Дружба превыше всего
Россия,Псков, 11.12.2005г.
Дружба превыше всего
Ася училась в третьем классе. Она была скромная и примерная девочка.
Другие девочки из её класса были завистливые и злые. Они не любили Асю и не желали с ней дружить. И мальчики с ней тоже не дружили.
И Ася была очень, очень одинока.
Но она верила, что где-то там когда-нибудь блеснёт и её звезда, и у неё тоже появится верный, надёжный, преданный друг… Она верила и ждала.
Но друг так и не объявлялся.
Вот однажды в класс вошёл незнакомый мальчик. И с ним его мама.
Оказалось, что зовут этого мальчика Петя, и теперь он будет учиться в её классе. Весь класс, глядя на веснушчатого мальчонку, ожил.
- Ура! – возопили мальчишки. – Теперь в наших гладиаторских боях будет на одного участника больше.
Девочки тоже шептались и хихикали.
Одна Ася молчала. Но в душе её наросла надежда, что приход нового мальчика изменит её одиночество.
На следующий день мальчик вошёл в класс с новеньким ранцем. Все то и дело старались привлечь его внимание, мельтеша у него перед носом. Но Петин взгляд сразу упал на скромную Асю, сжимающую в руке тетрадь. Весь урок мальчик не сводил с неё глаз. Его что-то постоянно тянуло к этой тихой голубоглазой девочке.
На перемене он подошёл к ней и спросил:
- Девочка, как тебя зовут?
- Ася… - пролепетала Ася.
- Ася? Красивое имя, - сказал Петя.
- Спасибо. – Глаза Аси гордо сверкнули, - ведь никто ещё не говорил ей, что её имя красивое. И надежда её ещё больше возросла.
На следующей перемене Ася вышла в коридор. Вдруг к ней подскочил какой-то мальчишка и закричал:
- «Красивое имя»! Какие нежности! Э-э, воображуля!
И Ася, чего с ней ещё никогда не было, страшно рассердилась. Она подскочила к обидчику и хорошенько хлопнула его по затылку.
Мальчишка заревел. Все сбежались на его рёв.
Ася ахнула и, закрыв лицо руками, убежала в класс.
Тут в класс вошла учительница и спросила:
- Дети, кто обидел этого мальчика?
Петя посмотрел на Асю и замер. Девочка полностью растерялась. Она вся побледнела и задрожала.
Тут Петя вскочил и смело сказал:
- Это я ударил этого мальчика.
Учительница повела его к директору. Увидев мальчика, директор спросил:
- Что всё это значит? Зачем ты ударил мальчика?
И Петя сознался:
- Я солгал. Я не хотел, чтобы Асю ругали.
Директор пожал плечами и отпустил его.
В другой раз учительница повела класс на каток. Когда Ася каталась, девчонки толкнули её, и достаточно сильно. Ася упала.
Все засмеялись и затыкали на Асю пальцами, а когда она пыталась встать, снова сбивали её с ног.
Петя катался невдалеке. Увидев, как все задевают Асю, он ворвался в самую гущу, растолкал всех и помог Асе встать.
Тогда те нарочно заревели так, что лёд на катке задрожал. Пришла учительница и спросила:
- Что случилось?
Тогда все показали на Петю и сказали:
- Он нас обижал! Он толкался и ставил нам синяки.
Учительница снова повела Петю к директору. Кинув на мальчика усталый взгляд, директор с сильным неудовольствием спросил:
- Опять ты? Что ты ещё натворил?
Петя сказал:
- Ребята соврали. Я не задирал их. Это они задирали Асю. А я пытался защитить её.
Директор спросил Асю:
- Это правда?
- Да, - сказала Ася.
Директор грустно вздохнул и сказал:
- Иди, богатырь.
И Петя с Асей, держась за руки, весело вышли из кабинета директора. А девчонки, стоявшие у дверей, злобно провожали их глазами.
На следующий день Ася вернулась домой грустная. Она получила двойку за невыученный урок. Она не специально его не учила. И причины на то не было. Просто её отвлекли девчонки. Они ей показывали свои новенькие красивые линейки. И Ася не расслышала, что надо дома делать. И на следующий день, просматривая тетрадки, учительница спросила Асю:
- А где же твоё домашнее задание?
Ася растерялась и совершенно не знала, что и говорить.
Так или иначе, но теперь в её дневнике красовалась жирная двойка. Придя домой, Ася села за свой письменный стол у окна и, раскрыв дневник, с грустью рассматривала двойку.
Вдруг кто-то позвонил в дверь.
Ася открыла. На пороге стоял Петя.
Ася очень удивилась.
- Ты… ты как сюда попал? – пролепетала она.
- Я узнал твой адрес от девочек, - сказал Петя и вошёл в квартиру.
Глядя на Асю своими большими зелёными глазами, Петя спросил:
- Ася, это правда, что ты получила двойку?
- Двойку… ну… да. – Ася робко посмотрела на Петю – стыдно.
- Ася, не бойся. – Петя ласково погладил девочку по голове. – Я ведь пришёл не смеяться над тобой, а наоборот, помочь. Давай вместе будем делать работу над ошибками.
Дети сели за стол. Петя постоянно наставлял Асю:
- Ну, так как же решается задача, если грузовиков в гараже двадцать восемь, а легковых – сорок?
- Э-э… всего шестьдесят восемь машин.
- Правильно. А сколько будет семью восемь?
- Сейчас… пятьдесят шесть.
Кроме того, Петя помог Асе сделать работу на тот день, и ушёл.
Закрывая за ним дверь, Ася подумала:
«Странно как-то… Зачем это Пете понадобилось шагать три версты от своего дома до моего и за так заниматься со мной?!»
На следующий день Петя и Ася пришли в школу вместе. Бросая в их сторону косые взгляды, девчонки насмешливо сказали:
- Держим пари, что эта мошка Ася нагородила в работе над ошибками ещё больше несуразностей, чем в домашней работе! А этот дурак Петька ещё водит её под ручку!
И девчонки злобно рассмеялись.
Проверяя тетради с работой над ошибками, учительница сказала Асе:
- Всё верно. Все ошибки увидела. Ты одна выполняла работу над ошибками?
Ася сказала:
- Нет, мне помогал Петя.
Учительница с улыбкой сказала Пете:
- Ну, молодец. Ты настоящий мужчина.
Раздавая после урока тетради, девочки увидели тетрадь Аси. Одна из них схватила тетрадь и насмешливо сказала:
- Ну, посмотрим, что эта мадам налепила в своей тетрадке.
Девчонки открыли тетрадь и увидели – всё сосчитано верно.
Все так и разинули рты.
- Что?! – Глаза девчонок округлились от удивления. – Эта малявка сделала всё верно?!
Ну, наверняка бабушка вздула её хорошенько, и всё сразу прояснилось. Ничего сверхъестественного нет.
А Петя засмеялся и подмигнул Асе.
Та, поглядывая на мальчика, мысленно лепетала:
«Ну, как же это так? Неужто из всего класса один Петя пожелал со мной дружить?..»
С того самого дня Ася была ужасно весёлой, часто смеялась и всё время ходила только с Петей. Девочки злобно поглядывали на них, проходя мимо.
Подвиги Пети на этом не кончились.
Однажды, гуляя на перемене по коридору, Петя увидел Асю. Она стояла у окошка и утирала слезинки.
Петя подошёл к девочке и спросил:
- Ася, что с тобой?
Ася отвечала:
- Мне надо взять в библиотеке книгу.
- Ну, так что же такое?
- Я не могу туда пройти, - сказала Ася. – Там у двери стоят старшие мальчики. Они дразнятся и не пускают меня.
- Пойдём вместе, - предложил Петя.
И Петя, крепко держа Асю за руку, повёл её в библиотеку. У дверей библиотеки действительно сидели на лавке мальчишки в зелёных комбинезонах. Когда какой-нибудь малыш пытался пройти в библиотеку, они показывали ему кулак и говорили:
- За билет дай пуд конфет! Коль нет конфет – дай горсть монет!
Ни у кого не было ни конфет, ни монет, так что все поворачивали назад. Какой-то мальчик попытался откупиться кусочком печенья, но хулиганы отмахнулись и сказали:
- На что это нам! Жалкая кроха, которую надо рассматривать под микроскопом. Этим корми дома крыс.
И никого не было рядом.
Петя и Ася наблюдали всё это невдалеке.
- Вот видишь, какие хулиганы! – шепнула мальчику Ася. – Да разве ты с ними совладаешь!
- Ничего, смело иди, - сказал Петя решительно. – А я пойду за тобой.
Завидев девочку, мальчишки прищурились и насмешливо сказали:
- А, старая знакомая! А что это на тебе надето?
- Сарафан… - застенчиво сказала Ася, теребя в руке носовой платочек.
- Да ну? – едко спросил один. – А я думал, что это у тебя половая тряпка.
- Неправда! – вспыхнула Ася.
- Скажи своей маме, что в твой сарафан сморкаться можно! – презрительно фыркнул другой.
- Нет! Вы врёте! Врёте! – топнула ногой Ася.
Она готова была заплакать.
Тут Петя не выдержал и подскочил к мальчуганам:
- Молчать! Прекратите! Не смейте её обижать!
- Фи! Телячьи нежности! – фыркнули те, дразня Петю языком. – У-у, кавалер!
- Я сейчас покажу вам телячьи нежности! – рассердился Петя, выставляя перед обидчиками свой веснушчатый кулачок. – Я покажу вам кавалера! Кривляки! Дразнилки! Получите своё! Я вам сейчас…
- Так мы и испугались! – ехидно сказал один, встал со скамьи и довольно сильно тряхнул Петю. Петя упал.
Мальчишки тыкали в него пальцами и злобно хохотали.
- Ха-ха! Рыцарь! Ну, вставай, покажи, на что ты способен!
Петя вскочил с пола. Щёки его горели, курчавые волосы разметались в разные стороны. Он с яростью прошипел в ответ:
- Вот и покажу! – Он забежал с другой стороны и сильно ударил одного и другого по затылку, так, что те вскочили с лавки.
Тут с обеда вернулась библиотекарь. Она открыла библиотеку.
Петя подошёл к Асе, неподвижно застывшей около двери. Она была близка к обмороку.
Петя тихо сказал девочке:
- Ася, не бойся. Они больше не будут тебя обижать. Иди, возьми нужную книгу.
Ася кивнула и юркнула за дверь.
Вышла она вся сияющая, а в руках держала большущую книгу с глобусом на обложке.
- Энциклопедия про всех животных! – сказала она. – Редкостная книга! Вот – гляди! Здесь – про семейство лемуров! А здесь - африканские попугаи!.. Ой, я давно мечтала иметь такую книгу!..
И Ася с Петей, весело беседуя, побежали в класс. А перетрусившие мальчишки с ненавистью смотрели им вслед и подумывали, как отомстить храброму Пете.
После уроков мальчишки пришли в кабинет директора и стали жаловаться на Петю.
Директор не поверил.
- Что Вы, что Вы, товарищ директор! – закричали мальчишки. – Как можно не поверить! Этот мальчишка – пренеприятный субъект. Он нам рожи строил. Сопляками нас обзывал. И синяки нам ставил, - видите?
И мальчишки показали свои синяки.
( На самом-то деле бесстыдники подрисовали себе синяки синим фломастером).
Ася, слушавшая этот разговор за дверьми, готова была рыдать. Она сказала Пете:
- Ну, ты пропал. Что ты теперь скажешь?
Петя беззаботно ответил:
- Ничего, переживу. Не в первой. Не маленький ведь.
- Ну-с, - сказал тем временем директор, поднимаясь с кресла, - пойдёмте, пионеры. Опознать-то вы сможете этого товарища?
Мальчишки разинули рты, чтобы сказать «да», но в это время в кабинет вошла библиотекарь. Она держала за руки Асю и Петю.
- Враки! – сказала она, завидев мальчиков. – Ой, вы бесстыдники, такие-сякие! Ой вы, олухи неслыханные, лгуны паршивые! Не уйти вам от моей метлы!..
- Что случилось? – спросил директор.
- Не вини меня, товарищ директор, - пробормотала старушка-библиотекарь. – Кушала я, чаёк попивала, не знала, что эти неслухи вытворяют! Девчоночку задевали, мальчонку толкали, в библиотеку их не пускали!.. Слава Богу, пришла я вовремя… Из-за угла гляжу – упал мальчонка, а паршивцы эти насмехаются над ним… Девчоночка ни жива ни мертва стоит… Поскорей вышла я из-за угла-то, спугнула паршивцев… А то б ручки-ножки ребятёнкам поломали бы – не постыдились…
- Как же так получается, товарищ библиотекарь, - говорит директор. – Вот эти молодые люди только что заявили мне, что ваш мальчонка наставил им синяков. Извольте пояснить.
Библиотекарь прищурилась, всплеснула руками и заголосила:
- Ай, да что Вы, товарищ директор! Лгут паршивцы, бесстыдно ведь лгут! Нету сил у меня сейчас, а то бы я вам, бесстыдники, задала бы трёпку…
Она рухнула в кресло и застонала. Потом снова вскочила. Она погладила Петю по голове и важно сказала:
- Вот, полюбуйтесь, товарищ директор, на хороший пример воспитания. Он ведь не дерётся. Шишки никому не ставит. Он девочку защищал. Вот это я понимаю! Это, товарищ директор, настоящий человек будет.
- Хороший пример! – закричали мальчишки. – А кто нам шишек наставил? Неужто мы сами?!
Библиотекарь послюнила зачем-то палец и принялась обследовать «синяки» под глазами мальчуганов.
Вдруг она воскликнула:
- Бог ты мой! Так это ведь не синяки. Вот, гляньте, - фломастером подрисовано.
Действительно, «синяки» вдруг расплылись, и оказалось, что под глазами у мальчишек ничего не было.
Те схватились за головы и выбежали из кабинета.
Впоследствии, однако, директор нашёл их в классе и отодрал за уши. И вдобавок велел привести родителей:
- Без родителей завтра можете и не приходить в школу!
А Петя, выйдя из кабинета, весело сказал Асе:
- Ну, вот видишь – всё обошлось. А ты говорила – пропаду…
В тот день, шагая из школы, Ася снова и снова думала:
« Петя, Петя… Друг ты мой ненаглядный…»
Прошла вся осень. Затем зима. Приближалось 8 Марта.
Петя с папой уже надарили всем подарков. Маме подарили шикарный сервиз. Бабушке – расписной кофейник. А собачке Мусе – новенький красный ошейник.
И мама с бабушкой, восхищённо рассматривая подарки, в один голос сказали Пете:
- Ну, ты молодец. Нас не забыл. Надо бы теперь подарить что-нибудь одноклассницам.
Действительно, надо бы! А Петя совсем позабыл об этом! Он сразу кинулся в свою комнату и принялся носиться туда-сюда, бормоча:
- Что бы подарить?.. Брелок для ключей… нет, он сломан… Волшебный фонарик?.. Нет, он весь старый, неудобно дарить… Альбом с марками?.. А, в общем-то, кому он нужен, этот мой альбом?.. Цветные карандаши? Да нет, они все сточены… Нет, нет… Ну, что же ещё сгодится?!
Накануне 8 Марта Петя ходил, весь взволнованный. На уроках он вглядывался в румяное личико Аси и думал:
« Странно… Ни одной девочке из класса мне не идёт на ум дарить подарки. Но Ася… Она какая-то особенная… И если на 8 Марта она останется без подарка, то это будет очень, очень несправедливо».
Целый день накануне праздника Петя высматривал подарок, но ничего подходящего никак не находил. И был крайне огорчён.
Наконец в праздничный день двери класса распахнулись, и первыми в класс вошли девочки в ярких, пёстрых нарядах. Одна Ася была одета в свою обычную форму: тёмный сарафан и белые колготки. И только в косе у неё красовался пышный бант…
На переменах мальчишки щеголяли перед девочками вовсю. Они задаривали их подарками: в основном на партах у девочек восседали нарядные куклы и лежали новенькие ручки и линейки…
« Это лесть, - думала Ася, вглядываясь в праздные лица одноклассниц. – Это лесть, смешанная с глупой гордостью. Нет, мне этого не надо. Мне нужна настоящая дружба, а не пустые слова».
Петя же сидел за партой хмурый и взволнованный. Он так и не нашёл подарка для Аси… Петя не мог более сидеть спокойно. Он не находил себе места.
«Неужели, - думал он, - неужели бедная Ася в свой праздник останется без подарка? Этого не должно быть… Что же делать?..»
Вдруг тёплая, радостная мысль осенила Петину голову. Он не думал ни о чём, в голове у него была только одна мысль – Ася не останется без подарка.
Звонко, заливисто прозвенел звонок. Все сели за парты.
И учительница торжественно сказала:
- Вот и настал ваш праздник, девочки. От всей души поздравляю вас с 8 Марта и…
Тут Петя встал и еле слышно простонал:
- Инна Евгеньевна…
- Что случилось? – спросила учительница.
- Зуб болит… Разрешите сходить в медпункт.
- Да, конечно, иди, - сказала учительница.
Делая вид, что направляется в медпункт, Петя вышел за дверь. И вдруг побежал к выходу.
Петя мчался и мчался. У него перехватило дыхание. Сердце бешено колотилось.
Наконец показался Петин кирпичный дом со скамейкой у крыльца. Петя сел под забор, чтобы отдышаться.
Вдруг дверь скрипнула, и раздался мамин голос:
- Кто здесь?
Петя замер, затаил дыхание.
- Кто там? – раздался хриплый голос бабушки.
- Не знаю, - ответила мама. – Наверное, соседи.
Петя дождался, пока голоса стихнут, а потом снова помчался.
На небе сгущались тучи. И дождь крупными каплями забарабанил по крышам домов. Петя бесстрашно нёсся вперёд. Спотыкался и падал… Вставал и снова бежал.
Наконец Петя увидел крашеный забор и чистенький белый домик. И лёг на траву отдохнуть.
Этот дом стоял не так далеко от Петиного дома. Мальчик здесь часто гулял. Здесь жила одна добродушная старушка. Когда Петя проходил мимо, старушка всегда давала ему пряники и конфеты. Но дело было не в том.
Чистенький и опрятный домик старушки был окружён забором. А около забора пышно разрослись шикарные кусты мимозы. Когда Петя смотрел на эти мимозы, ему всегда представлялась Ася. «Она такая же светлая, хрупкая и нежная, как эти цветки, - думал он. – И я буду счастлив, если сегодня её стол будет украшать мой букет».
Петя нашарил в кустах самодельную лестницу и приставил её к забору. Он волновался, почти не дышал, когда рвал хрупкие ветви… Он был весь погружён в радостные мысли о том, что, быть может, увидев его букет, Ася будет счастлива… хотя бы один день будет счастлива.
Его мысли прервали торопливые шаги. На крыльцо вышла старушка с метлой и громко спросила:
- Эй, кто тут мои мимозы рвёт?
Но Петя уже мчался по дороге, крепко сжимая мимозы в руке…
Тем временем Ася, сидя на уроке, неспокойно думала:
«Где же Петя?.. Целый урок пропустил… Может, ему сверлят зуб?.. О, Господи, как это больно! Он, наверно, вырывается, и никак его не успокоить!..»
На перемене Ася то и дело заглядывала в медпункт, но Пети не видела. К ней подошли девчонки и ехидно спросили:
- Что, Жужелица, умчался твой Петька за горизонт? Дурочка! Нашла в кого влюбиться – голова два уха!
- Не смейте! Молчать! – прикрикнула на них Ася.
К ней подскочил какой-то рыжеватый мальчуган и захохотал:
- У-у, воображуля! Тили – тили – тесто, жених и невеста!
Ася сначала покраснела, потом побледнела. Слёзы брызнули из её глаз. Она закрыла лицо руками и бросилась в класс.
Потом она всё-таки успокоилась. Она сказала себе:
«Что мне за дело до насмешек этих Тань, Валь и Люд! И видеть их не хочу. Но Петя… Петя – это исключение».
Тем временем Петя уже тихо пробрался мимо спящей старушки вахтёрши и проскользнул в вестибюль. Он сел на скамью ожидать конца урока. Ему было немножко боязно признаваться.
Наконец класс открылся и Ася, словно лёгкая бабочка, выпорхнула из-за двери. Петя нерешительно подошёл к ней и протянул цветы.
- Это тебе… - робко сказал он.
- Как? Откуда эти цветы? – с восхищением спросила Ася.
- Это тебе подарок… к празднику… - Петя смутился и зарделся.
В это время к ним подошла учительница и спросила:
- Петя, в чём дело? Где ты был? В медпункте я тебя не нашла…
Ася засияла. Учительница увидела яркий, солнечный букет и ласково улыбнулась.
Петя потянул Асю за руку и сказал робко:
- Ась, пойдём…
Ася кивнула, отделила от своего шикарного букета три нарядных веточки и подала их учительнице. Затем счастливо улыбнулась и торжественно пошла под руку с Петей…
В коридоре они встретили директора. Он радостно спросил Асю:
- Что, Анастасия, празднуете?
- Празднуем, - весело ответила Ася. Затем подала веточку мимозы директору. И пошла с Петей дальше…
Шагая по вестибюлю, дети увидели библиотекаря, мирно говорившую с уборщицей. В руках она держала пустую вазочку из-под цветов – цветы, что когда-то дарили ей старшеклассницы, давно увяли, и она шла, чтобы наполнить вазочку чистой водой и поставить в неё новые, свежие цветы…
Ася увидела это, отделила от своего букета ещё две веточки и, улыбаясь, дала одну библиотекарю. Затем дала другую веточку уборщице.
Чудесный аромат пронёсся по вестибюлю дуновением ветерка и засиял мелкими жемчужинами в улыбках библиотекаря и уборщицы.
- Спасибо! – хором сказали они, а Ася с Петей весело пошли дальше.
На улице всё ещё лил дождь.
- Ой! А я зонтик дома забыла! – запричитала Ася.
- Ничего, - улыбнулся Петя и раскинул над её головой свой широкий плащ. И дети, улыбаясь, пошли по улице.
Проходя мимо домика старушки, ребята услышали её веселый голос:
- А, вот и ты топаешь, голубчик! Не ты ли тут мои мимозы рвал?..
Петя густо покраснел.
- Большое спасибо за цветы, - сказала Ася и дала старушке три веточки мимоз.
Старушка улыбнулась, достала из кармана передника два пряника и дала их детям. Друзья благодарственно кивнули и двинулись дальше. А старушка ещё долго стояла на крыльце, держа в руках три хрупкие веточки…
У ворот Петиного дома Петю ждали мама и бабушка. Они увидели рядом с сыном девочку, держащую в руках солнечный букет,
и заулыбались. Ася дала им ещё по веточке мимоз и пошла, в сопровождении мальчика, до своего дома…
У Аси осталась всего одна веточка от шикарного букета. Она заложила её в книгу на самую первую страницу, и мимозы до сих пор лежат там, словно живые…
С тех пор Анастасия Николаевна – уже не девочка, а взрослая женщина – часто берёт в руки любимую книгу и, глядя на памятную веточку мимозы, всегда вспоминает о своём дорогом друге…
После школы они тоже всегда были вместе. Ася поступала в другой институт, но, по желанию Пети, он стал учиться в одном с ней институте… И работали они тоже вместе… И всегда помогали друг другу, и всегда были рядом, во что бы то ни стало, готовые всегда друг друга поддержать…
И всегда самым главным для них была дружба.
А ведь это – самое главное!..
Свидетельство о публикации №206091100061
Если Вы будете оставаться всегда такой же доброй, то это будет лучшим подарком всем людям, которые будут так или иначе касаться Вашей жизни.
Главное - это дружба... Верно. Мало кто это понимает.
Спасибо! Большое спасибо за этот рассказ.
Тася Вадова 25.10.2006 13:11 Заявить о нарушении
С уважением,Ксюша
Ксения Приходько 30.10.2006 23:41 Заявить о нарушении
Я считаю такую дружбу самой крепкой. Для меня лучшей подругой стала старшая сестра. И то, только несколько лет назад. Да и не знаю, может, не будь мы сестрами мы бы общались не так хорошо...
В общем, дружбы Вам, Ксюша! Самой искренней и доброй. Не знаю, должна ли она быть с девочкой. Потому что... потому что все написано в Вашем рассказе.
А вообще, друзей должно быть много. Только хороших друзей. Бывает, ужасные люди пытаются казаться друзьями...
Я как всегда о наболевшем:)
С улыбкой,
Тася Вадова 31.10.2006 00:40 Заявить о нарушении
Если хотите Тася,то пришлю Вам свои стихи,правда их можно почитать и на стихи.ру. С уважением,Ксюша
Ксения Приходько 24.11.2006 00:13 Заявить о нарушении
Ладно, об этом можно много говорить.
Я посмотрю на стихах.ру. Не обещаю отзывов - я не очень правильно стихи воспринимаю - но все же прочитаю)
Тася Вадова 25.11.2006 13:08 Заявить о нарушении