О положении сверху

 Мидраш – толкование или анализ стиха или нескольких стихов Писания с целью подтверждения или выведения некой галахи, обоснования или иллюстрации некой агады.


 Cогласно каббалистской традиции, мир был сотворен за семь дней из ничего. В начале Б-г сотворил небо и землю. Первого мужчину - Адама и первую женщину, по имени Лилит, Б-г создал на шестой день, отдав их заботам весь мир. Оба они были сотворены из праха. Именно ради людей был сотворен мир; и для того, чтобы мир соответствовал людям. На следующий день после окончания сотворения Адам остался один, - Лилит произнесла невыразимое имя Б-га, поднялась на воздух и скрылась в море. Вторая женщина по имени Хава (Ева), была произведена из ребра самого же Адама и стала праматерью человечества.

 Если бы Б-г знал как творить Ж-нщину, он бы учёл, что "если выравнивать с помощью неровного, то и ровное станет неровным"... Но он сотворил и Первого М-жчину и Первую Ж-нщину из праха, и допотопные немедленно повздорили:
 - Я никогда не лягу под тебя, - сказала Первая Ж-нщина.
 - Нет, тебе подобает быть подо мной, а мне сверху тебя, - сказал Первый М-жчина.
 - Мы оба равны, потому, что мы оба из праха, - настаивала Первая Ж-нщина.
 - Нет, М-жчина никогда не ляжет под Ж-нщину, - настаивал Первый М-жчина
 Никто из них не слушал другого, и поняв, что они не смогут сосуществовать вместе, Первая Ж-нщина произнесла Невыразимое Имя Б-га и улетела прочь. М-жчина же вознес молитвы своему Тв-рцу: "Вл-дыка вселенной! Ж-нщина, которую Ты, Отец Небесный, создал, улетела от меня, верни её или дай другую". Немедленно Вс-вышний, Благословенно Имя Его, послал трех ангелов за ней. Ангелы нашли Ж-нщину и сказали ей Б-жье слово, но она не захотела вернуться и с той поры стала промышлять демонизмом.
 Тогда Б-г решил, что Ж-нщина, созданная независимо от М-жчины, лишена исходного чувства принадлежности ему, - М-жчина и Ж-нщина не должны быть "равным", но при этом должны быть единными друг с другом. Если М-жчина и Ж-нщина знают, что все едино и не приводит к разделению, то даже противоположные нечистые силы исчезнут из мира, а не будут нисходят вниз.
 И была произведена Вторая Ж-нщина из ребра самого же М-жчины. Плоть его стала основанием для брака между ним и Ж-нщиной - во-первых, во-вторых, причиной чувства принадлежности Ж-нщины ему - М-жчине и, в-третьих, причиной чувства их единения с Тем, по образу и подобию которого был создан сам М-жчина. Таким образом, будучи Абсолютной Реальностью, Бог создал для М-жчины Ж-нщину - реальность относительную, чтобы, поняв это, М-жчина оценил Его по достоинству. Созданная со второй попытки Ж-нщина стала матерью детей М-жчины; они приступили создавать свой первый допотопный мир, пока, однажды искушённая Ж-нщина, вдруг не совершила прегрешение, разъединяющего её с Б-м и с М-жчиной, а потому и причинила их миру то, что причинила. Ни Б-г ни М-жчина не простили ей прегрешение...
 Если бы Б-г захотел простить Ж-нщину, то он понял бы, что внутренняя сущность сотворённой им из праха, равно как и из плоти, Ж-нщины, - от разума, который вынужден выживать среди себе подобных, а внешняя - это то, что делает её способной соперничать с Ним на равных, создавая идеал избранной и заставляя других молиться на него.
 Если бы М-жчина захотел понять Ж-нщину, то он бы догадался, что эта способность основывается на природной стремлении Ж-нщины доказать Г-споду Господствующих, что Он не единственный, кому принадлежит и кем един М-жчина, и доказать М-жчине, что и он тоже - не единственный, кто создан "по образу и подобию". Но М-жчина всегда скрывал от самого себя непонимание Ж-нщин, - он считал, что излишняя искренность - это недостаток самообладания. Только оставаясь наедине с собой, М-жчина, как кит издавал скорбный, стонущий звук, с которым можно сравнивать лишь горестный плач дитя, наказанного собственной матерью. Ответом на его стенания могло быть только понимание, что Ж-нщина останется выше его понимания, что суть Её - бездна великая. Теперь стонущий кит прославляет Ж-нщину из глубин, указывая на Её бездну и напоминая, что он не сможет, - да и не должен, - надеяться понять эту бездну.
 Несовершенство присуще М-жчине как тварному существу; уже сам факт его созданности из праха - "из ничего" - тварность, - придаёт М-жчине ограниченность и несовершенство. Ж-нщина, созданая из плоти М-жчины "по образу и подобию", никогда не была созданной "из ничего", - Она была создана из "образа и подобия" Б-га.
 Если бы Ж-нщина доказала М-жчине, что Она избрана, и каждую ночь борется с Б-м и побеждает его, Она бы так и не поняла, что "если доказывать с помощью недоказанного, то и доказанное станет недоказанным"...

 2005


Рецензии