Корни

Запах сосны, стройные смолистые стволы деревьев, шум хвои – первые воспоминания Владимира Афанасьевича Савича.
Семья их из 15 человек состояла. Прокормить столько ртов при панской Польше тяжеловато было, поэтому как только подрастали – помогали отцу. Плотогонами работали, в лесах и на реках большую часть года проводили. Так и привык Владимир с детства к речному простору, чащобной глуши, трудно выразимому словами ощущению своей причастности к природе, единению с тем миром, которого, в городах живя, так не ощущаешь.
Природа, такая своевольная, и загадочная и всместе с тем родственная человеческой душе, урок Владимиру преподала: главное, что силу дает по жизни идти – ощущение своих корней. Не только дерево корнями питается, не только зверь в стаде живет, не только рыба в косяки сбивается, и человек силен, пока знает, что что есть ему для кого жить, и есть кому о нем заботиться. Вот тринадцать их у родителей, и хлеба каждый кусок трудовым потом выкупается, а ведь подрастут все – как весело жить будет, зная, что корней своих по свету много, значит, неискоренима она, порода Савичей.
Жизнь у Владимира Афанасьевича нелегко складывалась. Работал, как вол при панах, через горнило войны прошел, близких теряя и друзей.
После войны обосновался в Пинске, трудился на пилораме на строительно-судоремонтном заводе. Многие считали, случайно это, надо же же фронтовику где-то пристроиться. А он знал: после тяжелых военных лет работа его – попытка реализовать тоску о детской мечте. Вот уже и седина появилась, а живет, как и раньше: до речного простора – рукой подать и запах сосны каждый день вдыхает.
Отстроился с годами. Семью свою завел. Появилсь и у него дети – сыновья Анатолий и Валерий. Зажили не хуже других. И надо же напасти такой приключиться – когда уже к пятому десятку возраст подступил, тяжелая болезнь приковала к кровати его жену. И остался он с двумя малолетними на руках.
В интернат отдать – чего проще. Только и мысль такая ни разу в голову Владимиру Афанасьевичу не пришла.Последнее это дело для всякого живущего – от корней своих отрываться.
Вставал в три часа утра. Натопит печь, завтрак и обед приготовит, перестирает все, маленького Валерия накорми, игрушек ему на целый день принесет, чтобы к печи не сунулся, мелом черту по комнате проведет, мол, не переступай ее, сынок, очень прошу.
Старшему прикажет: «Наблюдай за брательником-то». И на работу. Вечером – домой сразу, ужин готовить, детей и жену кормить, по хозяйству хлопотоать. Так много лет подряд.
Сейчас сыновья его взрослые уже. Старший, Анатолий – прапорщик. Младший инженером в проектном институте работает. Оба женаты. У Анатолия сын и дочь. Дождался-таки Владимир Афанасьевич молодую поросль Савичей. Но рядом с внуками и детьми стариком себя не ощущает. По дому не хуже молодых справляется.

1986 год.
А. Кочура.

Мой отец. Он родился в Сумской области, в Мирополье. Закончил 7 классов. В 1953 году поступил матросом на судно в Херсоне. Работал на судах, приписанных к Херсонскому речному порту. Поступил в техникум водного транспорта в Киеве. Работал старшим рулевым на теплоходе" Александр Суворов". Ходили с Херсона на Дунай до Измаила, делали перегон флота с Дуная на Одессу. Работал на рудовозе в Новой Каховке. На нем и побывал впервые в Белоруссии, в Пинске. Впечатления остались самые приятные. И никак не думали мои будущие родители (папа - шкипер, а мама-матрос,что станет этот город им по-настоящему родным и проживут они в нем долгие годы.
Мы с сестрой плавали вместе с родителями- возили руду с порта Ленина до Бреста по Припяти, по Днепру.
Когда образовалось Верхне-Днепровское речное пароходство, часть рудовозов Украина передала Белоруссии. И судно, на котором работали мои родители, командировали в Пинск. Папа закончил школу комсостава и решил обосноваться в Пинске навсегда. Сначала работал на флоте, жили на дебаркадере, потом получили квартирку, перешел на берег. Был активным рабкором (газеты "Речник Белоруссии", "Полесская правда"), с удовольствием писал о товарищах по работе, умел подметить смешное, комическое, что настораживало начальство.
Отец был скромен, довольствовался немногим, на повышение не шел. Ему предлагали издать сборник его работ, но он не сделал этого.

...Пожелтевшая от времени заметка в газете "Речник Белоруссии"- "Верность избранному делу", автор В.Сиволапа:
"Сколько ни бросала жизнь по белу свету Анатолия Ивановия Кочуру, река всегда оставалась его неизменной привязанностью.

- Моя трудовая биография начиналась в Херсонском речном порту, - рассказывает Анатолий Иванович.- А в Белоруссию впервые попал в 1955 году, когда получил приказ принять в Новой Каховке рудовоз Р-0190 и, загрузив его рудой, отправиться в речной порт Брест. Именно тогда состоялось мое знакомство с предприятием, которе уже через год в связи с образованием Верхне-Днепровского речного пароходства стало постоянным местом моей трудовой деятельности.
...работает и живет в Пинске. Должность занимает скромную - старший приемосдатчик речного порта Пинск. И все же его имя известно многим на речном транспорте республики.
Публикации и выступления Анатолия Ивановича Кочуры, нашего внештатного корреспондента, часто можно увидеть на страницах отраслевой газеты. О чем бы ни шла в них речь - о проблемах порта, где он трудится, о людях, с которыми приходится сталкиваться по долгу службы, - за каждой строкой его зарисовок, корреспонденций, заметок,- чувствуется искренняя любовь и уважение к нелегкому труду речников, которому он, Анатолий Иванович Кочура, посвятил большую часть жизни."


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.