя, отношения, перспективы.
Тесный круг общения личности: знакомые, коллеги по работе, члены семьи, создают круг сложившихся стереотипов поведения, которые одновременно могут выполнять как положительные, так и отрицательные функции в зависимости от собственного настроя и желания человека. Это могут быть интересы в получении защиты, когда человек позиционирует себя как слабого, не способного к решению многих вопросов, одновременно, это может быть духовно богатая личность, внутренний мир, которой позволяет расширить рамки понимания своей ситуации, но одновременно, нет того стимула, который мог бы дать толчок к радикальным изменениям.
Многие люди устают от бремени повседневных проблем и начинают искать новые способы реализации своих потребностей, и богаче их делает не широко налаженные общественные связи, а понимание и принятие себя в таком многообразном на различные проявления социальном мире.

Потенциалы личности
Проблемы понимания личностью своего предназначения и реализации заложенного потенциала, исследуются в рамках философско-психологического контекста с древнейших пор. Человека всегда интересовали грани своего поведения в различных ситуациях, способствующих объяснению совершаемых им действий, в рамках социальной жизни. Богатство проявлений этих действий и решений велико, но одновременно возникает ситуация, пресыщения однообразными картинами быта, когда теряется связь с другим, близким тебе человеком и отношения принимают, вид замкнутого круга. Одновременно, желание испытать новые чувства и понимание со стороны социального окружения, стимулируют человека выйти за рамки, например семьи, и открыться (попытаться рассказать, объяснить свои переживания совсем чужому человеку, ведь исповедь – старинный и возможно для некоторых конструктивный способ выговориться и почувствовать облегчение, по-новому посмотреть на Жизнь.
«Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия….».
Человек постоянно находится в поиске оптимизации своего существования, используя силы своего Я и отражения, и поиска новых возможных правил поведения с другими.
«Стать личностью – значит, во – первых, занять определенную жизненную, прежде всего межлюдскую нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность, в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. И хотя эта жизненная позиция выработана самим субъектом, принадлежит ему и глубоко пристрастна (если не сказать – выстрадана им), тем не менее по своему объективному значению она есть принадлежность человеческого общества, продукт и одновременно причина общественных межлюдских связей и отношений. Поэтому истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она действительно являет (или являла) своей жизнью…».
Мы видим, что личность не может развиваться и полноценно существовать вне сложного процесса развития общества, личность и социум – неразделимые понятия.
Одновременно, хочется отметить, что как бы не менялось время, многие проблемы межличностных отношений остаются и решаются для каждого поколения, совершенствуясь и открывая новые горизонты для их решения.
«Совесть – это голос, призывающий человека обратиться к самому себе, этот голос дает возможность понять, что он должен осознать цели своей жизни и нормы, необходимые для достижения этих целей. Вот почему человек – это не беспомощная жертва обстоятельств; человек в самом деле способен изменить и подчинить своему влиянию свои внутренние силы и силы внешние и контролировать, по крайней мере, в некоторой степени, условия, в которых он живет. Человек может способствовать созданию условий, которые развивают стремление к добру и служат его созданию.
Главная жизненная задача человека – дать жизни самому себе, стать тем, чем он потенциально является. Понять человека - не значит простить ему все, что он совершил, даже непростительное. Понять человека – это значит не обвинять его свысока, превознося себя над ним и ставя себя в позицию Бога».
Представления о зрелой личности
Предваряя исследование теоретических представлений о психологическом консультировании в семье, важно остановиться на понятии зрелости личности
«Наиболее важным понятием в терапии и критерием любого психологического проявления является понятие зрелости.
а) это такое состояние, в котором данное человеческое существо в полной мере отвечает за самого себя.
б) зрелым можно считать человека, достигнувшего совершеннолетия, который способен осуществлять выбор и принимать решения на основании точного восприятия самого себя, окружающих и ситуации, в которой он находится, кто берет на себя ответственность за эти выборы и эти решения, за любое их последствие.
Стиль поведения, характеризующий зрелую личность, можно назвать функциональным, поскольку он позволяет личности достаточно адекватно и успешно взаимодействовать с миром, в котором он живет.
Такая личность:
а) ясно выражает свои мысли, намерения, желания.
б) обращает внимание на сигналы своего Я, тем самым принимая все свои мысли и чувства.
в) способна видеть и слышать то, что происходит за ее пределами, дифференцировать это от соб¬ственных проявлений и от проявлений среды.
г) ведет себя по отношению к другому человеку, как к существу, отдельному от нее и уникальному.
д) рассматривает существование различности как возможность получения новой информации и исследования, а не как угрозу или причину конфликта.
е) воспринимает других людей и ситуации в контексте, то есть с точки зрения того, чем они объективно являются, а не того, какими она хотела бы или ожидала их увидеть.
ж) принимает на себя ответственность за то, что чувствует, о чем думает, что видит и слышит, а не отрицает своих проявлений и не приписывает их кому-то другому.
з) имеет навыки ведения открытой коммуникации, передачи и восприятия информации, выяснения разночтений между ней самой и окружающими».
Психологические черты зрелой личности:
« - выраженное стремление к творчеству, проявление творческого начала в самых разнообразных сферах жизни; тонкая восприимчивость к достаточно широкому кругу явлений социальной жизни (к искусству в его различных жанрах и формах, к жизни людей в ее разнообразных проявлениях; к миру идей. Относящихся к сфере научного познания, нравственности, морали и т.д.; к человеческой экспрессии; к природе в ее многообразии и богатстве и т.д.);
 - хорошая интеллектуальная активность в смысле постановки жизненных проблем, готовности их вдумчиво понять и пытаться настойчиво решать;
Достаточная эмоциональная чувствительность, которая носит избирательный характер. Но широка по кругу вызывающих ее явлений; способность при этом проявлять высокий уровень эмоциональной восприимчивости к определенной области явлений окружающего мира, социальных феноменов, человеческих отношений;
 - мобильность способностей, т.е. умение реализовать в соответствующих действиях присущие человеку потенции, которые он хотел бы раскрыть;
 - рефлексия на свой духовный облик, служащая задачам самоорганизации. Цели такой самоорганизации достаточно разнообразны и широки – тут и нравственное самосовершенствование, и интеллектуальный рост, и эстетическое развитие и т.д.
Процесс формирования личности не происходит в изолированной среде, он осуществляется в контексте более или менее развитого общения с людьми, общественными институтами, различными проводниками массовой коммуникации. В результате вольно или невольно в той или иной мере растущий человек улавливает, осваивает тенденции эпохи, характер господствующего восприятия и понимания жизни».
Вывод
Каждая личность уникальна и проходит в своем развитии определенные этапы, учась на своих ошибках и перенимая опыт предыдущих поколений. Но на основе собственной внутренней силы и возможности контролировать проявление негативных импульсов, принимая себя и других исключительно как цель, можно говорить о едином целом компоненте взаимной помощи и интереса человека к самому себе и своему окружению.
Психологическая помощь: цели и задачи, психологическое здоровье семьи.
Важным этапом в жизни человека становится время создания семьи. Данный институт имеет свою древнюю историю. Семья – это единение отдельных личностей, имеющих собственные взгляды, мироощущение, возрастные и другие особенности. Множественность ожиданий и интересов, притязаний и стереотипов создают условия для возникновения негативных реакций внутри семьи и для многих семей психологическая помощь специалистов становится новообразующим этапом как в обретении семейного благополучия, так и с ростом личности.
«Практическая психология, в том числе оказание психологической помощи включает в себя многообразные по своей структуре и методам в решении проблем, школы, которые призваны помочь человеку открыть в себе новые возможности к адаптации в изменяющихся условия жизни.
По своей ориентированности психологическая помощь может оказываться: а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами, которые прямо или косвенно вызваны его семейной жизнью или ее отсутствием; б) брачной или предбрачной паре; в) семье в целом; г) родителю или родителям; д) родителям и детям; е) ребенку или подростку.
По своему характеру психологическая помощь может состоять: а) в рекомендации организационных мер, связанных с воспитанием ребенка, таких, как направление в специальные или вспомогательные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля и т. д.; б) в рекомендации методов воспитания, обучения; в) в профессиональной ориентации подростков; г) в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении; д) в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий .
В основании психотерапевтической модели консультативной психологической помощи лежит несколько предпосылок научно-методического и социально-практического характера.
Индивидуальный подход. Акцент в работе психолога-консультанта делается на устранении или профилактике тех индивидуально или социально-психологических причин, которые, по-разному проявляясь в разных семьях, приводят к распаду семьи, глубоким семейным дисгармониям, алкоголизму, невротическим заболеваниям, снижению качества семейного воспитания, нарушениям в поведении и развитии детей. Хотя за всеми этими явлениями могут стоять общие проблемы социально-демографической, экономической или социологической природы, психолог-консультант исходит из допущения, что они по-разному трансформируются у разных людей, в разных семьях и опосредуются личностными особенностями членов семьи, их психологическими ресурсами. Благодаря этому опосредующему влиянию психологических структур и процессов одни и те же факторы в одних семьях приводят к дисгармониям и неблагополучию, а в других — нет. Поэтому объектом анализа и воздействия в рамках консультативной психологической помощи всегда является конкретная семья (или личность) с присущими только ей особенностями развития, реагирования на жизненные ситуации, способами решения конфликтов, планами и т. д.
Консультативная работа с отдельной семьей не должна подменять деятельность организаций и институтов, и в частности органов массовой пропаганды, которая направлена на идейное воспитание трудящихся, в том числе воспитание коммунистических отношений в быту. Цель консультативной работы не столько в том, чтобы прививать высокие моральные стандарты, сколько в том, чтобы укрепить возможность у членов семьи им следовать. Данное положение также подчеркивает, что сотрудники службы, как правило, не должны ограничиваться подачей пусть даже полезного совета, а обязаны стремиться к выявлению индивидуальных. причинах семейных дисгармоний и содействовать устранению этих причин в конкретных случаях.
Опыт показывает, что, например, за одними и теми же по своему содержанию жалобами родителей могут лежать самые разные причины: особенности темперамента ребенка, не учитываемые родителями, соматические или психические заболевания, неудачно сложившийся опыт общения в коллективе, психическая травма, особенности воспитательного стиля или личности самих родителей, специфика семейной ситуации в целом, характер общения и различные трудности в контактах родителей-супругов, в том числе и сексуальные проблемы. Это означает, что специалисты Службы семьи должны уметь определить природу тех или иных нарушений и оказать адекватную помощь.
Использование методов психологического воздействия. В ситуации оказания психологической помощи; в рамках психотерапевтической модели консультант опирается, прежде всего, на 1) личностные ресурсы своего клиента и на свои личностные ресурсы; 2) на закономерности и психотерапевтический потенциал общения как диаде консультант — клиент, так и в группе, в том числе в семье. Использование медикаментозного воздействия выходит за рамки компетентности психолога-консультанта; прямое вмешательство консультанта в социальную ситуацию клиента снижает эффективность психологической помощи, так как не способствует укреплению у него чувства самостоятельности, ответственности, способности справляться с жизненными трудностями. Психолог-консультант, таким образом, апеллирует к разуму, эмоциям, чувствам, потребностям и мотивам клиента, так же как к его способности общаться с людьми, при этом используя различные техники, приводящие в движение эти ресурсы клиента.
Использование потребности в помощи. Психотерапевтическая модель помощи предполагает работу с семьями и членами семей, которые только объективно, но и субъективно испытывают трудности в семейном общении и семейном воспитании, т. е. мотивированы на принятие психологической помощи и добровольно обратились в консультацию. Это положение основано на том полученном в опыте факте, что психологические методы воздействия эффективны только для семей, добровольно обращающихся к психологу. В том случае, когда члены семьи пытаются решить свои проблемы своими силами и не желают вмешивать посторонних, или в том случае, когда неблагополучие семьи кроется не столько в межличностных отношениях или психологических особенности членов семьи, сколько в конфликтных отношениях семьи с обществом, одно только психологическое воздействие малоэффективно».
«Направление психологического консультирования направлены прежде всего на изучении личности, его индивидуальности, его способности изменяться и совершенствоваться.
Психологическая помощь при консультировании состоит в следующем:
 - работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания;
 - признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний;
 - ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека».
Основная задача консультанта – вызвать переживания клиента, основанные на безоценочном отношении к поступающей информации. В связи с этим Г.С. Абрамова выделяет четыре типа задач взаимодействия клиента с консультантом. Во-первых, социальные задачи, когда человек оценивает свои переживания и информацию о других людях, ориентируясь на социальные критерии и нормы («правильно – неправильно»). На этом этапе требуется изменение системы оценки клиента, что позволяет увидеть (клиенту) цель с другой стороны, позволит отойти от шаблонного поведения и переживания. Во-вторых, этические задачи, когда клиент формулирует свое отношение к цели взаимодействия, заранее осуществляя выбор своего отношения («хорошо-плохо»). Консультанту необходимо показать ограниченность оценочной шкалы, которая не дает возможности клиенту анализировать динамичность наличной информации. В-третьих – нравственные задачи. Они связаны с ориентацией переживаний на критерии добра и зла, которые требуют осуществления выбора. Необходимо показать клиенту условность этих критериев, подвести его к сознанию многообразия этих критериев для разных людей. В-четвертых, собственно личностные задачи. Они характеризуются тем, что клиент ставит вопрос о значении для себя той или иной информации, когда он открыт для освоения других форм поведения. Работа консультанта связана с тем, чтобы они совместно с клиентом переформулировали актуальную проблему в личностную задачу.
Предметом взаимодействия является внутренний мир клиента, целью – изменение отношения клиента к нему, нахождение альтернатив действий, переживаний и мыслей.
Цель консультирования – культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения. В целом эффективность консультативного процесса связывают с личностным продвижением и ростом. В процессе консультирования консультант, как правило, поэтапно решает основные задачи: 1) помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации; 2) актуализирует личностные ресурсы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблемы».
«В ходе терапии каждый человек должен осознать, что у него самого и у его партнера существуют различные потребности, различный опыт, вследствие этого они по-разному относятся к жизни и различными способами реагируют на ее требования».
Психологическая помощь направлена на раскрытие человеком своего личностного потенциала, способности увидеть иные возможности своего поведения, а также изменения отношения к происходящим событиям, умение принимать ответственность за выбранные пути своего развития.
«Феномен психологического здоровья семьи - интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения всех ее членов.
Основными задачами семейной психотерапии являются следующие:
• улучшение внутрисемейных отношений;
• ощущение членами семьи того, что их интересы и потребности, другие понимают и уважают;
• преодоление позиции, при которой вина за семейные проблемы возлагается на кого-то одного;
• формирование более гибкого отношения к лидерству;
• развитие способности к взаимопониманию и эмпатии;
• развитие способности принимать существующие различия;
• совершенствование навыков индивидуального и совместного решения проблем;
• укрепление независимости;
• достижения баланса между стремлением членов семьи к независимости, с одной стороны, и движением к сплоченности – с другой (по Фримен, 2001)».
Личностный рост
Можно говорить о том, что психологическое консультирование семьи представляет собой широкий спектр возможностей понимания человеком новых граней своего существования, выработке новых позиций, стимулов, выводов.
«Личностный рост есть не всякое развитие личности, а лишь то развитие, которое детерминировано в решающей степени генетически закрепленными факторами (основами) поведения и трансперсональным. Целью психологической коррекции, является ситуация, когда клиент преодолевает свою отчужденность от себя - он действует, прислушиваясь к требованиям своих эмоций, ориентируясь на свою интуицию, где это необходимо, вступает в борьбу с требованиями со стороны других, социальными нормами, ценностями, когда эти требования означают для него манипуляцию и имеют смыслом (целью) отчуждение человека "от себя самого" - то есть от влияний со стороны своего трансперсонального и генетических основ.
Сутью взаимоотношений между представителями этих двух групп ролевых позиций является борьба, уклонение от которой есть стагнация и деградация. Смыслом этой борьбы является утверждение в мире позитивного творческого начала - социальные требования, нормы, ценности должны меняться в направлении обеспечения условий для личностного роста каждого человека в противовес манипуляциям».
В. Сатир предложила определять момент окончания терапии достижением следующих критериев (для членов семьи в целом):
 Когда члены семьи могут взаимодействовать, проверять информацию, спрашивать.
 Когда они могут интерпретировать враждебность.
 Когда они могут понять, как видят их окружающие.
 Когда они могут понять, как они видят себя самих.
 Когда один член семьи может рассказать другому, как он себя проявляет.
 Когда один член семьи может рассказать другому о том, что он от него ожидает, на что надеется и чего боится.
 Когда они могут спорить.
 Когда они способны совершить выбор.
 Когда они способны учиться на практике.
 Когда они могут освободиться от вредных последствий прежних моделей.
 Когда они могут ясно выражать свои мысли, то есть, быть конгруэнтными в своем поведении, с минимальным различием между чувствами и их выражением и с минимумом скрытых сообщений.
Критерии для ситуации, когда взрослые мужчина и женщина как муж и жена могут:
 Быть правдивыми, говоря от первого лица «Я», добавлять утверждение или вопрос, которые: критикуют, находят ошибки, оценивают, говорят о раздражении, сообщают о наблюдении, говорят о проблемах.
 Быть конкретными, говоря так, чтобы стало понятным «Я и мне» и «Ты и тебе». «Я — отдельное от тебя существо, и я осознаю мои собственные качества как при¬надлежащие мне. Ты — это ты, отдельно от меня, и я осознаю твои качества как принадлежащие тебе».
 Быть недвусмысленными, используя вопросы и утверждения, которые отражают правдивость и способность понимать утверждения, инструкции и намерения другого человека, для того, чтобы добиваться какого-то результата.
в) Лечение закончено, когда каждый участник терапевтических сессий может использовать первое лицо «Я», продолжая предложение глаголом в активном залоге и заканчивая его прямым дополнением.
Вывод
Психологическое консультирование помогает обрести понимание своего нового места в сложной системе семейных связей, новые способы общения: слышать самому и быть услышанным и правильно понятым внутри своей семьи. Адекватная и объективная оценка истинных причин, вызвавших необходимость обращения за помощью. В следующей Главе предложены для рассмотрения два примера оказания помощи женщинам, находящимся в сложных жизненных условиях и ищущих поддержки и помощи у психологов0практиков.
Пример
Пример видения в новом свете своих трудностей на примере позитивной психотерапии с использованием восточных притч.
Пятьдесят лет вежливости

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половину хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлеба, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь».
Не всегда мы сами ставим перед собой какую-либо цель, иногда это делают за нас другие. «Я стараюсь выполнять то, что хочет мой муж» Главнее для нас – это угадать и исполнить желания и намерения нашего партнера. При этом мы не проявляем никакой инициативы ради себя и, очевидно, без всяких на то оснований отодвигаем на задний план собственные желания и потребности. Эта предупредительность, это замалчивание собственных потребностей и желаний приводят не только к недоразумениям, но и к одностороннему распределению ролей, которое с течением времени будет восприниматься как обуза и порабощение.
Рассказ сорокапятилетней домохозяйки, матери двоих детей:

«До сих пор я только и делала, что считалась с другими: с мужем, с детьми, с моими родителями, родственниками, знакомыми, соседями и т.п. Я всем хотела угодить и совершено забыла о себе. В результате мне стало очень трудно принимать самостоятельные решения, так как я всегда думала о том. Что скажут другие по этому поводу, понравится ли им это, что они подумают, будут ли они довольны? Если же, приняв решение, я замечала, что кто-то не согласен с ним, я тотчас же шла и делала то, чего совсем не хотела делать. Меня не покидали сомнения и чувство вины. Ссоры близких людей угнетали меня. Я попала в ильную зависимость от чужого мнения. Вдобавок я возложила на себя слишком много обязанностей, которые просто не могла осилить. Домашняя работа стала для меня непреодолимым препятствием. Я приходила в уныние, падала духом, меня одолевала тревога и мучила депрессия, которую врачи лечили медикаментами. Когда силы иссякали, я ложилась в постель. Стоило мне почувствовать, что я отдохнула, что мои душевные и физические силы восстановлены, как все опять начиналось сначала. Когда мое состояние ухудшалось, мне опять прописывали лекарства, так что постепенно у меня появилось чувство, что, наверное, я страдаю меланхолией и мне уже нельзя обходиться без этих лекарств. Если что-нибудь мне не удавалось, если я делала что-нибудь и мой муж был этим недоволен, упрекал меня, я тут же смирялась; вместо того, чтобы поговорить с ним, я всегда внушала себе: к чему, ведь все бесполезно. Я все более и более теряла чувство собственного достоинства, все становилось мне безразличным. Даже, если силы покидали меня, я не щадила себя и продолжала работать до полного изнеможения. Это превратилось в какое-то навязчивое состояние. Один внутренний голос говорил мне: ты должна, а другой тут же внушал: ты не хочешь, ты больше не можешь. Во мне происходила ужасная внутренняя борьба. Я полностью была поглощена своими страданиями и проблемами и не могла уже думать ни о чем другом. Психотерапия помогла мне прозреть. Я вдруг увидела, что я тоже могу быть свободной и что это всецело зависит от меня самой. Только теперь мне стало ясно, под каким гнетом я была в течение всех этих лет».
Из вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что богатство внутреннего мира человека, его самоидентификация не является навсегда статичным элементом, эти динамический процесс, позволяющий расти и двигаться дальше, познавая мир и Себя в этом мире.
Важно выйти за рамки неприемлемых для развития личности границ, это чаще всего болезненный путь от отрицания до принятия, открытия новых сторон своего Я и окружающих людей.
Приобретение нового опыта, обогащает личность, позволяет видеть новые стимулы в реализации собственных интересов, оставаясь свободными от притязаний в удовлетворении чужих потребностей.
Использование специальных техник (психологическое консультирование) позволяет продвинуться к более глубокому пониманию внутриличностных переживаний, происходящей борьбе, поиску новых путей для своего развития, одновременно не умаляя личностных качеств каждого человека. Именно акцент на индивидуальных качествах каждого позволяет взаимно учиться друг у друга, делая при этом Жизнь более полноценной и качественно более полной.


Рецензии
Если честно не дочитал до конца, просто не было времени и сил, хотя на прочтение рецензий их хватило. вообще начну сначала, вы по всей видимости психолог? я то же? ну если не то же тогда просто психолог. меня что поразило так это реакция на ваши строки со стороны остальных. в лицо обычно очень политкорректно говорят о психологах и психологии вообще, порой посто не понимают, но суть не в этом. Психолог - бесполезный болтун и неудачник, таково резюме всех негодующих... честно говоря хочется ругаться матом. больше слов и нет.
постараюсь почаще заглядывать на вашу страничку, и приглашаю вас с ответным визитом.

Илья Марков   04.05.2007 23:34     Заявить о нарушении
"Я то же?" читать как "я то же!". усталость дает о себе знать. и с пунктуацией там по моему проблем полно. необессудьте.

Илья Марков   04.05.2007 23:36   Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Когда я размещала данные наброски, то подумала, что вообще никаких откликов не будет. А здесь, хоть единицы, но все-таки разные точки зрения. Но в целом Вы правы, мне уже пришлось столкнуться с негативным отношением некоторых работодателей к психологии (т.к. психология мое второе образование, что просто приходилось об этом не говорить).
Но любой выбор, есть выбор и его можно только признавать.

Мария.
Тепла.

Цветок Яблони   07.05.2007 10:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.