Мысли о Depeche Mode

Откровения философствующего фана.
1984-2005

... 2009 - Sounds of Universe
    2013 - Delta Machine
    2017 - Spirit  - это уже другая история....


Пролог

Любая оценка явлений, происходящих в искусстве изначально субъективна. Доводы и выводы, приводимые критиками искусства, могут быть подвержены сомнению или яростно оспариваться несогласными с данной точкой зрения, оппонентами. В этом случае, «в спорах не будет рождаться истина», так как каждый человек трактует искусство и формирует мнение, согласно своему восприятию окружающего мира.

«Искусство -есть творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
Из толкового словаря

Я люблю искусство.
В целом, искусство это наибольшее проявление социальной, физической, духовной активности человека; то, что, собственно, отличает его от остального живого населения нашего мира. В жизни каждого человека искусство имеет свою, отведенную ему роль. Многие могут просто не замечать, как эстетика входит в их жизнь, - это может измеряться как вышитыми салфетками на твоем комоде, так и оригиналом Ван Гога на стене. По большому счету - это одно и то же. Я принимаю любую форму искусства, если она по-настоящему трогает меня, а также, познаю те формы искусства, которые имеют честь просто существовать в силу каких либо обстоятельств.

Музыка для меня и отдельно взятого каждого

«Музыка - есть (от греч. musike, букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки- лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония».

Из толкового словаря

Итак. Музыка… Музыка – это явление, сравнимое, разве, что с деятельностью человеческого мозга, в контексте его связи с душой и со всеми потусторонними атрибутами. По масштабу своего воздействия на психику человека - музыка, как форма искусства, стоит на первом месте. Почему? Это вопрос - больше для психологов, знатоков человеческой сущности. Музыка занимает в нашей жизни значительное место, она помогает нам выжить, бороться, творить и просто жить в этом мире.
Известно, что музыка является тем видом искусства, который по своему эмоциональному влиянию на человека, превосходит все остальные факторы.
Естественно, учитывая разные социальные прослойки населения, музыкальные приоритеты могут составить довольно разнообразную и многоцветовую палитру. Но… давайте говорить, все же об искусстве истинном.

Почему я

“I will never be free I shall never be released
from the chains that bind me that torture and blind me
and keep me from peace
See what I've prayed; hear what loves sings
sad melodies enticing me…”

 Музыка является частью моего существования и души, равно как и в жизни любого из нас.
Кто-то сказал, что любое проявление фанатизма есть своего рода – ограниченность. Находясь в сфере искусства довольно долгое время, я не назову себя человеком, интересы которого укладываются в узкие рамки его личностных пристрастий. Прожив добрую половину жизни, я не могла предположить, что, стану преданным поклонником группы Depeche Mode.
С некоторой долей досады, а может быть наоборот, приходится констатировать, что я не первая и не последняя, пополнившая ряды многомиллионной армии их фанов, за почти 25 летний срок их карьеры.
Со дня основания группы, их творчеству были посвящены многочисленные публикации и книги музыковедов и журналистов. Как правило, ревю содержали в себе или биографические факты участников группы, или были связанны с релизом их очередного альбома. Но данная работа не являет собой, какой-либо музыковедческий опус или пиар-публикацию. Задача моя проста, - в своем эссе, мне хотелось бы осветить феномен Depeche Mode глазами одного из миллионов их искренних почитателей.
В статье я собрала некоторые высказывания фанов группы со всего мира, которые, как мне кажется, наиболее эмоционально выражают отношение к своим кумирам. Моей целью стало осветить чувства, мысли, переживания людей, стоящих по ту сторону, залитой светом и наполненной музыкой, сцены; людей, сделавших своих кумиров настоящими королями; людей, преданных своим любимцам и тонко понимающих их творчество.

Я их фан и горжусь этим

«Я их сумасшедший Фан, но такого тихого помешательства – я не режу себе вены и не кидаю Дейву на концертах свое нижнее белье. Все мое сумасшествие – это их музыка, песни, заставляющие меня каждый раз умирать, когда я их слышу…»

Музыкальные фаны – это явление не только, глубоко социальное, но и огромный материал для исследований современных психологов. Что заставляет людей менять свою внешность, подражая облику своих кумиров? Одеваться так же как они, думать, как они, собирать их вещи, факты их биографии, караулить их возле домов, жить их жизнью… Да, отчасти – это сказка о звездной жизни, рассказанная СМИ, раздутая журналистами в поиске дешевых и горячих сенсаций. И многие неокрепшие и духовно бедные души попадаются в эти сети. Страшное явление начинает поражать наше урбанистическое общество – кумиры буквально крадут жизнь своих поклонников, заставляя их зомбироваться и превращаться в людей, не имеющих своего «Я». Массовая шизофрения, скажете вы, и будете правы…отчасти… Я сама придерживалась того же мнения, пока не впала в это глубокое болезненное состояние поклонения своему кумиру.
Наряду с подростками, в армию фанатов входят весьма взрослые сформировавшиеся люди. Так что же заставляет людей становиться ими?
Будучи преданным поклонником DM я решила начать исследовать себя. Почему меня так трогают их песни? Что заставляет меня связать свою жизнь с их эфемерной музыкой, подчиняясь этому очаровательному наваждению, овладевшему мною и зовущемуся - Вселенная Depeche Mode.
Каждый фан воспринимает своего кумира соответственно своему внутреннему миру, он неосознанно загоняет своего идола в некие рамки, соответствующие его мировосприятию. Музыка, ставшая откровением для «по–настоящему дисфункциональных людей» (Мартин Гор). Кто же такие эти самые «дисфункциональные» люди?
Сегмент фанов DM, на сегодняшний день, объединил совершенно разные поколения, сузил географию и стер этнические границы. Наравне с безбашенной молодежью различных формаций от готов, панков и представителей сексуальных меньшинств, абстрагирующих себя от общества, позиционируя себя «вечными изгоями», в число преданных фанов группы входят люди, внешне совершенно самодостаточные и успешные. Удивительно, но на особом, более тонком уровне их музыку воспринимают люди творческих профессий – художники, дизайнеры, литераторы, исследователи современного общества, культуры и искусства. Все это обширное сообщество представителей, порой, противоположной социальной принадлежности, от рабочих, до профессоров, берет из музыки DM то, что соответствует его духовным запросам.
Что касается меня, то, войдя глубоко в их музыку и творчество, я осознала, что именно привлекло меня в них: в их мелодиях я нашла зеркальное отображение моей неспокойной депрессивной сущности. Воспевание боли и страдания, бесконечный диалог с Богом о правде и справедливости, о чистоте и грехе – темы волнующие мое сознание, вдруг приобрели эстетическую форму, отразились в музыкальной гармонии и незаурядных мрачных текстах. Но это всего лишь творческая грань их жизни, высокий апломб, сдобренный темной романтикой. А как же на самом деле? Кто-то видит в них оголтелых панков, кто-то деградирующих готов, а кто- то черпает вдохновение от почти классической гармонии их мелодий. На самом деле, правда заключается в том, что в них имеется и первое, и второе, и третье. В реальности, они могут позиционировать себя как угодно, быть кем угодно, вести себя так, как им угодно – это часть их работы, работы - результаты которой, способны изменить нашу жизнь.

Лучшая альтернативная команда всех времен

С приходом в нашу жизнь Интернета, поиск необходимой информации существенно облегчился. Наличие Интернет – информации о тех или иных музыкальных группах или певцах стало прямым индексом их международной популярности. Внимательно изучив сеть, я пришла к выводу, что такое количество фан-сайтов о Depeche Mode не может сравниться ни с одной подобной группой. Наличие сотен сайтов о DM на разных языках, делает группу действительно социальным феноменом. Это, несмотря на то, что группа относится к направлению андеграунд, а значит, не может ротироваться столь интенсивно на музыкальных теле- и радиоканалах, как например поп-исполнители.

«По моему мнению, Depeche Mod –это крупнейшая андеграунд группа. Это неудивительно, что они не появляются на радиостанциях и о них практически неизвестно там, где я живу. Даже если, нам повезет, и мы сможем купить их диски здесь, мы ощущаем себя частью чего- то особого, почти секретного. Меня раздражает, что многие люди думают, о них как о группе
80 -х. Это неправда. Они вне всяческих определений и названий».

Примечательно, что фан–сайты группы стоят на целый порядок выше их официального сайта, больше похожего на доску объявлений, чем на сайт, отображающий имидж группы, ее пульс. Единственное, что отличает данный официальный сайт – так это его холодность и закрытость, а также элементарная грубость его администратора, отмеченная многими фанами со всего мира.
Относительная закрытость группы не мешает фанам создавать действительно маленькие Интернет-шедевры со своей жизнью, миром, сообществами и событиями. Благодаря ним, термины «DM-религия», «DM-движение», «DM-философия», стали обиходными словами среди миллионов людей во всем мире. Эта так называемая «DM-мания» соединила и сблизила людей со всей планеты, объединила разные поколения от 15 до 50, сделала такое понятие как «государственные границы», весьма относительным. Люди находят друзей, единомышленников, партнеров.
Что касается Фанов ДМ из России и стран СНГ, то это тема для отдельного исследования. Причем, небывалая популярность группы в этой стране, вызывает некоторый интерес у самих ее членов. “Я всегда получаю истинное наслаждение, когда мы играем в России. Каким-то не совсем понятным мне образом нам удается воодушевлять людей не только в России, но и по всей Восточной Европе. Я до сих пор не могу понять, почему так происходит.” (из интервью Мартина Гора, www.depeche-mode.ru)
Один российский журналист при определении небывалого успеха группы в России, охарактеризовал его как «Русская национальная идея». Явление действительно неординарное. Во-первых, дело в музыке, так как не все в данном регионе могут овладеть английским языком на уровне восприятия смысла песни. Во-вторых, на мой взгляд, одна из разгадок феномена популярности группы в России и в СНГ кроется в закоулках всем известной «загадочной русской души», взращенной на приоритете возвышенной, но эфемерной духовности над западными материальными ценностями, вбитой нам в голову в течении 70-ти лет лидерами советской идеологии. Отсюда и вся «романтика голодранцев», и тяга к истинной, некоммерческой красоте. Бедные материально, но богатые духовно русские/советские люди способны как никто понять и сопереживать любому, разделить его боль и переживания, и не важно, кто будет перед тобой, кореш - собутыльник или заезжая «заграничная» звезда. В этом плане, трагедийно – мрачная мелодика их песен, как нельзя близка нашим сердцам.

 Влюбленными глазами Фана

«Дэйв – нервный. Март – толстый. А Энди вообще под Элтона Джона косит. Нет в мире совершенства….»
 (впечатления Фана от просмотра DM KROQ Session 2005 года)

Для каждого фана его кумир, даже не догадываясь об этом, становится чем-то очень близким, словно член семьи. Фаны внимательно следят за творчеством своего идола, не пропуская ни одной детали. С выходом той или иной песни, альбома или видеоклипа, в среде фанов начинаются настоящие дискуссии, где предмет обсуждения подвергается самому тщательному анализу, широко интерпретируется и трактуется. И если предмет обсуждения, каким-то образом не дотягивает до принятого стандарта, кумира ждет неминуемая суровая критика.
Фаны - народ ревнивый. Они не допустят первого встречного называться почетным титулом «Фан той или иной группы». В 90-е года в СССР посвященные фаны DM устраивали новичкам сложные конкурсы и тесты на знания текстов и песен группы и далеко не каждый проходил это суровое испытание.
Фаны пристально наблюдают за гастрольной жизнью своих кумиров, отслеживают их туры, интервью, релизы, концертные трек-листы. Нам кажется, что мы имеем право выражать свои мысли по поводу того или иного события в их жизни, обсуждать их внешний вид, манеру поведения и жизненный стиль. Мы составляем свое мнение о наших кумирах, их характерах, пристрастиях. Ведь глаза фана отличаются от глаз рядового зрителя. Мы замечаем каждую мелочь, каждую деталь, каждое слово, оброненное нашим идолом. Мы смотрим, на то что они говорят, как они говорят, какая у мимика, какая поза, манеры – из этого мы делаем свои собственные заключения. Дэйв может просто сидеть в шезлонге в клипе Precious, но зоркий влюбленный взгляд фана уловит эту неподдельную кошачью грацию его, казалось бы, неприхотливой позы, его внутренний артистизм, который проглядывается в самых незначительных движениях. Мы улавливаем «сакральное» значение вскинутых к публике рук Мартина на концертах. И мы взрываемся в аффекте, осязая невидимое в этом легком движении, как мы думаем, обращенному к каждому из нас.

F***ing crazy fans

Иногда фанатизм принимает довольно забавные формы. Можно привести немало примеров, когда обезумевшие фаны, начинают путать реальность и фантазию. Безумство таких фанов начинается с круглосуточного «дежурства» возле отелей, где остановились их кумиры, и заканчивается в разработке и продвижении религиозных идей о божественной миссии кого–то из участников группы, ассоциируя его с новоявленным спасителем мира от зла и порока.
Ошибкой многих фанов в том, что они не задумываются ЧТО есть, в сущности, предмет их обожания. Любой вид искусства содержит в себе значительную часть художественного творчества или художественного вымысла. Творчество - есть индивидуальность, есть самовыражение, есть искренность, но… до определенного предела. Любая песня или музыка нашего кумира - есть прежде всего, предмет искусства, а следовательно, пишется по законам жанра. Элемент художественного творчества - это фантазия, оболочка, роль которой – придание эстетической формы содержанию. А что есть форма? Метафора, эфемерное понятие, вымысел во благо искусства, а значит – красивая ложь. Если бы фаны осознали это, они перестали бы маниакально преследовать своих кумиров, ошибочно уверенные в некоей сакральной и астральной связи с ними.

Ты мужчина моей мечты – или о женском фанатизме

Женщины фаны склонны испытывать странные чувства к своему кумиру, видя в нем героя своих несбывшихся мечтаний. Больший процент представлений о героях наших грез – это иллюзия, но мы не хотим с этим мириться, мы думаем, что так петь или писать такую музыку может только Бог.

«Я бы хотела быть Леонардо, чтобы в своих картинах воспевать моего Бога, которого зовут Дэйв…»
«Мартин - это моя боль, болезнь, трагедия и счастье одновременно. Я знаю, что не излечусь и умру от тоски, как то чудовище из сказки, потому что мой принц не придет спасти меня»
«Алан – это мой идеал…Зеленоглазый искуситель - он сама утонченность, настоящий джентельмен»

Женщины поклонницы создают целые движения, именуясь «Последними супругами Дэвида Гаана» или «Женщинами Мартина Гора», со своими членами, правилами и моральным кодексом. На различных фан-сайтах существуют женские форумы, посвященные признаниям любви к своим кумирам, выраженным в самых разных проявлениях. Они пишут целые истории на тему их романтических встреч со своими любимыми, посвящают им стихи и песни. Бывает, между ними вспыхивают жаркие споры или даже разворачиваются настоящие войны. Женщины – фаны осведомлены в тончайших деталях о личной жизни своих кумиров – им до всего есть дело – до жен, детей, собак и кошек. Так, поклонницы Мартина по всей планете, воспарили духом, узнав, что он свободен. Ведь надежда умирает последней…
На самом деле… В этом мире все предопределено… Человечество, наверное, и состоит из двух формаций – кумир и толпа. И не важно, кто ты - кинозвезда, политик, поп- или рок-певец. Одним уготовано быть в свете рампы, а другим, слившись с серой толпой, млеть, исполняясь чувству к недосягаемому. Есть доля истины в том, что собственное трудолюбие и талант, могут вывести тебя на пьедестал, но… существует некая фатальность тех или иных событий.
Как правило, те, кто оказывается в свете прожекторов, обладает харизмой, внешней привлекательностью, заставляющей сердца других замирать, утонувши в иллюзорных мечтах. Это своего рода закон, естественный отбор по теории Дарвина и DM в этом плане не исключение. Они только думают, что принадлежат сами себе – на самом деле, все давно предопределено за них где–то там, в неизведанном. К примеру, артистизм и сексапильная внешность Девида, заставляющая женщин – его поклонниц со всей планеты, испытывать сладкую боль от осознания его существования, но абсолютной нематериальности – это скорее не совпадение, а продолжение цепочки причинно – следственных связей.

“Newborn, for the first time
I'm not born again, I have never lived at all
I've opened up my eyes, now I hear the world talking
Opened up my eyes, I've just started walking…”

На мой взгляд, существует большая разница между волооким «гламурным» Дэйвом и Дэйвом на концертной площадке. Для человека непосвященного, более приятен образ «картинного» Дэйва, заманчиво глядящего на нас с цветных постеров, из видеоклипов, учтиво раздающего улыбки в интервью, стильно одетого, где запах его дорогого парфюма можно ощутить даже через экран телевизора. Иная ипостась Дэйва – это живые концерты. Рядовой зритель увидит в нем покрытого татуировками разнузданного рокера – голого, потного, бегающего по сцене с микрофонной стойкой, хватающего себя за интимные места и выделывающий недвусмысленные движения бедрами. Он может казаться почти отвратительным. Но увидев вдруг выражение его сияющих глаз, искреннюю улыбку и эту неподдельную, да, неподдельную любовь и благодарность зрителям, пришедшим на концерт, ты понимаешь, что этот человек просто живет на сцене. Он отдает всю свою энергию, силы, частицу своей жизни нам, пришедшим на него посмотреть. Он никогда не играет, он живет, горит и умирает на сцене….

Как создается имидж - хороший и плохой

“Now I'm not looking for absolution
Forgiveness for the things I do
But before you come to any conclusions
Try walking in my shoes”.

«Не суди да не будешь судим» - Библейское выражение, похоже, забылось многими нашими журналистами в погоне за горяченькой новостью из жизни поп- звезды. Благодаря усердиям таблоидов обществу постоянно навязываются стереотипы, которые, хорошо усваиваются сознанием обывателей. Шокирующая внешность, яркая жизнь, необычная манера поведения, вызывают невольный протест в наших зомбированных головах, и мы, пытаясь оправдать свою несостоятельность, кидаем высокомерные комментарии в адрес тех, кто оказался выше нас на голову. А пресса идет на поводу наших неудовлетворенных амбиций. Досталось и моим любимцам.

Стереотип 1
«Рок–звезды – алкоголики».
Творческие люди являются своего рода, отражателями нашей дикой жизни. Они из тех немногих людей кто выносит свои духовные терзания на суд широкой аудитории. Они как никто другой, способны чувствовать боль, какого бы рода она не была. Иногда она становится невыносима, одиночество убивает, пресса готова залезть к тебе в душу, а толпа на концертах относится чисто потребительски, требуя лишь «хлеба и зрелищ»; для нее ты всего лишь лицедей, удел которого развлекать массы. И это все на фоне каких-то личных проблем, которые бывают у всех… Только твои проблемы становятся объектом публичного обсуждения, а жизнь проходит под объективами фото- и видео – камер… Думаю, стоит задуматься, почему в некоторых изданиях и Интернет - сайтах появляются крамольные дешевые статейки о прогрессирующем алкоголизме того или иного музыканта.
А пресса делает свое грязное дело. Интернет кишит фотографиями пьяных, непотребного вида знаменитостей, снятыми папарацци. За них, таких некрасивых и потерянных, дают деньги и мало, кому из фото – журналистов взбредет в голову снять за кружкой пива тебя или меня, пусть даже пьяных и обкуренных.

 Стереотип 2.
«Рок –звезды - наркоманы».
Веление жанра. Идеалы гранжевой философии. «Секс – наркотики –рок-н-рол» - старо как мир, но… все еще работает, напоминая ушедшую, потянутую ностальгической дымкой марихуаны, поэтическую романтику «детей цветов» 60х… Образ жизни. Окружение. Стремление к новым ощущениям. Осознание свободы от навязанных рамок. А свобода дает вдохновение, но все на свете имеет свою цену… Врачи говорят, что наркоманию нельзя вылечить, если только сам больной не осознает опасности своего падения и не начнет самостоятельно бороться с этим. Наркоманией в наше время, увы, страдают не только звезды, но и обычные люди. Это желание всех людей уйти от себя, от мирской суеты, погрузится в матрицу мнимых иллюзорных фантазий, отбирающих не только чувство реальности, но и жизнь. «Было время, когда я пристрастился к наркотикам, они помогали мне успокоиться и избавляли от лишнего шума» (из интервью Дейва «Окленд Трибюн», 2005). Он осознал и теперь свободен от этого. Но отплатил страдая…

Стереотип 3.
«Рок-звезды склонны к суициду».
Вы никогда в жизни не думали о самоубийстве? Что ж, вы счастливый человек… Кафка сказал, что первый признак самосовершенствования - это желание умереть. Несомненно, спорная трактовка склонности к суициду. Желание порвать с жизнью определенного рода последняя черта, самый нижний уровень духовного кризиса, при удачном стечении обстоятельств, перерождающегося в духовное очищение и перерождение.

“Живи быстро, умри молодым”
 
 «Гаан признается, что он был склонен романтизировать смерть, идеализировать понятие сгореть молодым и не оставить после себя ничего, кроме туманной мифологии» (газета «Окленд Трибьюн»…, 2005)
Каждый, перестрадавший это состояние – имеет свои причины, побудившие его стать на край этой пропасти. Я не думаю, что крайняя степень человеческого отчаяния может определяться простым желанием оставить после себя завесу туманной таинственности. Но не стоит лесть человеку в душу…

Стереотип 4.
«Рок - звезды аморальны»

«How sweet life would be
If I could be free
From the sinner in me…»

Понятия морали и нравственности имеют относительные рамки. Существует моральный кодекс криминальных структур, проституток, воров в законе и т.д. и кто скажет, что эта их мораль не имеет права на существование? Не существует строгих рамок, ибо мораль у каждого своя. Мораль, соответственно своему внутреннему миру, отношению к жизни, к себе, в конце концов... Жизнь дана каждому из нас не для того, чтобы придумывать какие то рамки – достаточно иметь совесть. Жизнь в ее определении –это не всегда тихая гавань, состоящая из вещей, обеспечивающих тебе комфорт – тем более, для людей творческих. Жить или дышать полной грудью -это гореть, отдавать себя, неважно чему - семье, ребенку, любимому, творчеству... Счастье в экспрессивности в этой жизни, а не в спокойном сытом штиле. Любое правило –понятие весьма субъективное. Любые рамки –это канон. Познать не только белое, но и черное, не только рай, но и ад, не только святость, но и грех! Почему? Потому что нет света без тени, жизни без смерти. Даже в живописи есть закон - гармония светлого и темного, теплого и холодного, насыщенного и приглушенного; в этой гармонии вся живопись! Любая гармония рождается из хаоса, так же и в хаосе есть своя гармония - закон математики. Духовное созидание, путь к богу или совершенству, пусть своим путем, не вписываясь в каноны приличия или неприличия, есть возможно наша миссия, которую мы пытаемся понять...

Они

 «Когда я слышу их песни, моя душа стонет…я плачу… Их музыка заставляет меня писать больше и больше потрясающих песен…»
«Я купила их новый альбом и опять заболела… моя болезнь, под названием Депеш Мод, вновь вернулась ко мне…»

Фанатизм сродни болезни, которая имеет свои симптомы и последствия. Когда-то я сказала себе, что никогда не буду их чокнутым Фаном, что это не соответствует моему статусу и натуре, что меня не волнует их личная жизнь и имена их жен. Их музыку я ставила прежде всего, их песни были для меня истиной и вдохновением, а остальное не должно было иметь значение…Но… постепенно я ловила себя, дрейфующей по их Фан сайтам, а моя папка пополнялась изображениями и постерами членов группы. Это болезнь… равно как и любовь к их сакральной музыке…бывает, болезнь излечивается, а бывает, что нет… Но прочь сантименты.
В каком направлении они играют? Сложный вопрос… Так, кто-то видит в них основателей техно –поп направления, кто-то связывает с панк- , а кто-то причисляет к готик- культуре. Наверно, их музыка синтезирует все эти направления, она может называться как угодно, исследовать это – удел музыковедов. Что касается меня, то я склонна ценить все же конечный результат, а точнее, их синглы и альбомы.
В течении почти 25 лет их карьеры каждый альбом знаменовал собой постоянный поиск и итог определенных стилистических исканий. То, что было в ранние 80-е, отличается от поздних; начиная с 90-х годов, выпущены несколько альбомов, вызывающих до сих пор оживленные дискуссии среди их поклонников и специалистов музыки. Но какими бы противоречивыми не были мнения спорящих, ясно одно: каждый их альбом, несмотря на свою непохожесть с предыдущем, выдержан в строгом стилистическом единстве, поданным с легкой руки настоящего лидера группы - ее «мозга» - господина Мартина Гора.
За такой долгий срок своей карьеры, они оставили, и надеюсь, еще оставят, огромное наследие песенного и музыкального материала, ставшего основой и целым пластом в зарождении ряда музыкальных направлений жанра синти и индастриал. Их музыка имеет огромное влияние на другие музыкальные жанры, начиная с чиллаут и амбиент, и заканчивая электро-панком.
В дискоклубах проводятся вечеринки DM, на которых звучат многочисленные ремиксы их песен, электро-обработки музыки DM стали одной из граней их творчества, а также привнесли значительный вклад в клубную музыкальную культуру мира.
Неважно прослеживать эволюцию стилевых и жанровых особенностей группы, главное, это конечный результат – их завораживающая музыка, заставляющая тебя взвиться ввысь от высокой боли, стремясь постичь высшее духовное неизведанное, или наоборот, отдавшись зовущему бессознательному, забывшись биться в дикой ритмической лихорадке.

Их концепция

“Боль и страдание в разных темпах”

Немного философии
О творческой концепции группы никто не расскажет точнее, чем сама группа. Но не всегда имеется возможность получить информацию из первоисточника. На помощь в данной ситуации приходит термин «интерпретация искусства» (благо, материала предостаточно), если бы не было этой пресловутой интерпретации, то все критики и исследователи искусства остались бы без работы.
Любой творческий замысел подразумевает под собой два начала: форму и содержание. Форма здесь – это звучание, а содержание – духовные, поэтические и музыкальные искания г-на Мартина Гора. Духовное содержание можно проследить даже в сценическом оформлении их последнего тура, ключевыми выразителями которой стали слова «Ангел, Боль, Секс, Любовь, Порок». Белое и черное олицетворяют два лидера группы, где Дэйв – это искушение, порок, грех, агрессия, страсть, а Март –это душа, боль, надрыв, чувственность, возвышенность, чистая слеза…
 Если разложить технически, то их стилистическая основа проста до гениальности. Она явилась, по сути, определяющей чертой дальнейшего развития синти и индастриал направления. На мой взгляд, эта концепция держится на трех основных китах – звук, мелодия, вокал. Тонкая, красивая мелодия обернута в упаковку жесткого синтетического звука. Одной из основополагающих черт является профессиональный, почти академический мужской вокал. Низкий колоритный баритон Дэвида определил своего рода канон, «классический» тембр, свойственный почти всем направлениям электронной музыки.
Неповторимый звук Depeche Mode был во многом изобретен и сформирован стараниями к сожалению бывшего, но до сих пор горячо любимого фанами, участника группы господина Алана Вайлдера. В свое время Равель был вдохновлен процессом отливки стали, результатом чего стала его бессмертная Болеро. Пол века спустя в песнях, исполняемых четырьмя парнями из Бэзелдона, также можно было услышать завораживающий и зомбирующий стук работающих заводских станков, как в проигрыше песни Stripped версии концерта 101. Грохот и стук металлических пластин, под несуществующий в природе звук синтезаторов - это неповторимое очарование «фирменного» звука Depeche периода Алана выдвинуло группу в авангард направления «нью –вейв» и сделало их «богами электронной музыки». После ухода Алана звук несколько изменился, но изменилась и сама группа.

Провокационный тест для гота

“I'm shying from the light
I always loved the night
And now you offer me eternal darkness”

Лузеры или не от мира сего
В нормальном обществе готическую философию принято называть «философией лузеров». Не вдаваясь в сложную контраргументацию с существующими стереотипами, я абсолютно уверена, что несмотря на некую «дисфункциональную» оценку социальных и культурных явлений современного мира, данная культура сформировала в современном искусстве своеобразный и интересный пласт. Несмотря на свой внешний эпатаж средневековых изобразительных методов в одежде или образе жизни, готическая культура остается явлением сугубо урбанистическим.
Так почему же, тематика боли и страдания свойственна направлениям урбанистической культуры, прежде всего готическому мировосприятию?
На мой взгляд, существует некая социальная и психологическая формация людей, неспособных принять жизненные приоритеты, навязанные им обществом. Кроме того, здесь присутствует болезненная адаптация некоторых людей к стремительно развивающемуся научно – техническому прогрессу. Развитие «технологического модерна», урбанистической железно – цифровой культуры, которая проявляется не только в высоко-оборудованном жизненном стиле, но и в привычном окружении как современная архитектура и градостроительство побуждает человека защищаться от этого «спрута урбанизации». Те, кто неспособны принять эти жесткие условия жизни, абстрагируются от внешнего мира. Искусство здесь проявляется как некий выразитель внутренней духовной несостоятельности, или наоборот, стремления человека исчезнуть из пугающего его материального мира и искать удовлетворения в чем-то духовном и потустороннем. А что так не созидает дух, как боль и страдание, облаченное особо одаренными деятелями искусства в романтичную и трагическую форму художественной эстетики.
Жизнь, смерть, счастье, любовь рассматриваются здесь сквозь призму одухотворенной возвышенной трагедийности, доведя любовь до крайней точки посвящения, возведя страдание до высшей степени некоей сакральной предопределенности судьбы.

Мартин
Реалистичный гот или самый романтичный реалист всех времен

“Stay as you are the Darkest Star
Shining for me majestically”

В этой части эссе, посвященному господину Мартину Ли Гору, мне хотелось бы отметить грани его творчества, наиболее близкие по духу и по восприятию тем самым «дисфункциональным» людям. Уходя в сторону от жестких электронных композиций, являющих собой узнаваемый «почерк» группы, я хочу осветить ту сторону творческой природы Мартина, которая наиболее ярко выражает его человеческую и духовную суть.
Мартин… Когда идейная основа группы представлена творчеством одного человека за некоторыми исключениями, сделанными в последнее время, очень трудно сказать что-то более того, чем само его творчество. По сути, всю статью можно рассматривать как единый респект в сторону господина Гора. Все его творчество говорит само за себя - здесь его душа, его боль, его жизнь. Удивительно его постоянство в выражении своего жизненного кредо. В целом, в течении 25 лет он остается верен себе и своим творческим и духовным приоритетам. Его само- позиционирование в обществе вызывает жаркие споры не только в среде фанатов. В целом, изменившись незначительно, его мироощущение осталось абсолютно идентичными тому, что было и два десятка лет назад, еще на заре его карьеры. Он обладает прекрасным и сложным внутренним миром, понять который до конца нам, увы, не суждено.

 «Мартин дает мне избыток боли»

Легендарная группа, выступая на сцене, создает фейерверк совершенного исполнения, включающий в себя ни на что не похожую уникальную музыкальную стилистику, узнаваемый, свойственный только ей звук, голос и лицо ее харизматичного фронтмена.
Но однажды, я задала себе вопрос - а кто стоит за всей этой музыкой, заставляющей меня плакать и страдать от высокой боли? Кто стоит за этими прекрасными мрачными безысходными текстами, чей это голос повергает в исступленный шок, когда слушаешь I want you now, Home, One Caress, Breath, Damaged People, Macro ? (да простят меня некоторые фаны и критики, но это есть истина)
Бархатный тембр, заставляющий тысячи женщин по всему миру срывать с себя одежду в одержимом желании... голос, способный украсить любой бродвейский мюзикл! Человек, сумевший романтизировать и возвысить самые мрачные стороны своей готической души... Его мир настолько глубок, богат, возвышен, что даже не стоит пытаться понять его. Его странные выходки и костюмы наводят многих на мысль о его не совсем адекватной ориентации. Но мне кажется, что дело вовсе не в его личностных приоритетах, а в неординарности натуры... в самых скрытых потайных уголках его души, в священной вечной боли непонятной природы, которая присутствует в его изумительно красивых надрывных песнях...

"Творчество для художника — страдание, посредством которого он освобождает себя для нового страдания. Он не исполин, а только пестрая птица, запертая в клетке собственного существования". (Франс Кафка)

Мартин… белокурый падший ангел, чья душа потонула во мрачном дьявольском наваждении, мальчик Кай с замороженным сердцем из «Снежной Королевы» Андерсена. Заложник собственной миссии, которую предначертано выполнять ему свыше, он никогда не будет счастлив, ибо боль его рождает совершенную музыку и возвышенную поэзию.

Мартин… Он не связывает себя напрямую с готической культурой, но я склонна видеть в нем истинного гота в самом лучшем и высоком значении этого эпитета. Гот –эстет, гот –интеллектуал, гот –философ, возведший страдание и боль в наивысшее проявление человеческого созидания, а рабское полонение перед чувственной красотой облек в возвышенную духовную оболочку, видя в ней, некий священный дар, уготованный свыше (Master and Servant, Dressed in Black, Higher Love, In your Room, Surrender). Еще в юности, душа его пребывала в состоянии вечного вопроса о жизненной истине, где бог – игрок, предрекал людям свои неисповедимые пути (Nothing, Blasphemous Rumours). Неся тяжелую ношу, своих духовных терзаний он стремится успокоить кровоточащую душу в молитве, едва надеясь на излечение. (Mercy in You) Он видит любовь, как вечно убегающую прекрасную иллюзию, нежную обузу, предзнаменованную стать несбывшейся мечтой, легким ветром, пробуждающейся высокой боли (It Doesn’t Matter, Somebody, The things you said, If only when lose myself in someone else, Bottom line, Breath). Темная романтика, воспевание вечного мрака и ночи, блуждание беспокойного духа в черных лабиринтах человеческой натуры, тонко переданы в его готических балладах. Они стали своего рода гимнами или одами посвящения суицидально – холодной, мрачной эстетики Готики. (Black Celebration, One Caress, Sister of Night, Damaged People, The Darkest Star).

«Наши песни мрачные – но ведь и жизнь мрачная. Давайте называть это реализмом». Из интервью Мартина Гора журналу «Ролинг Стоунз», ноябрь 2005.
Можно конечно это называть как угодно - «готика», «реализм»; содержание и ценность его песен не меняются. Оставаясь истинным «реалистом» (или готом) до мозга костей, он принес неоценимый вклад в готическую музыкальную и поэтическую культуру. Воспевание сумеречной стороны человеческой души, возвышение боли и страдания, мазохистская любовь, философские воззрения о боге и дьяволе, преподнесенные в великолепном поэтическом слоге – все это часть его души и сердца, которыми он делится с нами в своих песнях. Сложная утонченность его музыки, но в то же время скупая волнующая красота и удивительная филигранность мелодики, безысходный трагедийный надрыв, буквально бросают тебя на пол, прибивая к земле невидимыми, но осязаемыми гвоздями тяжелой душевной боли. Но боли возвышенной, созидающей и очищающей, что делает тебя ближе к совершенству.
Отдельного разговора заслуживают его инструментальные композиции, присутствующие почти в каждом альбоме, добавляющие ему ту самую неповторимость, претендуют стать в ряд произведений современной классики. Слушая St Jarna и Sibeling, на физическом уровне ощущая боль разрывающую твое нутро, безысходную грусть, трагический пафос нежной мелодии, невольно задаешься вопросом: откуда в этом молодом тогда еще человеке столько всепроникающей обезоруживающей печали? Почему, когда слушаешь эти трогательные и беспросветно - трагические мелодии, тебе хочется раствориться в этой музыке, исчезнуть, спрятаться за эту нарастающую и становящуюся невыносимой, волну всеохватывающей боли и умереть? Почему его восприятие действительности так отуманено, одурманено серебристо -стальной хмурой дымкой холодной отрешенной депрессии?
В его экспрессивных, почти симфонических произведениях ( Pimpf, Agent Orange, Memphisto), на мой взгляд, наметилась тенденция, позже приобретшая название «симфо –рок», краеугольный камень готической музыкальной культуры. Неповторимая стилистика песен Stripped, Little 15, Sweetest Perfection, Higher Love, In your Room, Rush, Mercy in You, Walking in My Shoes, One Caress, If Only When I loose Myself, вдохновленных традициями классической музыки, а также содержащие в себе элементы культуры хард- и арт- рока, внесли свой вклад в развитие современных готикнаправлений. Многие последователи его мрачного депрессивного видения, от готик метала до синти-поп и дарк индастриал, черпают свое вдохновение в его незаурядном творчестве.

«Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу кто ты…»
Маэстро Гор,- поэт и композитор, в своих сольных проектах не отошел от своего жизненного кредо плыть против течения, решив сделать кавер-версии своих любимых песен. Но в его исполнении эти песни приобрели новую жизнь и абсолютно иное звучание, открыв слушателю свои новые, ранее незаметные грани. Эти «перепевки» с легкой подачи Мартина стали частью его творчества, частью его непонятной сложной природы. Оставив свои песни для Depeche Mode и спев любимые песни других исполнителей, мистер Гор предстает здесь в роли блистательного вокалиста. Сильный профессиональный вокал его богат и многообразен. Гибкая бархатная милизматика варьируется от нежной трогательности ретромузыки в Lost in the Stars, Tiny Girl и Candy says, до дьявольской страсти в Loverman и надрывных, отрешенно трагичных In my Time of Dying и In my other World, исполненных в стиле дарк амбиент. Особо выделяется песня, исполненная на немецком языке (Song about lonely Girl), где нежная, минорная мелодика голоса Мартина сочетается с достаточно жестким, экспериментальным синтетическим звуком музыкального оформления. Мартин и здесь остается верен себе, находя в неизвестных широкому зрителю песнях отражение своего внутреннего мира, своего творческого восприятия бытия.

Бред гота - мазохиста или настоящее искусство

"Искусство всегда дело всей личности.
Потому оно в основе своей трагично".
(Франс Кафка)

Их называют техно-готик-трио, но по сути, только мировоззрение белокурого Мартина наиболее приближено к готике, а остальные вынуждены исполнять его мрачный утонченный бред (но какой бред!)
Что же до содержания? Тексты… Они трагичны, безысходны… Любовь - прекрасное священное чувство - здесь оборачивается добровольной пыткой, облекается в железные оковы мазохистского посвящения. Истекающий кровью любовник - раб, закованный словно зверь, становится на колени охваченный одержимой страстью. Любовь здесь – камень на душе, иногда привязанный путами к твоей шее, иногда – слепое наваждение, от которого хочется убежать. Любовь здесь – всегда возвышенна и недосягаема, любовь-иллюзия, любовь - несбыточная мечта… Здесь грех и страдание идут рука об руку, а нечестивые мысли перемешаны с искренней молитвой, в надежде получить ответ в отчаянной тишине молчания… Чистота, добродетель, грех, порок, боль и страдание – вечные философские размышления о их сути, поиск света для души, заблудившейся в потемках.
Музыка… избыток боли, мрачная красота, безысходная грусть, холодная меланхолия. Она всегда разная: то тонкая, мелодичная, возвышенная со сложнейшей тональной гармонией - то жесткая, скупая, построенная в строгом маршевом ритме. Но в то же время, эта музыка существует в едином пространстве, в единой мелодической канве.
Высокий готический бред господина Мартина Гора, исполненный и доведенный до зрителей артистичным и экспрессивным фронтменом группы, господином Дэвидом Гааном, вывел группу в одну из лучших и интереснейших групп 20 века.
Хотелось бы выделить некоторые аспекты этого «бреда», выразившиеся и их альбомах.
За 25 лет существования группы о них было написано множество статей и десяток книг, подробно описывающие их жизнь и творчество. Вопреки этому скучному и не всегда интересному потоку рецензий и статей хотелось бы выразить свои, пусть спорные мысли и впечатления об альбомах «скоротечной моды», начиная с периода 1990 годов. На самом деле, до этого периода, творческая реализация группы оставалась относительно устойчивой. Главным изменениям подвергалась сама мелодика песен, которая становилась все более сложной и выразительной, благодаря объективным стараниям и субъективным исканиям композитора группы.
Начало 90-х предвосхитило собой начало творческого переосмысления, или духовное «взросление» стильных мальчиков, которые вдруг выросли их своих ежиков, кожаных курточек и эпатирующих костюмов.
Итак, 1990 год – Violator. Точка перегиба, своего рода пограничный альбом, точка отсчета превращения четырех молодых пост–панков в “монстров техно-готик-рока”. Альбом по праву считается одним из самых удачных в смысле количества хитовых композиций, ставших своеобразной визитной карточкой группы (Enjoy the Silence, Personal Jesus, Policy of True, World in my Eyes). Отличительная черта альбома, на мой взгляд, очень нежная, почти балладная мелодика песен, сочетающаяся с жестким фирменным электронным звучанием.
1993- Songs of Faith and Devotion. Альбом, вызвавший жаркие споры среди критиков и фанов. Критики назвали его самым противоречивым. Альбом настолько был не в формате DM 80-х, что после его выхода группа потеряла часть своих поклонников. Но оставшиеся преданные фаны, считают его вершиной творчества группы, планкой, которую – увы - уже не перешагнуть. Именно в этой работе наиболее всего проявилась мрачная, философская, «готическая» натура Мартина. Поэзия SOFAD поражает глубиной и многогранностью. Здесь мы видим все - диалог человека с богом, или бога с человеком, гордость страдальца, попранного толпой, рабское посвящение страсти и отчаянная молитва, нечестивые роптания и бесконечное поклонение Высшему Существу. Песни Higher Love, In Your Room, Mercy in You, Condemnation с как никогда надрывным вокалом Дэвида стали признанными шедеврами. В них, безысходная экспрессивная трагедийность текстов и мелодии противопоставлена просветленному спокойствию и библейскому назиданию в песнях Judas, Get Right with Me. Готическая направленность альбома прослеживается в симфонических и мрачных Try Walking in My Shoes и One Caress. Сильно сдобренный веяниями стиля «госпел» и арт–рока, альбом отличается уже совершенно иным звуковым содержанием, выведшим на первый план ритмичные партии аналоговых гитар с одной стороны, и академические оркестровые аранжировки, с другой .
В среде фанов период выхода альбома ассоциируется с трениями между участниками группы и уходом Алана Вайлдера, а также драматическими моментами в судьбе ее фронтмена. Эти годы с налетом грусти и иронии были прозваны фанами как «героиновые» или «лохматые» годы.
1997- Ultra. Альбом звучит как некий катарсис, после драматического, окутанного героиновой дымкой апофеоза SOFAD. Многие критики, да и фаны называют ее логическим и гармоничным продолжением Violator. Здесь нет надрывной экспрессии SOFAD, но присутствует некая трогательность и отрешенная холодность очень мелодичных песен. Здесь можно уловить веяние ветра прерий северной Америки (Freestate), оценить душевную ностальгирующую красоту голоса Мартина в Home, погрузиться в панковские заморочки в Barrel of a Gun, а также почувствовать темный романтизм баллад Sister of Night и Bottom Line.
Спокойный размеренный ритм, утонченная оптимистично – мрачная мелодика песен Ultra напоминает далекий «свет в конце тоннеля» или «штиль после бури».
2001 – Exciter. Альбом несправедливо назван одним из худших, причем, мнение фанов и что удивительно, критиков совпало. Но, на мой взгляд, Exciter гармонично продолжает линию постоянного творческого поиска группы. Это, пожалуй, самый светлый альбом за всю историю группы. Нежный, отрешенно – романтичный «Exciter» наиболее всего выражает и воспевает тематику любви, которая красной нитью проходит через все творчество DM. Альбом погружает нас в нежную, «розово – леденцовую» атмосферу музыки 60-х -70-х годов, навеянную, возможно, Мартину воспоминаниями его безоблачного детства.
2005 – Playing The Angel. Четыре года после выхода Exciter фаны пребывали в нервозном ожидании. Упорно ползли слухи о грядущем распаде группы, а ее лидеры ударились в сольные проекты. Какова была радость поклонников, когда появилась информация о записи нового альбома.
PTA – по праву считается самым долгожданным альбомом DM. После «сладко - розового» Exciter, эта работа выглядит депрессивно – мрачной, лаконичной и жесткой. «Самый жесткий», «самый мрачный», «самый готический», «самый грязный звук» – это далеко не все эпитеты, которыми критики наградили Ангела. Альбом противоречив, необычен, экспрессивен. Мелодика песен отличается здесь особой скупостью, локальностью, имеющей в то же время свою утонченную красоту. Особый неповторимый колорит придали Ангелу песни, написанные Дэйвом. Являясь больше рокером, Дэйв своими композициями придал альбому наиболее рок -н- рольное звучание. Удивительно то, что мнения фанов относительно Ангела распределяются весьма категорично -или полный восторг, или абсолютное разочарование. Но именно эта полярность взглядов указывает на неординарность группы и ее подходов в реализации своей идеи. С мнением критиков можно согласиться – Ангел, на мой взгляд, является самым готическим из всех их предыдущих альбомов. Даже ритмичные композиции Дэвида (Suffer Well, Nothing Impossible) и зажигающие и мелодичные Lilian и John The Revelator буквально окрашены этим тяжелым и мрачным колоритом готики. Холодная нежность чувствуется в спокойной I want It All, а одна из красивейших песен альбома - Macro - держится на контрасте – оптимистичный текст немного не вяжется с трагичным высоким надрывом мелодии.
 Эстетика готики наиболее всего присуща песням Damaged People и Darkest Star. От минорной, суицидально-безысходной Damaged People веет кладбищенскими ветрами и средневековьем. Сильный и надрывный голос Мартина только усиливает состояние депрессии и глубокой душевной раны, превращающейся в кровоточащий нарыв.
The Darkest Star – олицетворяет собой готическую концепцию всего Ангела и, пожалуй, мироощущение сегодняшнего господина Гора. Состояние песни - самая нижняя градация черного цвета. Фортепьянные партии, звучащие в течение всей песни, погружают тебя в потусторонние заупокойные ассоциации панихидального «похоронного» стиля. Замогильная тяжесть состояния песни сочетается с тонкой красотой мелодии и музыкальной гармонии. Отчаянье, тяжесть камня своих грехов и внешней неустроенности, усугубляется нарастающей кодой, пробивающей тебя изнутри, заставляя трепетать душу, а тело покрываться «гусиной кожей». Но, словно, божий свет из за свинцовых туч, пробивается твоя слабая надежда на лучшее, звучащая в унисон заключительным аккордам песни…

200?- …. Мы живы, пока в нас живет надежда.

Кое -что о Флетче
«Флетч –это боец невидимого фронта, сердечный человек, душа компании».

Мистер Эндрю Флетчер – символ стабильности, спокойствия, уверенности и самодостаточности. Его называют «ангелом-хранителем» группы. Гармоничная часть знаменитого трио, являющаяся неким катализатором между двумя стихиями: земным, экспрессивным и эмоциональным огнем Дэвида и холодным, эгоистично – сублимированным гением Мартина. Отдавая основные лавры, тем двум, мистер Флетчер самозабвенно отрабатывает на концертах, отдавая себя публике ничуть не меньше других участников. В то время, когда один наслаждается «новой жизнью» в кругу своих близких, а другой, вдохновляясь вечным мрачным сиянием «самой темной звезды», уходит в бесконечные выси «макрокосмоса», ища неведомую истину бытия в «микровидении», мистер Флетчер дает интервью, участвует в различных мероприятиях. Одним словом, ведет светскую общественную жизнь, способствуя формированию соответствующего имиджа группы.


Не будем заглядывать в замочную скважину

“It’s only when I lose myself in someone else
That I find myself
I find myself…”

Дурной тон – заглядывать в замочную скважину и лесть в душу чужого человека, но….
В жизни каждого, тем более, творческой личности, происходят кризисы, взлеты и падения. Каждый человек справляется с этими проблемами по-своему. Кому-то помогают близкие, а кто-то выходит сам.
Наверное, кто-то чувствует себя счастливым в данный момент и не хочет ничего менять в своей жизни. А кто-то, возможно, переживает не самые лучшие времена…
На мой взгляд, каждый художник приходит к выводу, что все, казалось бы, жизненные приоритеты и стандарты, принятые в человеческом обществе, все это - мирская суета. Настоящий художник – всегда одинок. Каждый творец к определенному периоду своей жизни ясно осознает тот факт, что по – настоящему реально только его искусство, его работа, ставшая его судьбой и крестом. Мнение спорное… но достаточно обратиться к примерам из истории мирового искусства, чтобы найти подтверждение моим словам…

Вместо эпилога…

Группа –легенда…группа –феномен, группа, обладающая самой многочисленной и преданной армией поклонников. Группа, многие песни которой пополнили богатое наследие европейской музыкальной культуры. И пусть существуют понятия «музыкальный бизнес», «шоу- бизнес» или любой другой бизнес. Дело в другом. Главное достоинство Depeche Mode, как нельзя точно выразил мистер Эндрю Флетчер, говоря, что «наша музыка не решит каких - то глобальных вопросов, но она может изменить что-то в жизни людей, тех, кто понимает и слушает ее». И это правда.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.