Философия Слабости

Философия Слабости
Мы все рождены в эпоху, когда деревья были большими, а цены низкими; когда наши хоккеисты обыгрывали всех без разбору, а сборная по футболу без особых проблем проходила отборочные группы; когда показуха тесно переплеталась с истинным патриотизмом и любовью к Родине; наконец, когда один мечтатель крикнул «поехали», а в ответ услышал громогласное и искреннее (кто бы что сейчас ни говорил) «всегда готов». Так или иначе, мы все впитали в себя те стереотипы и предрассудки, которые навязывались нам извне. Нас с одной стороны приучи уметь страдать и бояться, а с другой – всегда стремиться победить и стать первым. Боль и скука повседневности ничто в сравнении с верой в светлое будущее. Но незамутненные идеалы детства оказались растоптаны серой юностью и бесперспективной молодостью. Тяга к рефлексии сыграла злую шутку с поколением, которому не осталось уже, что выбирать. Мы не можем созидать, а разрушать нам уже нечего. Слова «уже» и «ещё» - как символы безвременья и отсутствия каких-либо четких ориентиров. Ещё вчера все были уверены, что нас ждет безоблачное завтра; сейчас же мы не знаем, как жить в сегодняшнем дне. На место иллюзии покоя и стабильности пришли неуверенность и сомнения. Тревога – этот страх перед самим собой, съедает силы и энергию. Но скорее вопреки, нежели благодаря вышеуказанным процессам, некоторые из нас начали своё духовное сопротивление.
Кто-то спрашивает «какой оборот примет дело» или советует «смотря по сторонам не оборачиваться»; кто-то намекает на «наличие выбора» или «подчеркивает сознательность выбора других». О чём же размышляют представители поколения воспитанного на Санаеве, Пелевине и «Поле чудес» вместо «Спокойной ночи малыши». Именно эти люди когда-то восхищались близостью и правдивостью Ремарка, а сейчас ночами танцуют в клубах. Невыносимая легкость бытия – это лишь миф, пришедший из того самого советского времени, о котором мы так мечтаем забыть и о котором мы просто мечтаем. И всё же кто задает эти вопросы, и что их подвигло на подобные действия?
Нежелание признать свою - слабость типичное проявление психики молодежи рубежа тысячелетий, особый вид защитной реакции. Мы боимся признать, что дрожь идет по телу при просмотре фильма «Всё будет хорошо», что слезы наворачиваются на глаза при виде старушек, собирающих бутылки, что ком подходит к горлу, когда демонстрируют очередную казнь русских солдат в Чечне, где официально нет войны. Мы, даже не читав Ницше, почему-то решили, что сострадание и милосердие это плохо и стыдно. Мы всегда должны быть сильными и должны наконец-то проломить кирпичную стену головой. Нас научили, что жизнь это борьба, а в борьбе побеждает сильнейший; а победа – это не главное, - победа это всё. При этом мы ещё не забываем переживать о том, как о нас подумают окружающие. «Ад – это другие»,- любим мы повторять, хотя на самом деле «ад – это мы сами». Крики толпы, посторонний шум заставляют нас часами стоять у зеркала и планировать своё поведение. В нашем расписании не остаётся места для остановок и передышек. Мы твердо уверены, что главное – это ни бегать быстро, а выбежать раньше. При этом мы часто стаптываем ботинки и ломаем ноги, но это ничто в сравнении с удовлетворением от очередной, пусть даже пирровой победы.
Когда-то очень давно нас обманули…. Нас подставили, кинули на произвол Судьбы. Нам однажды внушили то, что к нам не имеет абсолютно никакого отношения. Нас всех загнали в определённые рамки стандартной модели существования. Мы не живём, мы – побеждаем. Мы боремся с самими собой, убеждая при этом свой разум в верности выбранного пути. Подчёркивание силы, акцентирование внимания на соревновательности всего происходящего – неотъемлемая составляющая бытия людей, участвующих в закате человечности. Гордость за очередную выигранную битву – истинное наслаждение для хвастающихся новой моделью телефона. Все так привыкли к различным маскам и ролям, что, глядя на своё отражение, вряд ли кто-то сможет узнать того, кто перед ним находится.
Убежденность во всесилии и безграничности собственных возможностей приводит многих к безразличию и черствости. Впрочем, это вовсе неважно, когда рядом с тобой такие же личности, которых ты уже успел обнять и поцеловать при встрече. Эйфория может и не закончиться, всё зависит от степени испорченности и привязанности к идеалам, навязанным нам искалеченным и агонизирующим обществом, частью коего мы все являемся. Но все же некоторые сначала тихо, потом во весь голос говорят «хватит».
Если самосовершенствование не ведет к гармонии, а саморазрушение еще больше отдаляет от свободы, то значит должен быть какой-то другой путь. Если разум и рассудок противятся признать, что человек слаб и беззащитен, значит нужно выйти за их пределы и обратиться в кого-то, кто сможет увидеть это со стороны. Слабость, как критерий человеческой сущности, как-то, от чего человек бежит, прикрываясь пафосом и бравадой. Но это единственное истинное и не придуманное состояние индивида. Вернуться к истокам – может это и есть свобода. Ни свобода выбора, а свобода как таковая. Раскованность и отсутствие комплексов – термины, ничего общего не имеющие с природой каждого из нас. Духовное сопротивление только началось. Осталось определить каким является этот самый пресловутый следующий шаг, да и нужен ли он вовсе.

What now? And what coming next?



 16 сент. 2006 г.


Рецензии
What next? Question is part of answer. We have to just know how many of us are ready to see it.

Евгений Кашкаров   07.10.2017 01:17     Заявить о нарушении
Life is a struggle. Fewer illusions - more actions!

Рияд Рязанов   09.01.2018 09:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.