Озеро Чудес. Часть 2. Чертог Рогнеды
Эпизод 1. Девушка лет 14-16, стройная, светловолосая, с лицом ангела пробирается сквозь дремучий лес. Ветви деревьев хватают ее за волосы и одежду, И ей кажется, будто вся лесная нечисть ополчилась против нее. Наконец она окончательно выбивается из сил и опускается меж корней огромного дерева. В сгущающемся сумраке мерещатся тени чудовищ. Крики и шорохи темнеющего леса кажутся все более угрожающими.
Мы все время слышим, как она, не разжимая губ, разговаривает с лесом.
Голос Девушки:
- Духи леса, духи чащи,
Спящий дух и дух смотрящий,
Дух дубравы стерегущий,
Черный Дух, живущий в кущах,
Дух гнезда убитой птицы,
Дух норы больной лисицы,
Дух раздавленной лягушки,
Дух подстреленной кукушки,
Дух змеиного болота,
Дух медвежьего помета,
Пощадите и позвольте
Мне добраться до болота,
Где кудесница Рогнеда
Ворожит в своем чертоге.
Я и так вам благодарна,
Что не стала пищей зверю,
Что в трясине не увязла,
Что в реке не потонула.
Вот уже семь ден минуло,
Как я по лесу скитаюсь,
Ягодой-травой питаюсь…
Но кудесницу Рогнеду
Мне найти необходимо.
Лишь одной её уменье,
Лишь одной ее старанье
Мне осветит след во мраке.
След, который не сыскали
Ни дядья, ни княжьи люди…
След злодеев, хоть он кровью
Полит гуще, чем по утру
Полита трава росою.
Кровью матушки родимой,
Кровью батюшки-надежи,
Кровью братиков-грибочков,
Кровью ласточки сестрички…
Всех злодеи порешили,
Никого не пожалели!
А ведь я видала татей…
Всех троих, когда по лесу
Птичьи сети проверяла.
Издали я услыхала
Шум и брань какой-то ссоры
И неслышно к ним подкралась…
О, Перун! Когда б я знала,
Что они тогда делили!
Я, когда домой вернулась…
И все э т о увидала…
Я с тех пор лишилась речи.
И теперь мне вся надежда
На Рогнеду… на одну…
Лишь она, общаясь с навью,
Мне убийц найти поможет.
И за каждого из мертвых
Из семьи моей немалой,
Из семьи моей погибшей,
Из прервавшегося рода,
По три раза мне убить их,
Каждого убить позволит…
За погибель тех злодеев
Стану я твоей рабою…
Все одно, покуда мщу я,
Я не властвую собою.
О, Могучая Рогнеда!
Ты предотвращаешь беды,
Грозы, смерчи и ненастья,
Ты разрубленных на части
Поднимаешь из могилы…
И владеешь Тайной Властью
Над Владыкой Тайной Силы…
О, Всесильная Рогнеда!
Помоги убить злодеев!
Ведь сама рукой слаба я
И оружьем не владею…
А еще, себе в придачу,
Я оплатой за удачу
Принесла тебе в награду
Самоцветные каменья
И резные украшенья,
Что родитель подарил мне
Возвратившись из Царьграда… ( Продолжительность монолога: 2 мин 40 сек)
Голос с неба (или из-под земли?):
Ни каменьев самоцветных,
Ни коней золотогривых,
Ни ковров золототканых,
Мне не надо. Из корысти
Не пробудишь к жизни Силы,
Что обычно неподвластны
Смертным людям. А в Царьграде,
Славного подарка ради,
Эти самые каменья
И другие украшенья,
Прежде сняты с чьей-то шеи,
Перерезанной кинжалом…
Отчего ж ты задрожала?
Ты еще и не рожала,
А лишить до срока хочешь
Явь трех жизней человечьих!
Голос Девушки:
- Жизнью я за то отвечу!
На костре перед народом!
Но пусть рядом, мне в угоду,
Свиньями визжа от боли,
Тати корчатся на кольях!
Голос Рогнеды:
- А не страшно на угольях
Вдоволь поплясать босою?
Да с пылающей косою?
Голос Девушки:
- Пусть меня живою режут
По частям на корм собакам,
Или тело псам голодным
Отдадут на растерзанье…
Но - страданье за страданье!
Голос Рогнеды
- Снова ты про месть… Однако,
Велика твоя решимость,
Если ты на небо рвешься,
Не испив из чаши Лады…
Голос Девушки:
- Не дразни меня, не надо…
Я нутром дрожу от страха
От того, на что решаюсь,
От того, чего лишаюсь.
Я, как пойманная птаха,
Трепещу душой и телом.
Но должна я сделать дело.
Помоги же! И поверь мне -
Не пойду живой из леса,
Пусть меня проглотят звери
Иль порвут на части бесы!
Не ужель тебе не жалко,
Что погибну понапрасну?
Голос Рогнеды:
- Что ж, упрямица, прекрасно.
Трижды суковатой палкой
Будешь ты до смерти бита.
Трижды Нежитя невестой
Ты взойдешь на ложе Смерти
И познаешь, как пронзает,
До мозгов холодный вертел.
Трижды в ледяных объятьях
Побывать тебе придется,
Ощутить, как сердце рвется…
Каждого злодея гибель
Ты своей оплатишь жизнью,
Как на площади убийца
Платит людям разъяренным!
И по нашенским законам
Мне чернавкою прослужишь
Три свои земные срока.
Ты согласна?
Девушка (вдруг, впервые разжав уста):
- ДА !!!
Рогнеда (совсем другим, старческим голосом):
- С Востока,
Глянь, забрезжило рассветом!
Впрочем, стоит ли об этом.
Коль тебе работы мало
И совсем не жалко спину…
Девушка (кричит, поняв, что может говорить, что ее слышат):
-Я СОГЛАСНА!!!
Рогнеда:
- Для начала
Поднеси мою корзину!
С ответа Девушки «ДА!» за спиной ее раздается покашливание. Девушка оборачивается и видит маленькую, седенькую, сгорбленную старушонку с крюкатым, сучковатым посохом и огромной корзиной мухоморов в ногах.
Реплику «Я СОГЛАСНА!» Девушка адресует непосредственно воплотившейся Рогнеде, той, с кем говорила мысленно. И с этой фразы обретает дар речи.
XXI век. Лес, Северо-восточнее Перми.
Эпизод 2. Автор и Полковник собирают грибы. Полковник опять скептически реагирует на сказанное ранее:
- Две минуты – сорок секунд, а « с чувством, толком, расстановкой» все три…
Ни одна актриса не отыграет так, чтобы с экрана удержать зрителя. Разве, что это будет ария из рок-оперы. В стиле фолк.
- А ты угадал. Когда все это придумалось, только-только вышел альбом «Орфей и Эвредика», наделал шуму. И, разумеется, все балдели от «Христос – Супер Стар». Вот и нам захотелось. А вопрос, что в это время на экране, касается таланта режиссера. Это его задача сделать так, чтобы зритель не мог оторваться от экрана.
Разговаривая, они не замечают, что над их головами по ветвям неслышно крадется рысь, приноравливаясь, на кого бы прыгнуть. Автор продолжает:
- Пусть духов лесных соберет. Или воспоминания проиллюстрирует… Ты знаешь, в этих лесах мне постоянно кажется, что за мной кто-то следит.
Полковник закуривает и, спасаясь от комарья, выпускает огромный клуб дыма. Автор обдает себя аэрозолем. Рысь на дереве даже поморщилась. Услыхала хлопанье крыльев крупной птицы и канула в ту сторону. И Полковник посмотрел туда же, но низом.
- Эх, ружьишко б!
- Да, не помешало бы! Тетерев?
- Скорее, глухарь… Так кто на тебя здесь смотрит?
- Не иначе – лесные девы…
- Кикиморы, кикиморы, дорогой мой! Ты с поправкой на возраст бери! Смотрят, говоришь? Вот подожди, пройдемся в «Зону М», толи еще будет.
1959 год 1 февраля. Северный Урал. Гора Отортен
Эпизод 3. Под порывами ледяного ветра дрожит конек закопанной в снег палатки. Быстро темнеет. Бушует метель, но сыплет не снег, а ледяная сечка. А в палатке, где устроились девять человек, тепло. Трое, не стесняясь двух девушек, разделись до белья. Фонарик светит в потолок. В луче – «Боевой листок» с надписью: «Теперь мы знаем: снежные люди есть!»
- Жаль не успели снять! – говорит кто-то.
- Надо было крикнуть: остановитесь – снимаю!
- Сколько их было?
- Двое… Или одного, дважды засекли в разных местах.
- Расскажем, не поверят. Скажут, кто-то из манси.
- Я.уже в свой дневник записал – событие века, все-таки. Пусть опровергают.
- Командир? А в общий записывать?
- Подумаем! Утро вечера мудренее!
В ответ на эту реплику снаружи раздается рев, подобный львиному рыку и град глухих ударов.
И кто-то, за конек со стороны входа, начинает трясти палатку. Потом все стихает.
- Я посмотрю! – Говорит крайний у входа. – Фонарь погаси!?
Он расстегивает полог. Высовывается, потом вылезает наружу.
- Никого, вроде… - Раздается снаружи. И сразу же: - Нет-нет! Он здесь! Он встал…
О, Боже! Пошел вон, твою мать!
Раздается глухой удар, вскрик и рев чудовища. И крик чуть со стороны:
- Ребята, спасайтесь! Он к вам лезет!
Полог у входа резко распахивается, кто-то включает фонарь, и раздается общий вопль ужаса: размером во весь вход, полыхая огненными глазами, разинула клыкастую пасть горилоподобная морда свирепого зверя. Чудовище закрывает от света глаза страшной лапой с прямоугольными когтями и рявкает так, что сметает всех вглубь. Гаснет фонарь.
- Нож! Быстрее!
Но кто-то уже резанул борт. Раздается душераздирающий женский визг.
- Люда! Зина! Целы? Наружу!
- Он меня чуть не сцапал! – Кричит одна из девушек, оказавшись снаружи.
По другую сторону палатки во весь гигантский рост поднимается огромное волосатое существо. С ревом бьет себя в грудь.
- Быстрее! Вниз, врассыпную!
Но снегу по пояс, и все бегут гуськом следом за первым. Существо преследует их, переваливаясь на двух кривых ногах, но как-то странно легко, не проваливаясь в снег.
Последний оглядывается.
- Ни х.. себе! Да он за бабой пришел! Вась, ты оглянись!
- Во-б..! Давай, круто влево!
И они сворачивают первыми. Девушки бегут одна за другой. За спиной рев чудовища.
- Он за нами… Зина! Он за мной бежит! Он меня учуял! Ты поняла! Разбегаемся! Давай влево, за пацанами!
Четверо, что побежали прямо, достигли леса.
- Ребята! Разбегайтесь! Это Я ему нужна! - Кричит девушка, петляя меж стволов.
- В бурелом уходи! Я его задержу! – отвечает кто-то.
И трое вступают в схватку. Но что они могут сделать. Чудовище хватает их поочередно, стискивает в стальных объятиях и швыряет о стволы деревьев. Но не всегда попадает.
Последней настигает девушку. Отчаянный визг и победный рев. Чудовище поднимает жертву и, разинув пасть, буквально всасывает ее лицо. Кто-то еще живой всаживает чудищу в спину острый дрючок. Чудище мотнуло головой, взревело и стиснуло девушку так же, как остальных. Оглянулось и добило кулаком последнего.
IX век Биармия. Подворье Рогнеды и около.
Эпизод 4. Крышка земляного погреба открывается ударом кулака снизу и оттуда с трудом протискивается наружу ОГРОМНАЯ, ГОЛАЯ, СИСЯСТАЯ, ВОЛОСАТАЯ, ГОРИЛОПОДОБНАЯ, ЖЕНЩИНА. Девушка пришедшая с Рогнедой от неожиданности и испуга роняет корзину. Две огромных собаки, обнюхивавшие Девушку, дружелюбно подскочили к чудовищу и завиляли хвостами. Чудище заметило Девушку, выпрямилось, став и вовсе гигантом, дробно ударило себя кулаками в грудь, потянуло носом. Подошло. Девушка, трясясь всем телом, жалко улыбнулась. Рогнеда погрозила пальцем: «Своя, Юма, своя!». Юма обнюхала Девушку, как граблями цапнула пальцами по белым волосам. Вновь постучала кулаками в грудь, так, что закачались огромные сиськи, и рявкнула на весь лес. Девушка присела и прикрыла уши. Юма осталась довольна. Повернулась, проковыляла к углу погреба. Присев на корточки пописала и, сделав шаг вперед начала жрать, черпая пригоршнями из бадейки. Заметив взгляд Девушки, ещё раз отчаяно, угрожающе застучала в грудь кулаками, подхватила бадейку и выпила остатки через край. В неровной поленице ухватила что-то похожее на топор и, проворно коыляя на кривых ногах, умчалась в лес.
Девушка, придя в себя, оглядывается на Рогнеду.
- Снеси-ка в погреб! ДА! Как звать тебя?
- Анея! – Застенчиво отвечает Девушка и тащит корзину с мухоморами к лазу.
- Ну, слава Богу познакомились вы с нею! – Иронически замечает Рогнеда и подмигивает зрителю.
Анея спускается в погреб. Там много чего интересного, но самое неожиданное, затянутый паутиной человеческий скелет. Анея начинает интенсивно наводить порядок.
Сначала в погребе. Потом в избушке. Потом во дворе-огороде. Рогнеда показывает палкой, где-что лежит, что-куда переставить… Анея доит коз, затевает какое-то варево.
- Спи здесь! – Ближе к ночи говорит Рогнеда и указывает на шкуры в крытом дворе. – Скотину загони, козленка не забудь. Дверь подопри, да ночью в избу не заходи, чего б не услыхала. Собаки сами придут, коль захотят.
- А Юма?
- Что, напугалась? Не страшись – ОНА НЕ ЧЕЛОВЕК. И скоро не придет.
Анея буквально валится на шкуры и мгновенно на глазах Рогнеды засыпает. Та подбирает какую-то деревянную миску, зачерпывает воду, ставит к лицу девушки так, чтобы оно отразилось в воде. А потом уносит воду вместе с отражением в избу.
Анея спит и видит сон:
« - Юма укачивает ее на руках, как ребенка…
- Её готовят к сожжению на костре…
- Паутина со скелета в погребе спадает и опутывает ее…
- Она запуталась в сети для ловли птиц…
- Крадется по лесу на голоса спорящих мужчин…
- Трое спорящих мужчин, среди кучи узлов с вещами.
- Отчетливо каждый из них: Свирепый, Дебил, Главарь
В отражении на воде Рогнеда подсматривает сон Анеи. Выплескивает воду в очаг. Головни загораются. Из трубы избушки с дымом вылетают какие-то твари и разлетаются.
Одна из них на перепончатых крыльях несется к восходящему солнцу.
Эпизод 5. Восходящему солнцу молится проснувшаяся Анея. Возвращается. Делает зарубку на перекладине загона. Принимается доить коз. Выносит плошку молока и подает Рогнеде, изваянием сидящей несколько в стороне. Та отпивает несколько глотков и возвращает плошку со словами:
- Пока не призвала, меня не беспокой. Ступай работай!
Анея продолжает работать. Уже три зарубки. Пять. Садится солнце. Анея валится на шкуры и засыпает в обнимку с козленком и одной из собак.
С последним лучом солнца возвращается и усаживается на трубу ТА птица. Нечто среднее между птеродактилем и грифом. Взъерошивает крылья и…ныряет в трубу.
Анея спит и сначала слышит перебранку, а потом видит троих злодеев. Внимание сосредотачивается на одном из них. Это Свирепый. В какой-то миг он прерывает спор и
устремляет взгляд прямо в глаза Анеи, словно увидел ее в кустах. Анея отпрянула… и села на шкурах.
Перед ней яркий контур двери в избу, прорисованный светом изнутри. Внутри бубнят голоса: один – Рогнеды, второй, как из бочки:
- …она запомнила… эту девченку… пусть приходят…
Голоса и шаги приблизились к двери. Анея прячется под шкуру и прикрывает глаза. Дверь открывается. В потоке нестерпимо яркого света – силуэты Рогнеды и Высокого в темном капюшоне.
- Успей до света дня! – произносит Рогнеда и затворяет дверь в избу.
Анея не столько видит, сколько чувствует стоящего в темноте. Наконец он открывает наружную дверь, и, обозначившись тенью в дверном проеме, р у к о й, выпростованой из-под плаща, захлопывает дверь за собой. Это – РУКА СКЕЛЕТА.
С хлопком двери Анея садится, потрясенная, и продолжает все сильнее и сильнее трястись в тихой истерике.
Эпизод 6. Утро. Солнце давно встало. Рогнеда, как изваяние сидит чуть в стороне. Анея, заснувшая сидя, очнулась, испугалась, что проспала, опрометью выскочила на свет. Рогнеда укоризненно посмотрела на пустую бадейку из-под воды. Девушка подхватывает бадейку и бежит сквозь утренний лес.
Под глиняным обрывом родник. Вода небольшой струйкой вытекает из полого ствола лежащего мертвого дерева. Анея разворачивает платок, достает несколько птичьих яичек, надкалывает скорлупки и ставит яйца вдоль берега, немного подальше от родника.
- Змея, змея, подружка моя! Съешь яичко, что прислала птичка! – повторяет трижды Анея, и из полого ствола выползает ГРОБОВАЯ ЗМЕЯ. Скользнув по падающей воде, змея подползает к яйцу и начинает пить содержимое. Девушка ставит бадейку под струю.
Анея с трудом тащит бадейку вверх по склону. И вдруг понимает, что за ней кто-то следит. Краем глаза замечает мелькнувшего за кустами, пугается: бежать, не бежать?
Расплескивая воду, ускоряет шаг, но спрыгнув откуда-то сбоку сверху, ей преграждает путь Свирепый. Анея с визгом бросает ведро и опрометью несется назад. Свирепый приотстал, но догоняет и уже шагах в трех-пяти… У самого родника девушка перемахивает ручей, но дальше - мокрая глиняная стена обрыва. Анея пытается вскарабкаться, но съезжает к ногам Свирепого. Перемазанная глиной, в мокром, порванном, задравшемся платье, она смотрится беспомощной, но весьма соблазнительной жертвой. Свирепый не спешит: куда ей деваться. Черпнул из ручья – плеснул на Анею, вторую пригоршню себе на лицо. Довольно гы-гыкнул, сплел пальцы желобком и, одним глазом зыркая на Анею, принялся со смаком пить.
Рогнеда, все сидящая на своем пне, вонзает конец посоха в землю.
Жуткий вопль поднимает птиц над лесом. Кричит в ужасе и Анея. Она видит, как Свирепый разгибается, вытягивая из колоды двухметровую змею, вцепившуюся ему в шею. Время замедлило бег и сместило происхождение событий: девушка открывает рот для крика, вода из пригоршни Свирепого останавливается в воздухе… Змея медленно наматывается на шею и руку выпрямившегося, наконец, Свирепого, а он уже лежит в ручье бездыханный, а птицы только-что сорвались в небо и сверху видят, как рушится в ручей Свирепый и бьется в агонии, поднимая тучу брызг.
Змея, не такая уж большая, как нам показалось, скользнув вверх по струе воды, юркнула в колоду. Мертвая рука Свирепого покачивается на воде, в сантиметре от колена Анеи.
Эпизод 7. Понемногу проходя в себя, Анея бредет на подворье.
Анея:
О, боги светлые! О, преисподни духи!
Уж я себя погибшею считала,
И, вдруг, свершилась месть…
Мне кажется, я вновь лишилась речи…
Да не беда! Мне жизни человечьей
До казни остается мало…
Но, что за власть в руках старухи,
Коль нас троих свели у роковой черты?
Мой славный Змей, ты честно оплатил
Придуманное мною угощенье
И, просто оказавшись на пути
Исполнил первый шаг отмщенья.
Ну, что же договор есть договор.
Меня на избиенье и позор
Легко старуха выставить сумеет.
Но, боги отчего душа немеет,
Нещадный ожидая приговор…
Завидя Рогнеду, девушка падает ей в ноги. Рогнеда несильно, но чувствительно, в такт речи, несколько раз огрела ее концом посоха.
Рогнеда:
Бадейку бросила! Воды не принесла!
Вернись, исправь!
Мерзавца надо б сжечь…
Пониже по ручью сложи костер,
Да катышами выложи дорогу!
До вечера дотащишь понемногу…
Костер уже сложен и занялся. На костре – труп Свирепого. Анея и Рогнеда сбоку, по правую руку. Пламя поднялось стеной.
Рогнеда:
- Ну, что ж, ступай, ты, вроде, обещалась
Предать себя огню…
Но я тебя ни в чем не обвиню,
Коль ты покорно будешь ждать расплаты,
Назначенной судьбой.
Анея:
- Прощай Старуха! И, хоть я твои заслуги чту,
Я смерть в огне позору предпочту!
Анея подходит к костру так близко, что рубаха начинает парить, а волосы, поднятые жаром, начинают втягиваться в огонь и вспыхивать на концах… Еще раз, победоносно взглянув на Рогнеду, Анея бросается в костер.
Пламя расступается… И с той стороны времени Анея в потрепанном платье светской дамы вылетает на площадь, где ее подхватывают под руки два гренадера - стражника конца ХVII века.
Рогнеда, оставшаяся ТАМ, секунду оторопело («во, блин, дает!») смотрит вслед девушке и решительно входит в огонь. Но огонь не расступается. Рогнеда вспыхивает, как и следует, в огне, и в считанные секунды сгорает. По мере сгорания яркость и интенсивность пламени фантастически усиливается, пламя сворачивается в смерч, который уносится в небо, оставив на земле пятачок холодного пепла и череп, который поддет носом, и начинает катать собака.
XVII век. Санкт-Петербург. Площадь перед зданием двенадцати коллегий.
Эпизод 8:
- А по сему, - Читает дьяк с эшафота. - Сию девку Ануеву за дерзость пред Ея Величеством и непотребные слова Ея Парсуна иншим суть, зело похабны, от службы При дворцовой отлучить, содержания лишить, выставить телешом на позор и бить батогами нещадно…
- Не ерепенься, больнее будет! – Сквозь зубы говорит подручный палача, пока Главный от шеи до копчика взрезает платье. Но девушка, в которой мы узнаем Анею, продолжает бессмысленно биться. Платье и корсет спадают к ногам, и несчастная остается в одних лишь белых шелковых чулках с кружевной резинкой. Палачи швыряют её к столбу и прикручивают с боков его за запястья. Народ внизу и вокруг воет от восторга и предвкушения… Палачи достают из бадьи (той самой) толстые прутья – батоги, изготавливаются для порки. Звучит барабанная дробь… Свистит палка и ударяет по детским лопаткам Анеи. Она вздергивается всем телом, выкручивается. Но молчит. Еще удар, и еще…
Рогнеда из-за спин ликующего народа смотрит на страдания девушки.
А вы, дорогие зрители, когда-нибудь, видели, как на площади секут толстыми прутьями тело, которое-то и губами боязно тронуть? Посмотрите и получите удовольствие вместе со сбродом, обступившим эшафот. Сколько уже? Тридцать или пятьдесят? У девушки уже нет воли молчать, но и кричать от боли и смертельного страха не в силах. Спина и ягодицы почернели и превратились в кровавое месиво. Палачи окатывают ее водой и меняют батоги.
Рогнеда (она, как-то странно, вроде бы в толпе, и вроде бы над ней):
- Несчастное дитя! Но сострадая сердцем,
Тверда я верой и рукой верна, Чтоб повести туда,
Где лишь немногим достойно быть!
Тебя я воскрешу…
Но ты на землю возвратишься снова уже иною.
И душа твоя в смятенье содрогнется перед Силой,
Которая ей в подданство дана.
Я воскрешу тебя. Незримые миры
Незримых сущностей,
Бесценные дары
Бесчисленных миров
Откроются тебе.
Ты тайны мирозданья
Узришь воочую…Умение в себе
Сквозь время зреть и расстоянья
Откроешь вдруг.
(И кстати, ощущать, кто враг, кто друг)…
Светил и звезд полнощных состоянья
Воспримешь напряжением души,
Плохи они, иль хороши…
Узнаешь тайный смысл людских имен.
Влияния знамений и знамен
На судьбы государств, родов, племен…
И где-нибудь в лесной глуши
НАЧНЕШЬ ВЕРШИТЬ, между собой сближая,
Д о б р о и З л о…
(то, во что превратили Девушку палачи, безжизненно провисает вдоль столба, смолкает барабанная дробь)
О, кажется, малышке повезло…
Ну, вот и все – конец…
Пора идти обратно.
Так чем их наградить за подвиг ратный?
Эпизод 9. На площадь, забитую зеваками, с чистого неба, обрушивается внезапный ливень. А затем с полыханием молний и ударами, сотрясающими здания, и вовсе град с куриное - голубиное яйцо. Толпа и стража, давя друг друга, панически разбегается.
Рогнеда поднимается на эшафот, касается клюкой верха столба.
Столб с телом Анеи проваливается под пол эшафота, ливневая вода воронкой устремляется следом и «втягивает» Рогнеду.
Эпизод 10. В следующий миг все они: Анея, Рогнеда и собака, катающая череп, оказываются на лужайке у остывшего кострища… Разве, что исхлестанное тело Анеи, лежа ниц, висит в воздухе на три локтя от земли…
Рогнеда:
- Тебя я оживлю! Для этой цели
Немало средств подручных
Искусники Земли изобрели
И в таинства такие заглянули,
Что не постичь ни сердцем, ни умом,
Ни опытом простого человека.
А тайны и открытья века,
Как ни крутите Время, в нем самом.
И все научные химеры
Ничто пред каплей чистой веры.
Пока иллюзии всезнанья
Питают ваши ожиданья
Вы, в темноте давя друг друга,
Обречены брести по кругу.
И сколько ни считай круги
Слепцам не выбраться из ада…
Героям племенного стада.
Увы! Не разогнуть дуги.
Да только, вот какое дело:
Переходя из тела в тело,
Я здесь живу
Десятки сотен лет,
И, надо думать не один скелет
(Мой иль не мой)
Истлев, распался в прах.
………………………….
Я столько раз жила в иных мирах!
Я знаю все!
Забытых истин свет
И здесь мерцает скоро тыщу лет…
Да долог Света путь к душе слепцов,
Живущими заветами отцов
Рожать и убивать, и приносить себя
Игрушечным богам в награду.
Ни рая, ни греха, ни ада
Им, чтоб друг друга жрать,
Не надо!
Тебя я воскрешу!
Но только не для мести,
(Хотя нам очень просто вместе
Ее злодеев извести,
Коль скоро попадутся на пути)
Но светел есть и свят
Иной Тернистый Путь.
Но как мне на него
Малышку подтолкнуть?
(Рогнеда простирает над Анеей руки):
- К истокам нового ученья,
Забыв обиды, кровь и мщенье,
На Свет, что брезжит впереди
Из Сокровенного Чертога,
Во имя истинного Бога,
Дерзнувшая на Смерть,
Встань и иди!
Эпизод 10. Анея восстает из мертвых. Но это уже иная Анея. И место совсем иное. Тело ее все еще исполосовано запекшимися рубцами, на лодыжках болтаются остатки чулок. Анея входит в воду, неизвестно откуда взявшегося, озера и, постепенно погружаясь, уходит под воду с головой. Ее дивные волосы еще сколько-то времени остаются на поверхности, но и они «тонут». Пройдя по дну, шагах в двадцати от места погружения, Анея появляется из воды совершенно обновленная, без следов казни. Забирается на небольшой валун и усаживается копенгагенской русалкой.
IX век. Биармия. Озеро неподалеку.
Эпизод 11. На валуне Анея-Русалка расчесывает волосы. Поверхность воды вокруг валуна затянута ряской, живописно украшенной кувшинками, лилиями, лотосом и другими сказочными цветами. Анея сворачивает вычесанные волосы в узелок и бросает на ряску. В ряске образуется окно.
Анея:
- Насылаю наважденье,
Насылаю наважденье,
Силой ветра, силой зверя,
Силой веры и неверья,
Силой страха и сомненья
Насылаю наважденье…
Та самая птица, «грифоноптерадактель»,нечто, вроде летучего крокодильчика, выныривает из окна ряски, расправляет непомерные крылья летучей мыши, странно ими взмахивает и уносится куда-то над самой землей, сначала лавируя меж дерев, затем меж домов, теремов, пасущихся стад, конских табунов, рыбацких челнов, флотилий драккаров, воинов на походе… А затем - уже ломая ветви, сгибая деревья, сметая копны и соломенные крыши.
Где б ты ни был погубитель,
Где б ни прятался душитель,
Где б ни тешился мучитель,
Покажись мне, покажись мне!
Кем бы ты ни оказался,
Кем бы ни оборотился:
Птицей в синем поднебесье,
Рыбой в море-океане,
Иль кукующей кукушкой,
Или дохлою лягушкой,
Лосем иль лосиной вошью,
Что в лосиной лазит шкуре…
Покажись мне, покажись мне!
Эпизод 11. Нечто срывает крышу какого-то строения, где на сеновале Дебил развлекается с отвратной бабой.
Анея-Русалка в окне воды видит, как Дебил с испугу садится, протирает глаза и… видит Русалку, сидящую на валуне. У него «отваливается челюсть». Едва подтянув порты, сверзившись с сеновала, он прямиком устремляется на смех Русалки, который колокольчиком манит его все дальше и дальше. Русалка на камне в окне воды следит, как он, ломая ветки и проваливаясь в болотца, пробирается сквозь чащу.
Анея:
Крадись, крадись, ублюдок похотливый,
Из рода изгнанный за то, что перепортил
Телят и жеребят в общинном стаде…
Я знаю, что ты вытворял
С моею матерью и остальными,
Когда ворвался зверем в отчий дом…
И что творил в других домах потом…
Крадись, крадись! Ты головы не сломишь
И лба не разобьешь.
От мелких бед
Я огражу тебя
Покуда ты идешь.
Ну, ты хорош!
Я думаю понятно, чем вызвано последнее восклицание Анеи в адрес Дебила, насмотревшегося на иллюзорную Русалку.
Видимо удовлетворив себя, Дебил, сладко потянувшись, валится на траву и впадает в дрему. Ему снится Русалка:
Он ее с удовольствием насилует – а она от удовольствия хохочет.
Эпизод 12. Дебил просыпается, разбуженный реальным смехом за камышами. Он мгновенно оценивает обстановку, неслышно крадется в камыши и видит Русалку на камне. Она живописно сидит, опираясь на руки позади себя и касаясь воды пальцами ноги. И даже роскошные волосы не скрывают соблазнительных прелестей юного тела. Всего-то шагов двадцать, так чуть покажись, и уйдет в воду… И верно, Русалка погружается в воду и заплывает за камыши. Слышно: вышла на берег, замешкалась. Дебил скоренько огибает камыши по берегу и видит: Девушка уже в рубахе, прилипающей к телу, удаляется от берега. Зашла за ствол толстенного дерева – Дебил, под прикрытием ствола, разом подскочил, обежал и сграбастал неосторожную в охапку. Мгновенье – и руки Девушки заломлены за спину. За косу запрокидывает ей голову и уже готов вцепиться в полудетские губки жестоким поцелуем… Как вдруг, Девушка улыбнулась отвратной улыбкой трактирной шлюхи… и обнажила жуткие волчьи клыки вампира. Дебил оторопел, а меж страшных клыков высовывается знакомая нам зубастая головка «летучего крокодильчика», цапает до крови сначала за губу и тотчас вцепляется в кадык. Дебил отпрянул и ахнулся затылком о ствол дерева с такой силой и гулом, что сверху посыпались мертвые ветки.
И, потеряв сознание, сползает к корням дерева…
Эпизод 13. Сквозь беспамятство он слышит смех Русалки, мучительно приходит в себя, ощупывает губу, горло – все в порядке. Привиделось во сне! И он живо реагирует на смех за камышами.
Действие повторяется, но с той разницей, что Дебил прихватил свою дубинку. Вновь под прикрытием ствола он подскакивает вплотную и ждет, когда Девушка выйдет с другой стороны.
Скрытая за стволом Анея останавливается и «отпускает» от себя полупрозрачное «привидение», которое в два три шага материализуется в двойника и, как видится Дебилу, Девушка выходит из-за дерева и направляется к лесу. Дебил неслышно настигает ее и несильно пристукивает дубинкой по затылку. Девушка падает, раскинув руки, в живописную позу. Дебил тотчас садится верхом. Разжимает ей губки и зубы – нормальные, человеческие! И впивается в ее уста так, словно намеревается откусить. Рука Девушки неожиданно нежно обнимает его за шею.
Анея за деревом сжимает перед собой пальцы в кулак. Рука на шее Дебила вцепляется ему в волосы. ЭТО РУКА СКЕЛЕТА.
Дебил прерывает поцелуй и приподнимается. Его рот полон червей, расползающихся и по лицу. А перед ним оскал черепа полуразложившегося трупа. Дебил вскакивает так стремительно, что отрывает скелету руку, вцепившуюся в волосы. Скелет сразу же садится. Кое-как отодрав от себя руку скелета, Дебил бросается прочь. Отбежав шагов десять, оглядывается на ходу – сидящий скелет прилаживает руку на место. Еще десяток шагов, он вновь оглядывается – скелет уже вскочил и делает скачек за ним. Дебил едва не угодил в промоину, кое-как перепрыгнул, вновь оглянулся… А скелет-то уже летит в прыжке через промоину. Дебил рванул, не глядя куда, и со всего хода долбанулся головой в то самое дерево… Интересно, как оно там оказалось? От удара бедолага вновь теряет сознание. На него снова сыплются обломки старых веток. Откуда-то раздается звонкий смех, то ли Анеи, то ли ее наваждения – Русалки.
Эпизод 14. И вновь, заслышав девичий смех, Дебил очухивается. Анея (или это Русалка), выйдя из-за дерева, как и прошлый раз, удаляется в сторону леса. Дебил вскакивает и, держа обеими руками разбитую голову, опрометью бросается прочь. Он бежит, не разбирая дороги, ломится сквозь чащу, прыгает через стволы павших деревьев, ямы и промоины. Под ним захлюпало болото, но Дебил опомнился лишь, когда увяз по пояс в двух шагах от подгнившей старенькой, в две слеги, гати, обозначенной редкими вехами.
И понял, что проваливается в трясину. Он рванулся было к какой-то палке, но разом провалился до подмышек. И заорал на всю вселенную, призывая помощь. И помощь приходит. Анея, и сама-то не слишком уверено стоящая на слегах гати, подает Дебилу шест. Они долго, мучительно, но терпеливо манипулируют с шестом: Анея слишком легка и стоит неустойчиво, чтобы разом вытащить из трясины такую махину. Но понемногу, сначала по пояс, чтоб лечь плашмя, на живот, потом ухватиться за воткнутую Анеей палку… Наконец Дебил встает на ноги, на зыбкое, но твердое дно. Оглядывается на трясину, смотрит на Анею, и пережитый ужас ввергает его в истерику.
Эпизод 15. Дебил перехватывает за середину шест, которым Анея тащила его из воды и, взревев зверем, начинает бить Анею концами шеста, поочередно. Град ударов сбивает девушку с ног, она падает вдоль гати навзничь. А Дебил вошел в раж: ухватил шест за один конец и бьет, по чем попало, с плеча. Девушка закрывает лицо и голову руками, но Дебил бьет так, чтобы перебить, переломать ей руки. Поняв, что достиг своего, переносит удары на ноги, дергающиеся в судорогах. И уже со смаком, с замахом через голову – по животу и груди. Вот только конец длинного шеста попадает дальше, чем надо – пенит бестолку воду с той стороны бездыханного уже тела. Увлекшись, Дебил отступает на шаг другой, чтоб врезать, как надо, и врезает – по окровавленным и без того волосам, закрывшим лицо… С этим последним, смертельным ударом шест ломается… А Дебил вновь проваливается по грудь в трясину.
Эпизод 16. В этот раз трясина не церемонится. Едва Дебил понял, что в руках его остался короткий, никчемный обломок палки, трясина, плотоядно чмокнув, засасывает его по горло. Дебил делает отчаянное усилие и чуть подавшись вверх выбрасывает руку в сторону гати, в сторону лежащей на гати Анеи. Его рука опускается в болотную жижу в сантиметре от пальцев безжизненной руки Анеи. Вот уже два сантиметра их разделяет, три, пять, десять… Отчаянный рев захлебывается… Буквально, захлебывается болотной водой.
Эпизод 17. Рогнеда, с той стороны болота, не боясь замочить подола хламиды, проходит по ряске, сомкнувшейся над Дебилом. Встает над Анеей. Стоит ли показывать зрителю еще раз, во что ее превратила дубина Дебила? Но Рогнеда видит и обращается к Зрителю:
- Вот вам - и подвиг во спасенье!
Дать ей уйти? Туда? К Нему?
Но я никак, простите, не пойму
Систему механизма воскресенья
Души. И бред про ад и рай.
Да сколько раз земных ни умирай,
Вернешься вновь, сюда!
Таким же или хуже.
Иль превозвысишься, чтоб снова околеть
В какой-нибудь придворной луже.
Или на паперти от стужи.
Эй, ты! Вставай! Пора готовить ужин!
Привыкла, чай уже, к твоей стряпне…
Ты думаешь, голодною на пне
Я ночью много наколдую?
Ну, дай я на тебя слегка подую
И напою кой-чем, что ВЫ зовете,
В неведенье, святой водой…
Когда б ты ведала, что выпила сейчас!
ОНО б тебя убило безвозвратно,
Когда бы ни упорное в тебе
Стремление идти к заветной цели…
Ага! Забилось сердце – еле-еле…
(Обращается к Зрителю):
Блуждающим душою не доверишь
Священных тайн! Но кое-что сейчас
Я покажу вам (для отвода глаз).
Эпизод 18 Второе воскрешение Анеи
От Автора:
Двадцать лет назад, сцена воскрешения Анеи была прописана в деталях в расчете на головокружительные трюки с полупрозрачными, сферическими и иными зеркалами, многократные экспозиции и иные фокусы верха операторского мастерства. Полагаю, что еще через двадцать лет после публикации, кто-нибудь вздумает поставить эту сцену…
В голографическом фильме? Так что не будем спешить обманывать зрителя вместе с коварной Рогнедой. К тому же никто еще не изучил досконально методику воскрешения безвинно убиенных, практиковавшуюся ведуньями IX столетия на территории Северного Приуралья.
Эпизод 19 «Грифоноптеродактель» Рогнеды, сделав несколько головокружительных пируэтов над воскресшей Анеей, несется над бескрайними просторами Приуралья. Вот строят городище, а там – терем. По озеру бегут челны, а вот плывет одинокая русалка, стороной прошел жутковатый каменный остров, с расставленными по уступам фигурками женщин в разных нарядах. А вот - странный караван пеших, конных и на верблюдах… Нечто перелетает горный хребет. Набирая скорость, несется над водой Лозьвы, минует «Золотые ворота» и, заломив вираж, садится на вершину горы Отортен.
Здесь, на вершине, в позе роденовского мыслителя, сидит Юма и читает «Тагильский рабочий» от 18 февраля 1959 года…
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №206090600066
Дан Аврелий 21.11.2006 21:14 Заявить о нарушении