Порядок? Свобода? Ignore? Press any key...

        Порядок или Свобода?..
        Стазис или Сумбур?..
        Law or Liberty?..
        Мир стабильности или мир возможностей?..
        С возрастом тенденция делать выбор между данными вариантами заметно меняется. Причём меняется, что характерно, вовсе не потому, что меняется отношение к этим древнейшим понятиям.
        «Порядок» и «Свобода» суть лишь слова, значение коих определяется ассоциативным багажом.
        Истина состоит в том, что ассоциативный багаж человека под влиянием возраста и прочих факторов может серьёзно варьироваться, и зачастую люди разного склада попросту говорят на разных языках. Если у одного при слове «Свобода» возникает в воображении что-то безусловно хорошее, то у другого — что-то плохое. Если у одного слово «Порядок» ассоциируется с КГБ, лезущим в частную почту, то у другого — с магазинными полками, полными товаров. Причём, что характерно, в последнем случае обе ассоциации небеспочвенны.
        Почему по мере взросления и старения происходит изменение этих ассоциаций?
        Конечно, человек должен с течением времени меняться, физически и умственно. Но данная смена позиции — с защиты свободы на защиту порядка — выглядит настолько стереотипной и привязанной к возрасту, что уже нашла своё отражение в классике. «Кто не был в юности революционером — лишён сердца, кто не перестал им быть — лишён мозгов».
        И всё же, почему это происходит?
        Общераспространённым в медиевальные времена объяснением этого было накопление опыта. Дескать, человек становится мудрее, начинает понимать многое о жизни и занимает правильную сторону. То есть позицию социума — против желающих его разрушения. Однако, как нетрудно заметить, у этого изменения взглядов могут быть и многие иные причины. В частности, приобретаемая с годами инертность, а также накопление стрессов и психотравм, препятствующих индивидууму в каком-либо активном начинании. Страх смерти часто продуцирует в стареющем индивидууме религиозность, что также в медиевальные времена связывалось с «помудрением» индивидуума.
        Опыт имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Чисто информативно он способствует достижению желаемых целей, но — как совокупность болевых рефлексов — препятствует идти по путям, следование которым однажды доставило дискомфорт.
        «Туда нэ ходы, там раздэвают! И туда тожэ нэ ходы, там тожэ раздэвают!» — бдительно предупреждает подсознание.
        «А куда же мне идти?»
        «Ныкуда нэ ходы, тут раздэвайся!»
        Зачастую человек частенько ещё до начала физического старения утрачивает волю к борьбе, становясь мягкотелой инфузорией — или же послушным роботом, приученным действовать в рамках вызубренного алгоритма.
        Квинтэссенцией подобной процедуры является армия, как полностью отбивающая у субъекта способность к инициативе и полёту фантазии.
        О том же, насколько в действительности становится умнее человек с возрастом, мог бы сообщить нам любой тридцати- или сорокалетний индивидуум — если бы попытался честно вспомнить свои мысли и рассуждения о мире времён восемнадцатилетия и сравнить их с текущими. Но боюсь, что подобная процедура никогда никем из людей среднего возраста произведена не будет, поскольку зачастую после неё единственно честным выходом остаётся суицид.
        Причиной интеллектуальной деградации является не только старение мозга и накопление отрицательного опыта.
        Причин несколько:
        а) регулярная работа, оставляющая мало времени на осмысление действительности;
        б) сеть взаимного социального шантажа, включая угрозу потери работы в случае определённых асоциальных действий;
        в) возрастание круга ответственности в связи с обретением собственной «ячейки общества»...
        В юности, как можно заметить, все эти условия к индивидууму не относятся. Он ещё не социализирован, поэтому ему нельзя угрожать деклассированием. Он ещё не загнал себя в рамки более или менее узкой специализации, поэтому к нему нельзя применить угрозу из пункта «б». Но беда в том, что, не обладая отрицательным опытом — то есть набором болевых рефлексов на неосознанном уровне, он не обладает и положительным опытом — то есть информацией. Соответственно, любые желаемые им действия по изменению общества проводятся им вслепую. И он бессилен против уже сложившихся социальных механизмов, единственная цель которых — сохранить status quo.
        Как уже неоднократно подмечалось нами между строчек нашей мысли, полностью функционален среднестатистический человек бывает лишь на протяжении 5-10 лет своей жизни.
        Именно в этот период он претерпевает максимальное давление со стороны окружающей среды.

        _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
        Было написано для Общества Анархистов и персонально для одного моего друга.
        Сопутствующая литература: http://blacklight.h1.ru/socio15.htm


Рецензии