Притча о лидере

Так издревле на Руси повелось. Что народ живёт по принципу, каждый сам за себя. И жили люди Русские, порознь. В одном селе, дома рядом, однако каждый пахал своё поле, лелеял свой огород. Разве что скот домашний, пастуху в общее стадо, пастись отдавали. Но молоко сами для себя доили, и ни с кем не делились. Разве что пожар случиться, тогда тушили всем скопом. Да и то потому что, мог огонь на их дома перекинуться. Опять же, защищал, каждый свой огород.
Но вот пришла беда на землю Русскую. Войско тёмное, сила страшная. Во главе того войска, шёл хан Бабаюн. И захватывал он сёла, и города российские, и облагал их данью не малой. И ни кто не мог противиться ему. Те, кто против него вставали, защищая свой дом, и свою землю, погибали смертью страшною.
И вот однажды, пришла весть в деревню Запупыровка. Весть недобрая, весть страшная. Приближается, дескать, хан Бабаюн к ним, со своим войском. Дабы оброк взять, да девок молодых попортить, а то и в полон увести.
Опечалился народ. Стал люд деревенский, собирать ценности свои, дабы отдать их ворогу проклятому. Чтоб не трогал их злодей Бабаюн, да не лишал головушки.
А в том селе, в самой бедной хате, жил мужичёк один. Иваном звали. Так уж сложилась судьба у него, что ни богатством, ни большим хозяйством, ни даже семьёй он обзавестись не смог. Не стар он ещё был, годков тридцати отроду. И очень ему обидно вдруг стало, что и так почти в бедности живёт, а тут ещё и басурманину нерусскому отдавать последние крохи придётся. И вышел он из избы своей ветхой на улицу. И взгромоздился он на бочку, что у дома старшины деревни стояла. И стал он кричать, люд вокруг себя собирая.
-Эй вы, люди русские, люди добрые, люди славные! Собирайтесь сюда! Да послушайте!
И стал народ собираться, вокруг Ивана. Да стали его спрашивать. О чём он им сказать хочет. Уж, не в долг ли попросить, чтоб свою долю оброка собрать. Так тогда и не стоит напрягаться. Всё равно ни кто не даст.
-Нет, соседи мои добрые, - отвечал Иван. – Не в долг просить я сюда пришёл. А вас от разорения, да позора избавить. Али вам по нраву, Бабаюну отдавать, то, что нажито.
-А что делать то? – Спросил кто-то из толпы.
-А и отпор дать ворогу. – Отвечал Иван, руками размахивая. – Наточить топоры, да всем вместе, встать на защиту Родины. Да порубать в капусту злыдня, и войско его поганое!
-Ага, Щас, как же. А ну как он нас победить? – Спросил старшина деревни. Самый богатый, и зажиточный сельчанин. – Уж лучше оброк заплатить.
-Это тебе лучше, - гневно отвечал Ваня. – А народ, который под твоё крыло собрался? Ему тоже лучше? А ведь не все так богаты как ты, Колыван! И злата – серебра, у них тоже не полные сундуки. Ну, что скажете, соседи мои добрые?
-А то и скажем, - раздались несколько голосов. – А ну как, победит нас Бабаюн проклятый, чтоб ему провалиться. А и рассвирепеет он, и воины его грозные. И не сносить нам тогда голов своих, и деревню он спалит. Это тебе терять нечего, а у нас детушки малые, да хозяйство, какое ни какое имеется.
И ответил тогда Иван. Не громко, но твёрдым голосом.
-А вы, на меня тогда всё валите. Если одолеет нас ворог проклятый, говорите, что я вас подбил, речами хитрыми, да посулами богатыми. Сбил с панталыку, замутил вам головы.
Народ подумал и, несмотря на возражения старейшины, согласился с Иваном.
Похватали топоры да вилы, косы под копья переделали, и стали врага дожидаться.
И пришёл хан Бабаюн, с войском своим, к деревне. И схватились люди русские, с войском бабаюновым, грудь в грудь. И была битва страшная. Много народу в тот день живота лишились. Многие люди, ранены были и покалечены. И не выдержал люд деревенский, больше к земледелию чем к войне приученный. Побросали мужики топоры да вилы. Сдались на милость победителя.
Ох, и зол же был хан Бабаюн. Рассвирепел, глаза кровушкой дурной налились, усы чёрные топоршатся, халат окровавленный, как крылья ворона развевается.
-Да как вы посмели, твари нечесаные, мне противиться? – Кричал злобный хан. – Всех вас смерти лютой предам. На кострах пожгу, на колы посажаю, изрублю на кусочки.
Люд же деревенский, схватил Ивана под белы рученьки, и к хану волокут. А старшина деревни сзади идёт, и приговаривает.
-Не вышло из тебя лидера, так может терпила толковый получится.
И привели люди Ивана пред очи Бабаюновы, и бросили его к ногам хана. И говорят.
-Смилуйся светлый хан. Не вели казнить, дай слово молвить.
И ободренный, кивком хана, вышел вперёд Колыван. Встал в позу приниженную, согнулся весь, и заискивающим тоном, говорит.
-Прости нас хан, не виноваты мы. Это Иван подлец, головы народу замутил. Речами хитрыми, да посулами богатыми. Обещаниями сладкой жизни. Вот народ, поддавшись речам его, явно бесом ему нашёптанных, и пошёл на поводу у буяна.
Послушал хан, речь Колывана. Обвёл село взглядом. Богатое село. Жаль такое сжигать. И сказал тогда.
-Этого, - ткнул хан пальцем в Ивана. – На кол. А с жителей, двойной оброк, от обычного, чтоб не повадно было. А теперь вели людям своим, Колыван, вина и девок сюда тащить. Я с войском, пировать буду.
Обрадовался народ, что отвечать не придётся, что за всех один Иван отдуваться будет. Сразу же и кол наточили, и беднягу Ивана, на это кол и посадили. Да ещё приговаривали.
-Сам терпилой вызвался, теперь терпи.
Девок конечно, с меньшей охотой вели для войска ханова. Да оно и понятно, кому захочется дочерей, да жён своих, на поругание отдавать. Но жизнь дороже. И скрепя сердце, покорился народ, сжав свою гордость в кулак.


А в деревне неподалёку, жил себе поживал дед Игнат. Дети у него уже взрослые были, свои семьи имели. Жена умерла, год назад. Тяжело бы деду было без жены, да дети не бросили. И кормили, и помогали, чем могли. Живи вроде в своё удовольствие, грей косточки старые на печи. Ан нет. Не даёт старику покоя совесть. Совесть старого рубаки, что у князя киевского, в дружине служил, когда молодой ещё был. Знает ведь дед, что не сегодня-завтра, и к ним проклятый Бабаюн пожалует.
И слез тогда дед Игнат с печи. Достал из сундука доспех свой старый. Облачился в кольчугу стальную, шелом надел кованный, да опоясался, мечём булатным. Ах, как приятно снова ощущать на себе доспехи, да меч в руке держать.
Игнат хоть и стар был, да крепок ещё. И силушка ещё имелась.
Вышел ин из дому, взобрался на колокольню, и ну звонить в колокол. Всю деревню переполошил.
Выбежал народ из домов, перепуганный. Али беда, какая случилась. Увидели деда на колокольне, в доспех облачённого. Подумали, что спьяну буянит. Хотели бока ему намять, по доброй русской традиции. Да не тут то было. Дед меч достал из ножен, и грозным голосом взревел.
-Не подходи! Всех порешу. Я вас не для забавы сюда позвал. Я вам дело хочу сказать.
-Ну, говори, ответил местный старшина.
И сказал дед, что не желает видеть как невесток и дочерей его, воины злого Бабаюна позорить будут. И что отпор дать надо.
-А может лучше к князю обратиться? – Сказал старшина.
-Помолчал бы ты, Боровик.- Отвечал ему дед. – Князь только на пирах да охотах время проводит. Боярам вольницы, да привилегии жалует. А до нас ему дела нет.
-Ага, - спорил Боровик. – А ты слыхал что в Запупыровке случилось? И что с терпилой ихнем хан сотворил?
-Да слыхал. Только мне то уже терять нечего. Пожил я уже достаточно. Да и на рожон я лезть и не предлагаю. Мы ворога хитростью возьмём. Ночью, когда войско Бабаюново перепьется, и спать будет, сном пьяным. Мы тихонечко в деревню то войдём, и перебьём их пьяными, да спящими.
-Ну, и иди, ни кто тебя не держит. – Наложил старшина на слова деда резолюцию. – А по мне, так лучше оброк заплатить.
Но народ, послушал деда Игната. Да и не боялись они так ответственности в случае неудачи. За всё терпила ответит.
И отправились они, в Запупыровку. И придя туда, к исходу ночи, застали войско тёмное, спящим. И напали они на ворога. И не смог враг им противиться. И было разбито войско Бабаюново. А самого Бабаюна, в яму выгребную сбросили, предварительно отрубив ему голову. Голову же его, отправить в подарок князю киевскому порешили.
И вернулся дед Игнат, во главе ополчения деревенского. И направился он к воротам Боровика.
И стал народ кричать, Боровика вызывая во двор.
-Надо же! – Удивился Боровик. – А терпила то наш, с победой вернулся.
-Нет, Боровик, - отвечал Игнат, бороду поглаживая.- Я не терпила, мне же терпеть не пришлось. Я с победой вернулся. Я деревню от разора избавил. Так что я лидер. А теперь спрашиваю от всего народа нашего. А где ты был, когда мужики жизнью своей рисковали, борясь с силой вражеской?
И уже, обращаясь к люду деревенскому, сказал.
-И на кой чёрт нам сдался такой старшина?
-Гнать его в шею! – Зашумел народ. – Игната на шит поднять! Игнат наш старшина!
Так и погнали люди, старого старшину из деревни. А деда Игната, на щите подняли, и по всей деревне пронесли. По старинному обычаю, вождём его нарекая. И перешло к деду, всё имущество бывшего старшины. И имел он уважение и любовь соплеменников.

Много лет прошло с того времени. Да что там лет. Не одно столетие минуло. А на Руси всё по-прежнему. Разве что, стольный град нынче Москва. Да нынешний князь, пытается прижать разгулявшуюся, во время правления предыдущего князя, боярскую вольницу к ногтю. Да плохо у него пока получается.
А народ терпит. Терпит и неустройство в законах, и беспредел бояр местных, и московских. И не встаёт на защиту своих прав, и прав сородичей. Каждый защищает только свой огород. И ждёт народ русский, ждёт очередного человека, который не побоится вести их за собой, и не побоится терпилой стать, в случае не удачи.

Мораль этой притчи такова. Коль хочешь быть лидером, будь готов и терпилой стать.
И народу нужен не столько лидер, сколько терпила.

 09.09.06 г


Рецензии