Отрывок из книги Тактика поединка

(может, кому и пригодится...)

ТАКТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА УРОВНЕ ПСИХИКИ

Психологическое воздействие на соперника в ходе подготовки к поединку и в ходе самого поединка в огромной степени зависит от знания особенностей его темперамента. Психологическое воздействие – это влияние на соперника с целью трансформации его эмоциональных состояний и стимулирования определенных типов его поведения в бою.
Здесь можно говорить о психологическом воздействии на заранее известного соперника (подготовка к профессиональному или заранее известному финальному бою), которое требует большего времени и средств, и воздействии на «неизвестного» соперника непосредственно перед поединком и в ходе его проведения, которое требует более сжатых и концентрированных во времени действий, а поэтому носящих некоторое опосредованное влияние в силу отсутствия достаточного времени на проверку их эффективности. Так сказать, на авось, если поможет и то хорошо.
Структура психологического воздействия на соперника разработана на основе фундаментального труда Владимира Красько «Секреты психологической войны», который в свою очередь во многом сориентирован на используемый здесь трактат великого китайского философа Сунь У «Сунь Цзы».

Психологическое воздействие подразделяется на следующие виды:
1. информационно-психологическое
2. психогенное
3. психоаналитическое
4. нейролингвистическое
5. психотронное
6. психотропное

Где и как можно применить вышеперечисленные виды в контексте боксерского поединка.

Информационно-психологическое воздействие чаще всего применяют при подготовке к бою с заранее известным соперником. Цель такого воздействия формирование перед боем у соперника определенных идей относительно своего будущего противника, используя метод дезинформационного убеждения, чтобы заставить его действовать в требуемом тактическом ключе. Например, убедить соперника, что его противник будет действовать в тактике темповика, в то время, как на самом деле он нокаутер. Для этого необходимо дезинформировать команду соперника (тренера, секунданта, агента, менеджера, самого боксера и др.), якобы случайно просочившимися деталями о ходе подготовки противостоящей ей команды. Ну а непосредственно перед боем (например, с незнакомым соперником) можно давать порции заранее подготовленной дезинформации в виде ненароком брошенных тренером или секундантом ложных тактических установок, чтобы их услышал и обратил на них внимание противоположный угол. Цветовое воздействие экипировкой и формой (допустим, агрессивные цвета капы или халата, красный или черный, в профессиональных поединках - цвет трусов или изображение на них). Так, допустим, на меланхолика и холерика с точки зрения их неуравновешенного поведения нужно воздействовать еще более неуравновешивающими цветами (красным и желтым), а уравновешенных флегматика и сангвиника еще больше успокоить и некоторым образом «усыпить», сковав их боевую активность, нейтральными цветами, зеленым, синим или коричневым.
Психогенное воздействие бывает физическим и шоковым. Часто физический и шоковый аспекты психогенного воздействия переплетаются и дополняют друг друга. Физическое воздействие на мозг соперника является следствием какого-либо агрессивного фактора в виде сильного удара непосредственно в ходе боя или косвенного воздействия в виде сильного звука, освещения и т.д. Всё это определенным образом влияет через физиологические реакции на соперника и изменяют состояние его психики. Шоковое воздействие призвано изменить сознание так, чтобы соперник не мог рационально действовать, потерял ориентацию в пространстве, испытал аффект или депрессию, впал в панику или ступор. Здесь можно использовать, как непосредственно физический аспект в виде неожиданных и несвойственных предлагаемой сопернику тактике сильных ударов и деморализующих звуков (крика), так и демонстрация «шоковых событий» в виде презрения к боли от сильного пропущенного удара (ответный смех, улыбка, приглашение повторить удар еще раз) или агрессивных акций в виде деморализующих «перформансов» по отношению к самому себе, показное агрессивное взаимоотношение с секундантом или зрителями), «зверское» выражение лица перед боем и во время проводимых атак.
Психоаналитическое воздействие – это воздействие на подсознание в состояние гипноза или глубокого сна. А это значит, что непосредственно в ходе боя практически невозможно повлиять на соперника, если только психоаналитическое воздействие не является продолжением психогенного воздействия, после которого соперник впадает в состояние транса. Психоаналитическое воздействие лучше всего направить на самого себя перед боем, чтобы настроить себя на использование определенной тактики или быть максимально чутким к противостоянию тактики соперника.
Нейролингвистическое воздействие – это вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию соперника путем введения специальных лингвистических программ. Лингвистические (т.е. языковые) программы понимаются здесь, прежде всего в контексте языка жестов. В ходе нейролингвистического программирования используются эффекты:
 «зеркального отображения»
- это прямое, но редко осмысливаемое копирование поз или стоек, характерных технических действий в виде удачных и эффективных ударов и комбинаций, заставляющих действовать соперника зеркально в нужном для боксера ключе или нужной тактической схеме,
 «синхронизация»
- взаимная подстройка телесных ритмов, особенно важная при входе на ближнюю дистанцию под удар или при нанесении встречного контратакующего удара и
«психологическая сигнализация»
- взаимосвязь, существующая между положением глаз и сенсорными процессами, отвечающими за прием и переработку поступающей в мозг информации, где определенное направление взгляда самого боксера может дать дезинформацию о направлении предполагаемой атаки, или же наоборот, направление взгляда соперника говорить о возможно выбранной тактической схеме, где
1. взгляд направленный прямо перед собой, говорит о контроле над пространством и возможной тактике темповика,
2. если вверх и влево, то это говорит об активизации визуальной памяти и возможной тактике силовика,
3. если вверх и вправо, то возникло новое зрительное представление или образ, как решение неожиданно и отчаянно атаковать, как у нокаутера,
4. если вниз и влево, то это значит, что мозг соперника занят вводом кинестетической информации, а это указывает на тактику дистанционщика,
5. если вниз и вправо, то это сигнализирует о внутреннем диалоге, ожидании атаки и построении контратакующих действий).
Психотронное воздействие, которое называют еще и экстрасенсорным или парапсихологическим, а это значит, что использовать его может лишь боксер-экстрасенс. Допустим, чувствующий еще до начала боя силу агрессивности соперника, а значит и его возможную манеру, или предчувствующий возможные тактические действия и, если они подтверждаются другими информационными данными, то он более свободно строит свою контртактику.
Психотропное воздействие основывается на применении психотропных средств, лекарственных препаратов, действие которых направлено на изменения в протекании психических процессов, эмоций, поведения. В контексте честного спортивного поединка (феаплей, допинг-контроль) применение психотропных средств запрещено, однако встречается оно и здесь. В ходе подготовки к реальному поединку, где на карту поставлена жизнь бойца, использование психотропных средств может сыграть очень важную роль. Существуют различные классификации психотропных средств, однако за основу этих классификаций берется тормозное (преимущественно нейролептики, транквилизаторы и другие седативные средства) или стимулирующее (антидепрессанты и психостимуляторы) воздействие этих препаратов на нервную систему. Они применяются в качестве корректирующего психику бойца дополнения (приведение к норме от чрезмерного возбуждения или пассивности, или наоборот, усиление активности, если это связано с выбранной манерой силовика или темповика), или выведения из нормального состояния соперника (алкогольное спаивание, использование других видов психотропного воздействия, включая психотомиметики, вызывающие галлюцинации и бредовые расстройства).

В психологическом воздействии выделяют три основные этапа:
1. операционный, т.е. само воздействие
2. процессуальный, когда это воздействие воспринимается (или не воспринимается) объектом (соперником) и
3. заключительный, когда видна реакция объекта на проведенное воздействие.
Для того, чтобы оказать на соперника психологическое воздействие, необходимо сначала спровоцировать сбои и перекосы в функционировании отдельных компонентов его психики, соперник начинает переживать состояние когнитивного диссонанса (несогласованность, противоречие в прежней схеме восприятия действительности и стремление восстановить прежнюю схему), после чего можно побудить соперника восстановить прежнее душевное равновесие за счет изменения прежней схемы в соответствии с выбранной тактической линией.
Одним из важнейших методов такого воздействия является метод убеждения. В данном случае необходимо убедить соперника в использование ложной тактики на основе системы отступления на один шаг назад, о которой говорилось выше в главе «Под кого и как маскироваться». Необходимо добиться от соперника внутреннего согласия с ложной тактикой, сформировать и закрепить у него соответствующие тактические контрустановки и инициировать нужное тактическое поведение, которое отвечало бы целям психологической операции. Метод убеждения основывается на принципах:
1. повторения
2. достижения первичного воздействия
3. обеспечения доверия к источнику информации
4. активизации «правильного» выбора путей решения проблемы
Например, упрощенная схема убеждения соперника в том, что вы являетесь дистанционщиком (в то время, как на самом деле будете работать в тактике силовика), состоит в следующем: необходимо во время операционного периода воздействия повторить характерные для дистанционщика отходы и одиночные останавливающие прямые удары. Соперник в процессуальном этапе будет вынужден активизировать тактику нокаутера с продвижением вслед отступающему противнику с характерными простыми уклонами или подставками под одиночные удары – это первая фаза заключительного этапа убеждения, где просматривается некоторое вынужденное доверие к дезинформации. Достижение первичного воздействия необходимо подкрепить восприятием следующей дезинформации – допустим, отойти к канатам в закрытой стойке и принять первую (проверочную) серию нокаутера. Это обеспечит доверие к комуфляжной тактике. А последующее фланговое маневрирование активизирует желание соперника еще раз прижать вас к канатам и провести еще одну серию, забыв о серьезной защите. Здесь на одном из разворотов можно провести первую шоковую атаку силовика с когнитивным диссонансным эффектом. Это заставит соперника действовать осторожнее, однако не заставит отказаться от убеждения в вашей дистанционной тактике. Ее надо подтвердить (повторить). Затем в удобный момент шокировать соперника силовой атакой еще раз. И если шокирующее воздействие будет достаточно успешным, сломать его окончательно.
Манипулирование соперником – это способ психологического воздействия, нацеленный на изменение направления его тактической активности, осуществляемый так искусно, что остается им незамеченным.

Тем не менее Сунь У принадлежат и такие слова: «Все это обеспечивает воителю победу; однако наперед преподать ничего нельзя».


Рецензии
(...направление взгляда соперника говорить о возможно выбранной тактической схеме, где
1. взгляд направленный прямо перед собой, говорит о контроле над пространством и...)-Дмитрий Петряков

Извините Дмитрий за бесцеремонность , но здесь необходимо отметить , что описанное в этом абзаце восприятие взгляда имеет правильное значение если противник правша . Если левша - все противоположно.
Однажды я так нарвалась. Хруст сломанной кости руки весь зал слышал. Так , что глаза глазами, но есть более конкрентные моменты, о которых здесь упомянать неуместно.
Извините за вмешательство.:)))
Это просто рецензия.
Удачи.

Юлия Штурмина   19.01.2007 21:59     Заявить о нарушении
Кстественно, Юленька! Вы просто супер-проницательны! Чё у вас поломалось-то* Где? и когда?
Вы так и не ответили на мой вопрос, г-жа ШТУРМИНА!

Дмитрий Петряков   19.01.2007 22:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.