C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Существует ли вторая иммунная система?

Ю. ПРИЛИПСКИЙ, к.м.н.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ВТОРАЯ ИММУННАЯ СИСТЕМА?

- Папа, скажи, правда ли, что есть мамы, у которых много детей? Маленький мальчик настойчиво повторяет несколько раз этот вопрос своему отцу. Кто из нас не на - блюдал подобные сцены? Кому не приходилось отвечать на многочисленные вопросы малышей - "почемучек"?
Или другая сценка - маленький ребенок пытается прикоснуться к раскаленной печке. Мама запрещает это делать, говорит, что в результате малыш получит ожог и ему будет больно. Ребенок послушно кивает головой и - все же - касается печки пальчиком, естественно, получая ожог.
Извечная проблема взаимоотношений родителей и детей. Кто из родителей не се-товал на то, что дети не слушают их советов, не используют родительский опыт, вслед - ствие чего совершают многочисленные житейские ошибки. В свою очередь дети говоря о непонимании своих интересов и устремлений со стороны родителей, о желании родите-лей навязать детям свою систему жизненных ценностей, зачастую неприемлемую дл мо-лодого поколения.
Еще одна проблема - образование. Пожалуй, нет ни одного государства, в кото - ром уровень материальных и иных затрат был бы адекватным качеству получаемого но - вым поколением образования. Несмотря на то, что для получения школьного (да и не только школьного) образования уходят многие годы, конечный результат оставляет же
Что же объединяет приведенные примеры? В чем причина нежелания одного ин-дивидуума воспринимать знания и опыт другого?
Учитывая массовость приведенных примеров, логично предположить, что сущее - ствуют некие универсальные механизмы в психике человека, не позволяющие конкрет - ной личности безоговорочно воспринимать чужой житейский опыт. Именно эти меха - низмы заставляют маленького человечка задавать взрослым огромное количество самых разнообразных вопросов, касаться пальчиком раскаленной печки. Именно эти механиз - мы не дают детям безоговорочно использовать житейский опыт их родителей, что ведет к появлению различных ошибок. Эти же механизмы делают образование недостаточно эффективным, объем знаний после завершения курса обучения всегда остается намного меньше ожидаемого.
Что же это за механизмы? Прежде чем говорить о механизмах, защищающих психику индивидуума, вспомним о системе, защищающей каждого конкретного чело-века, точнее каждый биологический объект от чужеродной биологической информации. Вспомним, что в живой объект, в т.ч. и в организм человека постоянно проникает огромное количество чужеродной биологической информации. Если бы не существовало системы защиты от нее, то каждая молекула чужеродного белка или нуклеиновой кислоты видоизменяла бы организм соответствующим образом. Однако, съеденный кусок говядины не превращает съевшего в корову.
Для сохранения любого индивидуума как биологического объекта существует чрезвычайно сложная система защиты, система иммунитета, состоящая из огромного ко-личества клеточных и гуморальных факторов. Эти многочисленные факторы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, многократно дублируя и контролируя дейст-вие каждого фактора в отдельности. В конечном счете, точнее, конечным результатом этих действий является нейтрализация, а затем и превращение чужеродной белковой (биологической) информации в собственную.
В результате многочисленных химических реакций и взаимодействий молекула чужеродного белка в организме расщепляется на фрагменты (короткие пептидные остатки или даже отдельные аминокислоты), не несущие целостной информации. Затем из образовавшихся фрагментов в организме ресинтезируется молекула белка, однако, вновь созданная молекула уже является "своей", т.е. свойственной именно данному организму. Только такие действия позволяют сохранить любой биологический объект не -измененным, соответствующим своему биологическому виду.
Возникает вопрос принципиального характера. Если чужеродная биологическая информация настолько опасна для любого биологического объекта, что для защиты от ее проникновения создана мощнейшая система иммунитета, нельзя ли предположить, что существует аналогичная система и для защиты от информации психологического ха-рактера? Ведь по своему воздействию на организм чужеродная информация психологического характера представляет не меньшую опасность, чем информация биологическая. По аналогии со второй сигнальной системой, которой является слово (человеческая речь), можно ли говорить о второй иммунной системе?
Если предположить существование второй иммунной системы - системы для защиты от психологической информации, то будет логичным предположить, что механизм ее функционирования принципиально не будет отличаться от деятельности общеизвестной системы иммунитета. Как и в случае поступления в организм чужеродной биологической информации, информация психологического характера вначале будет фрагменти-роваться на части, не несущие цельной информации, (образно говоря, предложение раз-деляется на отдельные слова). Затем из образовавшихся фрагментов происходит ре-синтез, при котором первоначальная информация может быть восстановленной в предыдущем объеме, а может образоваться и информация, отличная от первоначаль-ной. Для проверки правильности восстановленной информации необходимы определен-ные действия. Мозг требует или дополнительной информации, или экспериментальной проверки полученного им результата.
Вспомним вопрос мальчика своему отцу, приведенный в начале статьи. Мозг ребенка в результате рекомбинантной обработки полученной информации допускает возможность того, что мамы, у которых есть много детей, могут существовать. Однако, личный опыт ребенка не дает подтверждения этому факту и ребенок, в попытке найти подтверждение (или опровержение) вывода своего мозга, начинает задавать многочисленные и настойчивые уточняющие вопросы. Подобное же происходит и в примере с го-рячей плитой. Ребенок в попытке экспериментального подтверждения правильности ска-занных мамой слов и собственного умозаключения получает ожог.
Если гипотеза о существовании системы защиты от чужеродной психологической информации верна, становится понятной суть проблемы отцов и детей. Вторая иммунная система не позволяет детям механически воспринимать опыт своих родителей, дети в обязательном порядке будут проверять личным опытом правильность сообщаемых родителями сведений.
Когда в школе или в другом учебном заведении обучающемуся сообщают набор готовых фактов с соответствующими выводами, то перед школьником или студентом возникает проблема - или механически заучить (вызубрить) полученные сведения, или перепроверить их. Последнее действие требует от школьника больших интеллектуальных усилий и доступно далеко не каждому. По-видимому, если бы учащемуся сообщались не целостные готовые факты, а их фрагменты и проводился контроль правильности проведенной учеником синтетической работы, эффективность обучения стала бы неизмеримо больше. Вспомним, что наиболее эффективными формами обучения являются игровые, т.е. те, где обучаемый может проводить постоянный самоконтроль правильности полученных мозгом результатов.
Подтверждение существования защиты от чужеродной психологической информации, своеобразной второй иммунной системы позволит специалистам физиологам, психологам, педагогам, а также родителям пересмотреть процесс воспитания и обучения детей, даст возможность сделать процесс становления человека значительно более эффективным. Несомненно, что физиологи и психологи сумеют найти пути для проверки данной гипотезы и, в случае ее подтверждения, с максимальной эффективностью ис-пользовать полученные знания на практике.
 ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Данная статья – гипотеза была опубликована под названием «Возможно, существует и
вторая иммунная система» в газете министерства здравоохранения Украины и Украинской
фармацевтической академии «ЛІКИ І ЗДОРОВ`Я» № 20-23 (189) от 6 сентября 1999 г.


Рецензии