Охота на курдля

Осенью 1965-го подготовка к первому представлению в старом ДК МАИ студенческого сатирического спектакля «Снежный ком, или выеденное яйцо» в зале на 800 посадочных мест шла по всем правилам того быстро суровевшего постоттепельного времени. Первое—показ парткому в пустом зале ( при строгом недопущении любопытствующих ) на предмет – «запретить сразу или временно допустить», до официального решения цензурного органа – «Дома народного творчества». Естественно, мы тоже готовились к бою. Было решено пригласить – по согласованию, конечно, – видных общественных авторитетов по творчеству: модного в то время у правильной интеллигенции писателя В Солоухина, патриотично описывавшего травы и правильные процедуры сбора грибов, профессора военной математики, специалиста по авиационному вооружению и бомбардировкам Е.С.Вентцель ( она же по совместительству – успешный автор «Нового мира» и драматург И.Грекова ), выдающегося ( по крайней мере,на фоне пресных официозов Нариньяни и Шатуновского,.полностью монополизировавших «сатирические отделы»«Правды», «Комсомольской правды» и «Огонька» ) фельетониста советской эпохи Л.И.Лиходеева …
 Мне выпала обязанность привести именно Пиходеева, с которым я познакомился этим летом при специфических обстоятельствах. А симпатичен он мне был ещё с 1961-го, когда объявили всеобщую борьбу за «коммунистический труд». Лиходеев сразу опубликовал в «Крокодиле» фельетон, за который оперативно был подвергнут остракизму «Правдой».Помнятся слова из того фельетона: « Парикмахеры приняли обязательство стричь, повора – готовить а один швейцар даже сказал:
 -- Всё равно приходится открывать дверь, а с обязательством оно как-то приятнее».
 Выступая со сцены ДК перед парткомом в пустом зале, Лиходеев – в отличие от Вентцель-Грековой, которая политически заострённо напирала на гражданскую смелость молодых, мы, мол, всего боялись, а они сегодня нет, время другое настало – политкорректно подчёркивал эстетические достоинства спектакля и изящество сатиры. Закончил, как ему казалось, убойным молодёжным слэнгом: « В общем, как говорится, это всё в жилу».
 А «Дом творчества» нас так и не пропустил. И всё-таки 28 представлений отыграли. Закрыли нас в 1966 по инициативе Госдепартамента США, когда вражеский «Голос Америки» запустил в эфир хвалебную провокацию в адрес «Снежного кома».
Так что популярный у нас в то время польский юморист-сатирик Станислав Лем был не
вполне прав, утверждая, что на курдля охотятся изнутри. Извне тоже!


Рецензии