Слово о Макарове Тихоне

Только что узнал, что Макаров Тихон Восставший из Ада заблокирован модератором. Не в курсе, за что. Хотя догадаться несложно: вероятно, нахамил кому-то из "влиятельных".

Сочинять ему «реквием» - сейчас не ко времени. Да и нужен ему тот реквием! Как из ада единожды восстал – так и вновь восстанет. Может, не на прозе.ру, а в других пенатах, тенетах или где там еще.

Решительно требовать у администрации сайта «воскрешения» Тихона – тем более глупость. Я вовсе не затем зарегистрировался здесь, чтобы вести бессмысленные «правозащитные» войны.

Однако я все же позволю себе задать один вопрос. Развернутый. Потому что желал бы почетче знать, что представляет из себя сайт, где я зарегистрировался. И какова его «литературная концепция».

Итак, проза.ру – сайт со свободной публикацией. И моментальной регистрацией. То есть, любой желающий, имеющий доступ к компьютеру и Интернету, может свободно публиковать все, что взбредет ему в голову. Причем, вне зависимости от процентного содержания алкоголя или чего покрепче в мозговом веществе.

Соответственно, ничего удивительного, что среднее качество прозарушных «креативофф» - не то, что ниже плинтуса… или городской канализации… нет, оно относится к глубинным культурным пластам палеолита, до которых еще не докопались археологи и нефтянники.

90% прозарушных высеров – на пушечный выстрел не были бы подпущены к публикации в самом задрипанном бумажном журнале. Более того, их отшили бы с матюками на любом сайте, где предусмотрен хоть какой-то отбор «рукописей». Думается, если бы средний прозарушный опус появился хотя бы на утрированно «маргинальном» Удафф.коме – тамошняя общественность сначала бы прифигела, а потом бы линчевала администрацию: что за БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЕ говно вы нам подсунули? В общем, утробный, абсолютно нулевой уровень большинства прозарушных творений – неизбежен и, по хорошему счету, всем очевиден.

И я не хочу сказать, что это плохо, что надо поднимать планку, и всякое такое. Да нет, это неплохо – что графоманы той или иной степени одаренности/бездарности имеют счастливую возможность выносить свои опусы на всеобщее обозрение, обсуждать, получать отзывы. Это и психологически, наверное, полезно – избывать свои комплексы подобным образом. И никому, по хорошему счету, не мешает.

Но все же, на мой непросвещенный взгляд, возможность свободной публикации должна уравновешиваться свободой критики. Пусть – и агрессивной, пусть и ругательной, в духе KГ/АМ. Ну а что поделать, если подавляющее большинство прозарушных опусов – действительно потрясающее КГ? Проводить полноценный анализ кала, в смысле, критический разбор? Как в толстых литжурналах друг дружку корифеи костерят, разнося по косточкам вежливо, но безжалостно? Да глупо это. Уровень критики все же определяется уровнем писанины. Да и кто из «грамотных» людей станет морочиться такой фигней – критическим разбором графоманской отрыжки? И зачем, если сразу видно, что автор писать не умеет, и никогда не научится, и не пытается учиться?

Кто-то скажет, что в этом случае можно и промолчать, а не писать КГ/АМ, в резком и оскорбительном виде. Можно. Но только – создается весьма гнетущее впечатление, когда видишь под откровенно отстойной шнягой длинную ленту восторженных рецензий. Читаешь – становится грустно. Не столько даже за состояние русской словесности – переживет как-нибудь прозарушные высеры – сколько за состояние рассудка жителей прозы.ру. Складывается впечатление, что здесь все сплошь полуграмотные идиоты с напрочь отбитым вкусом. «И это творческая элита? - думает случайный читатель. – Как же хорошо, что я быдло: уж до такой степени безмозглости и жополизства не опущусь!»

Хотя на самом деле – все не совсем так. Большинство сетераторов прозы.ру, хочется верить, не настолько уж безмозглы и всеядны, чтобы всерьез восхищаться любым праздным бредом. Нет, они честно врут, делая приятное автору, к которому испытывают симпатию. Ну и конечно: комплимент за комплимент, типичная ярмарка тщеславий. Не стану уж поминать петуха с кукушкой – зоофилия тут ни при чем, тут все очень по-человечески.

Но все же иногда весьма отрадно бывает увидеть среди этих миражей надуманных величий и барханов-куличиков отнюдь не золотого песка – след поступи читателя как бы непредвзятого. Даже – если след этот оставлен грубым говнодавом, и на подошве его вытиснено КГ/АМ, и в походке сквозит некоторая нетверезая шаткость.

Одним из таких редких вольных странников, которые топтали «куличики» без стеснения и говорили, что думают, - был Макаров Тихон Восставший из Ада. По хорошему счету, одна из самых колоритных фигур этого дремотно-блаженного сайта.

Был ли он пиарщиком? Намеренно ли он задевал людей, чтобы привлечь к себе внимание? Наверно. А кто здесь не пиарщик? Кто не хочет привлечь к себе внимание? Не хотел бы – сидел бы дома со своими «нетленками», по рунету не шарился с ними. Или – пробивался бы напрямую в издательства. Так что, все или почти все здесь в той или иной степени пиарщики и, пардон, «****аболы-задушевники». Разница лишь в том, что «пиар» Тихона был как-то посимпатичнее, нежели закидывание к соседям удочек с пряничным мякишем на крючке в надежде выловить положительную рецку для себя.

Был ли Тихон невежлив и бесцеремонен? Разумеется. Еще – и агрессивен, временами до «психопатического». Типичная «нахухоль». Да только сдается мне, такой стиль поведения на прозе.ру (подчеркиваю: на прозе.ру) – признак как раз ВМЕНЯЕМОСТИ человека. И незамутненности его сознания. Попробуйте издать на бумаге вещи, поступающие на этот сайт в течение одного дня, все подряд, и выложить их на книжной ярмарке на ВВЦ. Куда ходят «свежие» люди, не заинтересованные в благорасположении авторов. Смею заверить, вы там такого наслушаетесь от читателей – Макаров Тихон еще эталоном куртуазности покажется!

Ну или попроще эксперимент – выложите эти «шедевры» на том же «маргинальном» удафф.коме. Понятно, что бОльшая часть предлагаемого материала будет попросту отшита не бог весть какой взыскательной «цензурой» сайта. Причем - с пометкой кэпсами «ОХУЕЛИ?». Но оставшиеся – навлекут как положительные отзывы (возможно), так и резко, грубо отрицательные. И это не потому, что посетители удафф.ком – отпетые падонки, хамы и быдло. Это потому, что всем поголовно – любы и дороги только денежные знаки (да и в их адрес бросают порой обидные слова вроде «деньги – мусор!»). А литературное творчество – не может нравиться ВСЕМ и в равной мере. По определению. Даже – если на «весчи» стоит брэнд какого-нибудь признанного классика.

На той же прозе.ру сплошь и рядом читаешь: «Толстой – бездарный графоман», «Хармс – дешевый извращенец», «Пелевин – пафосный мудак», и проч. И наверное, люди честно выражают свое мнение. И имеют на это право как читатели. Но вот только почему про далеких и признанных классиков можно такое говорить, и в подобных выражениях, а про «классиков» прозы.ру – молчок. Не смейте обидеть творца, когда он живой и близкий! «Маразм» - пожалуй, самое мягкое слово для характеристики данной ситуации.

И совершенно иная ситуация на том же Удафф.коме. Где, с одной стороны, все же имеет место предварительный отбор публикаций, а с другой – полная свобода оценок. И выглядит лента комментсов – естественно и жизненно, ощущения тотальной идиотии не возникает, несмотря на специфический сленг. Кому-то понравилось, и он пишет: «Аффтар жжот». Кому-то - нет. И понятно раздражение читателя: чего это мне за фуфло впаривают? Не интересно, не захватывает, не увлекает. И не буду читать! Но и молчать не буду, скажу автору честно: «Многа букафф, ниасилил. Ф топку».

Кстати, большинству авторов прозы.ру – весьма полезно было бы получать такие отзывы, и почаще. Если, конечно, эти авторы хоть чего-то намерены добиться в литературе и если их хоть как-то интересует непредвзятое читательское мнение. Потому что когда отзывов КГ/АМ, «занудно», «ниасилил» - много, тут на самом деле есть над чем задуматься. И работать над собой, учиться «цеплять» читателя, причем – не только из числа доброжелательных рецензентов, которые «отдают визитерский долг».

К сожалению, вот таких «честных и прямых» рецензентов – на прозе.ру, сдается мне, раз два и обчелся. Макаров Тихон был одним из них, и весьма ярким.

Был ли Макаров Тихон великим русским писателем, имеющим право на подобную резкость? А в данном случае это вообще к делу не относится – ценность его собственного творчества. Дурная постановка вопроса. Как читатель и рецензент – он имел полное право на свое суждение, и выражал его в довольно-таки доходчивой форме.

И несмотря на агрессивность, запальчивость – в его рецках был своеобразный юмор. И не такой уж «убогий», как, наверное, представляется многим жертвам его «покусов». И был он отнюдь не имбецилл. Кое-что – чувствовал весьма тонко, зрел в корень, туда же и ядрил.

Может ли оказаться так, что Макаров Тихон был порой тенденциозен и необъективен, обидел кого-то не по делу, спьяну или сводя личные счеты? Да наверняка! Правда, мы живем в России, большинство из нас, а это страна, где вообще не рекомендуется говорить «меня обидели». Могут неверно понять. Точнее, верно. И сделают вывод: «Его можно обижать. Вперед!»

А не было ли такого, что Макаров Тихон не разглядел подлинного литературного величия какого-нибудь «куличика» в «песочнице», и цинично справил на него малую нужду? Тем самым – нанеся непоправимый урон бессмертному творению и психике автора?

Что ж, скажем так. Во-первых, на качество текста – не влияют рецензии под ним. А если влияют – есть повод задуматься о качестве. И уж сколько раз было сказано, что «Война и мир» - тяжеловесный графоманский высер в особо крупных размерах, а чего-то культурное значение Толстого от этого не умалилось.

Во-вторых, положа руку на сердце, покажите-ка мне на прозе.ру, из всех сотен тысяч публикаций, хоть сотню, про которые НЕЛЬЗЯ сказать «КГ» с полным основанием. Бывает, что стиль у автора неплох, шуточки какие-то в наличии, мысли интересные, но в целом вещь – в большинстве случаев все равно «КГ», а нифига не литература. И даже сам автор, если он сохранил хоть чуточку реализма восприятия, если еще не полный шизофреник, – с этим согласится. И начнет объяснять, смущенно хихикая: да это я так, захуяриваю… от скуки, на досуге. Другими словами: пусть А не М, но К - Г. Так чего оскорбительного, когда сторонний читатель то же самое констатирует?

Ну и в-третьих – касательно тонкой и ранимой психики творца. Ах-ах-ах, какие мы нежные! Кретив обосрали, автора обложили – стакан воды и валерьянку в студию!

Интересно, вот такие обидчивые индивиды – они в школу ходили? В вузе учились? Еще и работают, поди, где-то? И в транспорте общественном катаются? Или – в башенке слоновой кости живут? Или – хотели бы иметь такую башенку, уголок для приятного отдохновения от наездов, подколок, глума и пинков со всех сторон, коими, вероятно, то ли так скудна, то ли так богата их реальная жизнь?

Сообщаю новость: литературный сайт, где вы публикуете свои «левые» выдрочки, – это САМОЕ НЕ ПОХОЖЕЕ на башенку слоновой кости место. Если, конечно, это литературный сайт, а не теплица для «овощей» бессловесных и безмозглых, которые в открытый грунт высади – сразу крестик на грядке ставить можно.

Я действительно с трудом себе представляю, на что похожа жизнь людей, которые принимают близко к сердцу «наезды» в Интернете и готовы разреветься от пары резких слов под их шнягой. Есть предположение, что при такой организации психики – в реале их может, мильпардон, поставить раком любой гопник чуть постарше детсада и чуть порезче укуренного опоссума. Честно – не завидую таким людям. И за страну обидно, когда такое чмо – ее «культурная элита».

Главное же – у всех авторов есть приятная и полезная возможность. Не хочешь видеть гадости на своей странице – заблокируй логин «обидчика». Казалось бы, чего проще? Но зачем же вовсе удалять «хулигана и дебошира» с сайта?

А на что будет похож этот сайт, если позволять публиковать ЛЮБУЮ, мильпардон, ***ню – но отсекать тех, кто имеет «наглость» открытым текстом называть хуйню хуйней? Это ж полный дурдом получается! «Край непуганых идиотов» - в ярчайшем виде: трудно представить себе более уместное употребление этой идиомы. Тем более – когда «дирекция заповедника» всемерно оберегает «идиотов» от чрезмерно сильных впечатлений. «Страусов не пугать, пол бетонный».

Кстати, это преступление и перед «страусами»: избыточная опека растлевает, ведет к деградации здоровых навыков выживания. Среди которых – и умение давать отпор «хищными» особями. Я уж не говорю про перспективы «литературного роста» в таких стерильных условиях, когда устраняется любая жесткая и адекватная критика. Повторяю: адекватная. То есть, формой своей – сообразная уровню объекта.
 
Или же матершинников и бузотеров удаляют, чтобы не порочить имидж сайта, типа, культурного и литературного? Скажу, как парень, который публикуется здесь недавно, но почитывал, спорадически, пару лет где-то. Что действительно шокирует стороннего читателя прозы.ру – так это не наличие ругани в рецензиях, а ее дефицит. По хорошему счету – ее гораздо больше бы должно было быть. С учетом «достоинств» обсуждаемых материалов. И ругань – нормально воспринимается при таких обстоятельствах. А вот от чего конкретно плющит незамутненные мозги – так это от «позитивных» рецензий, а также от глубокомысленных и «политкорректных» разборов стишка «мама мыла раму». Когда нормальная человеческая реакция была бы: «Мама, убей сибя рамой, аффтор, залезь в маму абратно!»

Отсюда, собственно, и вопрос: какой имидж хотела бы администрация придать своему детищу? Хоть сколько-то литературного сайта, где свобода публикаций искупается свободой критики и возможностью адекватных оценок? Или же – имидж «края непуганых идиотов», безмятежного крольчатника, где главное – не допустить в садок любое клыкастое и рычащее. А не то у кроликов инфаркт случится.

Замечу, на прозу.ру уже давно показывают пальцами едва ли не все приличные люди, которые в курсе существования этого ресурса. И теми же пальцами покручивают у виска. Кто-то, возможно, спросит, а хрен ли ты, Пушистый, сам тогда здесь публикуешься? Отвечу: а хрен меня знает! Захотелось попробовать этой дешевой славы и оценить работу всяких дурных сайтов изнутри. Может, полезный опыт будет. И этого – достаточно.

И я вообще-то не планировал лезть в разборки по поводу отключений, но вот как-то цепляет эта тема. Можно сказать: оскорбляет мой здравый смысл. Во всяком случае, Тихона – мне точно будет не хватать. А вот руководство сайта – точно уверено, что такие «анфан террибли» совсем уж без надобности для ресурса? Позволю себе, как говорится, иметь на этот счет иное мнение.

Пожалуй,
Dixi


Рецензии
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.