C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Faq по олонхо

 И вот, наконец, это случилось. Произошло. Нашу национальную героическую сагу, якутский эпос – олонхо – признали шедевром человечества всемирной организацией – ЮНЕСКО. То, что олонхо – явление уникальное, и то, что оно стоит на уровне таких всемирно известных шедевров человечества, как эпос «Калевала» у финнов, как киргизский эпос «Манас» было известно давно. Ликуем, радуемся, делаем разные проекты, связанные с олонхо, это как водится.
 И тут возникает вопрос – а сколько человек сможет процитировать наизусть хоть одну строфу из какого-нибудь олонхо? И тут же прилетает очень неутешительный ответ – мало. Даже о-очень мало. Одна моя довольно культурная знакомая, которая зачитывается Паоло Коэльо и Харуки Мураками, искренне удивилась: «А что, олонхо – это разве не только «Ньургун Боотур Стремительный»?
 Да, дорогие друзья, не знаем мы, что такое есть наше олонхо. А относительно недавно у наших предков это было почти единственное культурное мероприятие – приезд олонхосута в их алаас… Услышав, что в какой-то алаас приехал олонхосут, люди приезжали туда семьями и, бросив все свои дела, на несколько дней уносились в волшебный мир олонхо, где витязи-ботуры срединного мира действовали на равных с жителями верхнего и нижнего миров.
И так – большинство из нас, ныне живущих в Стране олонхо, об олонхо не знает ничего. Так что давайте, хотя бы верхов понахватаемся, чтобы перед гостями республики не было стыдно.

ЧТО ТАКОЕ ОЛОНХО?

 Как говорит Большая Советская Энциклопедия, олонхо – это якутский героический эпос. Состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объём их различен – 10-15 тысяч, а иногда и более, стихотворных строк, перемежаемых ритмической прозой и прозаическими вставками. Возникшие в глубокой древности сказания олонхо отражают черты патриархально-родового строя, межродовые и межплеменные отношения якутов.
Под словом «и более», понимается до 50 тысяч и даже больше строк. У старых якутов была другой способ измерения олонхо – которое поется 1 день, 2 дня, 3 дня… И это практически без перерыва! Олонхо исполняется без музыкального сопровождения, монологи героев поются разными тембрами, остальное декламируется нараспев в быстром темпе. Темы, исполняемые от лица представителей рода Абааhы, поются нарочито гнусавым, противным голосом, а «арии» Светлого Боотура – мужественным, красивым голосом. Чем лучше был исполнитель, тем богаче у него была палитра различных голосов.

ОЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ОЛОНХО?

  Олонхо изначально было мифологической сказкой о сотворении рода человеческого на Земле, ставшей основой верований древних якутов. Оно создавалось людьми, глубоко знающими и почитающими мифологию и верования народа. Олонхо содержит, помимо своих жанровых особенностей, и остов драмы. Его сюжет с многочисленными побочными линиями подчинен единому действию, имеет динамичный конфликт с завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой.
Так, сюжет олонхо представляет собой классический драматургический конфликт, присущий всем древним эпосам разных народов – борьбу Светлых сил (Айыы) с Темными – абааhы. В этой борьбе представитель человечества часто выступает лишь в роли помощника Айыы. Чаще всего сюжет разворачивается так – из-за козней Темных сил в гармоничном мире, состоящем из Верхнего, Срединного и Нижнего миров, наступает дисбаланс. И надо утраченную гармонию восстановить.
 Герой олонхо богатырь вступает в борьбу с представителями Нижнего мира ради того, чтобы вернуть украденную красавицу. На это его делегируют силы Айыы, снабжают богатырским конем, доспехами и прочим. Конь довольно часто выступает как один из главных героев олонхо, а не просто как тягловая сила. Каждое сказание обычно называется по имени главного героя-богатыря: "Нюргун Боотур Стремительный", "Кулун Кулустуур" и т.д.

КОГДА ПРИДУМАЛИ ОЛОНХО?

 Хотя достоверного ответа на этот вопрос пока нет и вряд ли будет, Ученый совет ИГИ АН РС (Я) в 1998 году решил связать зарождение олонхо как самостоятельного эпоса якутов с периодом окончательного распада восточно-тюркского каганата (745 г.), то есть на сегодняшний день олонхо – 1256 лет. Однако большинство исследователей олонхо склонны считать, что олонхо придумано гораздо раньше. Ученые говорят, что в сюжете олонхо встречаются даже отголоски каменного века! Это видно из архаичного быта, описания очень «простых» нравов, взаимоотношений, встречающихся в некоторых олонхо. В тексте сказаний исследователи нашли доказательства, свидетельствующие о южном происхождении наших предков. В олонхо есть упоминание о львах, змеях, верблюдах. Есть слово «хаан», которым обозначают обычно отрицательного персонажа (Хара-хаан), но не титул, как в азиатских странах, а имеет некий догосударственный смысл, что тоже подтверждает догадку о древности олонхо.

КТО БЫЛИ ОЛОНХОСУТЫ?

 В начале 20 века в каждом наслеге насчитывались десятки олонхосутов. В одном только Таттинском улусе, родине олонхосутов, было около 200 сказителей. В 1940 году Институт языка, литературы и истории собрал в 15 улусах анкеты 85 олонхосутов. На сегодняшний день настоящих олонхосутов единицы, и их правильнее можно назвать знатоками олонхо, которые знают технику исполнения, знают по нескольку классических олонхо. Признанными олонхосутами современности называются двух сказителей – Дарью Томскую-Чайку, представительницу северной манеры исполнения, и таттинского олонхосута Петра Егоровича Решетникова.
 Настоящие олонхосуты были людьми несколько иного склада, чем простые люди. Они тратили массу времени на заучивание текста, на прослушивание других олонхосутов, длительные тренировки в пении и декламации. Из-за этого все олонхосуты были беднейшими людьми – им некогда было следить за своим хозяйством, а за исполнение им платили немного, обычно продуктами: мясом, маслом, зерном. И во время исполнения, которое длилось по несколько дней, в перерывах певцу давали для «смягчения горла» свежие сливки и кумыс.
Великие олонхосуты, «суперзвезды» своего времени, такие, как Табаахырап, Чээбий, Говоров, Кынат, Тонг Суорун, могли вдохновенно говорить-петь олонхо без перерыва в течение 12-13 часов! И после короткого перерыва песня длилась дальше…

РОДИНА ОЛОНХО?

 Говорят, один из главных чиновников республики на днях обмолвился в том духе, что мол, Сунтарский улус – родина олонхо. Что является сильно спорным моментом. Как известно, подавляющее большинство из известных олонхо были созданы в бывшем Ботурусском улусе. Очень много известных олонхосутов вышли из Таттинского, Чурапчинского, Горного, Хангаласского и прочих улусов. И вообще, как написано выше, олонхо было создано вне Якутии в древнейшие времена, так что говорить о каком-то улусе, как о родине олонхо, мягко говоря, неправильно. Олонхо – достояние всего народа, всей республики, и это бесспорно.

ЧТО ИМЕЕМ НЫНЕ

 Несмотря на то, что с древнейших времен до наших было сочинено огромное количество сказаний олонхо, зафиксированных на бумаге, задокументированных, очень мало. Начиная с середины 30-х годов прошлого века, архивом Якутского научного центра было собрано около 180 записей олонхо, из которых только 126 являются полными. Основная часть текстов олонхо была собрана в 30-40-е годы. Кроме архива ЯНЦ, олонхо хранятся и в других местах, но основным и самым полным является этот архив, где и проводятся самые тщательные исследования.

P.S.
 Кстати, "Нюргун Боотур Стремительный", одно из величайших олонхо, не просто самое известное из всех, но еще и первая, записанная на бумаги. Записал его первым некий Константин Оросин, потомок легендарного таттинского богача по имени Оруос Баай. А та версия, с которого великий русский поэт В. Державин делал перевод, был записан Платоном Слепцовым-Ойунским. Интересен тот факт, что записывал комиссар-писатель не с чужих слов, а по памяти, так как сам считался очень приличным олонхосутом. Он пел олонхо с 10-летнего возраста, и современники его были убеждены, что если бы он не стал политиком, то стал бы со временем великим олонхосутом.


P.S.S.
 В 1937 году в Москве накануне ареста П.А.Ойунский встретился с А.Е.Мординовым, в то время ученым секретарем института, и распорядился сформировать и отправить экспедицию для сбора материалов по олонхо. Это было его последнее распоряжение.

P.S.S.S.
 Термин «Достояние человечества» появился в 1972 году в результате Соглашения об охране культурного и природного наследия, объявленного в Париже и подписанного всеми странами-членами ЮНЕСКО. В документе определены критерии, согласно которым выбираются культурные богатства – Достояния человечества. Этот почетный титул позволяет объектам культуры и искусства пользоваться мировой поддержкой, покровительством и защитой.


Рецензии
Как хорошо, что саха сохранили свой национальный эпос! Без эпоса нет народа. Спасибо за интересный очерк, Игорь!

Владимир Эйснер   20.02.2012 09:05     Заявить о нарушении
Да, в этом плане народу саха крупно повезло. В непоследнюю очередь благодаря русским, польским просветителям. Тут очень уместна поговорка "нет худа без добра" - если бы Якутия не была "тюрьмой без ключей", не было бы такой концентрации интеллигенции, которая провела очень большой по объему этнографический подвиг.

Игорь Кынаттыров   20.02.2012 19:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.