Мысли о смерти и бессмертии 3
Страх перед смертью люди испытывают скорее не из-за того, что боятся личного небытия, а из-за того, что боятся после смерти потерять связь с этим миром. Как же они будут существовать без меня, как я уже ничего здесь не смогу сделать?
Страх смерти – это тоска расставания, и как душевное состояние, за всю свою жизнь мы испытываем его неоднократно: мы не можем свыкнуться с пространственно-временной структурой мирского существования. Покидая на длительное время или навсегда какое-либо место: дом, город, страну, поляну в лесу, мы не можем представить себе, как то, что раньше было для нас абсолютной реальностью – т.е. где мы могли предпринять любые действия – потрогать ли вот эту травинку, подойти ли к этому дереву, посидеть ли за этим столом, и где вся обстановка была для нас актуальна – холод, гул поезда или звон назойливых комаров – всё это в определённый момент времени составляло для нас реальность существования – как теперь для нас этого уже нет.
Примерно так же обстоит дело и со страхом смерти как с аффектом. Страх смерти – это прежде всего недоумение. Нельзя воспринимать, как простое хулиганство, когда где-то выцарапывают, например: “Здесь был Вася”. Нет, в этих словах человек хочет сохранить своё присутствие, и потому данную фразу надо воспринимать скорее: “Здесь есть Вася”, или “Он хочет здесь быть”.
Руководствуясь подобным желанием, люди ведут дневники, пишут мемуары – они хотят остаться с нами, сохранить с нами (или с определённым временем и местом) связь. Вот почему люди заботятся, чтобы достойно погребли после физической смерти их тело. Казалось бы, это абсолютно бессмысленное действие, такое же, как покупка земельной собственности в другой галактике. Уж после смерти-то человек избавлен от хлопот на земле и может с чистой совестью не беспокоиться о судьбе своего тела.
Нет, люди хотят здесь быть, хоть как-то здесь присутствовать, пусть даже на полузаброшенном кладбище, но по которому хотя бы один раз в год пройдёт живой человек из этого мира, в котором они сами раньше жили, и прочитает на потрескавшейся надгробной плите: “Иванов Василий Петрович. 1913 – 1987”.
Связь станет более ощутимой, если она воплощена не только в физическом объекте (похороненном теле и надгробии), но и в людской памяти, заключена в людских чувствах. Дети и внуки будут вспоминать тебя – вот уже утешение для родителей и подсознательный мотив для продолжения рода.
Это же, пусть и далеко не единственный, стимул для любой активной деятельности и для творчества – по которому каждый художник хочет создавать долговечные и ценные произведения, чтобы “жить в веках”. Весьма нечасто желание сиюминутной, прижизненной славы подвигало к созданию великих произведений. Писатель во многом потому так трепетно относится к своим рукописям и заботится об издании (или хотя бы сохранении) своих произведений – чтобы суметь донести своё и себя в своём – людям. Искусство принципиально не могло бы развиваться, не являясь чем-то долговечным.
Связь с миром, и в особенности с человечеством – есть предмет заботы каждого человека и то, на чём основывается единство нынешнего, земного человечества. И причина данной заботы – осознанная необходимость смерти.
Лучший способ преодолеть страх перед смертью – уже сейчас отдалиться от мира. Если добровольно обрезать связи с миром или, во всяком случае, перестать ими дорожить – то и смерть будет не страшна. Смерть будет нормальным и вполне естественным завершением взаимоотношений человека с миром. Так то…
Свидетельство о публикации №206091500139
Ап Артист 09.10.2006 07:08 Заявить о нарушении