Порядок? Свобода? Ignore? Press any key...

 Написано для Общества Анархистов и персонально для одного моего друга. . - . - . - . - . - . - . -
 . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . - . -



 Порядок или Свобода?..
 Стазис или Сумбур?..
 Law or Liberty?..
 Мир стабильности или мир возможностей?..

 С возрастом тенденция делать выбор между данными вариантами заметно меняется. Причём меняется, что характерно, вовсе не потому, что меняется отношение к этим древнейшим понятиям.

 "Порядок" и "Свобода" суть лишь слова, значение коих определяется ассоциативным багажом.

 Истина состоит в том, что ассоциативный багаж человека под влиянием возраста и прочих факторов может серьёзно варьироваться, и зачастую люди разного склада попросту говорят на разных языках. Если у одного при слове "Свобода" возникает в воображении что-то безусловно хорошее, то у другого - что-то плохое. Если у одного слово "Порядок" ассоциируется с КГБ, лезущим в частную почту, то у другого - с магазинными полками, полными товаров. Причём, что характерно, в последнем случае обе ассоциации небеспочвенны.

 Почему по мере взросления и старения происходит изменение этих ассоциаций?

 Конечно, человек должен с течением времени меняться, физически и умственно. Но данная смена позиции - с защиты свободы на защиту порядка - выглядит настолько стереотипной и привязанной к возрасту, что уже нашла своё отражение в классике. "Кто не был в юности революционером - лишён сердца, кто не перестал им быть - лишён мозгов".

 И всё же, почему это происходит?

 Общераспространённым в медиевальные времена объяснением этого было накопление опыта. Дескать, человек становится мудрее, начинает понимать многое о жизни и занимает правильную сторону. То есть позицию социума - против желающих его разрушения. Однако, как нетрудно заметить, у этого изменения взглядов могут быть и многие иные причины. В частности, приобретаемая с годами инертность, а также накопление стрессов и психотравм, препятствующих индивидууму в каком-либо активном начинании. Страх смерти часто продуцирует в стареющем индивидууме религиозность, что также в медиевальные времена связывалось с "помудрением" индивидуума.

 Опыт имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Чисто информативно он способствует достижению желаемых целей, но - как совокупность болевых рефлексов - препятствует идти по путям, следование которым однажды доставило дискомфорт.

 "Туда нэ ходы, там раздэвают! И туда тожэ нэ ходы, там тожэ раздэвают!" - бдительно предупреждает подсознание.
 "А куда же мне идти?"
 "Ныкуда нэ ходы, тут раздэвайся!"

 Зачастую человек частенько ещё до начала физического старения утрачивает волю к борьбе, становясь мягкотелой инфузорией - или же послушным роботом, приученным действовать в рамках вызубренного алгоритма.

 Квинтэссенцией подобной процедуры является армия, как полностью отбивающая у субъекта способность к инициативе и полёту фантазии.

 О том же, насколько в действительности становится умнее человек с возрастом, мог бы сообщить нам любой тридцати- или сорокалетний индивидуум - если бы попытался честно вспомнить свои мысли и рассуждения о мире времён восемнадцатилетия и сравнить их с текущими. Но боюсь, что подобная процедура никогда никем из людей среднего возраста произведена не будет, поскольку зачастую после неё единственно честным выходом остаётся суицид.

 Причиной интеллектуальной деградации является не только старение мозга и накопление отрицательного опыта.

 Причин несколько:

 а) регулярная работа, оставляющая мало времени на осмысление действительности;
 б) сеть взаимного социального шантажа, включая угрозу потери работы в случае определённых асоциальных действий;
 в) возрастание круга ответственности в связи с обретением собственной "ячейки общества"...

 В юности, как можно заметить, все эти условия к индивидууму не относятся. Он ещё не социализирован, поэтому ему нельзя угрожать деклассированием. Он ещё не загнал себя в рамки более или менее узкой специализации, поэтому к нему нельзя применить угрозу из пункта "б". Но беда в том, что, не обладая отрицательным опытом - то есть набором болевых рефлексов на неосознанном уровне, он не обладает и положительным опытом - то есть информацией. Соответственно, любые желаемые им действия по изменению общества проводятся им вслепую. И он бессилен против уже сложившихся социальных механизмов, единственная цель которых - сохранить status quo.

 Как уже неоднократно подмечалось нами между строчек нашей мысли, полностью функционален среднестатистический человек бывает лишь на протяжении 5-10 лет своей жизни.

 Именно в этот период он претерпевает максимальное давление со стороны окружающей среды.







 ______________________________
 Сопутствующая литература:
 http://blacklight.h1.ru/socio15.htm


Рецензии