Там русский дух, там Русью пахнет

ТАМ РУССКИЙ ДУХ, ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ

Там на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей
А.С.Пушкин

Когда кумиры языческих богов оказались в глухих и непроходимых лесах, среди болот, тропинки, чтобы добраться до них были ведомы только избранным, преданным, тем, кто так и не сумел предать богов. И пробирались они по тем неведомым дорожкам, рисковали страшно оказаться в болоте или опале перед князем представ и новым священником, и все-таки оставались те странные создания, которые хранили память о прошлом, удивительном и неповторимом прошлом ради грядущего. Только они, мудрые, понимали или сердцем чувствовали, что без него не может быть у несчастных их детей никакого будущего.
Остальные оглохли и ослепли в одно мгновение, они стали рабами божьими, и потеряли слишком много: связь с природой, а ведь до сих пор, стоит только отправиться в лес, вы почувствуете ту невероятную силу, которая связывает нас с небом, деревьями, дремучими лесами и бескрайними полями.
Там и чувствуешь иначе, и дышится по-другому, и странные откровения, знаки, открытия приходят вдруг, и душой отдыхаешь от обычного, суетливого мира, а где еще можно черпать силы и вдохновение? Говорят, что и с душами наших предков именно там мы можем встретиться, и это ощущают даже те, кто, как им кажется ни во что не верят.
Но тогда, когда были повержены языческие боги, человек утратил связь со своим родом и своими предками, которая, вероятно, была настолько прочна и сильна, что жили они в едином мире, и никогда не чувствовали себя покинутыми и одинокими в страшном, полном опасностей мире. Предки приходили в дом, когда кто-то умирал и забирали его душу с собой, они были в роковые минуты рядом и шли в сражение, они веселились на праздниках вместе с живыми. И самые веселые гулянья происходили около курганов, где они были похоронены, чтобы и для них был праздник, и они присоединились к остальным. Нам сегодня это кажется странным и диким, но если допустить, что смерти нет, и они остаются на земле, или могут возвращаться, пусть и невидимыми, то это не кажется уже таким дивом.
Но они и все мы были лишены в один миг всех духов-помощников, которые всегда жили рядом и сопровождали человека повсюду, участвуя в его жизни, они стали называться гадким словом нечистые. Но если присмотреться и попытаться понять, они прекрасны, забавны - они тот русский дух, который Русь и сделал той загадочной и дивной страной, которую и любили и боялись иноземцы. Они не понимали и не ведали ее тайн, охранявшихся от чужих, недоступных никому, кроме своих. И просто необходимо было в какой-то момент это уничтожить, и уровнять ее с остальным миром, чтобы ничего не осталось от неповторимого мифа, от дивной сказки, от которой дух захватывало. Грозные викинги боялись не воинов наших, с их воинами никто не мог сравниться, а волхвов, обладавших такой силой, такими познаниями и хитростями, но они могли побеждать любых воинов. И знаменитая легенда о лучшем из лучших князе Олеге, верная этому подтверждение.
Отважный князь просто не мог понять предсказания, в котором тот намекнул ему на то, что он погибнет в сражении («от коня своего»), и конь, а не волхв по славянским обычаям мог предсказать день и час смерти. И волхв победил, потому что в душе бесстрашного победителя появились сомнения и страх. Вечный победитель в сражениях, он потерпел поражение с столкновении с седовласым стариком, это ли не загадка славянской души?
Но самое горькое и страшное, все мы после свержения кумиров стали испытывать ужас перед смертью.
 Светлые мысли о путешествии после смерти в прекрасный Ирий, где встретятся возлюбленные для жизни вечной и будут спокойны и счастливы резко заменилась адскими муками, когда и смерть ( переход в иной мир) и жизнь после смерти стала казаться кошмаром, от мыслей о котором можно было сойти с ума. И вместо праздников и радости ожидания весны и воскрешения погрузилась душа во тьму кромешную на земле и адскую после смерти.
Вероятно, тогда и появилась вторая аксиома - человек пришел в мир для страданий, первая о том, что он пришел в мире для радости и счастья, наверняка была связана все-таки с язычеством, только ее постарались вытравить из наших душ: воздержание, умерщвление плоти, послушания, рабство. Все это усмиряет человека, но не лишает ли его радости и полноты жизни, которая и без того так коротка и призрачна.
И можно себе представить, как в те жуткие года изменился сам человек, никакая война, никакое стихийное бедствие не смогли бы так перекроить его душу, его отношение к миру и близким, как изменение веры.
А он во все времена был слаб, теперь же стал просто одинок, потерян и несчастен. Но могло ли то, что жило в душах наших тысячелетия, раствориться исчезнуть без следа. Если ничего никуда не исчезает, то и славянское язычество не исчезло. Оно просто пряталось очень далеко в дремучих лесах и непроходимых болотах, в глубинах нашей памяти и осталось ждать своего часа.
Недаром существует теория о двух сущностях - высокой и низкой: богиня Лада и царевна-лягушка, заколдованная Кощеем, потому что оказалась умнее его, и он не знал, куда от нее деваться - они обе оказались в тот роковой момент погруженными в дивный и возможно вечный сон. Но если человеческая душа бессмертна, то Богиня тем паче не может умереть, она только спит, и ее разбудят, когда наступит час пробуждения.
И остается главный вопрос, а как сохранилась их связь, когда пролетело тысячелетие с нами? Как в такой глуши им удалось выжить и сохраниться? Каким чудом после всех воин и перемен, одна из которых была страшнее другой, мы умудрились все-таки помнить о них? Не верю в то, что это наша заслуга.
Долго размышляли мы над этим в последнее время. И стало понятно, что Боги наши солнечные растворились где-то в бескрайних просторах своего Ирия, хотя они все время появлялись на небосклоне. Ведь того света, который они принесли в мир когда-то , мы не лишились. А Духи, именуемые низшими божествами, остались в каждой русской избе, каждой далекой деревне. Ученые с удивлением отмечают, что и в 19 веке в Леших, Домовых, Водяных верили и считали их реальными существами. И именно им в какой-то мере удалось заменить богов и сохранить память о далеком прошлом. И пусть очень тонкая ниточка, но всегда она связывала нас с ушедшими предками.
Мы долгие годы практически ничего не знали о загробном мире, о жизни после жизни, хватались за заморскую идею о переселении душ, о возвращении души в мир снова, но во сне мы видели своих предков, они напоминали о себе, мы поминали их и чувствовали поддержку. Откуда это? Почему никакой священник не заставит вас не приносить еду на кладбище в определенные дни, хотя по христианскому обычаю такого делать не стоит, и это много раз объясняли. Но мы вспоминаем то, что любил конкретный человек, и несем на могилу, уверенные, что ему это там необходимо, что соскучился он без сладкого или горького.
Самая удивительная вещь - это память, которую не может обмануть никакое внешнее воздействие философии или религии. Можно выслушать и даже согласиться с тем, что внушают нам, но делать все равно по-своему, даже не в силах объяснить, почему мы так поступаем.
Вероятно, сегодня им очень трудно пробиваться к нам еще и потому, что в лучшем случае помним мы только дедушку и бабушку. Но и их у каждого 4 души- какая сила, а прадедов уже дюжина, и если можно было бы вспомнить несколько поколений еще, какая сила стояла бы за нашими плечами. Но очень хочется верить, что и безымянные они все-таки остаются, простив наше беспамятство, они все-таки с нами. Хотя имя- это очень важная вещь, горько и страшно оставаться безымянным, но важно все-таки оставаться в этом мире и бороться за нас, за их и наше грядущее.
И самым главным способом общения для них остается, я в этом уверена, путешествие в наши сны. В тот момент, когда человек отключен от реальности и с ней почти никак не связан, они могут поведать нам о том, как жили, любили, каким хотели видеть этот мир и нас всех. Иначе откуда порой в наших снах возникают картины, которых никогда мы не видели, и видеть не могли.
Конечно, художественные фильмы - величайшее изобретение человечества еще и потому, что это вариант сна о прошлом (исторические фильмы) для миллионов. Но там нам всем показывается только один вариант, тот который создал сценарист, а потом переосмысл режиссер и сыграли актеры. Сон - это индивидуальный фильм, неповторимый и оттого еще более уникальный. А разве любой из Вас не видел иные места, лица людей из прошлого, не входил во дворцы или избы, в которых никогда в реальности бывать не доводилось, не узнавал какие-то истории, сам не участвовал в пирах и сражениях, ведь было наверняка. Такие сны врезаются в память, и писатели часто потом свои произведения создают, переосмысливая подобные сны, а художники рисуют картины.
Мы чаще или реже именно во сне способны путешествовать в пространстве и времени, и я уверена, что в этом нам помогают наши предки, потому что как бы они не были обижены на нас, они ведут свой рассказ, они не могут допустить, чтобы забывали, не знали, не ведали.
Очень жаль, что разбазарили мы слишком многое, что все дивные истории, где «русский дух и Русью пахнет», остаются в каких-то обрывках, фрагментах, что-то утеряно безвозвратно. Но хочется верить, что подобно умелым реставраторам, многое нам все-таки удастся восстановить и сохранить, хотя для этого необходимо приложить немалые усилия. Но ведь все хорошее и вечное требует невероятных усилий. Если не отмахиваться, не оставаться слепыми и глухими, а так проще и легче, то все должно со временем получиться. И тогда тончайшая связь, которая хранилась веками, останется.
Мне она представляется очень хрупким мостом, перекинутым через огненную реку. Если двигаться по этому мосту, то можно конечно и свалиться в пламя, но ведь можно при умелом и осторожном движении и на другую сторону переправиться, а там прекрасный удивительный мир, от которого так долго и упорно мы отказывались, отворачивались, уходили.
И существовал он на другом берегу и упорно боролся за то, чтобы мы помнили, хранили, знали. Чем еще может быть силен человек, как не опытом, накопленным веками, памятью о предках и удивительная вещь, мы можем обрести бессмертие, только если вернемся к своему прошлому, без которого будущее, как известно, почти ничего не значит.

####################

4.ЧТО СБУДЕТСЯ В ЖИЗНИ СО МНОЮ?
И знали поступь духов
Я слушал голос древних Посвящённых,
Что пили Солнце, как мы пьём вино,
С Луной горели тайной заодно
И знали поступь духов в травах сонных.
Константин Бальмонт

Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною
А.С.Пушкин

Наступил самый страшный в нашей истории год 988 от рождества Христова, когда и на Русь отпустилась тьма.
Это потом, все творя в угоду князю Владимиру Святославичу, которого назовут святым, ученые достанут из древних летописей прозвище другого, древнего Владимира - Красное Солнышко, и припишут спокойно ему. Но не могли его так назвать те, кто дали прозвище княгине Рогнеде- первой из бесчисленных его жен Гореслава, не называли предки наши так князя, погрязшего во всех грехах возможных и невозможных, да настолько, что не было ему уже дороги не только в языческий Ирий, но и в Пекло. Вот и избрал он для себя, а заодно и для народа своего в том роковом году веру чужеродную, которая и за тысячу лет не утвердилась в душах наших. О чем и свидетельствуют еще более кровавые события прошлого ХХ века.
Один Владимир мечом и огнем насаждал эту верну, второй( последний из кровавых) уничтожил все храмы, и все, что еще оставалось в душах многострадального народа от нее. Итог закономерен, он не мог быть другим.
Но если заглянуть в то время, когда не было о ней помина, когда Волхвы и жрецы солнечных богов в этом мире царили, а рядом с людьми оставались их духи, что было тогда.
В поселениях, которые со всех сторон окружены были дремучими и непроходимыми лесами, рядом с людьми жили духи, к ним спускались с небес, вырывались из подземного мира боги, Царь Морской вместе с водяными своими встречал их в морях и на водной глади, и по ней они чаще всего, не ведая страха перед смертью, переносились в иной, более совершенный мир, где могли сами решить свою судьбу, вернуться ли на землю, передохнув, или там оставаться, а может быть отправиться в путешествие в иные миры.
Все предопределено было заранее только у Волхвов, чародеев, кудесников, хранителей древностей, они должны были все время возвращаться назад, на землю, чтобы нести миру те удивительные знания, которыми тогда владели сами.
Говорят, их язык был настолько совершенен, что словом они могли завораживать, вызывать дождь, или останавливать ураган, усмирять диких животных и лютых врагов. Бесчисленные рассказы о том, как смирялись все силы природы перед немощными стариками, вероятно, имели место быть. Когда Властители земные пытались вступить с ними, немощными на вид, в поединок, они неизменно терпели поражение и были потрясены:
Мы такого еще не видали!
Ведь голодные тигры лизали
Колдуну запыленные ноги.
(Н.Гумилев)
Волхвы и чародеи и на самом деле являли миру чудеса, и, прежде всего, чудеса духа и власти над этим миром, их невозможно было завоевать силой оружия, и только знания, только просвещение и просветление могли дать их избранным.
Но самое главное - это единение с могучей и вечной природой. Вероятно, не случайно все наши нынешние «властители» пытаются, демонстрируя свою мнимую мощь, поступать с точностью до наоборот. Они поворачивают реки вспять, уничтожают леса, словно дьявольская рука заставляет их окончательно разрушить ту уникальную связь, которая позволяла волхвам подниматься на невероятную высоту в свое время.
В мире, который тогда был дик и дремуч, это они приучили животных, научились определять затмения, землетрясения, предупреждать бедствия. Это они лечили людей травами - и более совершенного лекарства с тех времен так и не было придумано. Это они усмиряли земных властителей, потому что человек с оружием в руках, опьяненный пролитой кровью, готовый приносить человеческие жертвы всю свою жизнь, не может здраво рассуждать о мире и природе, и если его не останавливать, не ставить на место кому-то разумному, то все пойдет прахом. И такую миссию и брали на себя древние мудрецы.
Перун - княжеский бог, даровавший победу в бою, довольно поздно в мире язычества пришел на смену Велесу - богу всего живого. Вероятно, такое случалось неизбежно в любой вере, но именно тогда волхвы остались той последней, разумной силой, которая могла еще сдерживать жуткие порывы к уничтожению этого мира. И более того, христианские историки не могут отрицать, что до конца 12 века они царили в мире, они были так сильны, что бороться с ними было бесполезно. Но сколько силы духовной и мужества для этого требовалось нашим волхвам, оторванным от богов своих и предков, оставшихся один на один с неразумным миром.
И бесспорно, в первую очередь помогала им та Солнечная энергетика, та связь с миром, отвергнутых богов и предков, которая значительно ослабла для всех остальных, а может, и исчезла, но у них эти тайные знания по-прежнему оставались.
Не могли священники новые искоренить и запретить их праздники, они только подгоняли свои под языческие, пытались «перекрестным» огнем усмирить плоть и самое главное уничтожить дух. Но разве не светило то самое солнце, не сверкали молнии, не жили в душах, пусть и в изуродованном виде сказки и былины - «преданья старины глубокой», а в них сохранялись голоса предков.
Не чудо ли то, что «Слово о полку Игореве», созданное в 12 веке, не содержит практически ни одного признака новой веры. Только древние сказания, боги, только обращение Ярославны к ветру, солнцу, и князь Игорь, убегает из плена, обернувшись серым волком.
Когда говорят о позднейшем его происхождении, я не верю в это потому, что написать такое произведение христиане 19 века просто не могли, они по-другому мыслили, они не обошлись бы без своих символов, и отмели бы суеверия.
 Но историкам позднее пришлось признать, что под Черниговом оставались древние капища и свергнутые идолы, и не оттого ли князь Игорь противопоставил себя остальным князьям, что дерзнул он не признать новой веры, и остался с богами своих предков. Разве «Слово» его не свидетельство тому, пришедшее к нам из древности. Тогда и логично то, что нет в летописях ни места, где он похоронен, ни имени жены его, разделявшей верования мужа своего.
Во все времена за свои убеждения приходилось расплачиваться. Но разве не стоит наша древняя вера того, чтобы находились такие ее защитники, которые, подобно древним мудрецам, готовы были еще два века стоять твердо на своем, и не сходить с пути этого?
То, что до нас дошли осколки вед и различных сказаний, то, что искореженные наши мифы о богах и духах продолжали тысячу лет жить и оказались неистребимы, не великая ли заслуга волхвов.
И остались главные их символы: камень, на котором и судьба человеческая записана, и на могилу он возлагается. Ведь все доброе по языческой вере следовало на камне высекать. Это они могли память о прошлом сохранить на века, и боги их на земле оставляли, как символ общения с людьми, а все горести и обиды на песке писали, чтобы исчезли они, смылись, и не оставалось следа. Деревянный крест возникает на месте погребения, и звезды на могилах появлялись значительно позднее, только камни оставались неизменны, со дня творения этого мира, и надежнее и спокойнее под ними лежать.
Нет алых роз, и траурных лент, и не похож на монумент,
Тот камень, что покой тебе подарил,
- писал В.С.Высцкий. Он чувствовал острее, чем другие нашу древнюю сущность. Только камень и мог покой подарить душе, ушедшей в иные миры.
И всегда оставались хранители рода и племени, и передавались обереги, духи в женском обличии у нас назывались Берегинями, и они останавливали неразумных, легкомысленных, отбившихся от своих и неизменно возвращали их назад. Как только они были уничтожены вместе с остальными духами, которые каждый на своем месте тоже берегли дом, хозяйство, детей, души людские, так и разладилось все в этом мире, отбились и без того неразумные люди от мира. И самым верным оказался путь сначала в рабство духовное, а потом и физическое, все к тем же язычникам татарам, которые без труда покорили уже ставших рабами славян.
Слишком мало к тому времени оставалось волхвов, без помощников своих не смогли они вразумить, остановить всех. А те самые князья, которые только воевать и привыкли и чаще друг с другом, возможно, поступали и правильно, и разумно, когда шли на поклон к татарам с дарами и ломали себя перед ними, им нужно было спасти свой мир, отодвинуть момент гибели, хотя после исчезновения веры она оставалась неизбежной. Но на их век еще хватало той рабской агонии, которую можно было как-то продлить.
Но они забыли о главном - все начиналось с мысли, с духа, со слова, и если первооснова эта утеряна, то ничто уже мира спасти не может. Как только душа покидает тело, оно становится просто предметом неодушевленным. Если у народа вынули душу, то спасть тело, спасать мир материальный не имеет смысла.
Когда отец знаменитейшего князя Александра Невского, князь Ярослав появился на развалинах Киева, уничтоженного татарами, и яростно начал отстраивать его, он и сын его смогли возродить город, но мир славянский уже изменился до неузнаваемости. И бросился мудрый современник князя Александра Невского - князь Даниил Галицкий, не желавший кланяться татарам, к Папе римскому, получил покровительство, корону из рук его принял, но еще быстрее был его мир уничтожен, поглощен еще более суровой верой. Ничего не осталось от древнего Галича, еще более могущественного в древности, чем Киев, княжества. Эти два князя пошли разными пути в лабиринтах христианства, но они, эти пути, оказались одинаково тупиковыми. Кроме рабства и самоуничтожения ничего оно не могло подарить погибавшему миру.
И вероятно, из Ирия своего наблюдали за их гибельными метаниями мудрецы наши пресвященные, но не могли они ничем помочь потомкам своим неразумным, которые давно отвергли их.
Мы только теряли после рокового года: сначала связь с богами, и неизбежно с самой природой, ее гармонией и духом, потом уходили волхвы, уставшие бороться и терявшие свою власть над слепо-глухо-немыми рабами, потом неизбежно потеряли связи и с родичами живыми. А уж гражданская война, которая делилась столетие и продолжается нынче - это последний штрих самоуничтожения. Разве допустимо было что-то подобное в те времена, когда Род царил над миром, и волхвы несли свои учения о духе и душе, о ладе, Вере, Надежде, Любви. Когда живые и ушедшие, духи и люди были едины, и одних от других невозможно было отделить. Да никто и не собирался этого делать в те времена, потому что жили по законам разума, это они обращали свой взор к Солнцу, были заодно с Луной и « знали поступь духов в травах сонных».
Но если поверить в то, что дух не уничтожить никакой силе, что он может только заснуть на время. Недаром появляются у разных народов сказания о зачарованном, спящем боге и герое, то остается надежда на то, что и в разрушенный до основания мир дух рано или поздно можно вернуть. Он останется и на пустом месте с его помощью, по законам разумного можно построить совсем иной мир. Это всем нам сегодня только и остается делать. Когда почти стерты «случайные черты» с лика нашего мира, и мы вслед за поэтом можем повторить, что «он прекрасен» в первозданном своем величии, то остается вернуться к первоосновам его, разбудить наших мудрецов. Волхвы обречены вечно возвращаться в мир живых, и воскресить память о предках, которую, как доказали времена, невозможно истребить и уничтожить никаким самым совершенным оружием, и двигаться вперед.
На камне, который встречали герои на перекрестке, были выбито три варианта судьбы, ум потерять, жизнь потерять, мы уже прошли и проходили не раз. Но ведь есть третий путь, и возможно серый волк или древний мудрец придет на помощь, если увидит, что мы, наконец, дошли до разумного пути и готовы приложить усилия, для того, чтобы изменить не мир вокруг, а свое отношение к нему.
Остается только повторить вослед за гением нашим знаменитую фразу:
Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною
И ждать ответа от древнего мудреца, у которого всегда была неразрывная связь со всеми тремя мирами, и с душами наших предков. И терпеливо ждать ответа и помощи, а она обязательно придет.

.ВДОХНОВЕННЫЙ КУДЕСНИК

Из темного леса навстречу ему
 идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
А.С.Пушкин

Землепашцы, воины , волхвы, духи, души ушедших, БОГИ - это те создания, которые жили в дремучих и непроходимых лесах, на бескрайних равнинах древнего нашего мира. Ждали они с нетерпением восхода солнца, боялись, что наступит такой момент, когда не рассеется тьма. Тяжким трудом добывали пропитание, защищали свой мир от тех, кто хотел завоевать и подчинить его себе, приносили жертвы своим богам, хотя чаще это были плоды и цветы, чем человеческая кровь. И обращали они свой взор к МУДРЕЦАМ, которые знали невероятно много, в отличие от остальных, и потому с уважением называли их ведунами, чародеями, волхвами.
Седые старцы уходили от суетного мира, чтобы получить знания тайные, и потом вернуться с ними к людям. Они ведали многое: лечебные и ядовитые травы собирали, как требовалось чаще на рассвете, могли предсказывать дождь и бурю и трясение земли. Они видели судьбу каждого и могли предсказать час ухода.
Существовала старая легенда о том, что во время творения этого мира Отец небесный Сварог, который и сварганил все, что мы видим, в помощь себе создал мудрецов, которые еще на небесах изучали Священные книги и получили познания о мире. А потом они отправлены были с самого начала на землю, чтобы нести эти знания людям, и не оставлять их беззащитными, эти небесные братья и потому вынуждены были после своего ухода, передохнув немного в Ирии, обретя новые знания, без них накопленные , возвращаться назад. И становились они хранителями мудрости и духа, без которых мир остался бы пуст и незначителен, он погиб бы тысячу раз и не смог продолжать свое существование.
Может быть, потому и придумали поговорку о том, что от ума только горе случается и горе уму, всегда ощущающему себя чужаком в этом мире. Их всегда очень мало, они очень одиноки. Им трудно общаться с остальными, их не понимают, боятся, им завидуют те, кто мудростью обделен. Но в момент, когда случается беда, когда хочется спасти близкого, и надо спастись самому к ним снова приходят люди. Потом их стали называть Ангелами- хранителями, но сначала они назывались Волхвами.
Власть их не могла сравниться ни с какой другой, возможно потому так упрямо отстранялись от них земные властители, часто только силой оружия и могли они покорить безоружных, но не знали потом, как, не обладая мудростью, удержать завоеванное.
В те давние времена Волхвы не были соперниками князьям, не дерзнул бы человек в красном плаще с мечом в руках спорить с тем, кто ближе всех стоит к богам. И никогда не служили им волхвы,
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен.
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Отвечает один из мудрецов иноземцу Одду, который столкнулся с ним на перекрестке, наивно считая, что он может подчинить себе немощного на вид старика. Но не знал могучий викинг славянских обычаев и славянских волхвов. За это неизбежно наступила расплата.
Недаром всегда считалось, что язык наш очень труден для понимания и многозначен. Если ты научился самому элементарному общению, то не стоит и думать о беседе с мудрецом. Волхв показал, что ему известны все подвиги князя
Воителю слава - отрада,
Победой прославлено имя твое,
Твой щит на вратах Цареграда.
И волны и суша покорны тебе…
Он покорил и усыпил бдительность тщеславного завоевателя, который не мог знать многих вещей: того например, что судьбу предсказывают кони, и особенно момент гибели, того, кто на коне ( в сражении) погибает. И это неизбежность, если перед нами воин, да еще такого уровня, как князь Олег. Но Мудрец понимал, как можно сразить непокорного и спесивого князя, выбить его из седла. И у него все получилось, это тот случай, когда:
Солнце останавливали словом,
Словом покоряли города.
Змея , укусившая несокрушимого князя- символ мудрости, это тот самый волхв, который показал во всем превосходство над ним. Князь сам виноват, что досталась ему позорная для викинга смерть «на соломе».
Но, думаю, что это все-таки не типичный случай, хотя и показательный. Но самое главное, что и происходил подобный поединок силы и мудрости в роковые дни, когда в мире языческих богов все переменилось. Прошла эпоха ВЕЛЕСА - бога всего живого на земле, миротворца, прекращавшего усилием воли все схватки и ненавидевшего насилие, заставлявшего нести наказания за пролитую кровь. И наступила эпоха Перуна - княжьего бога, ведшего воинов в сражение, и проливавшего кровь и своих и чужих. Именно тогда появилось оправдание для войн справедливых и понятия о том, что для победы все средства хороши, а победителей не судят.
Истукан Перуна появился в Киеве в начале правления Рюриковичей, и уже через сотню лет он был сброшен в Днепр, только все кровавые деяния помножились после этого события: насилие и жертвы ничего кроме еще большего насилия и жертв породить и принести в этот мир не могли.
Но в лесах оставались духи и где-то бродил бог Велес стараясь уберечь и сохранить то, что еще можно было сберечь, и верными защитниками всего живого и мира прекрасного, но такого хрупкого и оставались волхвы. По-прежнему обращавшие свой взор к солнцу, предсказывавшие катастрофы и войны, и не боявшиеся выходить навстречу к самым могущественным из князей.
И так хочется преодолеть пространство и время и встретиться в дремучем Муромском лесу с таким старцем, и послушать самые удивительные истории, обрывки которых сохранились, дошли до нашего времени.
Так кто же они такие?
И мы знаем, сегодня, что тогда их называли порой цари волхвы, маги, мудрецы-звездочеты. Они узнавали судьбы людей по звездам. Среди них были и чародеи, знахари, колдуны, ведуны. Они могли чаровать, кудесить, напускать хвори, ворожить.
Но все считались философами и мудрецами, обладающими многими знаниями и способностями
Им было ведомо: Прошлое и грядущее, Власть над стихиями (снимает луну), они могли насылать порчу, несчастья и болезни, но чаще старались оберегать, избавлять от порчи.
Волхвами становились избранные, те, кто прошли несколько ступеней обучения и развития. Они, одни из немногих понимали язык духов, видели их, понимали язык природы и могли влиять на все в ней происходящее.
Мы многое не знали, многое позабыли , но болезнь до сих пор воспринимается как злой дух, который после очищения огнем и водой способна удалиться и оставить человека.
А кто из нас не повторяет в трудные минуты заговоры и заклятия, даже не задумываясь о том, что это обломки языческих тайн волхвов. Только делаем мы это совершенно неумело, а потом удивляемся, что не действует, словно для такого обряда достаточно только слов, а не всех обрядов и знаний, которые уверенны, навсегда остались в тех временах. И ведают наукой врачевания и колдовства только специально обученные волхвы, после передачи силы.
Это они, а не любой желающий, могут изменить злобу врагов на кроткое слово любви, умиряют сердечную тоску, или разжигают самые неуемные страсти
Произносятся заклятия шепотом - шепот стал синонимом слова колдовать.
Мы и не подозреваем о том, какой путь им пришлось пройти, чтобы достичь своего могущества На этом пути одолевали они несколько ступеней
Первая ступень - служение близким и обществу.
Человек мог всю жизнь пребывать на этой ступени, даже не задумываясь о большем. Но вдруг он получал какие-то знаки, открывал в себе новые силы и тогда двигался дальше:
Вторая ступень - человек вставал на ПУТЬ ЗНАНИЯ.
Он напрягает свой разум, чтобы постичь истину, накапливает знания, задает вопросы и получает ответы. Он познает законы бытия. Важно, чтобы он обладал чистым сердцем и был ведом УЧИТЕЛЯМИ. Необходимо избегать ложного мудрствования и пустой гордости. Он понимал на этой ступени, что есть Непознаваемое, Беспредельное, у Мира есть ПРИЧИНА, после этого он двигается дальше.
Люди прошедшие этот путь уже не могли остановиться, знания заразительны, нам хочется знать больше, и тогда человек двигается к третьей ступени совершенствования.
Третья ступень - обладание знаниями духовными. Он избирает духовного наставника и становится послушцем, т.е. учеником. Здесь он изучает Веды, овладевает звездной наукой и духовными дисциплинами, овладевает тем или иным волшебным искусством. После прохождения ступени может стать духовным учителем, волхвом, чародеем, волшебником или жрецом.
У каждого из этих путей есть свои системы восхождений, степени овладения мастерства.
Славянские волхвы знали и умели многое, и каждый выбирал то, что ему было по душе и соответствовало его устремлениям.
- жречествовали и приносили жертвы богам, - жрецы
- волшба, для тех, кто не служил в храме, считая, что весь мир - храм - волшебники
-чародеи - гадали по чаре с волшебным напитком - сурьей, они узнавали прошлое и грядущее, заглядывали в иной мир.
- кудесники - творили чудеса.
- кощунники ведали, какой жребий (кощь), выпадает человеку.
- кобники гадали по полету птиц,
- звездочеты - по звездам,
- облакогонители вызывали дождь в засуху или разгоняли облака,
- знахари - лечили людей,
- ведуны- хранители, - берегли священные знания «Веды»
ВОЛХВЫ изучали тайны бытия. Они видели Бога в СВЕТЕ, СОЛНЦЕ, РАДОСТИ и ЛЮБВИ
Они были уверены, что мир многосложен, а Бог может являть себя в стихиях, в течении жизни. Он - хранитель Жизни и Смерти.
И пройдя этот путь, освоив многое, только избранные могли пониматься на самую вершину. Высшая степень - ЧЕТВЕРТАЯ.
Тот, кто ее достигал, становился УЧИТЕЛЕМ УЧИТЕЛЕЙ- ПРОБУЖДЕННЫМ.
Его называли Благовестником Воли Божьей. Великим Побудителем Воли Человечества. Славяне называли его ПОБУДОМ, и был он духовным наставником, им может стать волхв или жрец, чародей, достигший высшей степени совершенства, ставший просветленным. Он обречен возвращаться в мир, т.к. становится высшим духовным учителем человечества.
Он несет СЛОВО и ВОЛЮ Всевышнего людям.

Те, кто становились Волхвами, были хранителями тайных знаний,
- тайны воды и растительности.
Первым Волхвом считался сын легендарного князя Славена ВОЛХВ, по летописям он умел преграждать путь на реке, тем, кто ему не поклонялся, поворачивал реки и топил ладьи,
- мог приводить в движение воздух,
- менял направления ветра и заклятие (лихо) по воздуху направлял против большого количества людей .
Волхвы оказывали огромное влияние на народ и в 11-12 веке, когда царило христианство, поднимались бунты, возглавляемые волхвами.
Есть упоминание в летописи не только о смерти князя Олега по предсказанию волхва, но и борьбе с ними Ярослава Мудрого, а князь Всеслав Полоцкий сам считался волхвом и умел оборачиваться в серого волка, когда шел войной на своих неприятелей.
Сохранились записи о них до 13 века, только после этого влияние их ослабло.
Волхвы признавали, прежде всего, книжный принцип колдовства «волхвовали по книгам волховым», потому и были среди колдунов самыми сильными и таинственными.
Такова историческая реальность, вот что можно было узнать, если вчитаться в текст знаменитого Пушкинского стихотворения. К сожалению, выучив наизусть его удивительные строки, многие ли из нас задумывались о « преданиях старины глубокой»
Вероятно, недаром вырывали страницы летописей и скрывали от нас такие страницы ее, потому что очень горько и страшно было знать о том, что же мы так безрассудно потеряли.
Но если верить, что ничего не исчезает бесследно, а души бессмертны, и волхвы где-то бродят среди нас неузнанными, и хранят до срока мудрость, которая , как песни Оссиана « минуя внуков к правнукам уйдет», то остается надежда, что где-то на перекрестке, где на камне написаны наши судьбы, и встретим мы своего волхва и попробуем, как князь Олег спросить у него:
Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И он обязательно ответит, только не забудьте, что перед вами мудрец, и слова его многозначны, они могут останавливать солнце и разрушать города, потому не торопитесь в панике творить безрассудства, а лучше попытаться разгадать их тайный смысл.

 ПУТЬ К БЕССМЕРТИЮ
 

Бессмертие, как мы его понимаем, и можем ли представить вообще, а ведь для предков наших это было бесспорным и совершенно реальным понятием. И тому есть многие примеры, которые, правда, не сразу расшифровываются, когда мы заглядываем в летописи и работы историков, и даже сказки наши, но они не перестали существовать. Род- брак - семья. Много ли значат эти слова сегодня, почти пустой звук.
Наверное, ни в какие иные времена не было таким легкомысленным и легковесным отношение к браку, к выбору спутника жизни. И в том нет ничего удивительного, когда все легко и просто, и обсуждается шведская семья и однополая любовь, то, что там говорить о традициях и законах предков, когда нарушить их кажется особенной доблестью и верхом совершенства, а то и признаком моды в современном мире.
Женщина свободна, она может зарабатывать и обходиться без мужчины. В любимых домохозяйками сериалах, не помню названия, как норму показывают лесбиянок. И объясняют творцы продвинутые бабулькам нашим, что ничего в этом нет страшного, и такое может случиться, если не с вами, горемычными, то с внучками вашими продвинутыми, и как себя вести в таких случаях тоже показывают.
И ссылаются на мировой опыт, а если у них можно, если показывают, то почему бы нам такого не завести у себя, и заводим.
Я ловила себя на мысли, что, в сущности, не собиралась никого из них осуждать, если механизм работает, то можно ли его остановить голыми руками?
Но беспокойство от этого не исчезло, и просто повернула взор свой снова в древние наши традиции и обычаи, туда, откуда все начиналось. А к какому опыту еще можно обратиться в критические минуты бытия, когда все разваливается, ничего не склеить, да и клеить нечем?
И еще раз остается убедиться в том, на сколько мудры были наши предки. Да и удивительно ли, если Высшим богом был у них РОД, и стремились они сохранить свой род, свою семью, память о предках неизменно хранили.
Вот и в сказке о Сивке Бурке, странный наказ дает отец своим сыновьям - три ночи должны они охранять могилу его, и если исполнят, тогда и успокоится он. Но это кажется совершенному человеку почти фильмом ужасов, да и сами братья из сказки не особенно рвутся исполнить отцовскую волю, и только младший Иван, тот, на котором клеймо лежит, что не от мира он сего, и несет верно службу свою.
А не задумывались ли вы над тем, что это может значить, если немного от реальности отрешится - он призывал Хранить память о предках, не терять с ними связь, потому что переходят они в иное измерение, но при этом не перестают существовать. И после трех ночей получает тот самый Иван коня волшебного, и сам преображается, и на любые подвиги готов теперь. А те старшие, как были бескрылыми и темными, так и остались ими, хотя и заняты они важными делами - один пашет, а другой скот пасет.
Это одна сторона того, как можно было сохранить себя и свой род- связь с прошлым и с покойниками своими. И вторая сторона, когда взор не только в прошлое, но и в грядущее обращен, в продолжение рода, это семья и та единственная женщина, которую избрал человек.
Смешно себе представить ситуацию, что тот, кто женился, вел невесту свою к священному дубу, три раза обходил его, и связывал с мировым деревом дальнейшую жизнь свою, мог бы в тот момент или позднее думать о разводе, о том., что это пока, а потом как получится, размышлять о любви, которая, как известно, приходит и уходит, и не важно, что у тебя уже дети, что ты богам клятву давал.
Но как легко мы даем клятвы, и забираем слово свое веское назад, и находим сотню причин для оправдания, а понятие « Я жить без тебя не могу», пусть красивые, но только слова. И улыбку вызывает реплика одного из героев современно фильма, который утверждает, что он женится только тогда, когда поймет, что без этой женщины жить не может, что они две половинки одного целого. То, что всегда оставалось нормой, теперь кажется чем-то несбыточным или чудачеством, чуть ли не дурацким поступкам.
Но ведь более того, предки наши уверенны были в том, что с этой самой женой, а ни с какой другой, человек шагнет и в вечность. Она там ждет его, если ушла раньше, или он ее. И снова они соединяются, теперь уже навсегда. Потому и был почти нереален развод, ни здесь, ни там. А молодых девушек в свадебных платьях хоронили, чтобы там нашли они себе женихов и мужей, если здесь не вышло. Потому и пришлось жениться Гвидону, погубленному ребенком, на Царевне -Лебеди. Но по-другому ни этот ни тот мир и не представлялся им. Одиночество отметалось в любой ситцации.
И опять же, заглядывая на страницы летописей и исторических книг и вы не раз сталкивались вероятно со странным на первый взгляд эпизодом, когда князь наш лютый ( а по другому не назвать его ) Владимир Святославич, прозванный святым за то, что Русь он крестил огнем и мечом, и судя по всему ни в каких уже богов не верил, вдруг ведет себя на удивление странно. Мы привыкли вспоминать все его глупости и бесчинства, и убийства, которые он совершал. Но был в буйной его жизни эпизод, который сродни наказу неведомого старика из сказки охранять могилу его после смерти.
После того как он расстался с любимой и первой из бесчисленных жен и наложниц своих Рогнедой, и отправил ее в только что построенный для сына Изяславль, навестил он мать своих наследников. Но когда заснул князь, а она вспомнила о его расправе над отцом его и братьями своими, да и над ней самой всю жизнь им в лютости творимые, то подняла княгиня, прозванная в народе Горсилавой не случайно, меч, чтобы убить князя.
Если бы тогда случилось это, не дрогнула рука ее, то, возможно, жили бы мы совсем в другом мире нынче, но проснулся в последний момент князь. Не суждено нам было избавиться при помощи одного насилия от другого. И что же он? Решает сам казнить ее. Но тут -то и начинается самое интересное. Он приказывает ей найти и надеть свадебный наряд, и ждет, пока она обрядится. Что за странная блажь. Конечно, князь был явно со странностями. Но если бы мы помнили о традициях и обычаях, то поняли бы, что, возможно, это единственный его разумный поступок. Хотя трудно поверить, что после такого потрясения мог он что-то соображать, но верил, знал прекрасно, что после казни она поднимется на небеса, в Ирий, и там будет ждать мужа своего, чтобы остаться с ним в вечности. Но не хотел он этого, а чтобы застраховаться, и не случилось этого, он и заставил ее обрядиться в свадебный наряд, и невестой, а не женой его в вечность отправляться.
Нас сегодня такие страхи не мучают, ни память хранить не приучены мы, и тем более не думаем о тех, с кем легко встречаемся и расстаемся. И тогда не только в этой жизни, но и в той так и будем совершенно одинокими слепо-глухо-немыми созданиями. И можно бесконечно много говорить о смысле жизни, откуда он возьмется, если нет памяти, любви , верности, остается только пустота позади, пустота впереди и еле дышащая, если еще дышащая, душа. Но живая ли она еще, мертвая ли, сразу и не разберешь.
Но я в таком случае снова вижу того Ивана, которого называли дурачком. Но ведь именно он в царевича превратился и царство его можно называть одним словом БЕССМЕРТИЕ, и самого одиозного из князей наших, свергшего в ярости богов, но когда лично о себе думал он, то не посмел казнить жену свою, пока не был уверен в том, что не встретятся они в вечности. И он может здесь уже с ней расстаться.
 И он не мог не знать и не думать о БЕССМЕРТИИ, только путь его был довольно странным и губительным, но от этого оно не перестало существовать в душах их
А если странными кажутся нам эти поступки, то потому только, что не знаем мы, да и знать не хотим о том, как мир устроен. А говорят, что те, кто слепы, немы и глухи были здесь и там такими остаются.
Но этого ли нам хочется от жизни, от мира, в котором ничего не исчезает и ничего не появляется снова , все всегда было и будет

 ДОРОГА К ХРАМУ

Чем больше нас просвещают, тем дальше мы уходим в противоположную сторону. Взрослые люди, а не капризные дети, которым только бы и перечить взрослым. Но может быть это не капризы вовсе. Если вы человек мыслящий и не все принимаете смело на веру, а вера так часто подводит. Сколько мошенников тем и пользуются, когда убеждают нас в том, что их товар самый лучший. И массы обманутых вкладчиков и покупателей - тому живое свидетельство. Но я не о материальном снова.
Память - удивительная вещь, иногда она представляется мне почти бездной, и чем дальше отпускается душа, тем более интересные вещи можно извлечь, не сразу, не вдруг, иногда очень долго и мучительно доходит, что же на самом деле происходит, но все-таки доходит.
И вот уже кажется, что ты двигаешься по лабиринтам памяти, и ищешь какой -то выход, но снова попадешь в тупик, и нет там никакого выхода, а возможно путь оказывается совсем в другой мир, в другую реальность направлен. Сначала страшно, даже жутко, но потом все не так уж и безнадежно оказывается.
Такими лабиринтами наполнено и творчество наше, когда мы можем знать, как и что в финале повествования происходить будет, в каком месте оно оборвется, как продолжится.
Вероятно, очень просто на чистом листе бумаге, каковой наша душа и была почти от рождения в век атеизма , было написать все, что угодно, но чистым ли был этот лист? Казался чистым.
 Но еще в детстве, родители, которые далеки были от веры, когда шли на кладбище, и несли с собой еду, обязательно говорили, что бабушка любила конфеты и сейчас ей без сладкого там очень плохо. И обязательно оставляли конфеты для бабушки на могиле. Иногда и сама бабушка во сне просила о чем-то, напоминала. Странно, но меня такие сны никогда не пугали. Хотя я помнила наказы о том, что с покойниками нельзя разговаривать, это очень плохо закончится.
Позднее священник много раз объяснял и мне лично, что не нужно носить еду на могилу, ее нищим и просто знакомым надо раздавать, чтобы они поминали. Но как-то с этим туго было, а конфеты для бабушки и не только для нее, ношу до сих пор, яблоки, апельсины.
 Другой священник мне потом объяснил, видя, что не переделать, - пусть будет так, кто-то возьмет и помянет их. Но я уверенна, что это не для чужих, а для них предназначено.
И еще более важная вещь - блины, почему именно они? А если вспомнить, что это знак солнца и обязательное блюдо у наших предков, особенно в начале весны, когда они призывали солнце, боясь, что оно не вернется, и приносили первый блин обязательно покойникам на курган, а только потом ели сами. И мы сегодня поминаем их исключительно блинами, и никто не сможет изменить этого.
И еще более важная вещь, когда уходили молодые и любимые люди, другая бабушка говорила задумчиво: - Видно там они нужнее. Их там не хватает.
Если представить себе православный наш рай, или католический, то совершенно непонятно, почему там они нужнее. Зачем забирать их так рано?
Музыканты, учителя, писатели, актеры. Если вспомнить, что обитают они в вечном блаженстве, забыв обо всем, то какая разница, сколько их там, раньше или позднее придут они в свой покой, чтобы отдохнуть от земной жизни. И на этот вопрос мой священник говорил что-то непонятное, то чего и воспроизвести здесь никак не могу. Но вот вчера сама писала рассказа о рано ушедшей, замечательной учительнице, моей подруге, написала, а потом сама поразилась фразе, на бумаге возникшей (такое иногда случается)
На моей памяти единственный случай, когда мы хоронили сорокалетнюю, удивительно красивую женщину, она принадлежала к той редчайшей породе учителей от бога, которые никогда не задумывались о другой профессии. И тогда я подумала, что может быть, на небесах тоже не хватает таких учителей.
И возможно именно Оля, Ольга Викторовна Конанкова, памяти которой рассказ и посвящен, помогла мне, наконец, понять, что учителя, как и профессионалы в других областях нужны там, именно потому, что там жизнь точно такая же, как и здесь.
Если снова заглянуть в седую нашу старину, то предки наши все клали покойникам, ни в чем он не должен был нуждаться: книги, предметы первой необходимости , украшения, еду, оружие, коней даже в курган отправляли. И во всех тех сказаниях ясно, что и под водой, и под землей, и на небесах, когда черный коридор (лабиринт) пройдешь, жизнь продолжается точно такая же: города, поселки, предприятия, школы - там есть все, как и на земле. Очнувшись от забытья, они занимаются тем же, творят то, что не успели дописать, доделать.
Ведь мы очень боимся смерти еще и потому, что не завершено что-то очень важное и значительное, оборвется на середине, а люди организованные и ответственные любят все доводить до конца. Любимую книжку не дочитаешь, человеку любимому теплых слов сказать не успеешь, а если эти страхи отмести, насколько легче и проще жить станет.
Одна только беда, никак все это не вяжется с христианскими представлениями о мире - это все глубже и дальше, в язычестве нашем остается. И тогда возникает вопрос, могло ли это быть плодом фантазии, пустого вымысла, желанием кого-то умного и проницательного успокоить нас, примирить с неизбежным.
А если это и так, как вымысел пустой мог сохраниться в памяти тысячелетия, разве не известно, как быстро умирает любая ложь, даже очень красивая, и только там, где есть реальная основа и остается что-то важное и стоящее.
Все, о чем я говорю, называется «предрассудками», «суевериями». Нас опять же пугают, говоря, что это бесовщина, которая губит душу.
У нас забрали наших предков, отправив их очень далеко, так, что не дотянуться, забрали духов, назвав их «нечистыми», из всех оставив самых отчаянных - чертей, и так их разукрасив, что фильмы ужасов снимать можно. А тех забавных хранителей и помощников, словно вообще нет, у нас отняли заповедные леса, к которым прикасаться нельзя было, а потом повырубили и поджигали и все обычные леса, потому что ничего в природе святого , неприкосновенного остаться не могло. У нас отняли память о прошлом, зато подарили рабство и страх, сплошной страх и перед моментом ухода, и тем светом, где кроме грозного суда и туманного рая ничего не осталось. Вероятно, в страхе и рабстве можно жить какое-то время, но стоит ли удивляться тому, что потеряли мы и никак не можем найти смысл жизни. А может ли она в таком контексте не казаться нам пустой и бессмысленной? Звучат речи о суде «грозном» на небесах, но что этот суд слепо-глухо-немому созданию, которое устало бояться, а потому и страх давно потеряло, а каяться может долго и упорно.
 Глядя на то, как наши ребята, явно нагрешившие немало, неистово раздают нищим зеленые бумажки, сразу понятно, что уже раскаялись и снова задумали что-то страшное. Но они усвоили, что все грехи им уже заранее прощены, потому и беспредельничают спокойно, и там вроде бы уже покой себе и прощение купили, им так удобно думать, как и тем, кто им эти мысли внушает. И спокойно при этом открещиваются они и от друзей и от родственников, чтобы уж точно не перед кем ответ держать было. С какой гордостью они называют себя волками- одиночками, которые, как известно между мирами обитали и ни к одному из них не принадлежали - позиция и для них довольно выгодная. А то, что пути нет из этого лабиринта тьмы - пока это их не особенно волнует.
И когда разрушен и этот мир и тот, и души многих из нас скорее мертвы, чем живы, вероятно, чтобы спасти нас , как-то вернуть к реальности, память и те кто ушли, пытаются показать и рассказать, что не так там все, как видится и кажется отсюда. «Все не так, ребята», - хрипит Высоцкий.
И медленно, мучительно медленно что-то вспоминается, и эти отдельные камешки мозаики складываются в какую-то картину. Возможно, мы их складываем не правильно, и картина совсем не такая должна быть, но делать это необходимо, чтобы хоть как-то уйти от безысходности, и попробовать вспомнить то, что забылось, казалось навсегда.
В 1996 году прозвучало после ухода Олега Чертова его страшное откровение:
«Ангелы в слезах уходят в небо, словно птицы покидают лес». В те годы, в отравленных лесах у нас не было ни птиц, ни ангелов. Кто-то скажет, что это просто поэтическая метафора. Но мой любимый философ верил в то, что с самого начала эти звездные братья оставались на земле среди людей, несли им свет и знания , изредка встречались и узнавали друг друга и вели борьбу за наши души.
В тот момент , когда все они покинули землю и наступил конец света, которым нас так долго и упорно пугали. Они проиграли с тьмой последнюю битву. Но, как и везде, что-то осталось, кто-то выжил в этом мире, когда и боги были уничтожены.
Загляните в мифы наших ближайших родственников Скандинавов, на земле после последней битвы появляются люди, молодые боги, и жизнь начинается сначала, долго и мучительно.
Мы хотим сегодня воскресить православие, упорно строим храмы, но бесплодны эти попытки, и очень скоро прозвучит знаменитая фраза, которая и определяет большинство деяний: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда»
Во второй раз не получится, или еще хуже, чем в первый будет. И не кажется ли Вам, что очень похожая ситуация, то, что в первый раз игралось, как трагедия, нынче все чаще выглядит фарсом.
 60 летний губернатор, в храме крестится и слушает священника, умирая от скуки. Но стоит до конца. Смотреть на это почти невозможно. Большую половину жизни он был коммунистом, им и остается. Но если вспомнить о высказываниях философов моих уважаемых, что именно в это время христианство и торжествовало, оно удивительно совпало по многим критериям и даже заповедям, с тем, что мы упорно строили, тогда в этом есть даже своеобразная логика.
Но что делать всем остальным в мире, который покинули ангелы. И наши мертвые, которые не оставят нас в беде, в это я верю свято, напоминают нам о той вере, которую мы бездумно потеряли, но никуда она не делась.
Как зачарованная княжна она ждала своего часа, и надо было просто разбить тот хрустальные гроб, в который бережно положили ее предки наши, потому что не «холодным сном могилы» заснула она, бессмертная, а только спрятана была от мира и ждала своего часа.
Бессмертны воины и короли, достигшие высшего просвещения, бессмертны боги и духи. Если бы они умерли, то и нас бы не было в мире. Они нас породили, и только они могли убить нас, но не убили, оставили на этой земле. И оставили память о себе, и ждут, пока мы сами поймем, что правда в этом мире, а что ложь. Есть два пути в педагогике. Можно розгами вбить какую -то истину, страх перед новым наказанием и унижением заставит подчиниться и принять ее, а можно долго и упорно объяснять, не унижая человеческого достоинства, и терпеливо ждать « в покое и смирении» пока человек сам поймет и усвоит то, что ему хотели показать. Наши боги и волхвы пошли по этому пути, но каким же долгим и мучительным он оказался, только другой они не собирались признавать, чтобы сохранить наши души, не уродовать их страхом. И все еще находясь в лабиринте, мучительно вспоминая и анализируя, я благодарна им за это поистине великое терпение.
 И люди, вспоминая обрывки прошлых мифов, мучительно воскрешают в душе то, что заснуло там и ждет своего часа.
Все время повторяют, что в мире продолжается борьба идей, мировоззрений, вер. Борьба жестокая, и когда побеждает самый наглый и напористый, то это вовсе не значит, что он прав. Разумные , уверенные в себе иногда просто отходят в сторону, понимая всю бесплодность этих усилий. Редко кто и проигрывать умеет достойно, но с течением времени все на свои места встанет, и победа окажется первым шагом к поражению, а тот, кого мы по наивности своей считали побежденным, он и окажется прав. Потому что никому, даже самому мудрому из нас не дано предугадать, как и что отзовется в реальности.
Как хочется мне нынче проснуться в древнем Чернигове и отправиться в заповедный лес, и отыскать там капище, которые сохранил вопреки всему князь Игорь Святославич, тот самый, о котором повествует нам чудом сохранившееся «Слово», он слишком большую цену за это заплатил. Братья его князья - весь род уничтожили, имя и место могилы из летописей своих стерли, чтобы ничего не осталось. Но память упрямая вещь, именно он и остался, а их всех Всеволода Большое Гнездо, Рюрика Ростиславича, , Романа Галицкого, Святослава Старого, Ярослава Осмомысла, мы помним только как врагов его лютых, хотя все не так просто. Ярослав был тестем его, Роман оставил нам удивительного сына своего Даниила, но вот гонения и союз против Игоря и воскрешает их, и заставляет о них говорить. Странно, но так распорядилась наша многострадальная история. А он из последних сил хранил то, что дошло до нас - язычество наше, и живота своего не пожалел, хотя очень печальной оказалась страница эта, но ее не вырвешь, не уничтожишь, как бы этого не хотелось кому-то.
Каждый из нас сегодня вышел в путь. И это для любого дорога к храму, вопрос в другом, что это будет за храм: древнее ли капище, или отстроенный православный собор, тут мы вольны выбирать сами, только желательно при этом быть еще мудрыми и трезво смотреть на вещи. Мы всегда рады верить и обманываться, и обмануть нас не трудно, но стоит ли это делать с завидным упорством снова и снова?



 РОД И ЕГО ПОТОМКИ

Вероятно, необходимо отключиться от реальности и попытаться заглянуть в начало творения. Сначала было слово, и бога , творившего этот мир, назвали РОД. Именно это слово вместило в себя все то, что было важно и значительно для далеких наших предков: родичи, родственники, родные, Родина, и другие замечательные слова, согревающие души и нынче от него произошли, остались нам, как завет предков, когда мы бросаемся искать таинственные книги, сохранившие на своих страницах мудрость веков, то даже и не подозреваем, что она открыта и доступна для всех кто умеет, видеть, слышать и помнить.
В самые суровые времена мужчины, которые не могли быть слабыми, иначе бы они просто не выжили, не знали многих вещей, но они все хорошо понимали, что необходимо для собственного бессмертия и для того, чтобы мир не рухнул, оставить наследников. Род должен быть крепким и здоровым, а сыновья его такими же яркими, сильными и отважными, как их молодые боги, рожденный Богом всего живого Велесом - Ярило, тогда еще богом плодородия Перуном ( это позднее он стал богов воинов и князей) Даждьбог, и бог светлого начала, любви и радости Купала.
Именно солнечными, сильными и благородными старались быть наши предки, все другое считалось уродствами, недостойными рода, и вряд ли человек порочный, оправдывающий свои пороки, просто смог бы выжить. Их не жалели, устраивая всевозможные суровые испытания, и черепа на тыне у хранительницы и дарительницы Яги - тому свидетельство. Это потом она стала чудовищем. Но вероятно, необходима закалка, которая не позволила бы роду становиться худосочным и вымирать.
Самыми благоприятными для зачатия становились праздники Купалы, которые позднее огульно причислили святоши к разврату, но ведь это всего лишь проявление человеческой сущности, когда молодые люди выбирают себе своих женщин и предаются с ними любви на глазах у своих богов и предков, около курганов. Странным кажется это для нас, непонятным, но разве после этого тот же юноша сможет отпереться, сомневаться в том, что ребенок его, да и убежать и скрыться. Вероятно, убежать можно было и тогда, только куда ты от своих богов и своего рода денешься. Жить в одиночестве, в болотах и лесах дремучих не многие бы отважились, да и кому нужна такая жизнь. Такой человек раньше или позднее просто пропадал без следа, исчезал с лица земли
Странным кажется обычай о том, что брали замуж женщин с детьми, пресловутая девственность не приветствовалась и была пороком скорее, но почему?
Да все потому же, что неизвестно, будут ли у этой девушки наследники, а отправлять ее назад, в родительский дом, не большая ли эта мука и для самой девушки в том числе, и если верить, что жен выбирали для вечности, и в Ирии снова встречались и оставались с ними, то серьезно нужно было к этому подходить.
Беременность была гарантией как раз того, что девушка ( женщина) выйдет замуж, потому что она могла умножить и усилить род, особенно если рождался мальчик.
 И предки наши собирались растить и воспитывать детей, они никогда не были нежеланными, незапланированными, случайно, не знамо как на белый свет появившимися несчастными созданиями.
Праздник Любви и Огня - он был самым главным и связан с одухотворением природы. И два бога Ярила (страсть) и Купала (вожделение, неодолимое любовное притяжение могучий зов Рода), соединялись на этот раз в празднике , когда человек соединялся с солнцем и с природой. Какая фантастика для нашего практичного ума сегодня. Но не должен ли он оставаться всегда самым главным, если не хотим мы того, чтобы род на нас и завершился?
Суть праздника: животворящее СОВОКУПЛЕНИЕ мужского солнечного начала и земного женского. Сокровенному бракосочетанию Ярилы (Солнца) и Земли соответствовало на человеческом уровне все, что происходило в эту ночь. Люди подобны богам, они вольны и прекрасны, и сами могут порождать новую жизнь - вот чего хотели больше всего замечательные наши предки. И желание это было угодно высшему славянскому богу Роду. Процветание Рода - это радость предков-покравителей, и главный долг на земле живущих перед теми, кто и им дал в свое время жизнь, и их растил, воспитывал, заботился о них.
Волхвы объясняли людям накануне, что зачатие- священнодействие, зачинающее тело -храм для жаждущего воплотиться снова, вернувшись на землю, предка.
Купало - праздник ЛЮБВИ и ОГНЯ, соединения влюбленных в этот день особенно знаменательно. Священный огонь потом навек соединял их.
Они собирались поздно вечером на открытом месте перед рекой, где разводился огромный костер, часто он окружался 12 маленькими кострами, обязательно действо происходило около курганов, где были захоронены предки - они обязательные участники действа.
К тому моменту, каждый из участников праздника выбирал себе пару.
Взявшись за руки, они вместе перепрыгивали через костер, который освещал и очищал от прежних грехов, потому что к моменту зачатия не должно было тяготеть над людьми скверное прошлое.
.
Наши предки знали, что в это время лоно земли самое плодотворное, роса и травы- самые целебные. Потомство, зачатое в этот день, должно было расцвести Огненным цветом, оно было бы самым жизненностойким и неуязвимым для чужого глаза.
Необходимо было Зачинать новую поросль прямо на земле, сразу после очищения огнем, на курганах ( могилах Праотцов), называемых Красными горками. Это символ перевоплощения и непрерывности жизни. Их призывали в свидетели этого таинства, их просили о помощи, защите, и хранении рода, и человека, который только должен появиться на свет
Совокупление в эту ночь - не разгул похоти, но брачное соединение во славу Роду. Не могло быть безобразным и запретным, то, что было по-настоящему прекрасным. Помогали зачатью и считавшиеся магическими русальи пляски
Это заклинание., побуждающее природу к взаимодействую с человеком.
Это происходило под пение песен разными группами людей. Они сопровождали свои пляски и поход к реке гуслярным звоном и свистом ( привлекавшим духов, которые понимали этот язык и должны были участвовать в происходящем, и так же как боги и предки хранить жизнь в роду, оставаться верными помощниками. Берегинями назывались главные духи славян, они и охраняли всех, кто был причастен к роду и племени
.
Самое страшное наказание - запрет старейшин для участия в этом празднестве. Человек рвал свою связь с предками и не мог быть достойным членом общества.
На кустах после ухода развешивались красные ленты- подарки духу воды. Она в этот день, после массового оплодотворения обретала необычные волшебные свойства. Она казалась волшебной и возбуждающей страсть. И ее пытались сохранить до следующего года.
В день Купалы разрешалось выбирать себе партнера, и в такой праздник Ваш избранник не должен был ревновать, если избрали не его. Для чего это делалось, опять же с практической точки зрения, если женщина не могла забеременеть, а причина оказалась в их несовместимости, другой мог подарить ребенка этой паре и сделать их счастливыми. И чаще всего не было этих диких обид и бесконечных выяснений, от кого зачат ребенок, потому что мужчины были уверенны в том, что отец - тот, кто воспитывает, с кем рядом мальчик остается, а не тот, кто зачал его. Именно он передаст ему все, что знает и умеет сам. Только это главное , это имеет смысл. Тогда наследство было - воспитание, ремесло, образ жизни.
Умерщвление плоти для язычников недопустимо- это смерть для рода - вот их главное убеждение, но недопустимо и мужеложство, только мужчина и женщина - радость для себя и природы и деторождение - сохранение и увеличение рода. Для них для всех РОД -отец, потому что все совершалось с его согласия, под открытым небом. И девушка уже считалась обвенчанной. И кроме богов не нужны были другие свидетели и обряды. Они все видели и все знали
И более того, когда норвежский король брал в плен беременную русскую княгиню, он дождался рождения ребенка, убедился в том, что это мальчик и она способна рожать сыновей, и после этого он сделал ее своей женой и королевой, а чужого ребенка воспитывал как собственного сына, ни в чем не делая между ними различий. Потом Рюрик и считался не русичем, хотя все знали, что его отец был русичем, но именно образ жизни и воспитание - самое главное для русича.
Если же мы хотим получить только собственное внешнее отражение, а ничего больше дать не можем, да и не желаем, то и приходим в ярость оттого, что он во всем чужой.
Сказать : « Он мой сын», можно только тогда, когда ребенок по образу жизни, отношению к миру, людям, на Вас похож, но часто ли можно гордиться именно этим, вот отсюда все комплексы и возникают.
Изгои, Иваны не помнящие родства были единицами при Роде и богине Ладе, сегодня это добрая половина всего нашего племени.
Чего они добились, и что мы потеряли?
- У предков наших не было своих и чужих и брошенных детей, мужчины вынуждены были оставаться сильными и воспитывать своих детей, верность и преданность семье и роду важнее страстей, которые, как известно, сродни болезни, и приносят много печалей и мало радостей в этот мир.
 Невероятные усилия потребовались им для того, чтобы хранить, а нам - разбазарить то, что хранилось веками.
Мы не умеем ладить, нести ответ за сделанное, бросили своих детей на произвол судьбы, и доброта, которая хуже воровства в воспитании женщинами мальчиков, ведет к упадку . Героями кажутся те, кто был обычными людьми, и осталось беспомощным и жалким большинство потомков древнего и мудрого Рода.


Рецензии
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.